ИНТЕЛРОС > №4, 2016 > VII Российский философский конгресс в Уфе

Александр Чумаков, Андрей Королёв
VII Российский философский конгресс в Уфе


19 января 2017

Чумаков Александр Николаевич,

Финансовый университет при Правительстве РФ (Москва),

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии,

Институт философии Российской академии наук,

ведущий научный сотрудник,

Первый вице-президент Российского философского общества,

главный редактор журнала «Вестник РФО»,

главный редактор журнала «Век глобализации»,

сопредседатель Оргкомитета VII Российского философского конгресса

 

Chumakov Alexander Nikolaevich,

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Doctor of Science in Philosophy, Professor, Head of the Chair of Philosophy,

Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences,

Leading Research Fellow,

First Vice-President of the Russian Philosophical Society,

Editor-in-Chief of the RFO Bulletin magazine,

Editor-in-Chief of the magazine “Age of Globalization”,

Chairman of the Organizing Committee of the 7th Russian Philosophical Congress

E-mail: chumakov@iph.ras.ru

 

Королёв Андрей Дмитриевич

Институт философии Российской академии наук,

кандидат философских наук, старший научный сотрудник,

Главный учёный секретарь Российского философского общества,

учёный секретарь Оргкомитета VII Российского философского конгресса

Korolev Andrey Dmitrievich

Institute of philosophy of the Russian Academy of Sciences,

PhD in Philosophy, Senior Research Fellow,

Chief Scientific Secretary of the Russian Philosophical Society,

Scientific Secretary of the Organizing Committee of the 7th Russian Philosophical Congress

E-mail: korolev7772008@yandex.ru

УДК — 101.1

 

 

VII Российский философский конгресс в Уфе

 

Аннотация. Авторы рассматривают итоги работы VII Российского философского конгресса.

Ключевые словафилософия, наука, философский конгресс, культура, образование, Восток, Запад, диалог.

 

VII RUSSIAN PHILOSOPHICAL CONGRESS IN UFA

 

Summary. Authors consider the results of work of the VII Russian philosophical congress.

 

Keywordsphilosophy, science, congress of philosophy, culture, education, East, West, dialogue.

 

VII Российский философский конгресс в Уфе

 

VII Российский философский конгресс состоялся 6-10 октября 2015 г. в Уфе и был посвящен теме «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад — диалог мировоззрений». Конгресс впервые проходил в национальной республике – Башкирии – и был активно поддержан её руководством. Так, помимо Российского философского общества, его организаторами были также Администрация Главы Республики Башкортостан, Башкирский государственный университет, Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, Институт философии РАН и др.

Для участия в конгрессе зарегистрировались 1515 участников из 95 городов России и 20 зарубежных страны (Азербайджан, Беларусь, Германия, Израиль, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Китай, Киргизия, Молдова, Монголия, Сирия, Словакия, США, Таджикистан, Турция, Узбекистан, Украина, Франция). Среди них: 2 академика РАН, 4 члена-корреспондента РАН, 496 докторов наук, 623 кандидата наук, остальные – аспиранты, студенты, преподаватели и другие участники без ученой степени.

Помимо авторитетных российских ученых – академиков РАН: А.А. Гусейнова, В.С. Стёпина, членов-корреспондентов РАН: А.С. Запесоцкого, В.В. Миронова, А.В. Смирнова, Б.Г. Юдина и других известных российских философов в работе конгресса приняли участие также видные зарубежные гости. Среди них были: Чрезвычайный и полномочный посол Исламской Республики Иран в Российской Федерации, доктор политологии Мехди Санаи; Почётный президент Международной федерации философских обществ (МФФО), доктор философии, профессор Иоанна Кучуради (Турция); доктор философии, профессор, Генеральный секретарь МФФО Лука Мария Скарантино (Италия); доктор философии, профессор Китайского народного университета Ань Цинянь; доктор философии, профессор Независимого университета Барселоны, исполнительный координатор Международного онтологического конгресса Виктор Гомез-Пин (Испания); профессор Университета Сержи-Понтуаз Сильви Бродзиак (Франция) и др.

Научная программа конгресса состояла из 64 научных мероприятий, в том числе: 26 научных секций, одной панельной дискуссии, одной Международной конференции, 5 симпозиумов, 29 круглых столов и двух творческих встреч. Были проведены две вечерние лекции. Помимо этого, в рамках конгресса прошло заседание УМО по философии и отчётно-перевыборное собрание Российского философского общества, на котором был избран новый состав руководящих органов этой научной общественной организации.

Материалы Конгресса были опубликованы в трёх томах. К конгрессу были также изданы справочное пособие «Философы современного Башкортостана: биография, идеи, труды» (включён 131 ученый) и сборник “Научные труды философов Башкортостана”[1].

Открывая пленарное заседание конгресса, Президент РФО, академик РАН В.С. Степин подчеркнул особую значимость Российских философских конгрессов как для развития отечественной философии, так и для осмысления актуальных проблем нашей страны и мира в целом. Определяя задачи современной философии, он отметил, что мы живем в эпоху быстрых перемен, поиска новых путей стратегического развития и смысложизненных ориентиров, а потому важнейшей задачей современной философии является определение точки роста новых ценностей. Именно эти мотивы предопределили основную тему данного Форума, сказал он.

Затем с приветственным словом выступил Глава Республики Башкортостан, сопредседатель Программного комитета конгресса, доктор технических наук, профессор Р.З. Хамитов, который отметил, что выбор Уфы местом проведения конгресса можно считать определённым признанием достижений философской школы Башкортостана. Башкирское отделение Философского общества было создано в 1982 году и сегодня объединяет около 300 членов, в том числе 54 докторов и более 200 кандидатов наук. В Республике действуют два диссертационных совета по философским наукам, два научных семинара, Уфимское общество имени Фихте, религиозно-философское общество имени Лосева, отметил Р.З. Хамитов. Глава республики пожелал участникам конгресса успешной работы и подчеркнул, что философия учит не только понимать мир, но и тому, как в нём ориентироваться.

Серия пленарных докладов открылась выступлением Чрезвычайного и Полномочного Посла Исламской Республики Иран в Российской Федерации, доктора политологии, профессора международных отношений Тегеранского университета Мехди Санаи. В своем докладе «Современные кризисы: завершение эпохи национального государства?» он поставил задачу рассмотреть проблемы Ближнего Востока и Северной Африки с точки зрения ослабления национального государства[2].

Национальные государства за многие годы, особенно после Второй мировой войны, превратились в главную опору мирового порядка и стабильности, отметил он. Ослабленный институт национального государства представляет собой угрозу для региональной и глобальной безопасности. Особенно опасными являются так называемые «несостоявшиеся государства», поскольку подобные государства сталкиваются с такими угрозами, как рост политического и уголовного насилия, отсутствие контроля над границами и др. Мы сталкиваемся с таким явлением как территория без государства. Такая ситуация превратилась в головную боль для всей мировой системы, создав почву для увеличения количества и расширения влияния радикальных группировок. В заключении своего выступления докладчик подчеркнул, что хотел бы быть оптимистом и сказать, что в нынешней ситуации усиления проблем и ужесточения кризисов и преобразований, которые по своему накалу не уступают мировой войне, еще можно иметь надежду на то, что степень общего понимания и восприятия угроз увеличится, и это поможет сформировать коалицию на мировом уровне для противостояния нестабильности[3].

С докладом «Препозиция и предикация: о логических основаниях различий западной и арабо-мусульманской интеллектуально-духовных традиций» на пленарном заседании выступил член-корреспондент РАН, д.ф.н., А.В. Смирнов. Он подчеркнул, что логика предикации отражается в языке, прежде всего — в ядерной форме высказывания. Для индоевропейских языков таковой служит предикационная формула «S есть P». Выдвинута гипотеза о том, что базовый, ядерный и вместе с тем самопонятный характер этой формулы зиждется на интуиции ограниченного пространства. Значение «есть» раскрывается как попадание субъекта в область пространства, соотносимую с предикатом (круги Эйлера). Формула «S есть P» поэтому отражает (хотя и не выражает вполне и по существу) логику образования субъект-предикатного комплекса, которая, в свою очередь, порождает субстанциально-атрибутивную метафизику (выражение Б. Рассела).

Формула «S есть P» самоочевидна только в пространстве индоевропейских языков и соответствующей логики мышления. Арабский язык демонстрирует альтернативную формулу связи субъекта и предиката, которую, в свете концептуализации этой связи в арабской языковедческой традиции, предложено обозначить как «S опирание P» (формула «S есть P» невозможна в естественном арабском языке). Этой ядерной предикационной формуле соответствует базовая интуиция протекания. Соответствующая логика субъект-предикатного конструирования названа логикой процесса. Исследование субъект-предикатного конструирования в его отношении к потоку событий (основные вехи — базовая интуиция, логика предицирования, метафизические импликации) на материале незападных культур, вероятно, откроет новые логики и позволит перестроить наше понимание мышления и его соотношения с действительностью, сказал в заключение докладчик[4].

В пленарном докладе профессора И.В. Черниковой (Томск) «Сохранение природы человека как глобальная проблема инновационной цивилизации» рассматривались основные этапы осмысления природы человека в философской антропологии, а также анализировались подходы к этой проблеме в философской и научной традициях.

Следующий доклад «Философия истины в полилоге познавательных культур», с которым выступил профессор М.И. Билалов (Махачкала), был посвящен новому подходу к философскому осмыслению понятия истины на основе коммуникативного пространства познавательных культур. Результат диалога и полилога должен вылиться в трансформацию обслуживающих глобализированные сферы человеческого общежития ценностей, в первую очередь, фундаментальных идеалов – свободы, прав индивида и социума, ценностной рациональности и демократии, считает М.И. Билалов.

Пленарные выступления завершились докладом профессора Б.С. Галимова «Философия толерантности», в котором он отметил, что понятие толерантности впервые сложилось в медицине и биологии. Наша задача — раскрыть именно философское содержание данного понятия, сказал он, и предложил увязать толерантность с мерой. Толерантны те явления и процессы, которые происходят в пределах меры количественных измерений их качества. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность способствует достижению мира, замене культуры войны культурой мира.

Основная работа на конгрессе проходила на секциях. Выделим лишь некоторые из них – наиболее многочисленные и связанные, прежде всего, с решением гуманитарных проблем современности.

Остановимся на работе секции «Философия и методология науки», которая проходила под руководством д.ф.н., профессора БашГУ Л.Б. Султановой. На секции выступило 18 человек из 62, зарегистрированных в программе конгресса. Аспирант БашГУ Д.В. Варыгин доказывал в своём выступлении, что понимание в отличие от объяснения с большим трудом поддаётся анализу, потому что неразрывно связано с неявным знанием. Понимание достигается тогда, когда формализованное объяснение соединяется с личностным комплексом неявного знания. Проблеме неявного знания посвятила свой доклад и профессор Л.Б. Султанова, показав, что обнаружение неявного знания – большая удача из-за его принадлежности к конкретной личности, что не исключает общезначимости продукта научного познания.

Аспирант из Томска А.А. Карташова указала в своём выступлении, что происходит деформация современного научного знания, отказ от строгой теории, переход к практически значимым целям, научное знание превращается в товар, наука ориентируется на рынок и прибыль в ущерб поиску истины. Человек в этих условиях становится «человеческим капиталом». Возглавляющий узбекскую делегацию д.ф.н., профессор Самаркандского государственного университета имени А. Навои Ш.С. Кушаков поддержал А.А. Карташову, показав в своём выступлении, что постнеклассические универсалии существенно отличаются от универсалий классической и неклассической философии. Для первых характерны широчайшая экстраполируемость, полисемантичность и полифункциональность. Например, виртуальность бывает как телесной (микрочастицы), так и бестелесной (образы); как единичной, так и всеобщей, что недопустимо в классической теории. Инженер-программист из МФТИ В.С. Фёдоров (Москва) показал, что компьютерная наука не обладает признаками строгой теории хотя бы потому, что объединяет в себе как компьютерную математику, так и компьютерную инженерию, изучающую аппаратную составляющую компьютера, а также компьютерную технологию, создающую операционные системы. Здесь тоже приоритет отдаётся практическим знаниям в отличие от чисто теоретического. Доцент УГАТУ Р.А. Ярцев, напротив, считает, что когнитивные нормы носят внеисторический общенаучный универсальный характер, а пренебрежение ими сокращает наши познавательные возможности и оправдывает лженауку. Дискуссия, развернувшаяся на секции, оказалась весьма плодотворной.

Как и на предыдущих конгрессах самой многочисленной оказалась секция «Социальная философия» (207 принятых заявок на включение в программу конгресса), поэтому она была разделена на две подсекции. Первой подсекцией руководили профессора С.Б. Токарева (Волгоград) и С.М. Поздяева (Уфа). Профессор А.Б. Курлов (Уфа) в своём выступлении остановился на вопросах философского основания современного социального управления. Оно строится на прогнозе будущего, которое не фиксируется в качестве объективной реальности и не может выступать источником верифицируемого знания. Поэтому докладчик предложил использовать в управлении аксиологические установки, разрешающие и запрещающие те или иные инновации в зависимости от их соответствия базовым ценностям.

В своём дискуссионном выступлении доцент из Нижнекамска О.Д. Агапов подчеркнул, что главной опасностью, усиливающей риски неопределённости, бросающей вызов идентичности российского общества, выступает оно само, а не реальные или мнимые противники России, которые могут использовать в информационной войне только находящие отклик внутри российского социума «орудия». Докладчик предложил свободно допускать наличие множества идентичностей, от каждой из которых нужно дистанцироваться, сохраняя при этом историческую преемственность. Другую точку зрения на информационную войну предложил профессор Д.В. Гарбузов (г. Волжский Волгоградской обл.). Экспансия западной цивилизации осуществляется путём соблазна, обмана, несоответствия внешнего и внутреннего. Запад переформатирует душу других народов, а Россия заставляет других надевать мундир, позволяя внутри оставаться самим собой. Современный Запад симулирует Рай, т.е. мир без зла. Это приводит к замене прямого насилия на коварство и лицемерие. Запад предлагает современному человеку телесные наслаждения, гламур, высокую самооценку (имидж) и славу (популярность, просперити). Запад, начиная с эпохи Возрождения, создавал такие модели общества, чьи правила, нормы и стандарты были недоступны для других обществ. Как только они осваивали эту модель, Запад заменял её на новую, столь же недоступную. Современная модель предполагает интервенцию меньшинств. Толерантное отношение к гомоэротизму считается уникальным достижением Запада. На самом деле эта характерная особенность многих языческих обществ говорит не о прогрессе и очередной победе либеральных ценностей, а о глубоком кризисе христианства.

Доцент из Саранска Е.А. Коваль продолжила тему противостояния России и Запада. Западные трансгуманисты, отмечая технологическое расширение возможностей человека, продолжают развивать проект Просвещения, ориентированный на построение идеального общества. Для этого общества на переходном этапе толерантность представляется базовой ценностью, поскольку принудительный выбор между «человеком» и «неочеловеком» не допускается. Однако, когда идеальное общество неолюдей сформируется окончательно, толерантность исчерпает свои нормативные возможности. Россия склоняется в пользу концепта «хорошего общества», называя так общество, пригодное для проживания и ориентированное на традиционные ценности.

Доцент БашГУ М.Г. Бреслер предложил в своём докладе выделять в обществе особую социальную группу создателей информационного продукта – когнитариат. Его поддержал профессор МГУ имени М.В. Ломоносова И.А. Гобозов. Он также считает, что в современном обществе господствуют посредственные люди, медиократы. Причём они приходят к власти демократическим путём, именно поэтому демократия в её нынешнем виде изжила себя. Медиократы возбуждают в людях низменные инстинкты, опускают человека до уровня животного. Телевидение героями делает не тех, кто живёт своим трудом, а наркоманов, бандитов и убийц.

Доцент ГАУГН Н.Н. Емельянова (Москва) продолжила тему СМИ, указав, что современные учёные стоят перед вызовом относительно обретения субъектности науки в медиа. Развитие науки как социального института невозможно без широкой общественной поддержки, создаваемой СМИ. Парадокс заключается в том, что наука ориентируется на получение истинных знаний о реальности, а масс-медиа подают информацию, исходя из коммерческой целесообразности. Именно наука может сыграть определяющую роль в реабилитации публичности в обществе, сказал в заключение докладчик. Учёный секретарь Института философии РАН А.Ф. Яковлева (Москва) затронула другую проблему развития современной науки – превращение её в технологию, когда естественный процесс развития науки, научного творчества становится искусственно конструируемым, в том числе, с помощью индексов цитирования. Возникает естественный вопрос, что считать полезным и эффективным результатом научной деятельности. Если раньше научное творчество приравнивалось к форме свободного труда, то теперь мы наблюдаем процесс его отчуждения.

Вторая подсекция работала под руководством профессора, академика АН РБ Ф.С. Файзуллина (Уфа). Обсуждались такие актуальные проблемы социальной философии, как толерантность, глобализация, теория ценностей, развитие этносов и межнациональных отношений, социальный потенциал общества и т.д. В докладе Ф.С. Файзуллина отмечалось, что в современном обществе усилилась активизация этнических процессов как под влиянием глобализации, так и под воздействием интенсивного развития самосознания этносов. В постсоветском пространстве, в ряде регионов процессы национального возрождения трансформировались в национальное противостояние, крайний национализм подтолкнул волну межэтнических конфликтов. По мнению профессора А.Я. Зарипова, (Уфа) этническое самосознание в эпоху глобализации действительно превращается в инструмент конструирования идентичности. В условиях, когда маркеры идентичности размыты, роль этнического самосознания не снижается, а наоборот повышается. Об этом свидетельствуют события на Европейском континенте, где наблюдается подъем сепаратизма на этнической почве.

На секцию «Философская антропология» было подано 85 заявок, выступили 40 человек. Ею руководили профессора Б.В. Марков (Санкт- Петербург), Л.В. Баева (Астрахань) и О.А. Беленкова (Уфа). Актуальную проблему постчеловеческого существования подняла в своём докладе профессор Л.В. Баева. Минимализация гаджетов приводит к их постепенному включению в телесность человека. В условиях дальнейшего развития «общества потребления» эта тенденция будет наполняться позитивным смыслом, образ киборга трансформируется из агрессивного в образ друга, помогающего решению человеческих проблем. В культуре происходит легитимация образа киборга, чтобы сделать этот товар более привлекательным. В связи с этим участник конгресса из г. Ростова-на-Дону Г.М. Минаков предложил уточнить, в чём заключается сущность человека. Доцент А.Д. Королёв предположил, что бесконтрольное восприятие копий (фотографий, фильмов, роликов в Интернете и т.п.) неизбежно ведёт к потере связи человека с живой материей и, в конечном итоге, к физическому вымиранию. Профессор А.В. Соловьёв (Рязань) описал в своём выступлении медиачеловека, у которого СМИ и Интернет создали особые медиафильтры, препятствующие проникновению «иной» информации. Этот человек как будто плохо слышит, видит, он дезориентирован в пространстве. Место становится для него комфортным, если там есть доступ. Медиачеловек живёт в цифровом доме, в котором функции окна всё чаще выполняют экраны. У медиачеловека нет своего времени. Его время – это время экрана, на который он смотрит. Границы между рабочим временем и временем досуга также размываются: поток сообщений отрицает время суток. Тему обретения персональной идентичности продолжила доцент О.А. Блинова (Екатеринбург). Она отметила, что современный человек не в состоянии сказать о себе «кто есть я». Человек, используя социальные сети, сам формирует свою жизненную историю. Персональная идентичность подвергается переформатированию, приобретая качество конструируемости.

В работе секции «Философские проблемы глобализации» приняли участие более 100 человек. Были рассмотрены теоретические проблемы глобализации и её влияние на различные сферы общественной жизни. Обращалось внимание на то, что глобальный мир, оказавшийся перед лицом принципиально новых вызовов, не только не имеет адекватной системы управления, но и плохо регулируется. Поскольку конфликт интересов в глобальном мире усиливается, то возрастает роль культурно-цивилизационного диалога – единственно возможного пути мирного решения актуальных проблем современного человечества[5]. О толерантности и правах человека в глобальном мире рассказала профессор Иоанна Кучуради (Анкара, Турция), о стремительном сокращении количества языков в мире — профессор Виктор Гомез Пин (Барселона, Испания). По мнению доц. С.Б. Горбачёва (Уфа) современная глобализация развивается по сценарию, описанному И. Валлерстайном в его миросистемной концепции. Д.ф.н. Л.Е. Гринин (Волгоград) в выступлении «Глобальные проблемы будущих технологических трансформаций» обосновал, почему в 2030-2040-х годах начнётся глубокая технологическая трансформация, прежде всего, в медицине. Эта революция, по мнению докладчика, существенно увеличит ожидаемую продолжительность человеческой жизни и модифицирует саму биологию человеческого организма, что неизбежно приведёт к новым гуманитарным рискам, например, появится опасность возникновения геронтократии[6]. Профессор Т.И. Суслова (Томск) рассказала об общественном движении «Россия-2045» и о рисках, связанных с неконтролируемым развитием биотехнологий и молекулярной генетики.

Профессор В.В. Колотуша (Моск. обл., Голицыно) обратил внимание аудитории на проблемы, связанные с духовной безопасностью общества в условиях, когда СМИ западных стран разрушают традиционные ценности. Профессор В.А. Кутырёв (Нижний Новгород) подчеркнул в своём докладе, что сегодня контроль над поведением человека переходит от традиционных ценностей к Hi-hume технологиям, что неизбежно ведёт к New brave world. Ответственная философия должна побуждать людей преодолевать истерию технологического инновационизма, считает докладчик.

На секцию «Философия истории» было подано 30 заявок, выступили 18 докладчиков, всего в обсуждении докладов участвовали 58 человек из 14 российских городов. Руководили секцией профессор Т.В. Панфилова (Москва), доцент Д.И. Заров (Саратов) и доцент Р.Х. Лукманова (Уфа). Д.И. Заров в своём выступлении подчеркнул, что в современную эпоху нет необходимости прямой аннексии территорий со стороны государства. Такая аннексия накладывает на него обременительные обязательства по обустройству присоединённых владений. Более перспективной является духовная экспансия с последующим включением территории в пространство другой цивилизации в качестве её окраины. Такое включение делает возможным проведение экспериментов, включающих любые радикальные реформы и нарушение свобод. Цивилизационные окраины исполняют роль демпфера в столкновении с другими цивилизациями, а также готовят сырьё и человеческие ресурсы для метрополии.

Профессор МГИМО Т.В. Панфилова показала в своём выступлении, что известное выражение о конце истории означает исчерпание единства истории, что побуждает нас к выработке нового представления об основании, объединяющем историю. Профессор Н.С. Розов (Новосибирск) проанализировал причины ускорения истории и пришёл к выводу, что инновации позволяют передовым странам ускорять историю, тогда как в отсталых история замедляется, что неизбежно ведёт к увеличению поляризации между обществами.

Особый интерес у участников конгресса вызывала научно-практическая конференция «Культурная политика России: международные аспекты», организованная при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-23-21002″). Помимо изначально заявленных российских и китайских философов конференция собрала широкую аудиторию отечественных и зарубежных специалистов, аспирантов и студентов. Участники конференции заострили внимание на культурной политике России, ее целях, функции и специфике в контексте современных международных отношений. Отмечалось также, что в культурной политике России в постсоветский период недостаточно учитывалось то, что в условиях нарастающей глобализации адекватные ей изменения и трансформации в сфере гуманитарной культуры становятся приоритетными, тогда как экономические факторы оказываются менее значимыми, вторичными по сравнению с ней.

Программа конгресса включала в себя также работу симпозиумов и круглых столов. В силу ограниченности объема публикации лишь назовем эти 5 симпозиумов:

  • «Россия в глобальном мире: философские аспекты».
  • «Философия управления и принятия решений».
  • «Современные тенденции развития городской среды и проблемы риска: философские аспекты».
  • «Цивилизационная парадигма и проблема смысложизненной рефлексии».
  • «Новые технологии и проблема совершенствования человека: памяти академика И.Т. Фролова».

По уже сложившейся традиции в рамках конгресса состоялась Организационная сессия (общее отчетно-выборное собрание) Российского философского общества (РФО). На собрании были заслушаны и обсуждены отчетные доклады Президиума и Ревизионной комиссии РФО и проведены выборы руководящих органов Российского философского общества. Президентом РФО переизбран академик РАН В.С. Степин, Первым вице-президентом – д.ф.н., профессор А.Н. Чумаков, Главным ученым секретарем РФО – к.ф.н., доцент А.Д. Королев. Дата, место проведения и основная тема следующего философского конгресса будут определены Президиумом РФО после соответствующих консультаций и объявлены на сайте РФО и в журнале «Вестник РФО».

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Вестник РФО. 2015. № 4.
  2. Вестник РФО. 2016. № 1.
  3. Глобалистика. Персоналии, организации, труды. Энциклопедический справочник / Гл. ред.: И.В. Ильин, И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. — М.: «Альфа-М», 2012.
  4. Гринин Л. Е. Новый мировой порядок и эпоха глобализации. Ст. 1. Американская гегемония: апогей и ослабление. Что дальше? // Век глобализации, № 2(16), 2015. С. 3-17.
  5. Санаи М. Глобализация и мультикультурализм: изменение в понятиях и основах // Век глобализации, № 2(16), 2015. С. 48-58.
  6. Смирнов А.В. Пропозиция и предикация // Философский журнал. 2016. № 1. С. 5-24.
  7. Сорина Г.В. Коммуникативное пространство VII Российского философского конгресса (г. Уфа, 6—10 октября 2015 г.) // Ценности и смыслы. 2015. № 6. С. 143-151.
  8. Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад: диалог мировоззрений: тезисы докладов VII Российского философского конгресса (г. Уфа, 6-10 октября 2015 г.). В 3-х т. Том I. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. – 372 с.
  9. Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад: диалог мировоззрений: тезисы докладов VII Российского философского конгресса (г. Уфа, 6-10 октября 2015 г.). В 3-х т. Том II. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. – 360 с.
  10. Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад: диалог мировоззрений: тезисы докладов VII Российского философского конгресса (г. Уфа, 6-10 октября 2015 г.). В 3-х т. Том III. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. – 384 с.

 

Адрес: 109240, Москва, ул Гончарная, 12, стр. 1, к. 151, Президиум РФО. Тел/факс: 8(495) 609-90-76; тел.: 8(495) 697-92-98.

[1] Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад – диалог мировоззрений: тезисы докладов VII Российского философского конгресса (г. Уфа, 6-10 октября 2015 г.). В 3-х т. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2015.

[2] См. также: Санаи М. Глобализация и мультикультурализм: изменение в понятиях и основах // Век глобализации, № 2(16), 2015. С. 48-58.

[3] Полностью доклад опубликован в журнале «Вестник РФО», 2015 год, № 4, с. 32-35.

[4] Полный текст пленарного доклада Смирнова А.В. опубликован в «Философском журнале», 2016 год, № 1, с. 5-24.

[5] См.: Глобалистика. Персоналии, организации, труды. Энциклопедический справочник / Гл. ред.: И.В. Ильин, И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. — М.: «Альфа-М», 2012. С. 8-10.

[6] См.: Гринин Л. Е. Новый мировой порядок и эпоха глобализации. Ст. 1. Американская гегемония: апогей и ослабление. Что дальше? // Век глобализации, № 2(16), 2015. С. 3-17.


Вернуться назад