Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №2, 2007

Хроника научной жизни

Философы обсуждают важные проблемы современности

В рамках конференции «Философия человека и процессы глобализации» Научным центром проблем образования переходного периода и отделением Российского философского общества Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии были организованы и проведены Круглый стол на тему « Образование в контексте глобализации модернизация или вестернизацияи Круглый стол « Журнал « Credo new» и современная философская публицистика».

В качестве ведущих круглого стола выступили д.ф.н. профессор С.П. Иваненков, д.ф.н. профессор В.И. Стрельченко, д.ф.н. профессор А.А. Грякалов, д.ф.н. профессор Е.М. Сергейчик. Также в работе круглого стола приняли участие д.ф.н. профессор А.Ж. Кусжанова; д.полит.н. Т.В. Мусиенко, д.полит.н. В.Н. Лукин, д.ф.н. профессор А.С. Степанова, к.ф.н. В.Е. Семенков, к.и.н. А.Ю. Соломеин; Е.А. Дмитрикова, Д.А. Макаровский и.др.

Открытие работы круглого стола было ознаменовано вручением грамот от имени президиума РФО главному редактору журнала профессору С.П. Иваненкову и бессменному члену редакционной коллегии профессору А.Ж. Кусжановой.

Первая часть заседания проводилась совместно с редакцией журнала «Сredo new».В своем докладе научный руководитель Научного центра проф. В.И. Стрельченко предложил обсудить следующие важные проблемы. Прежде всего, следует прояснить характер современных социальных процессов, в контексте которых развивается отечественная система образования. Если происходящие в российском обществе изменения рассматривать как процесс революционных преобразований, то возникает вопрос об адекватности проводимых «сверху» мероприятий по реформированию и модернизации образования масштабам (и характеру) происходящих в нем реальных перемен. Понятие реформы, модернизации и революции отражают вполне самостоятельные, специфические нетождественные группы социальных явлений вообще, и образовательных, в частности.

Несоответствие широко используемой в настоящее время системы средств реформирования и модернизации потребностям идейно-теоретического и организационно-управленческого решения задач настоящей образовательной революции является важнейшим источником кризиса отечественной школы (средней, высшей и т.д.). В пользу оправданности данного заключения докладчиком были приведены обширные статистические материалы из области экономики, демографии, правонарушений, детской преступности и др., свидетельствующие едва ли не о катастрофических антропологических и социальных последствиях, переживаемых обществом перемен.

В силу их принадлежности к классу коренных качественных изменений они не могут быть осмыслены в терминах «реформа» и «модернизация», а значит и находятся за пределами досягаемости соответствующих средств социальной организации и контроля. Наряду с этим проф. В.И.Стрельченко обратил внимание и на то, что в настоящее время даже не решение, а сколько-нибудь строгая постановка проблем образования возможна лишь при учете особенностей его глобализации в форме так называемого «Болонского процесса»

Говоря о приоритетах редакционной политики журнала «Credo new» главный редактор журнала, проф. С.П. Иваненков подчеркнул необходимость уделять сегодня внимание проблемам реально волнующих наше общество: забота о культуре страны, о смысле и ценностях человеческой жизни, принципах организации справедливого общества и т.д. Однако осмысливать процессы идущие в стране и в мире требуется с научных позиций, не впадая, с одной стороны, в политические или идеологические баталии, и не пряча голову в песок академической высоколобости – с другой. Именно эта стратегия в состоянии обеспечить органическую связь с национальной культурной традицией и национальной интеллектуальной культурой, а значит и востребованность философии в жизни нашего общества, адекватную ее творчески-познавательному статусу, интеллектуальную свободу, научную эвристичность и подлинное профессиональное достоинство философского сообщества.

Насколько успешно реализуется очерченная стратегия можно косвенно судить по востребованности журнала – количеству читателей журнала за годы существования его в Интернете цифры посещаемости сайта перевалили за сотни тысяч, количеству и качеству присланных в редакцию материалов, количеству авторов, географии читательской аудитории и т.д.

Как показал в своем выступлении доцент факультета социологии СПбГУ В.Е. Семенков экспресс-анализ названия статей ведущего философского журнала «Вопросы философии» с 1991 года по 2006 год указывает на определенную систему приоритетов в публикуемых материалах. На страницах журнала с 1991 по 2006 год хорошо представлена философия науки, много вполне профессионально написанных статей по систематизации философского знания и, при этом, удивительно мало статей на идеологическую тематику: пор подсчетам автора за последние 15 лет – не больше 5-6 статей. Эта дистанцированность от идеологии выражается и в том, как представители журнала и авторы, ориентированные на публикации в «Вопросах философии» определяют саму философию: на круглом столе «Философия в современной культуре: новые перспективы» (№4, 2004 год) философия, так или иначе, определялась как рефлексия культуры. Конечно, философия может рассматриваться как способ самосознания общества в практиках риторики, но философия – это одновременно и критика сложившегося мировоззрения, а значит, и сама идеология вполне может выступать объектом критической философской рефлексии. Дистанцирование ведущего философского журнала от этой задачи указывает на состояние самого философского сообщества. Журнал «Вопросы философии» публиковал материалы всех российских философских конгрессов, но не было материалов осмыслявших итоги работы самих конгрессов. Конечно, это говорит не о предпочтениях журнала, а о состоянии самого сообщества российских философов. Последним не свойственно заниматься рефлексией своего социального статуса, профессионального хабитуса, масштабом представленности на рынке интеллектуальной продукции. Поэтому и в ведущем философском журнале нет таких материалов. Очевидно, их просто не предлагают к публикации.

В.Е. Семенков подчеркнул, что на страницах журнала очень хорошо и в количественном и качественном плане представлен материал, осмысляющий глобальные социальные процессы современности. Публикации таких работ, часто вполне профессионально написанных, являются показателем для тематических предпочтений этого журнала. Многие из этих публикаций, безусловно, задают и определяют уровень профессиональных требований к остальным публикациям такого рода, но неочевидно, что эти публикации можно рассматривать как собственно философские тексты. Читая эти, безусловно, профессионально написанные работы, задаешься вопросом: Что такое философия? Каково поле философской рефлексии? Каковы предметные границы философского знания? Поле философской рефлексии – это осмысление новых социальных процессов или аналитика публично значимых высказываний? Приоритет в публикациях статей на крупномасштабную социальную тематику позволяет сказать, что редакция журнала склоняется к пониманию философии как осмыслению новых социальных процессов.

Ватолина Ю.В. ( к.ф.н., ИУиП) в своем выступлении отметила тематическое разнообразие материалов, публикуемых в журнале «Credo new». Это является показателем открытости информационного издания, делает его интересным. Возникающий интерес, однако , сродни тому, который движет чтением словарей и энциклопедий. Познание имеет ценность только в том случае, если осуществляется за пределами сложившегося корпуса представлений и концепций, вопреки им. С этой точки зрения, имеет смысл определиться с границами уже проработанного поля, осознать стратегии наблюдения изучаемых явлений. Философский журнал может играть не последнюю роль в донесении информации о содержании сознания профессионального сообщества. Так, например, в №1 за 2007 год привлекает статья И.И.Булычева «Пол биологический или социальный: точки расхождения». Прежде всего, привлекает внимание из-за отсутствия адекватного контекста, заданности в журнале этой тематической линии – проблем гендерных отношений. (Удивление вызывает и отождествление автором таких понятий , как «социальный пол», «гендер» и «возрастная когорта людей».) Если говорить на практическом уровне, хотелось бы видеть журнал «Credo new» более структурированным: подборки материалов по той или иной теме, на которую ориентирован номер или его часть.

Участники Круглого стола пришли к выводу о необходимости больше внимания уделять проблемам образования и посвятить им один из ближайших номеров журнала.

Во второй части заседания Круглого стола было продолжено обсуждение вопросов, предложенных проф. ВИ. Стрельченко. В своем выступлении А.Ж. Кусжанова подчеркнула, что если образование рассматривать как средство трансляции значимых для развития человечество, общества и личности ценностей, то крайне важно разобраться в том, о каких ценностях идет речь. Если по данным социологических опросов значительная часть населения (до 40%) заявляет о том, что хотела бы уехать из страны, то значит образование наряду с другими социальными и не способствует развитию в молодых людях чувства патриотизма, без которого невозможно успешное развитие страны. Коммерциализация отечественного образования достигла такой степени, что образование перестает выполнять свои непосредственные функции, связанные с развитием личности, просвещением, повышением культурного уровня населения и т.п. В продолжение дискуссии проф. Б.А. Ерунов высказал мысль о том, что происходящее в нашем обществе по некоторым признакам напоминает скорее реставрацию не так давно существовавших порядков, чем революцию. С предложением разработать рекомендации по реформированию образования и представить в органы местной городской власти к участникам конференции обратился представитель партии «Единая Россия» Р.Ф. Измайлов.

В заключительном слове Ученый секретарь Научного центра проблем образования переходного периода проф. Е.М. Сергейчик высказала мнение, что, если под модернизацией понимать процесс перехода к цивилизованному рынку, правовому государству и гражданскому обществу, то реформирование образования должно способствовать достижению этих основных целей модернизации. В научно-исследовательском плане было бы полезно разделить сферы «ответственности» государства, бизнеса, общества по отношению к системе образования. В настоящее время бизнес не проявляет заинтересованности в развитии образования, государство сковывает образование бюрократическими инициативами, а общество индифферентно и не обладает рычагами воздействия на эту сферу. В условиях глобализации экономический и культурный факторы тесно связаны между собой, ибо борьба за потребителей образовательной услуги происходит в транснациональном культурном пространстве. Становится очевидным, что страны, не вовлеченные в процесс интернационализации образовательных услуг будут терпеть убытки в экономическом и политическом плане. Образование должно предоставлять каждому человеку возможность получить специальность, обеспечивающую высокое качество жизни, И вместе с тем, вооружить видением перспектив развития мирового сообщества, задающих смысл профессиональной деятельности, включенной в широкий социокультурный контекст. Образование должно прививать, развивать у людей чувство сопричастности к общим для всех, т.е. общечеловеческим, ценностям и общему культурному пространству (планетарный патриотизм). И вместе с тем, оно должно развивать чувства сопричастности к своей, культуре со специфическими для нее ценностями («локальный» патриотизм). Иными словами профессиональное образование в условиях глобализации оказывается органически связано с проблемами социальными и личностными. В какой мере наше отечественное образование способно «ответить» на «вызов» времени — этот вопрос следует обсудить на наших дальнейших заседаниях и встречах.

Руководитель Научного Центра проф. В.И. Стрельченко поблагодарил всех присутствующих за активное и заинтересованное обсуждение проблем современного отечественного образования. Ученый секретарь Центра проф. Е.М. Сергейчик информировала участников Круглого стола о целях и задачах Центра и пригласила всех желающих к сотрудничеству.

В.Е.Семенков, Е.М.Сергейчик, В .И. Стрельченко

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба