ИНТЕЛРОС > Выпуск 5 > Коммуникативная онтология человека: принцип фокуса

Елена Ярославцева
Коммуникативная онтология человека: принцип фокуса


30 октября 2013

Возможности современного развития человека во многом связаны с постоянным совершенствованием коммуникационных технологий, которые позволяют расширять формы диалогового общения человека. Они существуют не как информационное поле, именно это часто понимают под коммуникацией, но как процесс глубокого кооперативного взаимодействия, опирающийся на системы обратной связи. Динамичность и множественность взаимодействий порождают синергийные эффекты, неожиданные результаты. Диалог является именно таким, полным потенций пространством, где человек играет ведущую роль. Весь континуум связей и отношений, производимых как индивидуальными, так и социальными субъектами можно представить как феномен коммуникативной онтологии, которая позволяет проводить анализ многообразных ситуаций, где человек главное действующее лицо.

Среди достаточно большого количества социальных субъектов, которые в современном обществе переживают серьезные трансформации, человек привлекает особое внимание. Именно с потребностями творчески активного социального субъекта, которым он является, связано формирование соответствующих тенденций в развитии общества и возникновение гуманитарной проблематики, открывающей новые подходы в понимании мира, а также разработка принципов гуманитарной экспертизы для новых систем отношений, развивающимся цифровым и дистанционным коммуникациям. Человек становится важным системным компонентом становления социума. Поэтому его индивидуальные изменения, – динамичность топоса, интенсивное расширение интерактивного пространства, – требуют разработки дополнительных способов исследования, создания такой научной оптики, которая настроена на целостность и системность человека.

В рамках гуманитарных подходов к изучению человека, среди достаточно обширной системы антропологических знаний, есть один методологический принцип в оценке особенностей науки, который, как представляется, актуален для дальнейшей разработки. Это идея «нового гуманизма» академика И.Т.Фролова, считавшего, что для ее реализации необходима такая структура науки, которая «сделала бы своим центром человека». Это требует «развития научной деятельности в духе целостного исследования целостного человека» и по существу «означает… “переворачивание” всей пирамиды науки, переход к такому состоянию, когда природу будут исследовать под углом зрения интересов и потребностей человека, а не наоборот». Фактически речь идет об изменении научной оптики, когда поиски происходят не просто «ради человека», а в тесном сопряжении с ним как с критерием успешности и экологичности развития. Иными словами, перевернуть пирамиду – это значит, рассматривать научные знания в более тесной взаимосвязанности с потребностями человека, более полно проявляя обратные связи между индивидом и создаваемым объектом науки, ее предметным полем.


Вернуться назад