ИНТЕЛРОС > №2, 2011 > Новости проекта «Чудеса России с высоты птичьего полета»Новости проекта «Чудеса России с высоты птичьего полета»11 мая 2011 |
В нашей рубрике в первом номере «Credo new» за этот год было пропущено одно из событий, которое мы считаем необходимым подробно осветить, поскольку речь идет о важном для нас развитии сотрудничества с Кафедрой музейного дела и охраны памятников Философского факультета СПбГУ.
Кафедрой была проведена секция в рамках прошедшего с 27 по 29 октября 2010 года в Санкт-Петербурге III Культурологического конгресса «Креативность в пространстве традиции и инноваций». Мы благодарны за возможность выступления на секции А.Минина и надеемся, что обсуждение возможностей развития проекта «Чудеса России с высоты птичьего полета» создает основу для активного сотрудничества с кафедрой и ее партнерами. Отчет о работе секции опубликован на сайте кафедры (http://museum.philosophy.pu.ru/?q=node/217).
Хотелось бы привлечь внимание к нескольким моментам состоявшейся дискуссии, которые представляются принципиально важными для выстраивания дальнейшей работы по проекту в Санкт-Петербурге. В сообщении о работе секции профессора Л.В.Никифоровой нам хотелось бы выделить положение, сформулированное в выступлении М.Б.Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа и заведующего кафедрой музейного дела и охраны памятников СПбГУ: «Не только собрание музейного фонда, но и историческая среда города являются областью национального наследия и национального достояния». Пример работы специалистов по культурному наследию в городском пространстве был представлен на секции Л.Н. Бакаютовой, директором Центрального музея связи им. А.С. Попова. Это проект, реализуемый силами нескольких музеев – Центрального музея связи имени А.С.Попова, государственного музея истории религии, музея-квартиры В.Набокова, а также студентами и преподавателями кафедры музейного дела и охраны памятников СПбГУ. Как было подчеркнуто, «креативность проекта связана не только с созданием нового туристического продукта (серии интеллектуальных прогулок), но и с попыткой «выхода» музея в городское пространство, с новым опытом работы в исторической среде города». Поддержку именно этой тенденции – раскрытие истории памятников в городском (и природном) контексте их создания и жизни – мы рассматриваем как важнейшее направление работ по нашему проекту. Поэтому нам особенно важно мнение участников секции, что представленная в докладе А.С.Минина технология съемок с высоты «может быть широко использована – от создания медиапродуктов (виртуальных туров) до мониторинга состояния исторической городской среды, сопровождения процедур охраны культурного наследия». Участники секции предложили внести в итоговые документы III Культурологического конгресса две позиции: «Первая – включить в поле зрения культурологов разработку форм и способов существования учреждений культуры в качестве градообразующих предприятий, что для многих исторических городов России сегодня является надеждой на выживание и сохранение человеческого потенциала. Вторая – поддержать проект «Чудеса России с высоты птичьего полета», в т.ч. инициативу по разработке нового стандарта комплексного показа (визуализации) культурных ландшафтов, исторических и природных памятников». В настоящее время мы готовим большой информационный блок, включающий как съемки с высоты, так и виртуальные пешеходные экскурсии по «Музейному кварталу» (упоминавшийся выше проект). Это позволит дать более полное визуальное представление о той части города, в которой находятся Исаакиевский собор, Центральный музей связи имени А.С.Попова, Государственный музей истории религии, музей-квартира В.Набокова, куда теперь переезжает Центральный военно-морской музей. Мы также будем всеми силами содействовать представлению с помощью современных технологий коллекций этих музеев, что, с одной стороны, сделает их более открытыми для жителей города и всех заинтересованных пользователей интернета, а с другой стороны, раскроет значение тех сторон жизни города и горожан, которые представленных в каждом из музеев. Очень важной нам представляется также задача по передаче особой атмосферы этого района города, его духа. Именно поэтому способы показа, которые мы используем в проекте, имеют в качестве абсолютного приоритета эстетическую, художественную составляющую. О следующих шагах по нашей совместной работе с Кафедрой музейного дела и охраны памятников СПбГУ и ее партнерами мы расскажем в ближайших публикациях. Вернуться назад |