ИНТЕЛРОС > №2, 2013 > Роль национального сознания в укреплении государственного суверенитета

Мусаев Одил
Роль национального сознания в укреплении государственного суверенитета


02 июня 2013

Одил Мусаев

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека

(НУУз),

кандидат исторических наук, доцент,

соискатель кафедры Социальной философии)

 

Musayev O.R.

PhD of chair of Social philosophy

The National university of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek

E-mail – odil197171@list.ru

УДК 1: 316

 

Роль национального сознания в укреплении государственного суверенитета

 

Аннотация: В статье проводится социально-философский анализ национального сознания и его роли в укреплении государственного суверенитета.

Ключевые слова и фразы: национальное сознание, суверенитет, независимость, менталитет.

 

 

The role of national consciousness in strengthening of the state sovereignty

Summary: In article the socially-philosophical analysis of national consciousness and its role in strengthening of the state sovereignty is carried out.

Keywords: national consciousness, the sovereignty, independence, mentality.

 

Одной из отличительных черт современного мира является многонациональный состав населения всех без исключения государств, хотя он далеко не одинаков в различных странах. Имеются государства, в которых  абсолютное большинство граждан являются представителями одной и той же национальности. В мире таких государства можно сосчитать по пальцам. Например, Япония, Германия, Польша и ряд других. Однако, более характерны державы, в которых проживают представители нескольких, иногда – десятков национальностей, составляющих значительный процент их населения. Это – Канада, Китай, Индия, Казахстан, Россия, США, Великобритания и другие.

Утверждение о том, что бытие нации и практика национальной жизни определяет национальное сознание, вовсе не означает, что оно играет лишь регистрирующую роль. Национальное сознание в зависимости от своего содержания может оказывать как негативные, так и позитивные воздействия на деятельность людей. Доказательством данного высказывания является история национальной общности бывшего союза до 1991 года и последующий период независимости суверенных государств, в которых национальное сознание по-разному воздействовало на нации.

Противоречивость содержания сознания зависит от ее составляющих элементов, которые могут правильно отражать национальную действительность, либо эти элементы сознания превратно, иллюзорно, ложно их отражают. Возможности такого отражения коренятся как в структуре национальной общности, состоящий из различных групп и индивидов,  преследующие свои интересы, так и в противоречивости бытия нации на каждом этапе его эволюции. В разнородности, противоречивости содержания национального сознания, проявляется то самое свойство духовной жизни нации, которое называется относительной самостоятельностью национального сознания. Благодаря такой особенности национальное сознание смогло разрушить отражаемое им бытие советского периода. Ибо оно более точное и правильно отражало практику советской политики межнациональных отношений. Этот пример показывает, чем точнее сознание отражает негативы бытия, тем оно больше приобретает об-ратного, негативно-разрушительного воздействия на существовавшее общественное бытие тоталитарного строя.

Основной формой относительной самостоятельности национального соз-нания в первые годы укрепления государственности стало не негативное, а позитивное его воздействие на бытие нации. На этапе суверенитета происхо-дит и достаточно глубокое и серьёзное изменение в содержании  осознание осознающий позитивности процесса для нации.

Наиболее благоприятным историческим временем для активизации национального сознания является периоды распада империи и разрушения стереотипов прошлого. « Освободив духовность от идеологии принуждения, мы открыли широкую дорогу для формирования и развития свободной мысли…»  .

Исследования  возрастающей роли национального сознания опирается на имеющемся в научной литературе вывода об активной роли общественного сознания. Этот вывод вытекает из системных представлений об обществе и основания в виде диалектической теории сознания вообще. В рамках этой теории философами сформулировано положения о взаимоотношения, взаимодействия сознания и бытия.

Примирительно к нашему исследованию данное положение объясняет, что национальное сознание не представляет собой просто пассивное отраже-ние национального процесса в головах людей, оно необходима для строительства национальной жизни.

Активная роль национального сознания опирается на активную позицию общественного сознания. Данное положение исходит из того что национальное сознание не представляет собой просто пассивное отражение национального процесса в головах людей, оно необходимо для строительства национальной жизни, национального бытия. Специфика активности национального сознания просматривается в приведении к объективности национального сознания в практике нации. Эта сторона функционирования национального сознания, нашла выражение в том, что имеющиеся в нем обобщенно-положительная самооценка прошлого и сегодняшнего положения и совокупности целей развития нации, стала овладевать массами. Другая же сторона активности усматривается во взаимообратном воздействии структур национального сознания на структуры бытия нации. Все составляющие элементы и уровни национального сознания основаны на практике национальной жизни. Все они также оказывают влияние друг на друга и на бытие нации. Тут проис-ходит взаимодействие структур составляющих содержание национального сознания на основе необходимости практики национальной жизни.

Согласно принципам историзма и развития, национальное сознание представляет собой подвижную, изменяющуюся во времени систему. В про-цессе развития национального сознания происходят изменения в содержании взглядов и представлений людей. Прямым свидетельством в пользу данного утверждения является то, что поколение людей, живших до образования узбекской нации, также внесли свой вклад в содержание национального сознания. Предки узбекской нации Аль-Хорезми, Беруни, Амир Темур, Улугбек, имам Бухари, ат-Термизи и многие другие формировали идеи, взгляды, суждения, мысли для передачи последующим поколениям. Мудрое управление государством, - как учил еще в Х веке великий мыслитель Востока Абу Наср Фараби, - уменьшить и отводить от народа опасность. Сформированные предками взгляды, идеи, представления получили свое дальнейшее развитие в национальном сознании уже других поколений, создав тем самым преемственность и определенную устойчивость в содержании сознания нации.

Состояние национального сознания в различные исторические моменты характеризуется тем, какие её составляющие: идеи, теории, взгляды и прочие занимают в ней доминирующее положение придающие определённые качества национальному сознанию. Эти особенности в структуре национального сознания позволяют различать не только её содержание, но выявлять конкретные её проявления, такие как активность или пассивность. Степень активности национального сознания, зависит от активности его субъекта-носителя - отдельной личности, этнической группы, нации в целом. Активность субъекта-носителя включает в себе две формы человеческой деятельности: практическую и духовную. Практическая форма деятельности изменяет объект - личность, этническую группу, нацию, преобразует его, духовная форма, познаёт и оценивает этот объект. Под объектом понимается то, на что направлено действие, объектом может быть любой этнос, группа, нация. Практическая и духовная деятельность субъекта носителя национального сознания изменяет не только объект - этническую группу, нацию, но и сам субъект как носителя сознания.

В годы укрепления государственности возросла степень духовной формы активности национального сознания, проявившаяся в том, что нация через духовную деятельность людей и объективные условия формирования национального сознания, качественно изменилась. C переходом Узбекистана к строительству демократического правового государства доминирующим компонентом социального процесса становятся сознательность.

По последним данным в Узбекистане проживают более 28 миллиона человек. Из них 77,6 процента населения составляют узбеки, таджики-4,2 %, русские-4,0 %, казахи-4,0 %, каракалпаки-1,7 %, татары-1,3 %, украинцы -0,5 %, белорусы-0,1 % и более ста наций и народностей  составляет-6,6 % населения республики. Всего в Узбекистане были зарегистрированы представители 136 наций и народностей .

В связи с распадом Союза и возникновением на месте бывших союзных республик самостоятельных независимых государств, произошли существенные сдвиги в национальном самосознании народов, что не могло не отразиться на численности наций и народностей, проживающих на территории Узбекистана. Однако, в целом эти изменения мало меняли общую картину многонациональности Узбекистана, ибо преобладающая часть людей  предпочла остаться в республике, где сохранена атмосфера дружелюбия и взаимопонимания, учитывают традиции каждого народа.

Каждая нация имеет свой язык, свое хозяйство, свой характер, свои обычаям и свою историю. У нее свои традиции, привычки, свое чувство достоинства и самоуважения. Она остро реагирует на случаи проявления высокомерного отношения к себе со стороны других наций и народностей. Каждая нация и народность не только борется за укрепление себя как общности, но и стремится расширять свое влияние, открыть перспективы собственного развития. Эти качества присущи каждому их представителю.

Влияющая роль национального сознания на ход национальной жизни проходит осознанно, это, во-первых. Оно способно разобраться в особенностях происходящих перемен, в настоящем и дать анализ этим переменам для будущего. Такое влияние видно в разработанной идее национальной независимости , в национальной программе по подготовке кадров, в официальных публикациях, в исследованиях учёных, в публицистике. На основе творческого анализа своего настоящего, национальное сознание узбеков, укрепляя национальный суверенитет,  то же время оберегает и развивает сло-жившуюся многонациональную структуру общества. Ибо оно осознает, что фактор полиэтничности в его стране превратился во влиятельный рычаг ускорения демократических преобразований и прогресса строительстве гражданского общества.

Тем самым многонациональность населения Республики Узбекистан в тесном сочетании с ростом роли национального сознания служит мощным стимулом обновления общества, его демократизации. Хотя, как известно, поли-этничность в отдельных странах и  регионах превращается в фактор разрушительный для стабильности и национальной безопасности, В национальном сознании узбеков критическая оценка прошлого не сводится к преобладанию нигилистического отношения к своей истории или к проявлению фактов самолюбования своей нацией, ибо содержание такого сознания не может выполнять позитивную роль в развитии нации

Нация – это не просто статично всеобщее объединение, некоторое множество этносов, а это связи людей на основе этнических интересов как в защите национального государства так и в развитии национального  языка, обогащении культуры, наличие своей территории, экономики, национальной идеологии и др.

Объективный интерес охватывает всех, и личность и этнические группы, составляющие данную нацию, выступая фактором национальной активности. Ибо интерес это не просто общее мнение, общая позиция, но это и общие действия. Интерес побуждает нацию к определённым действиям, диктуя цели и средства этих действий, выступая их внутренним мотивом.

Национальное сознание учитывает национальные интересы, в свою очередь побуждая нацию к активным действиям. Интерес реально существует, функционирует в национальной общности через активность национального сознания. Активная роль национального сознания будет проявляться в том, насколько оно правильно учитывает национальные интересы и к каким действиям побуждает нацию. «…Суть и содержание внешней политики нашего государства – это интересы Узбекистана и ещё раз интересы Узбекистана» .

Национальные интересы делятся на два вида: первый - представляю-щий действительные интересы, второй - мнимые интересы. Какие виды инте-ресов преобладают у нации на данном историческом этапе, зависит от пропорциональности составляющих элементов национального сознания: рациональных, чувственных или иррациональных. Хотя национальный интерес проявляется на основе чувственных составляющих национального сознания, однако большое влияние на него оказывают рациональные и иррациональные элементы. Так в национальном сознании узбеков с 1991 года активно стали проявляться рациональные составляющие, что немедленно сказалось на действиях нации основывающихся на действительных интересах, а не тех мнимых, которые в прошлом навязывались ей Центром.

Поступки нации на основе действительных интересов сказались на национальной жизни, а это в свою очередь отразилось на содержании национального сознания. Ныне узбекская нация в определение первоочередных задач, исходит из действительных национальных интересов, что говорит о достаточной зрелости национального сознания и повышающейся её роли в решении проблем политического, экономического и социального развития.

Категория «национальный интерес» является также  центральной в теории международных отношений. В международных отношениях он является стержневым во внешней политике государства. Ибо национальным интересам в сфере международных отношений является сохранение нации как таковой в рамках свободного независимого национального государства.

Действительный национальный интерес для сознания узбекской нации понимается как необходимость сохранения Республики Узбекистан в качестве независимого государства, защиты национальных позиций на международной арене, безопасности от угрозы извне, определении целей в отношении других государств и возможные пути их достижения. 

 


 

 

  1. Каримов И.А «Основные принципы общественно-политического и экономического развития Узбекиста-на».Т.;Узбекистон,1995-с.42.
  2. Ата-Мирзаев О.Б. Народонаселение Узбекистана: история и современность.-Т.: Ижтимоий фикр, 2009.-С.149.
  3. Идея национальной независимости: основные понятия и принципы.-Т.:Узбекистон,2001.-80с.
  4. Каримов И.А. наша главная цель- демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны. Т.: ИПТД « Узбекистон,2005.-с.29.

Вернуться назад