ИНТЕЛРОС > №5, 2011 > Возможности и границы общенаучных и философско-антропологических подходов в изучении человека

Галина Белкина, Сергей Корсаков
Возможности и границы общенаучных и философско-антропологических подходов в изучении человека


20 марта 2014

Процесс познания в его всемирно-исторической ретроспективе всё в большей степени превращает человека в главный предмет исследований. Вместе с тем ни философия, ни наука, ни искусство не выработали пока такого познавательного инструментария, который бы позволил представить человека во всей его многоплановости, взаимосвязях различного, сохраняя при этом его целостность. Начиная с античной философии существует дилемма естественнонаучного и философско-этического постижения человека. Досократики рассматривали человека как микрокосм, подобный макрокосму и подчиняющийся общим законам природы. Сократ ценой сознательного отказа от естественнонаучных обобщений осуществил поворот к человеку, к приоритету этической проблематики в познании человека, тем самым лишив философию роли синтезатора познания, которая была всегда ей свойственна. С тех пор дуализм научного изучения человека и его философского постижения сохранялся на протяжении всей истории. При этом качественно изменился сам характер науки. Современные науки всё в большей степени включают человека в предмет своего исследования: от астрофизики до генетики. Возникают новые науки, по природе своей синтезирующие естественнонаучные и антропологические аспекты, такие, например, как эргономика и др. С другой стороны, философская антропология перестала игнорировать результаты естественнонаучного познания человека и начиная с Шелера, Плеснера и Фромма стремится к некоему синтезу науки и философии в познании человека


Вернуться назад