ИНТЕЛРОС > №2, 2010 > Музей как средство обеспечения понимающего взаимодействия младшего школьника с миром регионально-этнической культуры

Л.Б. Соколова, Е.А. Савельева
Музей как средство обеспечения понимающего взаимодействия младшего школьника с миром регионально-этнической культуры


13 мая 2010

Уроки изобразительного искусства служат посредником между ребенком и миром культуры, школьники знакомятся с такой важной составляющей этого мира, как музей.

 Важнейшая особенность музеев состоит в том, что они, как правило, органично вписываются в культурное пространство региона, отражая его колорит и специфику. Перед современным художественным образованием сегодня ставятся новые задачи: стать посредником между музеем и личностью учащегося и создать механизмы включения ученика в мир региональной и мировой культуры с помощью музея.

Музей, в традиционном представлении предназначенный для накопления и сохранения объектов культуры, в современных условиях превращается в полифункциональное явление, стремящееся реализовать, в том числе, и свой педагогический потенциал. При этом обязанности школьных педагогов делегируются экскурсоводам, а собственно педагоги (классные руководители) выполняют, как правило, «трансферные» функции. Работники музеев, в силу отсутствия профессиональных педагогических навыков, сталкиваются с определенными трудностями в создании методик работы с детьми, а учителя-предметники, способные им помочь, слабо представляют специфику музейного пространства. На наш взгляд, именно взаимодействие школы и музея приведет к появлению развитых музейно-педагогических систем.

Несмотря на обозначенные  трудности, в уфимских музеях разработан ряд программ по вовлечению учащихся в  мир культуры и искусства. Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Национальный музей РБ, Уфимская художественная галерея, Малый зал Союза художников, галерея «Урал», Музей современного искусства имени Н. Латфуллина включают учащихся в организованный процесс восприятия ценностей истории и культуры, в ходе которого обеспечивается целостное духовное развитие личности. Такие системы обеспечивают эстетическую ориентацию младшего школьника, позволяют им приобретать первичные знания о культуре Башкортостана. Система создания музеефицированной культурной среды получила сегодня широкое распространение по всей республике, где ее обогатили традициями музейной педагогики, основанными на идеях В.Н. Волкова, С.Н. Бакушинского. В музеях Уфы созданные для детей экспозиции с помощью компьютерной техники переносят юных посетителей в глубь веков, средствами музейной педагогики раскрывают им непреходящие ценности регионально-этнической культуры Башкортостана.

Названные выше системы при всех своих достоинствах имеют и недостатки, обусловленные самой спецификой художественного музея, а именно: ценность и культурная значимость экспонатов не позволяет посетителю непосредственно прикасаться к ним. Компьютерные версии при этом не могут служить равноценной заменой прямого контакта с экспонатом. Особенности детского восприятия требуют специфического построения экспозиции и принципиально новых методик педагогического взаимодействия. При традиционной методике пропаганды шедевров искусства маленькие посетители не в состоянии самостоятельно осмыслить творчество Р.Х. Давлекильдеева, В. Ханнанова, Д. Бурлюка. Детям нужен свой музей, где можно будет потрогать муляжи, макеты, копии произведений искусства, где им будет предоставлена возможность «погрузиться» в неведомый мир.

Таким музеем стал литературно-художественный центр имени М.А. Шолохова в Уфимском филиале ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова». Наряду с работами ведущих художников Башкортостана и подлинными произведениями народного декоративно-прикладного искусства, основу экспозиции музея составляют работы студентов художественно-графического факультета филиала: куклы, одетые в костюмы разных народов, населяющих нашу республику,  макеты дома и школы, где жил и учился М.А. Шолохов. Музейную экспозицию дополняет кино-видеокомплекс, воспроизводящий страницы истории и культуры казачества и народностей, населяющих Башкортостан. Каждый экспонат дети могут потрогать, а с некоторыми  поделками даже поиграть.

В исследовании Н.Л. Кульчинской (1988), посвященное проблеме развития художественного восприятия изобразительного искусства у детей 4-10 лет в условиях художественного музея отмечается, что ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства происходит через формирование правильного отношения к образам, которые являются не простым повторением жизненных явлений, а результатом осмысления жизни автора. Основной принцип - активность детского восприятия - обеспечивается включением детей в игровую деятельность, выстроенную как систему игр и игровых заданий с параллельным использованием системы опорных вопросов при анализе художественных произведений (4).

 

В общении с музейными сокровищницами эмоциональная активность должна подкрепляться эстетическим образованием. Надо уметь осмыслить увиденное, а это требует знаний, общекультурной эрудиции, которая формируется с помощью непрерывного образования, поэтому роль экскурсоводов в музее филиала играют студенты, будущие учителя изобразительного искусства.

Обучение восприятию произведений живописи В.А. Гуружапов осуществлял на основе формирования у младших школьников «позиции Художника» и «позиции Зрителя». В результате такого обучения представление о позиции автора связывалось в сознании ребенка с идеей замысла как основы любого произведения искусства. Представление о себе как зрителе формировалось путем «поиска предполагаемых источников замысла для содержательной интерпретации анализируемой формы» (3, с.20).

Метод обучения изобразительному искусству для общеобразовательной школы был созданный коллективом педагогов и психологов под руководством Б.М. Неменского (1987). Одна из основных целей обучения в начальной школе «побудить ребенка просмотреть всю окружающую жизнь с позиции вглядывающегося в нее художника» (5, с.132). Эта цель должна достигаться как в процессе изобразительной самодеятельности, так и в процессе общения с произведениями искусства.

В процессе диалога с детской аудиторией  литературно-художественный центр имени М.А. Шолохова организует коллективные дискуссии, диспуты, творческие уроки общения с историческими раритетами, викторины, основанные на материалах музейной экспозиции. Традиционные экскурсии в значительной мере стали интерактивными. Основой понимающего взаимодействия в организованном в соответствии с современными задачами педагогическом процессе стала методика многомерного диалога, активными участниками которого становятся дети, педагог и музей, олицетворяющий прошлое и настоящее.

Личностная ориентация на юного посетителя нашла свое отражение в дифференцированных программных работах литературно-художественного центра имени М.А. Шолохова с разными группами детей. Для дошкольников и младших школьников предназначены яркие и увлекательные игровые программы.

Наиболее успешные сдвиги в обучении происходят в случае взаимодействия двух видов деятельности: зрительного восприятия искусства и художественного творчества. При таком обучении самостоятельное изобразительное творчество благотворно влияет на развитие способности к содержательному обобщению художественной формы, понимание специфики изобразительного языка (В.С. Кузин, О.Л. Некрасова-Каратеева,  Э.Н. Ларионова, М.В, Осорина).

Восприятие произведений искусства в процессе активных занятий живописью развивает у детей 5-6 лет понимание эмоциональной выразительности цвета пейзажей и натюрмортов (Зубарева Н.М., 1969). B.C. Кузин (1972) считал, что связь между восприятием изобразительного искусства и уроками тематического и декоративного рисования должна осуществляться: по-разному, знания, полученные учащимися в процессе практических занятий по изобразительному языку, должны найти свое дальнейшее развитие и закрепление во время анализа произведений художников; сведения, которые получают школьники во время беседы об изобразительном искусстве, в дальнейшем должны использоваться ими в рисунках с натуры, декоративных рисунках.

Студенты-художники проводят регулярные мониторинги, отслеживая адекватность  методов  включения школьников в понимающее взаимодействие с регионально-этнической культурой, также проводят занятия по изобразительному искусству с младшими школьниками, организуют выставки их работ   Дети дают высокую оценку деятельности музея, по-новому представляющую окружающий их мир.

В последние десятилетия многие исследователи  (В.А. Гуружапов, Г.Л. Кудина, АА. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская) отмечают, что надо так организовать общение ребенка с художественным произведением, чтобы знакомство с законами искусствознания помогло ему раскрыть «секреты» авторского замысла. Для этого необходимо переключаться из одной, неэстетической реальности, в другую – эстетически освоенную, и  как бы стать автором и погрузиться в стихию художественного творчества. Зритель должен вжиться в художественное произведение как в особый, автором созданный мир, воспринять пафос произведения.  Под пафосом в данном случае понимается идея, чувство или гамма чувств, которая выражена в произведении и составляет его идейно-эмоциональное ядро.

Литературно-художественный центр имени М.А. Шолохова – редкая возможность для младшего школьника оказаться не просто наблюдателем, но и непосредственным участником культурного процесса. Проведение подобных занятий с детьми, несомненно, имеет значение для их продвижения к более адекватному и полноценному постижению и эстетическому переживанию художественных произведений, обеспечению понимающего взаимодействия с миром регионально-этнической культуры.

 

Литература:

1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М., 1925. – 50 с.

2. Ванслова Е.Г. Культура и дети глазами музейного педагога или как стать счастливее. М., 2004. – 225 с.

3. Гуружапов В.А. Образ человека в замыслах сюжетных рисунков детей 9-10 лет // Психологическая наука и образование, 1996. № 4. – С. 94-98.

4. Кульчинская Н.Л. Методика формирования художественного
восприятия у детей 4-10 лет и проверка ее эффективности с помощью
точных методов (на базе ГМИИ им. А.С.Пушкина) // Восприятие
изобразительного искусства школьниками. / Под ред. Ю.И. Протопопова.
М.,1988. - С. 85-103.

5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Просвещение, 1987. – 255 с.


Вернуться назад