ИНТЕЛРОС > №23, 2014 > Douglas Rogers. The Old Faith and the Russian Land: A Historical Ethnography of Ethics in the Urals

Джеймс Уайт
Douglas Rogers. The Old Faith and the Russian Land: A Historical Ethnography of Ethics in the Urals


22 марта 2015

Douglas Rogers.
The Old Faith and the Russian Land: A Historical Ethnography of Ethics in the Urals. Ithaca;
L.: Cornell University Press, 2009. xvii + 338 p.

Джеймс Уайт (James White)
Институт Европейского университета,
Флоренция, Италия james.white@eui.eu

Многочисленные исследователи, писавшие о прошлом и настоящем России, объясняли феномен старообрядчества различным образом. Разрыв старообрядцев в середине XVII в. с Русской православной церковью из-за, казалось бы, незначимых изменений в обрядовой сфере для целого ряда западных авторов стал символом общей проблемы восточного христианства, которая заключается в ревностном внимании к обрядовым мелочам в ущерб более «рациональным» теологическим проблемам. Сходным образом православные деятели церкви сурово осуждали раскольников за фанатизм, с которым те защищали свои обряды, — это считалось неуместным и неподобающим. Другие исследователи считали, что раскол помог сохранить аутентичную форму русской народной культуры, стал сокровищницей национальной идентичности, защищавшей Россию от вестернизации, которую проводили Петр Великий и его преемники. Для ученых, следовавших марксистско-ленинскому учению, раскол являлся протестом народа, угнетаемого крепостничеством и самодержавием, реакцией, понятной в контексте XVII столетия, но ставшей архаичной и реакционной в индустриальную эпоху


Вернуться назад