ИНТЕЛРОС > №3, 2011 > Казахстанская модель социализированной личности

Г.О. Абдикерова
Казахстанская модель социализированной личности


19 сентября 2011
Формирование успешно социализированной личности в модернизирующемся казахстанском обществе - один из важнейших факторов, влияющих на общий ход прогрессивных реформ в нашей стране. Критерии социализированности современной личности оцениваются по различным параметрам: по степени включенности в систему социальных отношений, по уровню реализации личностных и социальных возможностей, воспроизводства и совершенствования своей жизни и т.п. Показателями социализированности, соответствующими указанному критерию, выступают социальные свойства личности, которые отражают место в системе общественного разделения труда, личностные качества и социальный статус человека, участие (неучастие) в общественно-политической деятельности, положение в семейно-бытовой сфере и т.д. Более детально можно выделить познавательные, поведенческие, мотивационные и рефлексивные критерии социализации личности. Познавательный критерий характеризует уровень знаний личности о ценностях социальных взаимоотношений и степень сформированности собственной системы ценностей. Поведенческий критерий характеризует умение личности строить отношения с другими людьми, способы общения. Мотивационный критерий определяется системой доминирующих мотивов, выражающих осознанное отношение личности к собственному развитию. Рефлексивный критерий характеризует творческое саморазвитие личности в процессе социализации. Мировоззренческая культура современной личности исходит из новой личностно-ориентированной образовательно-воспитательной парадигмы, которая включает следующее: глубокие теоретические знания, профессиональную компетентность и практические навыки; аналитические и проективные умения, адекватную самооценку способностей; сформированность этнокультурных идентичностей и духовно-нравственных качеств. В настоящее время очевидно возрастание роли синергетики в качестве новой методологии социализации. Синергетика привлекает внимание ученых-гуманитариев как теория и методология процессов самоорганизации социальных структур. Синергетическая мировоззренческая парадигма обращает внимание на активную самоорганизующую сущность человека, не отрицая, тем не менее, влияния общественных институтов, координирующих его деятельность. Синергетика рассматривается ныне не как новая наука, а как новое объединяющее, междисциплинарное направление исследования образования упорядоченных структур из хаоса. Основополагающими понятиями синергетики являются самоорганизация, хаос, порядок, нелинейность. Допуская сосуществование, сотрудничество различных идей и взглядов, синергетическое видение мира отличается новым, нетрадиционным отношением к миру. Современные модели личности в РК имеют свои особенности классификации и функционирования. Для их исследования эффективно использовать синергетическую методологию, основанную на технологии диалога и равного партнерства. Одной из самых важных является классификация, связанная с особенностями политической и правовой сфер казахстанского общества. Наиболее успешной моделью личности в политической сфере Казахстана в настоящее время выступает интегральная модель. В основе создания такой модели личности лежит цивилизационный подход. Интегральная модель личности создается прежде всего на базе политической действительности и культуры казахстанского общества, ориентирующиеся на лучшие достижения западных и восточных культур. Она имеет определенные исторические и культурные предпосылки: многонациональный состав населения, наличие традиционных и прогрессивных ценностей в менталитете населения, стремление к свободе и признание силы власти, толерантность, а также существование идеологии евразийства. Типология социального характера, предложенная американским социологом Д. Рисменом, хорошо отражает характерные особенности модели социализации личности на каждом историческом этапе и соответствующем им типе общества. Он пытается установить взаимосвязь между различными историческими эпохами и типами характера, выделяя при этом три главных исторических периода и соответствующие им типы общества: 1) "высокого потенциала прироста населения" (например, средние века); 2) "переходного роста населения" (например, Ренессанс-Реформация); 3) "начинающегося спада населения" (например, современные индустриально развитые общества). Эти исторические эпохи вполне соответствуют трем историческим периодам развития человеческого общества: доиндустриальному, индустриальному и постиндустриальному. Каждому из этих периодов соответствуют три типа социального характера: - "ориентированный-на-традицию"; - "ориентированный-на-себя"; - ориентированный-на-другого". В настоящее время в казахстанском обществе на место господствующего типа человека, "ориентированного-на-традицию", появляется "человек-ориентированный-на-себя". В условиях становления рыночных отношений желание сохранить модель "ориентированного-на-традицию" человека наравне с моделью "ориентированного-на-себя" является лучшим выбором для Казахстана. Если деятельность "ориентированного-на-традицию" человека жестко ограничена внешними регуляторами поведения, то поведение "ориентированного-на-себя" человека регулируется им самим, он приобретает чувство контроля над своей собственной жизнью. В сегодняшних условиях традиции должны соответствовать духу времени; избавив себя от архаичных, отсталых элементов, они должны играть определенную роль в процессе воспитания человека. Как начинает формироваться модель "ориентированного-на-себя" человека, можно отчетливо увидеть в поведении современной молодежи. Традиции воспринимаются большинством молодежи в современных условиях как пережиток прошлого, они больше увлечены образцами массовой культуры. Коллективный дух, коллективные ценности не вдохновляют их, они больше озабочены собственными проблемами и четко осознают необходимость личных усилий для решения своих проблем. Ориентация на себя и на традицию показывает интегральную природу данной модели социализации личности. Ее внедрение избавило бы людей от таких проблем, как одиночество и отчуждение. В современных условиях возрастает также актуальность функционирования в казахстанском обществе социоэкономической модели личности. Для этой цели казахстанскими учеными анализируются особенности социологической и экономической модели личности, рассмотренные зарубежными и российскими учеными. Если экономический человек - это человек независимый, эгоистичный, рациональный и компетентный, то социологический оказывается человеком, который подчиняется общественным нормам и альтруистичен, ведет себя иррационально и непоследовательно, слабо информирован и не способен к калькуляции выгод и издержек [1]. Какие перспективы имеет социально-экономическая модель личности в казахстанском обществе? Стратегия «Казахстан 2030» обеспечила надежную инновационную основу развития экономики нашей республики, и на ее основе был сформулирован общеказахстанский проект, в котором ставились такие задачи как ускоренное продвижение в сообщество пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира и укрепление позиций Казахстана в качестве его постоянного члена. Диверсификация экономики, устойчивое инновационное и инфраструктурное развитие, новый подход к индустриализации Казахстана» - все это способствует созданию реальной основы для формирования рыночных, инновационных типов личности в Казахстане. Вместе с тем социально направленный характер реформ обеспечивает и формирование социологических типов личности в казахстанском обществе. Для развития этических, гуманных характеристик современных личностей можно использовать и такие особенности характера казахов как гостеприимство, толерантность, сострадание и уважение к старшим. В этом проявляется позитивный потенциал, заложенный в традиционных ценностях народа. Утверждение Казахстаном себя правовым государством обязывает претворить в жизнь соблюдение законности, приоритета прав и свобод человека, принципы гуманизма. Реальное претворение в жизнь таких принципов обеспечивает формирование личностей, рассматривающих закон как базовую ценность, защищающую их основные права. В нынешних условиях Казахстана повсеместное нарушение законов, наличие правового нигилизма в поведении граждан, криминализация государственной и общественной жизни являются препятствами на пути формирования модели юридического человека. Гендерные отношения лучше всего характеризует содержание модели личности конкретного общества, поэтому проведение классификации на его основе является очень важным. Особенность гендерной (полоролевой) структуры казахстанского общества и их восприятие человеком сказываются на его социализации, влияя на различные аспекты его самоопределения, на выбор сфер и способов самореализации и самоутверждения, на самоизменение в целом. Женщины в основном стараются реализовать себя в сфере образования, науки и культуры и легкой промышленности, а мужчины в сфере политики, власти, бизнеса и тяжелой индустрии. Вместе с тем женщины заняты и воспитанием в семье, и составляют подавляющее большинство в воспитательных организациях. Это сказывается на характере социализации в сфере воспитания, делает дефицитным мужское влияние и затрудняет мужскую и женскую полоролевую идентификацию. Важно отметить также изменение социального статуса и роли женщин в современном казахстанском обществе. Несомненно, социальный статус женщины становится более значимым. Стараясь идеально выполнить одновременно нескольких ролей, женщина попадает в ситуацию ролевого конфликта. При сохранности в обществе традиционных представлений о женщине установка на самореализацию становится нелегкой задачей. Быть хорошей матерью, воспитывать детей, выглядеть красиво и оставаться привлекательной и желанной, заниматься домашними делами, одновременно успевая делать карьеру, - все это требует очень много времени, физических и моральных сил. Не секрет, что такие черты наднационального поведения, как независимость, прагматизм, самореализация, сознательный отказ от семейной жизни проникают в нашу жизнь, изменяя традиционное представление о женщинах. Трансформационные процессы, происходящие в казахстанском обществе, требуют утверждения новой модели взаимоотношений между полами, где будут учитываться социальные интересы и мужчин и женщин. На основе технологии "социального партнерства" можно определить эффективные модели гендерной социализации личности. Модель партнерства предполагает равенство полов, а не их единообразие. Она провозглашает достижение гармоничного баланса в гендерных отношениях путем усиления культурных, нравственных аспектов взаимодействия. Сегодня большой акцент делается на деловые качества человека. Это позволяет выделить модель современной деловой личности в РК. Государственная политика Казахстана, направленная на создание конкурентоспособной, инновационной экономики создает реальные основы для формирования деловых качеств современной личности. Наша страна осознает важность развития своего «человеческого капитала», делая ставку на «умную экономику». Проведение единой государственной стратегии, направленной на внедрение высоких технологий и поддержку инноваций требует воспитания конкурентоспособных кадров с деловыми качествами. Надо также поощрять людей, которые имеют собственный взгляд, стиль жизни, стараются привести в порядок повседневное поведение, формы общения, а также имеют собственное представление о целях своей жизни, и пути ее совершенствования. Все это позволяет сформировать такие качества личности как индивидуальность, сознательность и ответственность. В качестве современных требований к профессиональной социализации личности можно считать профессионализм, творческую индивидуальность, компетентность, профессиональную этику и культуру личности. Сдерживающими моментами формирования современных инновационных моделей профессионального поведения являются такие традиционно-ментальные факторы, как низкая правовая и этическая обусловленность трудового поведения, преобладание неформальных отношений, обусловленных патронажными, родственными и личными взаимосвязями, слабый менеджмент, нездоровая конкуренция, ориентация на индивидуализм и материально ориентированный характер трудовой мотивации личности. Необходимость развития духовных ценностей народа и гражданских инициатив в современном Казахстане актуализирует гуманистическую модель личности. Слабеющие моральные устои общества, семейные узы, культурные ценности и кризис самоидентичности индивида - все эти острые проблемы требуют гуманизации условий социализации и качеств личности. Формирование гуманистической модели личности нельзя считать утопией, мечтой, которая на самом деле не будет реализована. Какие меры принимаются в Казахстане для гуманизации социальной жизни и модели личности? Этому способствуют такие главные приоритеты внутренней политики Казахстана как укрепление единой гражданственности, основанной на равенстве возможностей, общественного согласия и стабильности, поддержка и развитие широкого общественного консенсуса по основопологающим ценностям модернизации казахстанского общества. В условиях тоталитарного общества гуманистическая модель личности также провозглашалась стратегической целью развития общества. Однако тогда большое значение придавалось распространению этой идеи в качестве лозунга, а не руководства к действию. Гуманизм ассоциировался с альтруизмом. Как могла осуществляться эта идея в реальности, если гражданская позиция человека не была выражена на индивидуальном уровне, когда она всецело определялась волей государства? Какие меры принимаются в Казахстане для гуманизации социальной жизни и модели личности? Этому способствуют такие главные приоритеты внутренней политики Казахстана как укрепление единой гражданственности, основанной на равенстве возможностей, общественного согласия и стабильности, поддержка и развитие широкого общественного консенсуса по основопологающим ценностям модернизации казахстанского общества. Гуманизации социальных условий способствует также создание новых стандартов качества жизни современных казахстанцев, целевой и адресный характер социальной поддержки населения. Действительное создание достойной социальной среды для полноценного развития человека порождает стремление к совершенству, чувство благодарности по отношению к государству, которое не опекает его, как беспомощного, а действительно заботится, создавая условия к самосовершенствованию. Только тогда мы увидим перед собой свободного, сознательного, отвечающего за свои поступки человека. В современных условиях для Казахстана экономика остается главным приоритетом развития, а достижение максимально высоких темпов экономического роста - основной задачей. Естественно, высокий уровень экономического роста помогает решить многие насущные проблемы граждан, и прежде всего - удовлетворить материальные потребности, которые у нас все еще остаются на первом месте. На наш вгляд, концепция человеческого потенциала наиболее полно выражает требования устойчивого развития, рассматривающего человека как главную цель общественного развития. Равные партнерские отношения треугольника «человек-природа-общество» - важное условие устойчивого развития социума. Необходимой предпосылкой устойчивого развития выступает высокий уровень развития экономики государства, которая сможет создать комфортные условия жизни своим гражданам, и поддержать их инициативы. Что касается проблемы развития человеческих ресурсов, как говорит президент Н. Назарбаев, "все блага для себя и своей семьи человек должен обеспечить сам, неуклонно повышая уровень своего развития и профессионализма. И чем меньше будет участие государства в решении его насущных проблем, тем это будет полезнее для человека" [2]. Литература 1. Радаев В.В. Еще раз о предмете экономической социологии // Социологические исследования. – 2002. - №. 7. – С. 7-8. 2. Послание Президента народу Казахстана. К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации! // Казахстанская правда. - 2004. - 20 март. 

Вернуться назад