ИНТЕЛРОС > №2, 2012 > О динамике индивидуальной системы ценностей

Екатерина Васецкая
О динамике индивидуальной системы ценностей


23 мая 2012

Система ценностей и, связанная с системой ценностей, продуцируемая ею система личностных смыслов являются важнейшими из личностных структур, «ядерными» образованиями, обеспечивающими и определяющими развитие и самотождественность человека. Высокий уровень напряжения и «поливалентность» ценностей обеспечивают интенсивность продуцирования смыслов, содержательное богатство жизненного мира человека. Сила и активность смыслов как системы, непрекращающееся смыслопорождение, обеспечивающее присвоение новых социальных объектов и событий, оказывают корректирующее влияние на систему ценностей.

Основанием для изучения вопроса об изменениях, происходящих с системой ценностей человека в течение его жизни в данной статье будут концепции индивидуальной системы ценностей, разработанные в психологии, прежде всего представителями гуманистического подхода, в частности, в экзистенциальной психологии.

Прежде всего, следует учесть, что всякое сложное, комплексное образование (какими являются личностные образования) имеют три взаимосвязанных и относительно самостоятельных аспекта: когнитивный, эмоциональный и конативный. Таким образом, ценности, во-первых, осознаются (осмысляются), во-вторых, переживаются и, в-третьих, отражаются в системе поведенческих установок. В процессе формирования смыслов аспект осмысления представляется более очевидным. Хотелось бы обратить особое внимание на эмоциональный аспект. Смысл жизни, и вообще жизненные смыслы, порождаются прежде всего в процессе переживания ценностей. Эмоции и чувства – «топливо» душевной жизни, единственный способ формирования личного, неравнодушного отношения к чему бы то ни было. Ценности, которые «остывают», не порождают переживаний, становятся квазиценностями; смыслы, сформированные ими, выхолащиваются, становятся квазисмыслами. «Остывшие» ценности – становятся чужими, внешними, «общими» (внеличностными). Подобные ситуации возникают и в процессе формирования личности (в подростковом и юношеском возрасте). Не так уж редко складывается ситуация развития, когда человек усваивает ценности только на познавательном уровне («я признаю это ценным, т.к. это хорошо, так думают все, этого от меня ждут»), но не переживает их. Рано или поздно такая ситуация закончится разочарованием и экзистенциальным вакуумом. Подобные же ситуации возникают на склоне лет, когда рутина жизни, бесконечно повторяющийся круг внешнего бытия (функционирования) вытесняет действительное переживание значительной части ценностей.

Рассмотрение динамики системы ценностей в течение жизни человека предполагает, в том числе, рассмотрение изменений в ее иерархии. Традиционным является выделение двух основных уровней в системе ценностей: бытийных и операциональных. Представляется несомненным, что закономерностью этапа становления системы ценностей является наполнение бытийного уровня: в детском, подростковом и юношеском возрасте, социализуясь и выстраивая свою личность, человек опознает и отбирает то, что сравнимо с ценностью его жизни и/или сверхценно. Благодаря этому и формируется вертикаль идеалов. Также общепризнано, что бытийные и операциональные ценности могут меняться местами в течение жизни. Например, ценность благосостояния, чаще всего при неблагоприятном жизненном старте, может переместиться с уровня операционального на бытийный, и, наоборот, при благоприятном течении жизни, из бытийных ценностей быть «разжалована» до операционального уровня. Также, думаю, не встретит возражений, с оговорками или без, утверждение: если значительная часть ценностей снижает уровень своего действия, система ценностей уплощается, снижается экзистенциал личности. Такого рода личностные изменения, по сути деградационные, часто происходят в старости. Напрашивается утверждение: переход бытийных ценностей на уровень операциональных обедняет жизнь. Однако, по нашему мнению, существует и другая закономерность изменения системы ценностей в зрелом возрасте.

Основная характеристика возраста поздней зрелости, при благоприятном развитии личности – целостность (Э. Эриксон). Какие изменения в системе ценностей происходят в зрелом возрасте, и какие из них могут способствовать интеграции личности? Чем больше жизненный опыт, чем больше трудов, достижений и потерь в жизненной копилке, и чем ниже уровень физических и эмоциональных потенций, тем более важное место среди бытийных ценностей занимают ценности синтетические и универсальные, – а это, прежде всего, эстетические ценности. Из триады Истина – Добро – Красота именно Красота как воплощение гармонии, спокойствия (атараксии) и, главное, свободы (свободы прежде всего от самого себя, своих страстей, фобий, зависимостей) позволяет удержать верховные ценности на абсолютной высоте. Это тем более важно, что некоторая часть бытийных ценностей в зрелом возрасте перестает быть таковыми, идеалы развенчиваются, былые кумиры обнаруживают собственную «деревянность». Старость – возраст не делания, но созерцания и любования. Для заката жизни подходят мировоззренческие принципы Востока. Важность эстетического измерения жизни проявляется и в потребности соприкасаться с произведениями искусства, и в изменении видения природы и быта.

Время жизни течет с разной скоростью: в детстве медленно, разгоняясь, потом все быстрее и быстрее. Большую часть жизни человек живет векторно – к будущему. Р. Мей называет будущее формообразующим модусом человеческого бытия. Большую часть жизни идеалы, ценности и смыслы играют роль двигателя, они создают необходимое напряжение, поскольку требуют реализации, и тем самым делают человека субъектом своей жизни (В. Франкл). Затем время начинает замедляться. В старости же жизнь как будто останавливается. Вернее, в еле заметное движение жизни оказываются вкраплены моменты вечности. И в эти моменты возможно прозрение истины (но не рационализированной и, как правило, не выраженной в слове, во всяком случае, в соответствии с правилами доказательного рассуждения), истины жизни, или жизни как она есть (но не блага как заповеди или нормы). В эти моменты остановки времени вечная триада Истина – Добро – Красота непосредственно переживается человеком. Формой, дающей возможность и требующей именно переживания, т.е. целостного, ценностного, неравнодушного постижения (принятия), - является Красота. Результат этого переживания требует выражения, но труден для выражения словесного, и если форма находится, то это, как правило, мифологема (П. Флоренский). Можно сказать, что развитие индивидуального сознания начинается с мифологической формы и заканчивается мифологической формой. Нередко формой передачи пережитого прозрения становится поэзия (чаще - творения чужие, иногда - собственные). Еще чаще слова вообще не находятся, происходит чистое созерцание красоты. И красота, напитавшая душу, побуждает к некоторому изменению поведения (выбору подарка для друга, питию чая в соответствии с правилами чайной церемонии, удалению утративших соответствие предметов интерьера, изменению привычного маршрута или посадки ирисов).

В описанные периоды остановки времени жизнь движется не по горизонтали, из прошлого в будущее, а по вертикали. Благодаря этим «воспарениям» и осуществляется поддержание бытийных ценностей, прошедших отбор, на безусловной высоте.

Важнейший аспект вопроса о динамике системы ценностей – вопрос о свободе. В традиционном для психологии понимании свобода человека – это, прежде всего, самодетерминация, свобода воли. В свою очередь, самодетерминация – результат развития самосознания, а центральная задача развитого самосознания - осознание ценностей и смыслов, определяющих внутреннее содержание душевной жизни и деятельность человека.

Для экзистенциальной психологии важным аспектом понимания свободы является определение свободы через ее соотнесенность с судьбой (Р. Мэй). Под судьбой понимается все, детерминирующее личность человека извне в настоящий момент времени, все многообразие биологических и социальных факторов: физические и психические задатки, здоровье и перенесенные заболевания или травмы, физические и психические, особенности внешности; семья, ее социальный статус, семейные отношения, семейное воспитание, история и культура семьи; более широкое социальное окружение, социальные, экономические, политические и культурные обстоятельства жизни.

Свобода определяется по отношению к судьбе. Р. Мэй, по сути, переосмысляет известную молитву К. Этингера относительно задачи выстраивания человеком собственной личности и собственной жизни: Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить; дай мне мужество изменить то, что я могу изменить; и дай мне мудрость отличить одно от другого.

По мнению Р. Мэя, свобода, во-первых, состоит в осознанном принятии судьбы. Мы не можем и не должны игнорировать некоторые свои особенности: женщина не может стать мужчиной, слепой - прозреть, сирота обрести родителей. Непринятие судьбы ведет к снижению степени свободы, к большей детерминированности. Отрицание судьбы – форма зависимости от нее: крайне редко человеку действительно нужны косметические операции, тем более – поездки по святым местам и целителям разного рода; как правило, бесплодны, а зачастую травмоопасны поиски матери или отца, оставивших ребенка. С признания действительного уровня своих способностей, образования и других достижений только и может начаться путь эффективных изменений, а это вторая составляющая свободы.

Свобода предполагает готовность к изменениям себя и своей жизни. Главный лозунг экзистенциальной психологии, основное требование, предъявляемое к человеку как субъекту своей жизни – это готовность противостоять судьбе. Свобода воли проявляется в ситуациях выбора. Свобода есть выбор, который сделан осмысленно и в соответствии с собственной системой ценностей и тем смыслом ситуации выбора, который задан системой ценностей, смыслом жизни и личностными смыслами вещей, составляющих ситуацию выбора. Смоделируем ситуацию выбора. Как поступит мужчина, узнавший, что его жена беременна от другого? Свобода выбора не предполагает поиска единственно верного решения. Для каждого верным будет то решение, которое не зависит от чужих мнений и внешних обстоятельств. Вопросы: как я буду в глаза друзьям и родственникам смотреть?; куда я денусь, ведь все имущество – ее собственность, а ее отец – мой начальник?; а будет ли она верна мне в дальнейшем?; чего она хочет?; насколько она раскаивается?; что велит мне долг? – не способствуют реализации внутренней свободы. Верное (свободное) решение - то, которое в наибольшей степени реализует чувства, желания, ожидания субъекта выбора. Всякий раз верный выбор – это свободный выбор, тот, который способствует большей аутентичности (Д. Бьюдженталь). В целом, осуществление свободы, то есть свободное строительство своей жизни, всегда есть изменение себя на пути к самому себе. А магистральный путь к себе – это способность слышать экзистенциальные вопросы жизни, отвечать на них, анализировать собственные ответы и пересматривать некоторые из них.

В-третьих, свобода предполагает принятие неопределенности будущего, готовность делать выбор в условиях неопределенности, что требует экзистенциального мужества ( «мужества быть» по П. Тиллиху).

По мере развертывания, расцвета и укрепления личностных структур способность к самоопределению, а значит, готовности выбирать, возрастает. Следовательно, степень свободы в зрелости и затем в старости должна возрастать, ведь механизмы реализации свободы сформированы. Однако формируется и противоположная тенденция: возрастают факторы, ограничивающие свободу за счет усиления тревоги и неуверенности. В старости все тяжелее принимать судьбу, т.к. все более накапливаются потери, за которые не предвидится никакой компенсации. В старости все труднее меняться, т.к. сил мало, а переосмысление ответов на экзистенциальные вопросы грозит крахом с трудом достигнутого примирения с судьбой через фальшивую веру в то, что «от меня ничто не зависело». Но самый мощный фактор снижения степени свободы – нарастание тревоги в связи с приближением окончания времени жизни. Будущее сокращается, причем для многих людей будущее сокращается прежде всего содержательно, отсутствует перспектива самореализации, главное грядущее событие жизни - это смерть. И об этом повседневно напоминает пошатнувшееся здоровье. В такой жизненной ситуации не каждому по плечу свобода и «сущностное самоутверждение» (П. Тиллих).

И все же закономерным следует признать рост личностного экзистенциала и степени свободы в зрелом возрасте. Однако это не динамическая, и, на наш взгляд, даже не статистическая закономерность, но осуществление внутренней необходимости, результат духовного просветления.

Использованная литература

1. Д. Бьюдженталь. Наука быть живым. Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. http://www.dmitrysmor.ru/book/show/15

2. Р. Мэй. Сила и невинность. http://www.klex.ru/a9o

3. Р. Мэй. Открытие Бытия. Очерки экзистенциальной психологии. http://www.klex.ru/2hg

4. Р. Фрейджер, Дж.Фэйдимен. Теории личности и личностный рост. http://psyhology201001.narod.ru/015/index1html


Вернуться назад