ИНТЕЛРОС > №1. 2019 > Критика и библиография

Критика и библиография


23 января 2019

ФИЛОСОФИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ

 

РЕЦЕНЗИЯ

на книги:

Чумаков А.Н., Нестеренко Н.Я. История одного техникума. Хадыженский нефтяной. – М.: Проспект, 2014. – 272 с.

Малая родина Бабаюрт / Автор-составитель М.И. Билалов. – Махачкала, 2015. – 160 с.

 

Среди публикаций российских философов последних лет появились, как минимум, две оригинальные работы, издание которых, возможно, откроет новое направление социо-философского и культурно-исторического творчества. Начало этому новому жанру литературы, которое можно охарактеризовать как «дань памяти отчему дому и выражение благодарности малой родине», было положено выходом в свет в 2014 г. книги д.ф.н., профессора А.Н. Чумакова и учителя средней школы Н.Я. Нестеренко, которую они посвятили своему краю и родному городу Хадыженску, где выросли, закончили школу и получили первоначальное специальное образование в техникуме[1].

Вторая аналогичная работа принадлежит перу другого известного российского философа, д.ф.н., профессора М.И. Билалова. Он также обратился к теме малой родины, представив широкому читателю увлекательный рассказ об истории, культуре, экономике и географии одного из 52 районов Дагестана – Бабаюртовском, и его районном центре Бабаюрте[2].

Следует отметить, что обе книги хорошо иллюстрированы, содержат богатый фактологический материал в виде архивных документов, множества фотографий, биографических данных о жителях и знатных представителях своих районов и т.п. Так, например, из книги А.Н. Чумакова и Н.Я. Нестеренко, выход которой был приурочен к 150-летию г. Хадыженска, читатель узнает также об истории создания единственного в городе специального учебного заведения – нефтяного техникума, его преподавателях и их подвижническом труде по подготовке высококвалифицированных кадров – нефтяников нового поколения. В книге рассказывается и о том, как сложилась судьба выпускников этого техникума, где они трудились, открывали новые месторождения, в каких регионах страны, республиках, государствах живут и работают теперь.

Авторы убедительно показывают, что техникум внес значительный вклад в подготовку специалистов для нефтегазовой промышленности нашей страны в то время, когда она в таких специалистах особенно нуждалась и, в то же время, стал заметным явлением культурной жизни одного из регионов России. Как отмечают авторы, сами ставшие в последствии гуманитариями, выпускники нефтяного техникума наряду со специальными знаниями получали хорошее разностороннее образование. И теперь, по прошествии десятилетий, говорят они, особенно хорошо видно, что такое образование закладывало основы культуры и творческого мышления, на которые потом уже накладывались специальные знания. В подтверждение своих слов они привели высказывание одного из преподавателей, которая, в частности, отмечала: «Весь преподавательский коллектив придавал большое значение внеклассной работе, поскольку, как мы считали, выпускники техникума должны были овладеть не только знаниями сугубо по своей специальности, но и быть эрудированными, широко образованными людьми. К этому и стремились все преподаватели – и наставники, и воспитатели, и организаторы досуга студентов. Я и теперь, по прошествии многих, лет убеждена,  уроки преподавателей, внеклассные мероприятия, проводимые в техникуме, сыграли большую роль в том, что наши выпускники стали не только хорошими специалистами, но и замечательными людьми… К тому же, они стали людьми, уверенно идущими по жизни»[3].

Данное высказывание, акцентирующее внимание на гуманитарной подготовке как на важнейшей части любого, даже, казалось бы, узкого, сугубо технического образования, обретает особую значимость теперь, когда в современной системе образования явно прослеживается недооценка гуманитарного знания. Многие выпускники техникума окончили затем ещё и высшие учебные заведения, стали известными специалистами, передовиками производства, а кто-то и вовсе сменил специальность. Но всегда и везде, как это хорошо показано в книге, они были и остаются не только высококлассными специалистами, профессионалами своего дела, но и просто хорошими людьми, достойными гражданами своей страны, тепло отзывающимися о своей малой родине, где бы они ни были.

В унисон с такого рода выводами рассуждает и М.И. Билалов, когда задается вопросом: «Для чего пишут подобные книги?», и сам же отвечает: «Для воспитания патриотизма. Патриотизм предстает как особое основание культуры, состоит из доминирующих и лежащих в её основе ценностей и идеалов, выражающих отношение человека к социуму, государству, родине»[4].

Патриотизм, говорит он далее, придает важнейшие смыслы человеческому бытию, ориентирует его на вечные и абсолютные ценности, расширяет границы конечного индивидуального бытия до сопричастности бытию универсальному и бесконечному. Этот процесс, по мнению, М.И. Билалова, совпадает с совершенствованием человека, становлением его личности, которые также в свою очередь возможны лишь в устремленности личности к некоему абсолюту.

Посвятив свою книгу 85-летию образования Бабаюртовского района, автор собрал в ней не только те сведения, которые уже хорошо известны из различных источников как о районе, так и соответствующей ему территории Дагестана, но использовал для своего анализа и множество других, менее известных фактов и статистических данных, позаимствовав их из историко-научных публикаций и архивных материалов, Интернет-ресурсов и т.п. При этом он придал им соответствующую интерпретацию и стройную логику изложения, сопроводив, к тому же, своим видением и оценкой событий.

Подчеркивая гуманистическую направленность своей книги, М.И. Билалов справедливо замечает, «что все люди уходят в большую жизнь из маленького населенного пункта, все встречают свои преграды, проходят высоты и падения… Но нет человека – великого и неприметного – кто бы не помнил о родном доме, о многом таком, что составляет прообразы воспоминаний малой родины»[5].

Положительно оценивая выход в свет упомянутых выше книг, а также саму идею их написания, следует особо подчеркнуть, что мы имеем дело не с парой публикаций местного значения, написанных в духе краеведческого жанра, а с новым литературным явлением социо-философской и историко-культурологической направленности, где на конкретных примерах раскрываются важные фрагменты культуры и обыденной жизни людей, проживающих в конкретных районах и небольших поселениях. В этих книгах запечатлена особая, уникальная часть истории Советского Союза и новой России, а потому они будут интересны не только тем, чья судьба прямо или косвенно связана с их малой Родиной, но и всем, кто интересуется историей своей страны, её богатейшим культурным и историческим наследием. Хотелось бы надеяться, что вослед за этими книгами последуют и другие публикации подобного рода.

А. Д. Королев

 

Королев Андрей Дмитриевич, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН, Главный ученый секретарь РФО

[1] Чумаков А.Н., Нестеренко Н.Я. История одного техникума. Хадыженский нефтяной. – М.: Проспект, 2014. – 272 с.

[2] Малая родина Бабаюрт / Автор-составитель М.И. Билалов. – Махачкала, 2015. – 160 с.

[3] Чумаков А.Н., Нестеренко Н.Я. История одного техникума. Хадыженский нефтяной. – М.: Проспект, 2014. С. 6.

[4] Малая родина Бабаюрт / Автор-составитель М.И. Билалов. – Махачкала, 2015. С. 4.

[5] Там же. С. 5.


Вернуться назад