ИНТЕЛРОС > №1, 2010 > Особенности организации внеучебной изобразительной деятельности школьников

Е. Савельева
Особенности организации внеучебной изобразительной деятельности школьников


10 марта 2010

Особой областью, влияющей на развитиехудожественно-творческой активности младшихшкольников, является внеучебная деятельность (Ю.К. Бабанский, И.П. Волков, С.В. Сальцева, Н.М.Сокольникова и др.). Даннаяобласть обладает некоторыми возможностями, значимыми для развитияхудожественно-творческой активности, которые не могут проявиться в полной мере на традиционных уроках: большая свобода всодержании материала, в предоставленииоптимальной возможности самореализации каждому ученику, отсутствие жесткойсистемы оценок и т.д.

Принцип деятельностного подхода квоспитанию утверждает, что только в деятельности происходит развитие ребенка, в деятельностион познает себя и окружающий мир,способы и правила взаимодействия с другими, приобретает жизненный опыт и нравственные ценности(К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина). В деятельности он учится защищать себя и отстаивать своечеловеческое достоинство, утверждает и реализует себя в обществе, учится чувствовать,переживать, радоваться жизни. Поэтому организация разнообразной, творческой и эмоционально насыщеннойдеятельностиявляется одной из важнейших обязанностей педагога.

Возросшие социально-экономические,духовные, нравственные возможности ипотребности общественного развития делают целостное формирование личности особенноактуальной задачей сегодняшнего социального развития общества и создают условия для четкого, ясного педагогическогоосмысления этой задачи.

Более успешно такая задача может бытьрешена, как показывает практика, в ценностно-ориентационном типе организации системыдеятельности (А.В. Кирьякова,Е.В. Козлова, С.В. Сальцева). Ценностно-ориентационный тип организации системыдеятельности детей характеризуется глубоким осмыслением значимости личностиребенка и конкретизацией этихтребований в педагогических целях каждой школы. Современные воспитательныепрограммы школ, в большинстве своем, уже ориентированы на развитие всесторонних ценностных отношений школьников:к познавательной деятельности,трудовой, эстетической, коммуникативной, идейно-нравственной. Причем, ориентация направлена на гармониюценностей в личности. Конкретнонаправленность отражается в задачах развития способностей, увлеченности,творчества школьников, их инициативы и внутреннейактивности.

Выявим специфику учебной и внеучебнойдеятельности школьника. Общее в них то, что знания, полученные на уроках, умения и навыки,приобретенные в учебной деятельности, закрепляются и находят практическоеприменение во внеучебнойдеятельности и наоборот: опыт, приобретенный во внеучебной деятельности, находит теоретическоеобоснование и практическое применение в учебной деятельности.

Внеучебная деятельность болееэффективное средство в социальном воспитании, так как различная предметность ее видовоткрывает широкие пути освоения личностьювсех сфер жизнедеятельности, позволяет реализовать устойчивые познавательные интересы,самостоятельность, практически проявить творческое отношение при подготовке и проведении различных дел [3]. В практике часто, к сожалению, внеучебнаядеятельность рассматривается лишькак пространство для отдыха и развлечений, а не для приобретения опытажизнедеятельности. Доказано, что социальное воспитание личности школьника во внеучебной деятельности очень эффективно, еслисоблюсти некоторые требования,включающие в себя цель, задачи, содержание, формы, методы и условия воспитательной деятельности и критерии ееэффективности.

Внеучебную деятельность исследователямиклассифицируются:

- понаправленности деятельности (трудовая, общественная, творческая, интеллектуальная);

- поколичеству участников деятельности (групповая, индивидуальная);

- по   включенности   (активности в   процессе   деятельности)   субъектов деятельности:  познавательно-деятельностная,  потребительно-исполнительная, пассивно-созерцательная,

 - по месту организации этой деятельности: школа,  учреждения дополнительного образования, клубы по интересам, детские организации [2].

Ряд исследователей (И.Я. Лернер, И.И.Масло, Л.М. Румянцев) называют внеучебную деятельность "внеклассная деятельность" ирассматривают ее как неотъемлемую составную часть единого целостногопедагогического процесса, который представляет собой относительно закрытуювоспитательную систему, основанную на единой целенаправленной, длительнодействующей программе организации иразвития школьного коллектива. В отличие от урочной деятельности внеклассная деятельность всилу своих сущностных особенностей не является обязательной, является формойцеленаправленной организации свободного времени учащихся.

Мы в своем исследовании пользуемсяпонятием "внеучебная деятельность" и считаем, что внеучебная деятельность учащихся должнабыть объективно включена вдеятельность всего общества и быть столь же разнообразной, как сама жизнь. Действенность внеучебнойдеятельности школьников зависит не в последнюю очередь от личных качеств учителя, классногоруководителя, организатора внеклассной деятельности и др., от их отношения кребятам и их делам, а также от отношения школьников к ним.

Таким образом, внеучебная деятельность- это процесс добровольной, осознанно целенаправленной, самодеятельной и творческойжизнедеятельности школьников ивзрослых, психолого-педагогическое руководство которой обеспечивается педагогическимколлективом.

Одним из видов внеучебной деятельности, где может успешно осуществляться творческая деятельностьявляется изобразительная. Изобразительнаядеятельность играет большую роль в развитии в ребенка, т.к. необходимостьсоздания продукта теснейшим образом связана с развитием познавательныхпроцессов - восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.Созданный им продукт - рисунок, лепная поделка и т.д. -в значительной мере отражает егопредставления об окружающем и эмоциональное отношение к миру. В изобразительнойдеятельности формируется умениеразличать и классифицировать наблюдаемое, произвольно вызывать в представлении нужные зрительные образы,оперировать ими и комбинировать их в воображении. В процессе изобразительнойдеятельности учащиеся приобретают знания об основах теории и историиизобразительного искусства, а такжезнания в области перспективы, цветоведения, композиции, пластической анатомии, технологии материалов.Также учащиеся получают обобщенныенаглядные представления (схемы о практических способах и последовательности выполнения работ на плоскости ив объеме); технику (т.е. умения рукии приемы работы различными инструментами и материалами).

Внеучебная изобразительная деятельностьучащихся в школе понимается нами как специально организованное средство воспитательного процесса,необходимое для развития интеллекта, моторики, творческих способностей, формирования образного мышления,воспитания эстетических чувств.

В нашем исследовании внеучебнаядеятельность на примере занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству,проводимых в гимназии № 64 г. Уфы республики Башкортостан, рассматриваетсятрадиционно, то есть как синоним внеурочной работы, как занятия по учебным предметам после уроков в классе, школепродленного дня. Данная деятельность поизобразительному искусству включала в себя внеклассные занятия, руководство практической работой детейв кружке, проведение экскурсий в музеях, посещение выставок, мастерских художников, выходна природу (в парк, лес) с цельюнаблюдения и зарисовок, проведение бесед об изобразительном искусстве. Особое внимание уделялосьприобретению умений и навыков, которые могут бытьиспользованы в общественно-полезной работе (оформлениевыставок, стенгазет, праздников и т.п.). Нами была разработана экспериментальнаяпрограмма по изобразительному и декоративно-прикладному искусству для младшихшкольников, основанная на культуре региона проживания -литературно-историческом материале Башкортостана. Занятияпостроены по принципу путешествия по родному краю - Башкортостану. В процессе«путешествия» учащиеся знакомятся с географическими, фольклорными особенностямирайонов, осваивают предложенные условия урока, становятся участниками игры визображении сюжетов легенд и сказок, используют различные приемы изобразительнойдеятельности, полученных на уроке. Занятия развивают интерес к духовномунаследию народов Башкортостана, погружая ученика в волшебный мир народныхсказок и преданий. Приобретенные навыки работы с различными материалами учениксможет использовать при создании собственных авторских композиций, пользуясьвозможностями художественных и нехудожественных материалов.

Таким образом, подобная организациявнеучебной изобразительнойдеятельности позволило более подробно познакомить учащихся с миром регионально-этническойкультуры, различными изобразительными приемами и  техниками, с различными графическими и живописными материалами.

Развитие творческого потенциала младших школьников, какпоказывают исследования последних лет [1, 5], связано с приращениемвитагенного опыта детей, их ближайшего жизненногопространства. Таким творческиактивизирующим материалом для ученика начальной школы может стать его собственная средапроживания, любимые места отдыха. Все эторазвивает в нем фантазию, воображение,образное мышление. Именно это имеетввиду А.С. Белкин, указывая на тот факт, что не всякое знание, получаемое от учителя, становится дляучеников ценностью, личностно значимымзнанием. А лишь то, пишет исследователь, которое "они познали, прочувствовали, испытали на практике, что хотелибы сохранить в запасниках своейдолговременной памяти, т.е. то, что составляет их жизненный опыт: память мыслей, память чувств, памятьдействий" [1, с. 36]. Хранениеинформации в резервах человеческой памяти зависит от того, насколько она личностно значима и имеет лижизненную направленность. Толькотакой подход обеспечивает превращение ученика из пассивного объекта воспитанияв активный субъект самовоспитания. А.С. Белкин утверждает, что опора на жизненный опыт личности - главный путь превращенияобразовательных знаний в ценность.Связь обучения с жизнью будет осуществленав том случае, если педагогическое взаимодействие будет многомерным, а витагенная информация будетпреобразована в витагенный опыт. Под витагенным обучением разумеется обучение,основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ееинтеллектуально-психологического потенциалав образовательных целях [1, с. 37].

С повышением роли региональногокомпонента в содержании образовании идет возрождение   элементов  народной  культуры,   приобщение  детей   к национальной культуре, которая  аккумулирует  их жизненный  опыт.   Это создаствозможность для растущего  человека,   сохраняя включенность  в общероссийскую социальную  среду,   приобрести  необходимые   знания по национальной  культуре   и   получить  представление    об этнокультурных ценностях других народов. Л.Б. Соколова отмечает, что задача учителя - "местное превратить в средство   возбуждения живого   интереса   к  общему".   В   педагогической деятельности это является одной из сложнейшихпроблем. Учитель сможет настоящемуорганизовать педагогическую работу, если будет учитывать особенности края, культуру каждого этноса,населяющего его, культуру воспитательной среды отдельного учебногозаведения и т.д. [4, с. 215].

Итак, спозиций педагогики творчества и личностно ориентированного подхода внеучебная изобразительнаядеятельность младших школьников должна соответствовать следующим требованиям:

- внеучебная изобразительная деятельность должнастроиться с учетом передачи   опыта  творческой   деятельности,   нравственно-эстетического   и профессионального опыта;

- внеучебнаяизобразительная деятельность должна опираться на жизненный опыт личности. Актуальным, творческиактивизирующим материалом для ученика начальной школы может статьего собственная среда проживания, тогда    содержание внеучебнойдеятельности будет личностно ценным для младшего школьника;

- внеучебная изобразительная деятельность в  школе должна служить средством развития личности,   а не  превращаться  в  самоцель,  в   узкую специализацию.

Внеучебнаяизобразительная деятельность младших школьников должна служить средством развитияобразного мышления в современной школе, а не превращаться в самоцель, в профессиональную подготовкубудущих художников. Приподготовке новых учебных планов и программ, методических пособий для педагогов необходимоориентироваться на требованиеформирования и развития творческой личности.

Внеучебная изобразительнаядеятельность объединяет в себе внеклассную досуговуюдеятельность учащихся (внеклассные занятия, руководство практической работой детей в кружке, проведениеэкскурсий в музеях, посещениевыставок, мастерских художников, выход на природу с целью наблюдения и зарисовок, проведение бесед обизобразительном искусстве) и внешкольную    деятельность    (занятия   в    учреждениях    дополнительного образования).

Таким образом, внеучебная деятельность предоставляетболее широкие возможности,относительно урочной деятельности. Внеучебная изобразительная деятельность, имея в своей структурецель, содержание, методы, средства, результат, расширяет общение школьников с миромкультуры, содействует обогащению их знаний, развитию художественно-творческойактивности, приобретению опыта творческой деятельности.

Библиографический список

1. Белкин А.С. Теория и практика  витагенного обучения. Голографический подход// Образование и наука. . – 1999. - № 2(2). – С. 32-44.

2. Козлова Е.В. Педагогические условия социального воспитанияшкольников во внеучебной деятельности: Дис. … канд. пед наук. – Оренбург, 2000.– 168 с.

3. Сальцева  С.В. Теорияи практика профессионального самоопределения школьников в учрежденияхдополнительного образования. Дисс…. д-ра пед. наук. – М., 1996. –343 с.

4. Соколова Л.Б. Формирование культуры педагогическойдеятельности будущего учителя: Монография. – Оренбург, 2008. – 300 с.

5. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративногорисования: Пособие для учителей. – М., 1979. – 192 с.


Вернуться назад