ИНТЕЛРОС > №4, 2011 > Деятельностный подход к управлению инновациями: социальные аспекты

Александр Коваленко
Деятельностный подход к управлению инновациями: социальные аспекты


17 ноября 2011

Инновации являются одним из важных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие предприятий в современных условиях. Инновационная деятельность становится неотъемлемой частью любого современного предприятия. Согласно результатам исследования, проведенного компанией «PriceWaterhouseCoopers» «инновации становятся средством достижения и создания ценности» [1]. А исследование, проведенное Бостонской Консалтинговой Группой, показывает, что 90 процентов предприятий считают инновации своим стратегическим приоритеом. Важность инноваций отмечается во всех секторах экономики, и она растет с каждым годом [2].

Рассматривая управление инновациями как деятельность, важно упомянуть такие понятия, как инновационная деятельность, инновационный процесс и, собственно, само понятие деятельности.

Например, К.Л. Гаврилов определяет инновационную деятельность как «комплекс мероприятий, необходимых для внедрения идеи в экономическую практику» [3]. К.Л. Гаврилов не отождествяет понятие инновация и инновационный процесс в силу различия этих категорий по своему содержанию. Но мы уже определили, что под инновациями мы понимаем процесс инициирования, отбора и развития и идей на основе знаний, умений и навыков, целью которых является получение определенной выгоды в виде новых или усовершенствованных продуктах или услугах, совершенствовании стратегии или бизнес-модели. Если рассматривать инновационный процесс, то он представляется следующим образом, как это было предложено Джеральдом Гринбергом [4] (рис.1). Инновационный процесс состоит из нескольких компонентов и шагов.

На первом этапе предполагается формирование общего плана, включающего миссии, например, в виде единого документа, определяющего направление развития предприятия. Неотъемлемым элементом этого этапа является мотивация. Следующая стадия является подготовительной для инноваций. Она может включать определение конкретных более четких целей, и оценка ресурсов.

На этом этапе может также происходить оценка внутренней и внешней среды предприятия, человеческих ресурсов, навыков и умений сотрудников, которые необходимы для следующего этапа – генерации новых идей. На третем этапе происходит рождение новых идей для дальнейшего развития, которые проходят отбор на следующем – четвертом этапе, где идеи оцениваются и соотносятся с имеющимися ресурсами, в том числе и с человеческими. На пятом этапе окончательно прорабатываются те идеи, которые были отобраны.

Составную часть ресурсов мы также рассмотрим более детально позже, но главное, что всестороннее и полное обеспечение всеми видами ресурсов является необходимым условием высокой результативности и эффективности инновационной деятельности. А теперь перейдем к деятельности.

Рис. 1. Структура инновационного процесса

Если рассматривать категорию «деятельность», то значительным складом в изучение этой темы можно считать труды таких ученых как А.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий, В.И. Слободчиков, А.Р. Лурия, и др.

А.Н. Леонтьев отмечает, что человеческая деятельность является системой, которая в свою очередь включена в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность не может существовать.

Можно выделять различные виды деятельности и различать их между собой по какому-либо признаку, например по их форме, по способам их осуществления, по их временной и пространственной характеристике, и т.д. Основное отличие одной деятельности от другой заключается в разделении их предметов, так как предмет деятельности и придает ей некую направленность. А.Н. Леонтьев в качестве предмета деятельности выделяет ее действительный мотив, который может быть как вещественным, так и существующим только в воображении, в мысли. Главное - то, что он всегда отвечает той или иной потребности.

Итак, мы выяснили, что понятие деятельности неразрывно связано с понятием мотива. Деятельность не может быть без мотива. Если мотива деятельности нет, значит, он просто скрыт и не очевиден.

Говоря о мотивах, которые представляют собой инстинктивные импульсы, возникает вопрос о потребностях. Потребность возникает как предпосылка деятельности, и далее по мере развития деятельности переходит в ее результат. Следует сделать основной акцент на переходе потребности в процесс потребления предмета. Таким образом «индивид производит предмет и через его потребление опять возвращается к самому себе» [5].

В результате получаются две схемы деятельности. В первом случае потребность предстает отправным пунктом деятельности (рис.2)



Рис. 2 Общая схема деятельности

Другая схема деятельность является противоположностью первой (рис. 3)



Рис. 3 Схема деятельности

 

Вторая схема свойственна марксистскому пониманию потребности, но в данном случае потребность не является предпосылкой самой деятельности.

Путь развития потребностей начинается с самых элементарных потребностей, что является отправной точкой для конкретных мотивов деятельности. Анализ потребностей является предпосылкой анализа мотивов.

В рамках изучения деятельности с точки зрения психологических наук существует позиция, согласно которой определяющим принципом любой деятельности является принцип максимизации положительных и минимизации отрицательных эмоций. Это схоже с концепцией рационального выбора, где преобладает принцип максимизации выгоды и минимизации убытков. Но на самом деле эмоции не могут подчинить себе деятельность, они скорее являются ее результатом.

Любая деятельность состоит из действия или связанных действий, которые представляют собой процесс, подчиненный достижению сознательной цели и без действия не существует. Без действий деятельность не существует. Это ее составные элементы, также как деятельность не может быть без мотива, а действие – без цели. Но в то же время, одно действие может осуществлять разные деятельности.

Таким образом, обычно деятельность представляют как совокупность действий, каждое из которых предполагает достижение определенных целей и которые могут задаваться определенной последовательностью.

Г.П. Щедровицкий рассматривает деятельность как сложную структуру, которая состоит из свянных между собой элементов. В виде единицы деятельности можно представить весь социальный организм целиком, вкотором все процессы и люди будут являться элементами деятельности. Такое социологическое представление деятельности является отправной точкой для анализа деятельности.

В.И. Слободчиков предлагает свое понимание структуры любой деятельности. Согласно его взгляду деятельность состоит из следующих элементов [6] (рис 4):



Рис. 4 Схема деятельности

 

В философской и психологической литературе человеческая деятельность определяется как внутренняя и внешняя активность, регулируемая осознаваемой целью. Помимо цели, деятельность включает в себя средства - ресурсы, условия, действие, и потенциал.

Что касается ресурсной базы, то на наш взгляд она включает в себя физический капитал, финансовый капитал, интеллектуальный капитал согласно концепции Нильс-Горан Ольве, Жан Рой и Магнус Ветер [7]. Только что мы упомянули важные понятие, такие как человеческий капитал, интеллектуальный капитал и потенциал предприятия. Для начала определим, что же означает потенциал предприятия.

Потенциал означает скрытую возможность, способность, которая может проявиться при определенных условиях. Можно определить это понятия, рассмотривая его как источник возможностей и ресурсов, которые могут быть приведены в действие, использованы при решении какой-либо задачи или достижения конкретной цели.

Вопросами изучения потенциала предприятия занимались в частности такие авторы как Н.М. Овчинникова [8], рассматривая теорию экономического потенциала и его роль в системе управления предприятием, Н.Г. Коршунова, изучая социально-экономический потенциал предприятия, Н.В Воронкова , изучая социальный потенциал организации и другие авторы.

Н.В. Воронкова говорит, что социальный потенциал включает отношения и деятельность субъекта управления, направленных на создание системы взаимодействий для реализации сотрудниками знаний, умений, способностей и навыков, направленных в соответствии с поставленными предприятием целями [9]. Структура социального потенциала предприятия состоит из двух компонентов, личностной и административной. К первой относится интеллектуальный, физический, психологический потенциалы работника, а ко второй – система управления персоналом, организационная культура и др. Н.В. Воронкова связывает понятие социального потенциала с социальным капиталом, а, следовательно, и с человеческим и интеллектуальным капиталами.

Н.Г. Коршунова отождествляет понятие социально-экономического потенциала с возможностями использования человеческого, социального, финансового капиталов предприятия [10]. Отмечается специфика социального потенциала, заключаемая в том, это, прежде всего, система, состоящая из возможностей коллектива в целом, а также возможности отдельных элементов, направленных на эффективную работу предприятия, используя имеющиеся доступные ресурсы, в соответствии с его миссией и стратегическими целями.

Очевидно, что любое предприятие создается для решения вполне определенных задач и для выполнения определенных функций, поэтому по своему назначению оно является целенаправленным. Коллективная деятельность на предприятии рассматривается как целостный, взаимосвязанный и целенаправленный комплекс действий, который позволяет решать основные задачи.

Для того, чтобы обеспечить результативную коллективную деятельность при достижении общей конечной цели, эту цель необходимо разбить на подцели и довести до целевых установок для каждого исполнителя, спланировать его индивидуальную деятельность и согласовать ее с действиями других исполнителей.

Мотивационный механизм управления инновациями был также рассмотрен в работе В.И. Сидорова и Т.Е. Шедяковой [11]. Они представляют общую схему инновационной деятельности, состоящую из нескольких элементов (рис.5)



Рис. 5 Составные элементы инновационной деятельности

 

Основная задача заключается в формировании комплекса мотивообразующих факторов, которые способны вызвать изменения в мотивационной структуре мотивируемого субъекта. Факторы условно можно разделить на два вида: позитивные, направленные на положительную реакцию и активизацию деятельности и негативные, состоящие из различного рода санкций. Но на вторую группу факторов не рекомендуется ориентироваться при осуществлении инновационной деятельности, так как они снижают общее влияние на мотивацию субъектов, хотя в отдельных случаях они могут быть действенны.

В.И. Сидоров и Т.Е. Шедякова выделяют мотивы, исходящие из внешних факторов, которые не связаны с характером деятельности, «эксринсивные мотивы». К ним относят мотив долга и ответственности, социальный статус. Особенность заключается в том, что привлекательность заключается не в деятельности самой по себе, а в том, что с ней связано. Это может быть власть, материальное благополучие и престиж. Поэтому, эти мотивы не достаточны для побуждения к деятельности и важно, чтобы они были подкреплены другими мотивами, «процессуально-содержательными», тем, что непосредственно связано с деятельностью. Сюда может относиться то, что субъекту интересен характер деятельности, имеется возможность проявить свои интеллектуальные способности, увидеть полученный результат.

В результате воздействия различных факторов формируется определенная мотивационная структура, которая побуждает субъекта к достижению тех или иных целей.

Цели представляют собой запланированный и осознанный результат, модель будущего продукта или процесса, то, чего необходимо достичь. Достижение цели является ключевым моментом. Н.И. Дряхлов и Е.А. Куприянов говорят о методе «goal-setting» (постановка цели) как о мотивационной технике [12].

Основной акцент делается на роли намерений индивида при понимании поведения. Предполагается, важным мотивационным фактором является наличие определенной осознанной цели, которую необходимо достичь. Действие этого механизма goal-setting можно также объяснить тем, что индивид, перед которым ставится сложная цель, желает достичь ее, при этом повысив свои способности, чтобы иметь возможность в дальнейшем справляться с более сложными ситуациями и заданиями. Важно отметить, что цели, которые ставятся перед сотрудниками, должны быть конкретными и иметь кратко или среднесрочный характер, для того чтобы была возможность увидеть результат в ближайшее время, что также способствует и побуждает к действиям при реализации инновационных проектов.

Цель управления инновационной деятельностью состоит в том, чтобы инициировать, генерировать, контролировать новые идеи и управлять ими в масштабах всего предприятия и выводить полученные результаты на рынок. В основе управления инновациями лежит сбалансированное сотрудничество новаторов и тех, кто отвечает за направление деятельности предприятия и его стабильность.

Список литературы:

1. Дандон, Элейн. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду; пер. с англ. С.Б. Ильина; под общей редакцией М.Б. Шифрина. – Москва: Вершина, 2006. С. 18

2. Howard Smith. A CSC White Paper European Office of Technology and Innovation What Innovation Is. HOW COMPANIES DEVELOP OPERATING SYSTEMS FOR INNOVATION. http://howardsmith.editme.com/

3. Гаврилов К.Л. Механизм обновления: Концепция развития национальной инновационной системы России. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. С. 26

4. Greenberg Gerald. Behavior in organizations: understanding managing the human side of work / Jerald Greenberg, Robert A. Baron. 7th ed. Prentice-Hall, Inc. New Jersey. 1999. p. 506

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат., 1975. С. 87

6. Слободчиков В.И. Деятельность как антропологическая категория / В.И.Слободчиков // Вопросы философии. - №3. – 2001. – С. 48 - 58

7. Ольве Нильс-Горан, Рой Жан, Ветер Магнус. Сбалансированная система показателей. Практическое руководство по использованию: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. С. 45

8. Овчинникова Н.М. Развитие теории и методов оценки экономического потенциала в системе управления предприятием. : диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05. СПб, 2003 С. 25

9. Воронкова Н.В. Социальный потенциал организации : социологический анализ : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.08. Москва, 2007. С. 34

10. Коршунова Н.Г. Управление социально-экономическим потенциалом машиностроительного предприятия: автореферат дис. кандидата экономических наук : 08.00.05 / Ур. гос. экон. ун-т, Екатеринбург, 2000 С.19

11. Сидоров В.И. Шедякова Т.Е. Мотивационный механизм управления инновационной деятельностью в условиях транзитивных экономических процессов. Механизмы регулирования экономики, 2009, № 3, Т.1 С. 102-109.

12. Дряхлов Н.И., Куприянов Е.А. Метод goal-setting в менеджменте: теория и практика. Социс, 2004. № 6. С. 121


Вернуться назад