ИНТЕЛРОС > №23, 2014 > Современное бытование духовных стихов в среде старообрядцев Южной Вятки

Елена Воронцова
Современное бытование духовных стихов в среде старообрядцев Южной Вятки


22 марта 2015

Елена Владимировна Воронцова
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет,
Москва lendail@yandex.ru

Духовный стих как особое явление в русской культуре давно привлекает внимание самых разных исследователей. О нем пишут культурологи, фольклористы, музыковеды, этнографы, историки. При этом зачастую исследователи опираются исключительно на письменные источники. До сих пор многие работы пишутся с опорой на изданные еще в XIX в. сборники, наиболее полным из которых являлся сборник П.А. Бессонова «Калеки перехожие». Некоторые исследователи склонны считать этот жанр мертвым или утраченным. Так, Н.А. Федоровская указывает, что «духовный стих как явление [в русской культуре] в настоящее время практически отсутствует» [Федоровская 2010: 40]. Между тем духовные стихи продолжают бытовать как в устной, так и в письменной форме (в том числе, в старообрядческой среде) и заслуживают серьезного и пристального внимания. В статье мы предпримем попытку комплексного анализа устного бытования духовного стиха в среде старообрядцев-беспоповцев Южной Вятки1. Мы постараемся ответить на вопрос, кем и почему духовные стихи сегодня все еще востребованы в этой среде.


Вернуться назад