ИНТЕЛРОС > №23, 2014 > «Православный» и «советский»: к вопросу об идентичности верующих советских граждан (1940-е — начало 1970-х гг.)

Наталия Шлихта
«Православный» и «советский»: к вопросу об идентичности верующих советских граждан (1940-е — начало 1970-х гг.)


22 марта 2015

Наталия Васильевна Шлихта
Национальный университет «Киево-Могилянская академия»,
Киев nshlikhta@gmail.com

В 1999 г. в Украине проходили очередные президентские выборы. Одним из кандидатов, вышедших во второй тур, был лидер украинских коммунистов Петро Симоненко. Очередная листовка, призывающая голосовать за него, начиналась красноречивыми словами: «За Петра Симоненка, за народ, за Православную Украину». В западных областях Украины на православную церковь смотрят не только как на «московскую», но до сих пор как на «советскую» церковь, своеобразный реликт советского прошлого. Ведь: «А як православні, вони комуністи були»1 [АИИЦ. П-1-1-687. Л. 6]. Подобное восприятие лишь усиливают действия современного руководства Московского патриархата, такие как награждение в июне 2014 г. лидера российских коммунистов Геннадия Зюганова орденом «Славы и чести» III степени по случаю его 70-летия. Это только некоторые примеры того, как проявляется и воспринимается парадоксальная двойственная «православно-советская» идентичность на постсоветском пространстве. Распространенный тезис о превращении / «перекрашивании» всего «советского» в «православное» после 1991 г. («Были “советские”, стали “православные”») также исходит из необычно легкого согласования «советского» и «православного».


Вернуться назад