ИНТЕЛРОС > №2, 2013 > Роль религиозных и светских знаний в формировании талантливой личности

Султанов Турсунбой
Роль религиозных и светских знаний в формировании талантливой личности


02 июня 2013

Tursunboy Sultanov,

PhD, assistant of professor,

chair of Philosophy,

Tashkent State University of Economy

 

Турсунбой Султанов

Ташкентский государственный экономический университет,

кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия»

E-mail – sulton_2012@inbox.ru

УДК 1:316

Роль религиозных и светских знаний в формировании талантливой личности

Аннотация: В статье рассматривается роль религиозных и светских знаний в становлении  и формировании талантливой, гармонически развитой личности в условиях независимого развития в Узбекистане.

Ключевые слова и фразы: талант, талантливая личность, одарённая личность, духовность, гармонично развитое поколение.

 

The role of religious and secular knowledge in formation of the talented person

Summary: In article the role of religious and secular knowledge in formation and formation of the talented, harmoniously developed person in the conditions of independent development in Uzbekistan is considered.

Keywords: talent, the talented person, the gifted person, the spirituality, harmoniously developed generation.

 

Воспитанность – это единство духовности и просвещения. Просвещённый человек имеет хорошую этику и крепкую веру, а его духовность высока. Общество, которое построено на основе духовности и разума, в котором граждане образованны, может преодолеть любые препятствия, и достигнет великой цели, поставленной перед ним. Поэтому глава нашего государства И.А.Каримов с первых дней независимости, глубоко осознал, что нет будущего без высокой духовности. Если народ необразован и не имеет высокую мораль, невозможно построить государство с великим будущим, сохранить достигнутую независимость. И потому задача формирования высокой духовности была определена как первостепенная.

«Второе приоритетное направление, - отмечал Президент Республики Узбекистан, - это дальнейшее развитие духовности общества. Когда речь идёт о духовности, я, прежде всего, представляю мощную внутреннюю силу, которая вызывает человека к духовному очищению и развитию, обогащает внутренний мир, пробуждает его совесть, укрепляет веру и волю» .

Духовное воспитание развивается знаниями и достигает совершенства. Знание является воспитателем разума. Благодаря знаниям люди выходят их невежества, доводят свою веру до совершенства. Человек с помощью разума и знаний решает все сложные жизненные проблемы и достигает счастья, не заблуждаясь и находя правильный путь. Если люди живут счастливо в этой жизни, осуществляя добрые дела благодаря свои знаниям, то уходят к Всевышнему с чистой совестью. Благодаря знаниям люди отличают правду от неправды, честность от нечестности, и достигают справедливости.

Идеи Президента Ислама Каримова о роли духовности в развитии общества и о том, что невозможно достичь прогресса без развития науки, особенно, слова о том, что необходимо глубоко и творчески изучить нашу историю – это размышления, которые требуют именно новое мировоззрение и служат формированию социального сознания.

Самостоятельное усвоение норм общественного сознания, активная, творческая работа в своей сфере деятельности, исходя из требований времени – это важная черта передового человека.

Действительно, каждый человек стремится вперёд с желанием достижения высшего совершенства, желает стать зрелым учёным, образованным и мудрым человеком. Движется к этой цели и использует свои способности и талант. А талант великий дар, которым одарил людей Всевышний. Он не всем даётся. Но некоторые люди из-за равнодушия не способны полностью использовать этот уникальный дар.

Человек, использовавший по своему желанию талант, достигает поставленной цели, высоту совершенства. В конечном счёте, он поднимается на уровень совершенного человека с глубокими знаниями, и становится глубокоуважаемой личностью с высокими достоинствами и озаряют других своим талантом и умом. Безусловно, таких людей ждёт великое будущее и успешная перспектива.

У талантливого человека способность, воля, знания и опыт создают творческую деятельность. Творческую деятельность личности невозможно рассмотреть отдельно от функционирования мозга. Наоборот, творческая деятельность – отражение активного функционирования мозга.

Высший этап развития способностей, которые дают возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить некую сложную трудовую деятельность.

Талант, как и способности, состоит из возможности достижения успеха и высокого мастерства через творческую деятельность. А творческие успехи связаны с социально-историческими жизненными условиями людей. Если в обществе есть потребность в творческих людях и созданы условия для развития таких людей, то появляется реальная возможность для возникновения талантов. Поэтому невозможно поставить знак равенства между потенциальными возможностями создания человеком ценностей в науке, искусстве и социальной жизни, и осуществлением этих возможностей как продукта материальной и духовной культуры общества.

Как свидетельствует история социальных формаций, основанных на эксплуатации человека человеком, они остались неразвитыми из-за отсутствия необходимых социально-экономических условий для появления многих талантов.

Возрождение талантов связано с социальными условиями. Наличие оптимальных условий для полноценного развития определённых способностей связано с потребностями эпохи и особенностями конкретных задач, стоящих перед государством. В годы войны успешно развивался полководческий талант, в мирное время развивались инженерские, конструкторские и другие таланты.

Талант состоит из совокупности способностей, их комплекса. Отдельно рассматриваемая, индивидуальная способность, хотя бы она и достигла высокого этапа развития и ярко выражена, её невозможно приравнять к таланту. Об этом свидетельствует также исследование людей с наиболее сильной памятью. Действительно, многие в самой памяти готовы сохранить много того, что равняется самому таланту в его силе и могуществе.

Память только один из факторов, связанных с успехом и продуктивностью творчества в созидательной деятельности человека. К другим факторам относятся умелость, наличие богатой фантазии, сила воли, глубокие интересы и другие психологические качества личности.

Конечно, хорошо развитая память – важная способность, которая отвечает требованиям деятельностей разного типа. Для творческого, успешного профессионального выполнения той или иной социально полезной деятельности вполне достаточно памяти, имеющей обычный объём и прочность.

Как отмечает председатель Центра «Истеъдод», доктор психологических наук Батыр Кадыров: «Талант – это то, что каждый человек может усвоить все знания и квалификации до определённого критерия. А выше него могут достичь только талантливые люди. Поэтому таких людей бывает меньше в отличие от наших желаний. Таланты, если уместно так выразиться, жемчужина на дне океана. Если очистить её от грязи она будет блестеть».

На сегодня сама жизнь требует создания единого центра, который должен быть направлен на научное исследование методических проблем системы образования и управляет ею, соединяя реальный потенциал по психологии и педагогике в республике.

Обладать знанием само по себе кропотливый труд. На сегодня для научной работы остаются только настоящие патриоты, выносливые люди. Как отмечал Президент Ислам Каримов на открытии Академии государственного и общественного строительства, «не осваивая новые знания, нельзя идти дальше» . Человек, не прошедший через страдания, не работавший над собой, отстаёт от жизни. Потому что человек, который обучает других, прежде всего, сам должен быть совершенным и иметь глубокие знания. Будущее ждёт от нас самую образованную, интеллектуальную молодёжь, от нас требуется дальнейшее повышение требовательности к ней во время обучения.

Сегодня обучение нашей молодёжи за рубежом служит дальнейшему укреплению фундамента нашего будущего. Молодёжь одновременно с учёбой за рубежом, набирает опыт. Но глава нашего государства подчёркивал в своём выступлении на открытии академии: «Если не пересмотрим свои программы по духовному воспитанию населения и учебные программы, то не достигнем поставленной цели, хотя отправляем молодёжь на обучение за рубеж и помогают зарубежные друзья при подготовке кадров».

Великие умы нашего народа видели счастье народа, развитие государства, прежде всего, в прогрессе науки и статусе разума. В пословице узбекского народа говориться: «Знание – это оседланный конь, знающему – друг, незнающему - враг». Поэтому поиск одарённой молодёжи, её глубокое обучение на уровне требований времени, осуществляется широкомасштабно.

В одной из старинных рукописей написано, что «знание – основа жизни, образование приводит к благосостоянию народа». Как учит Пророк Мухаммед о превосходстве изучения наук: «Хотя и в Китае требуйте знания. Так как изучение наук долг каждого мусульманин». «Изучение в течение часа лучше ночной молитвы, а урок в течение дня лучше удержанной трёхмесячной уразы». «Знания, полученные в молодости как резьба на камне». «Знание предпочтительнее молитвы, благочестие – основа, сохраняющая религию».

Предпочтения разума, мышления и знаний многократно отмечены великими учёными, их изучение, следование им способствует совершенству мышления, на что указывают учёные последователи Пророка, которые являются величайшими из всех прогрессивных людей. Наука должна быть делом не только учёных, а производителей всех материальных благ. Она является не только средством получения новой информации, а становится активным фактором формирования личности и повышения творческого потенциала людей.

На сегодня главной задачей является заинтересовать молодёжь наукой всевозможными средствами. Только таким путём она может перенести науку в будущее через современный сложный период и станет талантливой, используя опыт старших. Перед Узбекистаном стоит ряд задач для формирования системы общественных наук. Они следующие:

1. Патриотизм, любовь к своей профессии. 2. Активное изучение иностранных языков. 3. Воспитание одарённой молодёжи.

Без этих трёх факторов невозможно поднять систему общественных наук на высокий уровень. Для этого необходимо поддерживать и стимулировать методы исследования, новые взгляды и идеи.

На наш взгляд, необходимо реализовать следующие задачи для решения вышеуказанных проблем:

1. Выявление неизвестных нам учёных, изучая добросовестно историю науки, исследование творчество учёных, публиковать научные работы о них.

2. Следует выявить местонахождение рукописей, которые являются духовным богатством нашего народа и привезти их копии в нашу страну, собрать в зарубежных странах и привозить в республику данные, касающиеся нашего народа и регионов и тщательно изучить вопросы таланта, изложенные в них.

3. Изучение старинной письменности, созданной в Центральной Азии, поиске копий реликвий, связанных с ними из разных стран, возвращении их копий в нашу страну, организации археографических экспедиций в этих целях, полном изучении вопросов таланта в данных источниках.

4. Необходимо создать научные работы, исследовать их как части общечеловеческой культуры, изучая творчество великих предков, вносивших вклад в развитие истории Ислама и использовать их в научных исследованиях.

5. Выявить, какой вклад внесли в общечеловеческое развитие наука, философия, художественная литература, созданная нашими великими предками в прошлом, написании научных статей и книг, монографий, определяющих их место в развитии современной науки и объективного подхода к вопросу об их таланте.

6. В целом, было бы целесообразно создание Академий Центральной Азии (Общей Академии, Медакадемии и Педакадемии) по таким сферам как экономические, торговые, культурные, научные связи с соседними республиками – Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения в целях усиления и стимулирования сотрудничества между наукой, просвещением, культурой и другими сферами.


Вернуться назад