ИНТЕЛРОС > №2, 2012 > Зигзаги внешней политики Турции Камилла Шерьязданова
|
События, происходящие в настоящее время на Ближнем Востоке и в Северной Африке, прокатившаяся волна протестов, демонстраций и революций, вызвали серьезные сдвиги в геополитике этого региона, в арабском мире, в крупнейших арабских странах_Ливии,Тунисе, Египте, к власти рвутся радикальные силы, в том числе из «Аль Каиды» с их намерениями установить свои порядки. На этом фоне заметно изменение внешнеполитического курса Турции. Политика «бесконфликтности с соседями» давала хорошие плоды: авторитет в Европе приобретался эффективно и последовательно. Хорошие взаимоотношения Турция поддерживала и поддерживает с государствами на постсоветском пространстве, прежде всего с Россией, республиками Центральной Азии. Казахстанско-турецкие связи многогранны и обширны в политической, торгово-экономической, культурной и иных сферах. Казахстан и Турция активно сотрудничают в организации ТЮРКСОЙ, в СВМДА, в Организации Исламского сотрудничества. Установлены тесные связи на высшем и высоком уровнях, осуществляется обмен официальными государственными и рабочими визитами глав государств, глав правительств, министров и т.д. Турция одной из первых признала независимость Республики Казахстан и открыла Посольство в РК. О хорошем и добром отношении Турции к Казахстану свидетельствует и тот факт, что именно Турция открыла памятник первому Президенту РК Н. А. Назарбаеву [2]. В то же время Турция заново открывает Ближний Восток. За последние несколько лет Анкара сделала серьезнейший прорыв в отношениях с Сирией. В 2004 году впервые в истории сирийский лидер (Башар Асад) совершил визит в Турцию. С тех пор обе стороны проводили конструктивное обсуждение таких важных вопросов, как разделение водных ресурсов Евфрата или противодействие курдскому движению. Произошли серьезные перемены и в отношении Турции к арабо-израильскому конфликту. Будучи единственной мусульманской страной, признавшей еврейское государство весьма скоро после его образования (в 1949 г.), Турция заняла сегодня более сбалансированную позицию и пытается быть посредником в мирном процессе. Новая внешняя политика привела и к налаживанию торгово-экономических связей с Саудовской Аравией. Турция установила лучшие отношения с Ираном, даже взяв на себя роль посредника между этой страной и Западом. Затем посвятила внимание ХАМАС в Палестине и ХЕЗБОЛЛАХ в Ливане. Такой подход в стратегии внешней политики Турции связан с приходом к власти в качестве министра иностранных дел Ахмета Давитоглу, который как-то заявил: «Существует наследие, оставленное Османской империей. Нас называют «неоосманами». Да, мы «новые османы», мы вынуждены заниматься соседними странами и даже идем в Африку». По его мысли Турция должна научиться использовать свои преимущества, должна преобразиться из периферийного члена НАТО в один из центров мировых сил. Ключ этого преображения лежит в оттоманском прошлом Турции. В этом смысле Турция предприняла крупную научную, культурную и информационную пропаганду ценностей Оттоманской империи, и так объявила о желании вновь вернуться не только в Центральную Азию, но и на Балканы. Итак, Турция желает создать свой союз, и этим объясняются некоторые заявления мусульманских политиков о том, что Оттоманская империя была тем же, чем сейчас является ЕС. С началом арабской весны и революций особый интерес вызывает неожиданный зигзаг вектора внешней политики Турции на « Юг»: Турция резко изменила главное направление внешней политики, которая стала приобретать нескрываемый агрессивный характер. В середине сентября 2011 года Премьер_-_Министр Турции Р. Эрдоган нанес визит в «освобожденный» Египет, Ливию,Тунис, где его встречали с лозунгами «Спаситель ислама, любимый Аллахом Эрдоган!», его называли «новым Салах ад_Дином» в честь известного мусульманского лидера ХII века, султана Османской империи», его именем стали называть родившихся детей, а рестораны Каира открывались с новыми названиями «Реджеп», «Эрдоган». В течение нескольких месяцев глава Турции является главным ньюсмейкером, своими заявлениями Р. Эрдоган фактически отодвинул на второй план всех вершителей арабских революций. Нападки на Израиль, открытое выступление против диктаторских ближневосточных режимов, требование немедленного «поднятия флага Палестины в ООН» и деблокады сектора Газа сделали турецкого главу правительства человеком номер один в арабском мире. Государства Ближнего Востока уже ощутили первые уколы агрессивности Турции. Первым стал Израиль: Турция продемонстрировала свою решимость в виде усиленного многочасового досмотра и допроса израильских граждан, прилетающих в турецкие аэропорты как ответную меру на усиленные меры безопасности в аэропорту им Бен-Гуриона до высылки своего посла, объявления свертывания всех отношений с Израилем в военной сфере, торговых отношениях, сотрудничества по линии ВПК вплоть до последующих санкций в отношении Израиля. Израиль эти действия Турции особо не испугался, ибо в последнее время военные контакты двух стран сведены к нулю, а Турция включена в список стран, которым запрещено экспортировать израильскую военную продукцию и технологии. Турция не скрывает раздражения в отношении Израиля- из союзника Турции Израиль превратился в ее врага. Новые османы угрожают Израилю войной - пока на море. Турция заявила: «что не позволит Израилю делать в Средиземном море все, что он захочет» и поэтому турецкий военный флот будет патрулировать воды Восточного Средиземноморья, а корабли Турции в числе прочих будут охранять новые «флотилии свободы», идущие к Газу. Собственно из-за этих флотилий и началось противостояние двух стран: принимая во внимание, что израильские ВМС имеют четкий приказ эти флотилии не пускать, все может обернуться серъезным турецко-израильским военным столкновением на Средиземном море. Небезинтересно, что Турция разработала национальный план под названием «Барбаросса». Так в свое время называлась военная операция фашистской Германии против Советского Союза в 1941 году. Конечно, это не случайное совпадение. Турция хочет получить новый шокирующий эффект, но при этом подчеркивает историческую взаимосвязь с Ближним Востоком. В Анкаре утверждают, что Барбаросса-это имя знаменитого турецкого пирата и властелина Алжира. Подобные тактические внешнеполитические шаги Турции повышают авторитет ее лидера Р. Эрдогана в глазах мусульманского мира и укрепляют ее решимость утвердиться в качестве регионального лидера. Однако не стоит упускать из виду и экономическую составляющую турецко-израильского конфликта. Чтобы стать действительно «новой Османской империей» Турции крайне важно получить независимость в обеспечении страны энергоносителями из Ближнего Востока и Северной Африки, поэтому не случаен внезапный отказ официальной Анкары от подписанного ранее на высоком уровне присоединения Турции к иницированному Россией «Южному потоку» по транспортировке газа в Европу. Теперь Россия ищет участников среди частных турецких кампаний. Заметно изменение внешнеполитического курса Турции в отношении Сирии. Из ближайшего военного и экономического союзника Турции на Ближнем Востоке Сирия превратилась в главного врага: Анкара разорвала отношения с Сирией. Уже 21 сентября 2011 года на пресс-конференции в Нью-Йорке глава турецкого правительства Р. Эрдоган заявил: «Я прекратил диалог с сирийскими властями. Мы никогда этого не хотели, но, к несчастью, они вынудили нас принять такое решение». 24 сентября турецкие корабли захватили сирийское судно с оружием, отправителем которого был Иран. Сирийская сторона называет внешнюю политику Анкары «тяжелым случаем шизофрении», который накалил двусторонние отношения. Осенью этого года резко ухудшились отношения Турции и с ее восточным соседом Ираном. Турция подтвердила согласие на размещение на своей территории радар системы ПРО США, которые будут развернуты на юго-востоке страны и направлены против Ирана. Тегеран предупредил Турцию, что установка РЛС приведет к напряженности в регионе. Ситуация сложная: Турция наверняка поддержит Запад в действиях против Ирана. Нельзя не учитывать, что шиитский Иран- давний враг персидских монархий, поэтому и Саудовская Аравия, со своей стороны, тоже подталкивает Турцию к агрессии против персов. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что зигзаги внешней политики Турции запутали геополитическую ситуацию на Ближнем Востоке. Турция-член НАТО и привилегированный партнер США. Одновременно Турция стала врагом лучшего друга США- Израиля и в то же время угрожает врагу Израиля и США- Иран . В этой ситуации Турция сама сближает Иран и Израиль против Турции. Все это наглядно демонстрирует, что в мире не бывает постоянных врагов и постоянных союзников. Во-первых, Турция больше не периферия, не «младший партнер» США и НАТО. Эта страна – один из важнейших компонентов региональной безопасности и центр Евразии. Отсюда и посреднические инициативы на Ближнем Востоке. Во-вторых, неправильно думать, что «неоосманизм» представляет собой какую-либо угрозу Западу или России. Нынешний курс Турецкой Республики направлен на диалог, в первую очередь, с ЕС, а также с США и Россией. В-третьих, у «неоосманизма» не просматривается никаких признаков агрессивности или подозрительной воинственности. Максимум «неоосманской» жесткости – это закрытие сухопутной границы с Арменией (при том, что с 1996 года действует воздушное сообщение между Стамбулом и Ереваном), политическая поддержка боснийских мусульман, а также признание Косова. Во всех этих шагах при всем желании никак нельзя увидеть ничего, кроме естественного желания каждого суверенного государства законными средствами отстаивать собственные интересы. В целом изменение вектора внешнеполитической стратегии Турции, ее резкий поворот «на Юг» позволяет прийти к следующим выводам. Турция стала более уверенным международным игроком. Новая внешняя политика Турции характеризуется тремя основными факторами: новым пониманием идентичности Турции и ее роли в мире, «демилитаризацией» ее отношений с другими странами и усилением ее позиций в сфере международной торговли. Турция стремится использовать арабскую весну для трансформации политической структуры государств региона по собственному образу и подобию. В Турции надеются, что новые власти Египта, Ливии, Туниса возьмут в качестве модели турецкую исламскую демократию. Но надо учитывать и тот факт, что турецкое и арабское понимание « политического ислама» далеко не одинаково: в Турции ислам- это модернизационная сила, турецкие исламисты- это выросшие в исламской среде бизнесмены, получившие отличное образование. Турция- страна, население которой ассоциирует ислам с прогрессом. На Ближнем Востоке ислам более радикален. Их исламистские лидеры- это малообразованные подпольщики и повстанцы с соответствующими установками и идеологией, а население арабских стран рассматривает радикальную исламистскую идеологию как замену светского режима вплоть до введения шариата. Конечно, ожидать достижения Турцией ее амбициозной внешнеполитической цели - превращать Турцию в безоговорочного регионального лидера Ближнего Востока не стоит. Мир полон перемен и событий. Однако необходимо осознать, что и в будущем интересы Турции и стран региона возможно будут расходиться. Западным странам, в первую очередь, США, придется считаться с независимой внешней политикой Турции. Внимательно отслеживать внешнеполитические шаги Турции, на наш взгляд, надо и Казахстану. Тем более, что Казахстан председательствует в Организации Исламского сотрудничества, сотрудничает с Турцией в СВМДА, ТЮРКСОЙ. Учет изменений тактики и стратегии турецкой внешней политики позволит казахстанской стороне вносить определенные коррективы в тактику и стратегию внешней политики Республики Казахстан.
Литература
Вернуться назад |