ИНТЕЛРОС > №2, 2013 > Социально-политические факторы подготовки кадров нового поколения при построении демократии

Халимметова Рохатой
Социально-политические факторы подготовки кадров нового поколения при построении демократии


02 июня 2013

Рохатой Халимметова

Ташкентский государственный педагогический

Университет имени Низами (Узбекистан),

старший преподаватель


Rohatoy Halimmetova,

 assistant of professor,

Tashkent State University of Pedagogics

named after Nizamy (Uzbekistan)

E-mail – sulton_2012@inbox.ru

УДК 1:316

 

Социально-политические факторы подготовки кадров нового поколения при построении демократического общества

Аннотация: В статье анализируются социально-политические факторы подготовки кадров нового поколения в процессе построения демократического общества в Узбекистане.

Ключевые слова и фразы: Демократическое общество, новое поколение, образование, обучение.

 

Socio-political factors of a professional training of new generation at construction of a democratic society

Summary: In article sociopolitical factors of a professional training of new generation in the course of construction of a democratic society in Uzbekistan are analyzed.

Keywords: The democratic society, new generation, education, training.

 

Сущность, специфика, уникальность принятых и успешно работающих в Узбекистане Закона «Об образовании», «Национальной программы подготовки кадров» заключается в том, что они полностью охватили вопросы подготовки кадров нового поколения, интересы участников сферы эффективного использования ими – личности, государственных и общественных институтов, производства, науки и т.д. и т.п. «Национальная программа подготовки кадров», введённая в жизнь с целью обеспечения выполнения национальной модели подготовки кадров, являясь нормативно-правовой основой для осуществления больших преобразований, определяет приоритетные направления, цели и задачи, а также перспективы развития в стране современной обновлённой системы образования.

В Узбекистане успешное решение новых, актуальных задач построения современного просветительского гражданского общества верно и справедливо увязывется с успешным внедрением в жизнь новой системы образования, Национальной программы подготовки кадров, воспитанием зрелых современных специалистов, владеющих необходимыми знаниями и навыками для творческого и плодотворного труда во благо дальнейшего повышения благосостояния людей, общества и государства в целом. Как подчёркивал президент нашей страны, только лишь успешно решая эти задачи можно достичь существенных положительных результатов в области «дальнейшего укрепления демократических ценностей в сознании людей, повышения их политической и гражданской активности, расширения и углубления масштабов осуществляемых в стране больших демократических преобразований» .

Узбекский руководитель впервые заметил и предвидел, что оставшаяся в наследство от бывшей тоталитарной государственной системы старая система образования и воспитания объективно не сможет послужить с полной отдачей интересам национальной независимости и решению новых и новейших задач нашей эпохи. ОН предложил разработать основы и принципы новой национальной программы подготовки современных кадров. При этом было подчёркнуто, что в процессе подготовки такой обширной всеобъемлющей Программы надо иметь в виду, во-первых, воспитание и подготовку не только обычного традиционного выпускника школы, а гармонично и всесторонне развитой личности, овладевшей знаниями о богатых материальных и духовных ценностях, накопленных человечеством веками, мыслящих самостоятельно, умеющих и способных принимать самостоятельные решения по самым различным насущным жизненным вопросам.

Во-вторых, так же, как и во всех других сферах общественной жизни, в области народного образования также была точно определена главная реформаторская роль государства, и решение вопросов воспитания и образования было признано приоритетным направлением государственной политики.

В-третьих, суверенное государство приняло свою Конституцию, где в правовом отношении были закреплены конституционные основы образования и воспитания, их общечеловеческий статус и значение.

В-четвёртых, на основе Конституции и Закона «Об образовании» вновь организационно были определены система и статус сфер обучения и воспитания. Возникли новые вузы, многие педагогические и технические институты приобрели статус университетов, академий, созданы факультеты и лаборатории по новым специальностям. Воспитательно-образовательная система страны подверглась коренному поэтапному реформированию.

В-пятых, были предотвращены социальные потрясения, неизбежные в условиях перехода к совершенно новым условиям рыночной экономики: создавались необходимые гарантии для социальной защиты многотысячного персонала образовательных и воспитательных учреждений республики.

В-шестых, в системе произошли организационно-структурные преобразования. Была усовершенствована организационная структура министерства образования и высшего и среднего специального образования республики. Таким образом, была предотвращена опасность возникновения как неизбежного явления в сложный переходный период определённого вакуума безыдейности в системе образования как в одной из составных частей идейно-идеологической сферы общества. В сфере приёма на учёбу в высшие учебные заведения впервые была внедрена совершенно новая для региона система тестирования и рейтингового контроля за качеством знаний.

Проблема подготовки кадров нового поколения была поднята на уровень государственной политики. Вместе с тем, возможность того, что «только лишь по-настоящему образованный и просвещённый человек в состоянии осознавать и уважать честь и достоинство себе подобных людей, национальных ценностей, овладевать чувством самосознания, самоотверженно бороться за право жить в свободном обществе, занятие его суверенной страной своего заслуженного и авторитетного места в ряду других государств мирового сообщества»  была всесторонне обоснована Президентом страны.

«Объём средств, требуемых для реализации задач, определённых “Национальной программой подготовки кадров”, ежегодно составляет почти половину расходной части национального бюджета. И эта всеобъемлющая, широко охватная программа сейчас последовательно осуществляется в реальной жизни. Потому что это в высшей степени является историческим шагом, определяющим завтрашний день, развитие и прогресс нашего народа, роль и значение Узбекистана в современном мире» . Главная цель, выраженная в политически-просветительском учении нашего Президента Ислама Каримова в области подготовки кадров, - это дальнейшее усовершенствование национальной воспитательно-образовательной системы, укрепление её национальных основ и на основе её гармонизации с требованиями времени ещё выше поднять до уровня мировых стандартов.

В годы независимости появилась возможность коренной перестройки системы образования на основе самых прогрессивных международных стандартов. Так, в частности, были осуществлены глубинные преобразования в сфере высшего образования, в результате чего началось переформирование высшего образования, которое ныне составляет одно целое, включающее в себя ступени бакалавриата и магистратуры. Данные преобразования преследовали, прежде всего, единую цель – улучшение коренным образом качества образования. Ныне ежегодно десятки тысяч выпускников вузов республики получают звания бакалавров и самые способные, жаждущие ещё больше обогатить свои знания молодые люди, проходя строгие конкурсы, поступают на следующую ступень обучения – магистратуру. Например, первые 1829 магистров, отобранные из общего числа бакалавров, успешно окончили в 2000-2001 учебном году магистратуру. Из них 220 одарённых лиц для дальнейшей практической деятельности были направлены в научно-исследовательскую сферу. Остальная часть выпускников магистратуры сейчас трудится в различных сферах народного хозяйства, занимается преподавательской деятельностью в высших и средних специальных учебных заведениях.

Ибо, как подчёркивал руководитель нашей страны, «Наши дети, молодёжь не только наша надежда и будущее, вместе с тем они составляют решающую силу нашего сегодняшнего и завтрашнего дня» .

Политика подготовки кадров нового поколения при построении в Узбекистане демократического правового гражданского общества основывается на его независимом пути развития, национально-духовной специфике и признанные всем цивилизованным миром принципы образования. Это позволяет создать в стране необходимые соответствующие условия для осуществления демократических преобразований и формирования нового поколения кадров. Как известно, при построении демократического общества роль субъективного фактора велика. Обладание кадрами нового поколения конструктивным сознанием, мышлением, прагматическими воззрениями, дальнейшее повышение у них уровня знаний и научного потенциала благотворно влияют на ход возведения демократического гражданского общества. Это обязательно будет способствовать занятию нашей республикой своеобразного места в мировом сообществе, успешной реализации концепции национального прогресса и национальных интересов.

В ходе изучения и практического анализа реализации политики подготовки кадров нового поколения при построении в Узбекистане демократического гражданского общества нами были сделаны следующие выводы и даны предложения:

1. Построение демократического общества непременно потребует демократизации сферы образования, всестороннего развития знаний и научного потенциала кадров.

2. Предоставление будущим специалистам возможностей свободного усвоения знаний, исходя из их личного выбора профессии, является одной из особенностей современной системы образования.

3. Система современного обучения создаёт все механизмы и условия, необходимые для обеспечения эффективного взаимовлияния и взаимодействия всех институтов, участвующих в подготовке кадров нового поколения.

4. Дальнейшее усиление требований, предъявляемых к подготовке и переподготовке кадров нового поколения, повышению их квалификации, соответственно повышает ответственность этих кадров за глубину своих знаний, уровень политического сознания.

5. Необходимо ещё глубже проанализировать уровень повышения кадрами своего профессионального мастерства как специалиста определённой сферы, в особенности, насущные вопросы системы переподготовки кадров по всем направлениям.

6. В целях дальнейшего повышения ответственности кадров нового поколения за результаты своей деятельности необходимо ввести постоянный мониторинг за конечными результатами их труда и творчества.

7. Нужно разработать и внедрить в жизнь «Модель подбора кадров», служащий осознанию специалистами на местах своей ответственности за качество и результаты профессиональной деятельности.

8. Надо всемерно проводить мероприятия с целью повышения требовательности к отдельным преподавателям и наставникам, которые не чувствуют на должном уровне своей ответственности, безответственно относятся к требованиям, предъявляемым к кадрам нового поколения, и обеспечения при этом необходимой объективности.

9. Необходимо устранить односторонний подход в вопросах приёма на рботу бакалавров и магистров на местах и их дальнейшего использования. Целесообразно оптимальное использование научного потенциала кадров как специалистов с высшим образованием.

10. У отдельных молодых людей сохранилось стремление к продолжению своего обучения в качестве магистров без учёта собственной заинтересованности и научного потенциала. Это можно рассматривать и как случай, связанный с односторонним подходом к бакалаврам вообще. А магистерская степень должна служить делу подготовки кадров нового поколения, способных вести в дальнейшем научно-исследовательскую деятельность.

11. Необходимо систематически организовывать во всех звеньях образовательной системы научно-практические конференции, посвящённые месту и роли кадров нового поколения при построении демократического общества.

12. В ходе построения демократического общества надо внедрять и увеличивать количество кратких курсов по переподготовке кадров, получивших образование ещё в период бывшей тоталитарной советской системы обучения и повышению их квалификации.

13. Необходимо продумать также вопросы повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава, работающего с кадрами нового поколения.

В общем, «Национальная программа подготовки кадров» имеет блестящую будущность. На очередном этапе её реализации обобщается весь накопленный опыт, анализируются и определяются далеко идущие задачи. Это, естественно, ещё выше повысит роль кадров нового поколения при построении демократического общества. Узбекистан обязательно займёт в ближайшем будущем по своему интеллектуальному потенциалу одно из первых мест в мире. А достижение таких перспектив по силам лишь кадрам соответствующего уровня.



 

 

  1. Каримов И.А. Ўзбек халқи ҳеч қачон, ҳеч кимга қарам бўлмайди. – Т.13. – Т.: Ўзбекистон, 2005. – С.182
  2. Каримов И.А. Хавфсизлик ва барқарор тараққиёт йўлида. – Т.: Ўзбекистон, 1998. – С.325
  3. Каримов И.А. Ўзбек халқи ҳеч қачон, ҳеч кимга қарам бўлмайди. – Т.13. – Т.: Ўзбекистон, 2005. – С.6
  4. Каримов И.А. Асосий мақсадимиз – юртимизда эркин ва обод, фаровон ҳаёт барпо этиш йўлини қаътият билан давом эттиришдир. – Т.: Ўзбекистон, 2007. – С.45

Вернуться назад