ИНТЕЛРОС > №4, 2011 > Некоторые аспекты формирования информационного общества в Узбекистане

Хамида Муксимова
Некоторые аспекты формирования информационного общества в Узбекистане


17 ноября 2011

Сегодня всё чаще обращаются к термину «информационное общество», однако не достаточное внимание уделяется его теоретическому обоснованию и выявлению дальнейших перспектив развития. В условиях глобализации оказаться вне информационного бума просто невозможно. Поэтому представляется необходимым обеспечение всех сфер жизни общества основой для информатизации. Информационное общество – это общество XXI века, в котором проблемы не будут оставаться в тени прогресса, а будут решаться совместными общечеловеческими усилиями.

Обратимся к самому термину. Информационное общество – социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили Д.Белл, З.Бжезинский, О.Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием «четвёртого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными «информационными сообществами» (Е.Масуда). Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет «малые» экономические формы – индивидуальную деятельность на дому, «электронный коттедж». Они включены в общую структуру информационного общества с его «инфо-», «техно-» и другими сферами человеческого бытия. Выдвигается проект «глобальной электронной цивилизации» на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики – «телекомпьютерэнергетики» (Дж. Пелтон).

Впервые в достаточно отчетливом виде идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х - начале 70-х годов XX столетия. Изобретение самого термина «информационное общество» приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. Контуры информационного общества были обрисованы в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций: Агентством экономического планирования (EPA: Economic Planning Agency) – «Японское информационное общество: темы и подходы» («Japan's Information Society: Themes and Visions», 1969), Институтом разработки использования компьютеров (JACUDI: Japan Computer Usage Development Institute) – «План информационного общества» («The Plan for an Information Society»,1971), Cовета по структуре промышленности (ISC: Industrial Structure Council) – «Контуры политики содействия информатизации японского общества» («Policy Outlines for Promoting the Informatisation of Japanese Society», 1969).

Процессы глобализации общественных отношений приводят к значительному усложнению всей системы экономической, политической и социальной деятельности различного рода субъектов и формированию необходимых механизмов их управления и информационного обеспечения. При этом проведение системного анализа и исследования ряда операций сегодня невозможны без отлаженных информационных процессов. Развитие новых информационных и коммуникационных технологий, их широкое внедрение во все сферы жизни человека привели к их серьезной перестройке и появлению новых форм общественной деятельности. При этом сами информационные технологии и механизмы их функционирования, да и сама глобальная система новых цифровых взаимосвязей во многом основаны на достижениях интеллектуального труда. Именно благодаря многообразию современных средств коммуникации и обеспечивается процесс «цифровизации» общества. Нужно признать, что сегодня вопросы о роли информации в повседневной жизни являются одними из самых актуальных и обсуждаемых как среди широкого круга научных деятелей, так и среди законодателей ряда стран.

При этом любопытным моментом является то обстоятельство, что все перечисленные институты современного общества развиваются по тем же объективным законам, по которым развивается глобальная компьютерная сеть Интернет. Именно всемирная паутина приобретает сегодня важное значение в формировании бизнеса [1], культуры и самого общества.

Известный социолог Фрэнк Уэбстер отмечает: «Современная культура явно более информативна, чем любая предшествующая. Мы существуем в медианасыщенной среде, что означает: жизнь существенно символизируется, она проходит в процессах обмена и получения – или попытках обмена и отказа от получения – сообщений от нас самих и о других». Признание взрывного роста информационных технологий заставляет многих авторов говорить о том, что мы вошли в информационное общество .

В свою очередь, как писал Джон Нэсбит: «Компьютерные технологии стали для информационного века тем же, чем была механизация для промышленной революции» . Соответственно, можно сказать, что вторая половина XX века стала периодом зарождения концепции формирования нового информационного общества . При этом указанные лица применяют различные подходы к определению исследуемого явления, используя технологические , экономические , пространственные , культурные и связанные со сферой занятости критерии.

Однако до сих пор, несмотря на широкое распространение термина «информационное общество», ученые и специалисты еще не пришли к единому пониманию его основного содержания.

Тем не менее, в целом исследователи считают, что «информация и коммуникационные технологии означают становление новой эпохи» . Эта новая «техноэкономическая парадигма» и представляет собой «информационный век», развитие которого совпадает с началом XXI века .

В Узбекистане формирование информационного сообщества находится пока еще на первичной стадии. Тем не менее, за последние годы также наметился определенный рост сетевых отношений. Расширились круг Интернет-пользователей, провайдеров, а также и количество отечественных веб-ресурсов .

Помимо этого, хотелось бы указать, что существенно увеличилось число организаций с собственными сайтами. Из числа действующих предприятий, согласно экспертным оценкам, лишь примерно 10 % используют системы управления, основанные на применении информационных технологий

Наиболее компьютеризованными являются банковская система, налоговая и таможенная службы, службы МВД , МИД и других государственных органов. Что касается формирования и использования национальных информационных ресурсов, в среднем по республике собственные информационные ресурсы в сети Интернет имеют 92,0 % органов государственной власти и управления, а также 81 % госкомпаний и 100 % банков .

Однако отдельные авторы признают, все эти показатели довольно малы по сравнению с темпами их роста в развитых зарубежных странах.

Учитывая актуальность информационных технологий в современном мире, а также их использование для интеграции государства в мировое сообщество, необходимо решение вопросов эффективного регулирования их с правовых позиций, что обеспечит определенные гарантии стабильного развития и защиты интересов участников.

Если обратиться к ситуации правового регулирования информационного общества в Узбекистане, то, на наш взгляд, важным моментом развития электронных отношений у нас в стране служат разработка и принятие нескольких нормативно-правовых актов, касающихся развития телекоммуникаций. В частности, можно отметить Законы Республики Узбекистан от 29.04.2004 «Об электронном документообороте», от 29.04.2004 «Об электронной коммерции», от 11.12.2003 «Об электронно-цифровой подписи», от 11.12.2003 «Об информатизации», от 31.08.2000 «О почтовой связи», от 20.08.1999 «О телекоммуникациях», от 24.04.1997 «О гарантиях и свободе доступа к информации», от 30.08.1996 «Об авторском праве и смежных правах», от 31.08.2000 «О почтовой связи», от 13.01.1992 «О связи». Также важным аспектом служит и то обстоятельство, что начали свою деятельность органы, осуществляющие контроль за развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в стране .

Так, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по реорганизации и совершенствованию управления сферой информационных систем» от 23.07.1997 № УП-1823, в целях дальнейшего совершенствования управления почтовой связью, информационными системами и телекоммуникациями, развития рыночных отношений, углубления процессов разгосударствления и привлечения в эту сферу иностранных инвестиций было образовано Узбекское агентство почты и телекоммуникаций. Указом Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий» от 30.05.2002 №УП-3080 был создан

Координационный совет по развитию компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий, являющийся высшим координирующим органом в сфере развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий, а Узбекское агентство почты и телекоммуникаций преобразовано в Узбекское агентство связи и информатизации. Координационный Совет, возглавляемый заместителем Премьер-Министра Республики Узбекистан, является высшим органом по координации развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий. Основными функциями этого органа являются разработка стратегии развития ИКТ; контроль исполнения программ развития ИКТ; определение политики создания благоприятного климата для развития ИКТ; координация работ по подготовке и переподготовке квалифицированных кадров в сфере ИКТ; содействие формированию конкурентной среды и поддержка инновационного бизнеса в сфере ИКТ; содействие развитию международного сотрудничества и расширению доступа образовательных учреждений к информационным сетям.

Помимо этого, специальным уполномоченным органом по государственному регулированию в области связи и ИКТ является Узбекское агентство связи и информатизации (УзАСИ). Основными задачами этого органа являются организация исполнения программ развития связи и ИКТ; углубление экономических реформ в сфере связи и информатизации; регулирование развития инфраструктуры телекоммуникаций, создание конкурентной среды, лицензирование деятельности и обеспечение сертификации в области связи и ИКТ; разработка и внедрение современных стандартов и требований к телекоммуникационным и информационным технологиям; координация практической деятельности министерств и ведомств по созданию и использованию информационных баз данных, сетей, электронного правительства; экспертиза создаваемых электронных информационных сетей; осуществление мер по защите прав потребителей и обеспечению информационной безопасности в сфере связи и ИКТ; разработка проектов законодательных актов и стандартов в области ИКТ

На веб-сайтах указанных органов систематически размещаются новости страны в сфере ИКТ, информация о мероприятиях, справочные материалы и нормативные документы, а также проекты законов и программ по развитию ИКТ в Узбекистане. Посетители сайта имеют возможность участия в обсуждении проектов законодательных актов и других проблем по развитию ИКТ. Кроме этого, немаловажным будет отметить, что в Узбекистане были разработана программа развития электронной коммерции, целью которой являются развитие информационной инфраструктуры рынка товаров и услуг, формирование и совершенствование благоприятных условий для всемерного развития электронной коммерции на основе повышения эффективности мер ее государственной поддержки, объединения и координации усилий в этом направлении государственных, общественных и частных (коммерческих) институтов, а также программа развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий на 2002-2010 гг.

Тем не менее, имеющиеся нормативно-правовые акты пока еще далеки от совершенства и охватывают лишь общие аспекты функционирования цифровых технологий в современных рыночных условиях. Прослеживается также недостаточное развитие некоммерческих и неправительственных структур в сфере ИКТ .

В целом необходимо признать, что дальнейшее правовое обеспечение начатых реформ в области развития информационного общества в Республике Узбекистан, исходя из имеющейся нормативно-правовой базы, должно развиваться по следующим направлениям: определение государственной политики Республики Узбекистан в отношении развития отечественного сегмента сети Интернет, а также разрешение вопросов юрисдикции. Расширение международного сотрудничества в данной сфере; обеспечение правовыми гарантиями свободного доступа пользователей к сетевым информационным ресурсам, а также осуществление беспрепятственного информационного обмена, в том числе международного; определение приоритетных направлений цифровизации государственных органов, повышения их прозрачности путем предоставления их актов в сети Интернет, а также подробной информации о функционировании данных элементов государственной системы Республики Узбекистан. Также актуальны вопросы избирательных механизмов посредством сети; разработка превентивных мер по отношению к общественно опасным деяниям, совершаемым посредством информационных систем, в особенности такому явлению, как кибер-терроризм . Формирование единой политики в области информационной безопасности, в том числе и в вопросах криптозащиты данных; действенная охрана авторских и иных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, размещаемые в сети Интернет , а также распределение и контроль адресного пространства отечественного сегмента сети; определение правового статуса информации, размещенной в Интернете, а также обеспечение правовых мер защиты персональных данных в сети; дальнейшее совершенствование нормативной базы по электронной коммерции, в частности, таких её институтов, как осуществление электронных платежей , развитие фондового рынка и защита прав потребителей в сети.

Осуществление указанных аспектов формирования отечественной нормативно-правовой базы позволит сформировать комплексный правовой базис информационного общества в Узбекистане, а также осуществить его интеграцию в мировое сообщество посредством осуществление широкого культурного, социального и торгового информационного обмена на международном уровне.

Таким образом, нужно признать, что нынешний уровень законодательного и теоретического обеспечения рассматриваемых отношений не позволяет учитывать всю специфику бурно развивающихся, трансформирующихся и модернизирующихся имущественных отношений в условиях рыночной системы, глобализации и интеграции потоков течения капитала, цифровизации методов ведения хозяйствования и в целом мобилизации и транснационализации деловой среды. Более того, отсутствие надлежащей правовой базы в этой области может послужить негативным фактором в увеличении «цифрового разрыва» Узбекистана со странами с развитыми информационными системами. В силу этого полагаем необходимым развивать законодательное обеспечение процесса формирования информационного общества по обозначенным нами направлениям, что в целом будет способствовать интеграции в мировое сообщество.

Информационное общество – это достижение человеческой цивилизации, позволяющее иметь доступ к различного рода ресурсам с целью не только узнавания всех процессов, происходящих в своей стране и в мире, но и с целью непосредственного участия в процессе формирования гражданского общества.


Вернуться назад