ИНТЕЛРОС > №2, 2010 > Концепция национальной безопасности в контексте глобализационных процессов

Г. К. Ахвердян
Концепция национальной безопасности в контексте глобализационных процессов


13 мая 2010

Внешняя среда государства находится в бурном процессе переформирования, вызванном небывалыми глобализационными переменами, в результате которых налаженная веками система контактов с внешним миром подвергается серьезным трансформациям. Многие принципы и законы геополитики с вхождением в глобализационный круговорот, становятся менее эффективными. На протяжении всего исторического времени защита собственной территории от нападений извне, считалась первоочередной задачей стоящей перед государством в плане безопасности. «Но технико-экономическое соревнование,- как замечает Моро-Дефарж Ф.,- заставляет государство по-новому взглянуть на свою территорию…. Государство, привязанное к своей территории, должно сделать ее максимально привлекательной для иностранцев» [1, с.113]. Причем под «иностранцами» автор явно подразумевает не группы чужестранных индивидуумов, а международный бизнес со своим инвестиционным финансовым капиталом. Вне всякого сомнения, что государство, держа свои границы закрытыми и непроницаемыми для информационных, финансовых, товарных, людских и др. потоков,  будет неконкурентоспособным в формирующемся едином мировом экономическом поле и обречено банкротству со всеми вытекающими отсюда политическими последствиями.

Термин «национальная безопасность» введен в американский интеллектуальный оборот президентом Т.Рузвельтом еще в 1904г. во время обращения к конгрессу в связи с  панамским кризисом. Но тогда Рузвельт под национальной безопасностью подразумевал защищенность американских территорий, а также недопущение вмешательства Европы в дела западного полушария, где Соединенные Штаты, при необходимости должны были сыграть роль «полицейской державы». Вплоть до 1943г. понятие «национальной безопасности» носило исключительно территориальный характер и только  У.Липман. первым попытался сформулировать данное понятие исходя из национальных интересов. Важной вехой в развитии этого понятия нужно считать принятие конгрессом США закона о национальной безопасности в 1947г.. В нем впервые более или менее систематизировано представлены концептуальные основы «национальной безопасности» [2]. Со временем категория «государственной безопасности» стала все шире и шире и стала охватывать все новые и новые уровни общественной  жизни. 

Профессор Университета национальной обороны США Р. Л. Каглер анализируя Стратегию национальной безопасности США 2002 г., выделяет основные направления, на которых она призывает сосредоточить усилия. Среди прочих нетрадиционных задач перед США в плане безопасности, находятся еще и такие как «Отстаивание стремления к уважению человеческого достоинства» или как «Содействие развитию путем укрепления открытого общества и демократии» [3]. Здесь напрашивается вопрос: Действительно ли эти направления преследуют определенные цели в плане обеспечения национальной  безопасности или же их функция заключается в поддержании идеологической платформы на чем зиждется и с помощью которой «оправдывается» американская глобальная политика? На первый взгляд можно предположить, что эти формулировки имеют мало общего с действительными угрозами национальной безопасности США, однако, при детальном исследовании, не трудно выявить совершенную прагматику, лежащую  в их основе. Здесь по необходимости разъяснить действительное значение «укрепления открытого общества» для безопасности США обратимся к отцу понятия «открытое общество» – К.Попперу и его самому активному пропагандисту нашего времени – Дж.Соросу. В своем фундаментальном труде  Поппер пишет, что «греки начали величайшую революцию, которая, по-видимому, все еще находится в своей начальной стадии, а именно — в стадии перехода от закрытого общества к открытому». Рассматривая Спарту в качестве закрытого общества, автор указывает на следующие принципы, которые по его мнению лежали в основе спартанской политики: Защита косного племенного строя, антигуманизм, автаркия, антиуниверсализм, или партикуляризм, господство над соседями, недопущение становления государства слишком большим. Поппер приходит к выводу, что наивысшей опасностью для закрытого общества представлялись культурные контакты, торговля и мореплавание. Именно этими качествами по его мнению  отличалась Афинская демократия [4, с. 221-223,229]. Дж.Сорос видит суть Попперских идей в открытости общества для совершенствования, при чем эта концепция по его мнению приобретает тем большую значимость, чем больше условий подвергается изменениям. А глобальной экономике он отводит роль мощного движителя способствующего изменениям [5].

Таким образом, для администрации США значение укрепления открытого общества и демократии в мире отнюдь не сводится к одному только закону Дойла. Важность этого принципа четко просматривается  в плоскости экономической безопасности США в общем контексте формирования глобальной экономики. Эффекты мореплавания и торговли античных времен сегодня в несравненно больших масштабах наблюдаются в культурной и экономической глобализации. На «открытое общество» Соединенными Штатами возлагается немало надежд в плане безопасности, в том числе таких как снижение уровня радикализма путем трансформации систем ценностных ориентиров разных обществ. Но главной целью поддержания этой идеи на наш взгляд является обеспечение концептуального базиса  и максимально комфортных условий для продвижения транснационального бизнеса.

            А.Ларсон убежден, что национальная безопасность США и глобальное экономическое процветание неразрывно связаны между собой. Рассматривая Стратегию национальной безопасности США 2008г. он заключает, что опорой американской национальной безопасности является мощная и жизнеспособная экономика. С этой точки зрения, для США приоритетными считаются решения следующих задач: развитие диверсифицированх и надежных источников энергии, обеспечение международной транспортной безопасности, блокировка финансовых источников терроризма, обеспечение стабильности международной финансовой системы и экономической стабильности ключевых союзников, а также поддержание курса на открытость рынков [6]. 

            Закон РФ «О безопасности» (статья 1) определяет безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства» [7]. Содержание национальной безопасности в современных реалиях заключается не только в обеспечении конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, что являются самоочевидными задачами. Помимо этого оно включает еще такие компоненты, как права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества. Здесь за отсутствием необходимости не будем углубляться в подробности о разграничении понятий национальной и государственной безопасности. Нашей задачей является прояснение того факта, что понятие национальной безопасности претерпевает серьезные изменения, что его содержание значительно расширилось за последние десятилетия и теперь мало чем напоминает свою изначальную сущность, и что обеспечение национальной безопасности в настоящую эпоху объективно требует стимулирования политическими властями самых разнонаправленных интеграционных процессов.  

            Только за период 2000-2010гг. в РФ принято более 10 актов, в которых на концептуальном уровне изложены основные приоритетные вопросы по разным направлениям национальной безопасности. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» устанавливает, что основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность, повышение качества жизни российских граждан, экономический рост путем развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики,  снижения рисков экспортно-сырьевой модели развития и т.д.,  развитие государственных научных и научно-технологических организаций, повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности, борьба с масштабными  эпидемиями и пандемиями, решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры, экология живых систем и рациональное природопользование, стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, и т.д. [8].

Если мы рассмотрим концептуальные акты многих стран, определяющие государственную политику в сфере обеспечения национальной безопасности, то помимо сохранения территориальной целостности и государственного суверенитета  найдем в них такие общие положения, как замедление темпов экономического роста, рост безработицы, преступности, наркомании, распространение заболеваемости СПИДом, ухудшение экологии, т.д. и т.п..      

В одном из своих основных трудов Бжезинский З. приходит к выводу, что «традиционная связь между национальным суверенитетом и национальной безопасностью разорвана» [9, с.27]. И действительно, такое утверждение небезосновательно. Современное государство не в состоянии самостоятельно устранять нависшее над ним нарастающее количество нетрадиционных и ранее невиданных угроз. Многие вопросы, напрямую затрагивающие разные аспекты национальной безопасности каждого отдельного государства, требуют совместных конструктивных и целенаправленных усилий. Ни одно государство не располагает достаточными ресурсами, которые гарантировали бы ему  без скоординированных и совместно организующихся с другими государствами действий, обеспечение экономической, социальной, демографической безопасности, защиту от утечки оружия массового поражения в неподконтрольные структуры, успешную борьбу с международной преступностью, предотвращение глобальных экологических катаклизмов и т.д. Отсюда следует, что для обеспечения собственной безопасности государства обязаны действовать сообща и решать общие для всех проблемы совместно. С этой целью государство в той или иной степени включается в интеграционные процессы, что означает не что иное, как уступка им частью собственного суверенитета в пользу разрешения общих задач, в том числе непосредственно касающихся собственной безопасности.

В заключение приведем четыре пункта, которые представляют собой основные выводы по заявленной теме:

·  Современная концепция национальной безопасности базируется на национальных интересах, в которых территориальное является главным, но одним из множества измерений.

· Приоритеты национальной безопасности  требуют некоторого отступления от классических положений доктрины суверенитета. 

· Просматривается тенденция к «диффузии» между национальной и международной безопасностью  

· Чрезвычайную важность приобретают интеграционные процессы, направленные на конструктивные решения общих задач и поддержание международной безопасности.

 

Литература

  1. Моро-Дефарж Ф. Введение в геополитику. М.: Конкорд, 1996.
  2. National Security Act of July 26, 1947 Электронный ресурс -  http://www.intelligence.gov/0-natsecact_1947.shtml (дата обращения: 25.08.2009).
  3. Каглер Р.Л. Американский интернационализм в условиях глобализации. Электронный ресурс - http://www.if.tsu.ru/Sokol/USA7.htm (дата обращения: 08.10.2009).
  4. Поппер К. Открытое общество и его враги / Пер. с англ. В.Н.Садовского. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива». 1992. 448с.
  5. Сорос Д.К. К глобальному открытому обществу. Электронный ресурс – http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/soros_glob.php
  6. Ларсон А.П. Экономические приоритеты Стратегии национальной безопасности. Электронный ресурс - http://www.if.tsu.ru/Sokol/USA2.htm
  7. Закон РФ от 5 марта 1992г. N 2446-I "О БЕЗОПАСНОСТИ". Электронный ресурс - http://www.scrf.gov.ru/documents/20.html
  8. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Электронный ресурс - http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
  9. Бжезинский З. Выбор мировое господство или глобальное лидерство / Пер. с англ. М.: Международные отношения. 2004. 288с.

Вернуться назад