ИНТЕЛРОС > №1, 2012 > Общекультурная компетенция как фактор развития поликультурной личности студента

Е.О. Вавилова
Общекультурная компетенция как фактор развития поликультурной личности студента


20 февраля 2012

В настоящее время система высшего образования претерпевает серьезные изменения, которые требуют определения нового содержания и применения новых средств и методов обучения для подготовки конкурентоспособных специалистов. В отечественной научно-методической литературе представлены самые разнообразные точки зрения по вопросу о том, каким должно быть это содержание. Исходным является требование перехода к новой модели специалиста, основанной на содержании компетентности и компетенций. Переход к компетентностно-ориентированному образованию считается адекватной реакцией системы образования на социальный заказ. При этом более углубленными и содержательными оказываются понятия компетентности, определение которых требует разработки модели действий, качеств, взаимодействий и других функциональных компонентов, каждый из которых служит достижению определенных целей.

Наиболее исчерпывающей и универсальной считается модель единой социально-профессиональной компетентности, предложенная И.А. Зимней. В соответствии с этой моделью, целостность результата высшего образования представлена как многомерная и многоуровневая конструкция, состоящая из четырех разнопорядковых блоков. Это – два базовых (интеллектуально-обеспечивающий и личностный) и два собственно компетентностных (социальный и профессиональный).

Эффективному формированию общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза способствуют педагогические условия: положительная мотивация студентов к высокоинтеллектуальному труду; участие студентов в отборе содержания, методов и форм организуемого процесса; поэтапная реализация идей «диалога культур» посредством включения студентов в межкультурную коммуникацию. Общекультурная компетентность студента является важной личностно-профессиональной характеристикой. Практика свидетельствует о том, что несформированность общекультурной компетентности тормозит личностный рост студентов и влияет на эффективность всего образовательного процесса.

В разработанных государственных образовательных стандартах (ГОС) 2010-2011 гг. перечислены блоки компетенций, связанные с получением знаний, развитием умений и овладением навыками для успешной профессиональной деятельности по конкретным специальностям.

Если рассматривать иностранный язык, то для студентов, обучающихся по специальности «юриспруденция», основной считается следующая общекультурная компетенция (ОК-13) - владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке.

Процесс обучения английскому языку является сложной, постоянно развивающейся системой. Многие ВУЗы и школы используют компьютерные технологии и программное обеспечение для обучения иностранному языку. Современное коммуникативно-ориентированное обучение готовит студентов к использованию иностранного языка в реальной жизни. Использование мультимедийных интерактивных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку значительно повышает качество подачи материала занятия и эффективность усвоения этого материала студентами.

Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий, мультимедийного оборудования обогащает содержание образовательного процесса, повышает мотивацию к изучению английского языка со стороны студентов и наблюдается тесное сотрудничество между преподавателем и студентами.

В нашей работе мы используем программу «Tell me more», которая

является прекрасным дополнением к содержанию урока, в ней показаны социокультурные реалии: мимика и жесты, одежда, окружающая обстановка. Так же с помощью этой программы студенты знакомятся с традициями и обычаями других стран, знакомятся с культурой других.

Владение иностранным языком и понимание других культур является неотъемлемым условием эффективности воспитания поликультурной личности. Сегодня общество требует нового, адекватного современным условиям уровня поликультурного образования, которое бы способствовало формированию у обучающихся поликультурного мышления и социальной устойчивости, нравственности и гуманности, практической способности применения полученных индивидом знаний, умения жить в трансформирующемся обществе. В связи с этим особо актуален вопрос поликультурного воспитания личности. Существенной является проблема организации поликультурного воспитания. Одним из главных способов такой организации является соответствующее изучение тех или иных учебных дисциплин. Идеологи поликультурализма полагают, что наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес учащихся, а затем и студентов к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир. Ведущим при этом остается двуязычное и многоязычное обучение (родной язык, язык доминирующего этноса, иностранные языки). В связи с этим особое внимание уделяется культурологической направленности образования.

Поликультурное воспитание имеет в виду налаживание связей между сообществами людей, исходит из необходимости взаимообогащения культур различных наций. Поликультурное воспитание, с одной стороны, отрицает формирование человека вне национальной культуры, с другой — содействует порождению мультиидентичной личности как средоточия и пересечения нескольких культур. Содержание поликультурного воспитания строится, таким образом, вокруг четырех ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к диверсифицированному культурному окружению; развития навыков социального общения. К числу функций поликультурного воспитания можно отнести:

-формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;

-осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;

-воспитание позитивного отношения к культурным различиям;

-развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Но практика показывает, что многие студенты не имеют представления о многообразии культур и их взаимосвязи, позитивного отношения к культурным различиям, не толерантны к людям других национальностей.

В сентябре 2010 года был проведен опрос студентов 1 курса юридического факультета ОГАУ. Студентам было предложено ответить на вопросы анкеты « Я и Другой». Данная анкета рассматривает три критерия: познавательный, эмоциональный, поведенческий.

Познавательный критерий. Студенты отвечали на вопросы, касающиеся культуры, самобытности, духовной жизни, дискриминации и др. Большинство студентов определяют культуру как область человеческой деятельности (34%), как правила поведения в обществе (41%), как «созданный человеком мир». Почти все затруднилось ответить на вопрос о количестве национальностей проживающих в нашей стране. Больше половины(60%) студентов написали «много», остальные написали «не знаю», «80 националь-ностей», и т.д. Большинство студентов не имеют представления о культурном многообразии мира, не понимают значения «духовная жизнь общества», не знают историю своей страны.

Эмоциональный критерий. Студенты выражали свое мнение о способах поведения в другой культуре, проблемах конфликтов. В основном студенты считают, что есть культуры плохие и хорошие, а главной проблемой человека, оказавшегося в другой стране, является незнание обычаев и традиций другой страны, поэтому необходимо узнавать их культуру. 40% опрошенных считают, что человек другой культуры- человек других традиций; 10%-другой веры; 30%-другой страны; 20%-другого мышления. Больше половины респондентов считают, что у человека могут возникнуть трудности в другой стране, если он не знает языка, традиций, обычаев данного края. 60% думают, что необходимо найти «общий язык» с представителем другой культуры.

Поведенческий критерий. Здесь студенты выбирали главное правило межнационального общения, в каком коллективе они хотели учиться и работать, какие свойства человека являются главными для них. Для 40% опрошенных считают, что самое главное в общении с Другим является доброта, 50% рассматривают Другого, как «непохожего», 30% как «Другого», 10% как «чужого» и только 10% как «интересного», что указывает на то, что они им не интересны.

Результаты этого опроса еще больше подчеркнули актуальность данной проблемы и поиск новых педагогических условий формирования поликультурной личности. Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества. Знакомство с культурой других способствует развитию в человеке духа солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.

Литература:

    1. Боговик, Н. В. Воспитание поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка: на материале общеобразовательных школ и молодежных организаций: Автореф. дис. …канд. пед. наук.- Барнаул, 2009. -20с.

    2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов: Издательство “Питер”,2000. -304 с.

    3. Гребенюк Е.В. Общекультурная компетентность современного учителя.// http://fit-herzen-conf.ru/grebenyk.html

    4. Джуринский А. Н. Воспитание в России и за рубежом / М.: Просвещение, 2004. — 160 с.

    5. Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вуза // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 5.

    6. Подласый И.П.Педагогика. М: Владос-2004.-574с.

    7. Садыкова Л.Р. Поликультурное воспитание: принципы, функции, содержание, способы// Вестник ТИСБИ.- 2005.- № 2.


Вернуться назад