ИНТЕЛРОС > №1, 2014 > Философия в профессиональной деятельности

Философия в профессиональной деятельности


16 июня 2014

ФИЛОСОФИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 
Учебное пособие / Под ред. проф. А.Н. Чумакова. — М.: Финуниверситет, 2013.  

            Учебное пособие подготовлено высоко квалифицированным коллективом  преподавателей  кафедры «Философия» Финансового университета при Правительстве РФ в составе: Чумаков А.Н.– редактор, д.ф.н., проф.; Вальяно М.В. ­– к.ф.н., проф.; Волобуев А.В. ­– к.ф.н., ст. преп.; Голубь В.Ф. ­– к.ф.н., проф.; Деникин А.В. ­– д.ф.н., проф.; Деникина З.Д.  ­– д.ф.н., проф.; Зорина Е.В. ­– д.ф.н., проф.; Зуев К.А.. ­– д.ф.н., проф.;  Киселев Д.А. – аспирант; Кишлакова Н.М. ­– к.ф.н., проф.; Кораблева Е.В.– д.ф.н., проф.; Махаматов Т.М ­– д.ф.н., проф.;     Панов Е.Г. ­– к.ф.н., доц.;     Просеков С.А. ­– к.ф.н., доц.; Ратников В.П.–  д.ф.н., проф.; Силичев Д.А. ­– д.ф.н., проф.; Скибицкий М.М.. ­– д.ф.н., проф.; Трофимова Р.П. ­– д.ф.н., проф.; Чернышева Л.И. ­– к.ф.н., доц.

Авторы рецензируемой работы поставили перед собой весьма актуальную задачу – создать учебное пособие, которое  способствовало бы лучшему усвоению студентами и аспирантами различных форм и направлений обучения  философских проблем в области их профессиональной деятельности. Новизна и актуальность такой работы обусловлена прежде всего потому, что сегодня на первый план философского образования и преподавания философии все настоятельнее выдвигается требование  приблизить философию к профилю вуза, помочь студенту овладеть мировоззренческими и  методологическими принципами анализа тех проблем, которые им придется решать в их будущей профессиональной деятельности.

Представленное учебное пособие является в этом смысле «первой ласточкой», предтечей тех учебников и учебных пособий по философии, которые необходимо еще создать и которые помогут студенту в должной мере соединить философию с их профессиональными интересами и проблематикой. Студентам Финансового университета при Правительстве РФ в этом смысле повезло. Они получили замечательное пособие, которое, безусловно,  поможет соединить философию с профессией, а профессию с философией т.е. наполнить  профессиональную деятельность философской креативностью. Таков общий пафос, истинное значение и подлинный смысл  рецензируемой работы.

      На наш  взгляд,  авторам удалось найти адекватную форму и структуру подачи материала, что позволило   реализовать указанный   основной замысел работы. Учебное пособие состоит из двух разделов. Раздел 1.  Основы систематической философии. Раздел 2. Философские проблемы профессиональной деятельности.

 Первый раздел, как отмечается в  предисловии учебного пособия,  создавался  в «качестве дополнительного материала к основному курсу «Философия» с целью  «расширить представление обучающихся о многообразной палитре проблем, составляющих основу и содержание систематической философии». Можно с уверенностью констатировать, что эта задача авторами в полной мере выполнена. Но в действительности  случилась замечательная метаморфоза. По существу этот раздел стал  не простым дополнением, а представляет собой весьма содержательный, теоретически глубокий анализ многих актуальных проблем философии, которые волнуют сегодня не только авторов текстов (а это хорошо чувствуется при их чтении), но, что особенно важно, студенческую среду. Данный раздел охватывает широкий спектр проблем от  «философии природы» до «философских проблем человека» и внутри этого диапазона включат такие важные и интересные темы, как философские проблемы культуры, творчества, науки, искусственного интеллекта, естествознания, научно-технического прогресса. Помимо этого в пособии  данного жанра нельзя было обойтись без рассмотрения таких тем, как  предмет и специфика философского знания,  метафизика и диалектика, этика и эстетика. На все эти вопросы студенты и аспиранты найдут доходчивые,  квалифицированные и очень часто нетривиальные ответы.

Второй раздел заслуживает особого внимания, поскольку он посвящен непосредственно философским проблемам профессиональной деятельности и  охватывает все направления подготовки специалистов, которые имеют место в Финансовом университете при Правительстве РФ в виде наличия соответствующих факультетов и учебных подразделений.  Этот раздел включают разнообразные темы от «философии экономики» до «профессиональной этики и делового этикета». Философские основания экономической науки, философия  политики, права, религии, истории, управления, налогов, математики, этика бизнеса и деловых отношений — все эти темы  рассмотрены в работе ярко, доходчиво и интересно.   Раскрытие всех  этих вопросов составляет заслугу авторов пособия и их реальный вклад в создание учебников и учебных пособий по философии нового поколения.

Эта заслуга авторов становится особенно ощутимой,  если иметь в виду, что сегодня специальной учебной литературы, которая бы целенаправленно раскрывала философские проблемы в области профессиональной деятельности тех или иных учебных заведений, практически нет. Студенты Финуниверситета в этом смысле находятся в более благоприятном положении.  Написано  учебное пособие, которое поможет  изучающим основной курс философии, легче понять актуальность философской проблематики применительно к решению насущных задач современности. Кроме того им будет легче анализировать  вопросы, связанные с соотнесением курса философии и тех конкретных направлений профессиональной деятельности, в области которых студенты получают подготовку. Нет сомнения, что рецензируемая  работа будет способствовать  формированию и развитию у студентов, интереса и способности к использованию в профессиональной деятельности базовых знаний в области философии.

В заключительной части отметим, что авторы с успехом справились с поставленной задачей. Написано оригинальное и нужное учебное пособие. В качестве пожелания для работы с последующими изданиями, которые, несомненно, появятся, можно предложить дополнить содержание работы такими важными для учебного пособия данного профиля темами, как «Философия финансов», «Философия денег» и т.п. 

Текст учебного пособия изложен на высоком научно-теоретическом и методическом уровнях, легко читается, написан хорошим литературным русским языком. Пособие можно и нужно рекомендовать не только бакалаврам, магистрам, аспирантам, но и преподавателям, а также всем, кто интересуется проблемами философии в тех сферах профессиональной деятельности, которые представлены не только в Финансовом университете при Правительстве РФ и во всех высших учебных заведениях аналогичного профиля. Поэтому было бы весьма полезно издать данное учебное пособие в издательстве федерального масштаба.

 

            Ратников В.П., д.ф.н., профессор (Москва)


Вернуться назад