ИНТЕЛРОС > №2, 2019 > ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ. ЧАСТЬ 5. О ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДАХ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ПОЛНОТЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОДХОДА

Татьяна Тарасюк, Игорь Шашков
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ. ЧАСТЬ 5. О ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДАХ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ПОЛНОТЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОДХОДА


09 мая 2019

Тарасюк Татьяна Валентиновна

магистр психологии,

директор ООО «WhiteClub»

Tarasiuk Tatiana Valentinovna

Master degree in Psychology

WhiteClub Ltd, Director

E-Mail: ttarasiuk007@gmail.com

 

Шашков Игорь Иванович

Тверской промышленно-экономический колледж

кандидат технических наук

Shashkov Igor Ivanovich

PhD

E-Mail: shashkovi0@gmail.com

УДК – 160.1

 

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ. ЧАСТЬ 5. О ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДАХ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ПОЛНОТЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОДХОДА

 

Аннотация: При трансформационном квантовом скачке к представлению об абсолютной полноте появляется возможность разработки новых эффективных методов развития интеллекта, основанных на интегрально-квантовом моделировании сознания и мышления.

Ключевые слова: полнота, интегрально-квантовое моделирование, принцип 2-3, коммуникативный резонанс (КР), мышление, интеллект, интуиция, ТРИЗ, психонетика

 

INTEGRATED INTELLIGENCE:

FROM THEORY TO PRACTICE

 

PART 5. ABOUT PRACTICAL METHODS OF DEVELOPMENT OF INTELLIGENCE UNDER COMPLETE INTEGRAL APPROACH

 

Abstract: A transformational quantum leap to the idea of absolute fullness gives us opportunity to develop human intellectual abilities, using new effective methods created on the basis of the quantum-integrated modeling a consciousness and thinking.

Keywords: fullness, quantum-integrated modeling, 2-3 principle, a communicative resonance (CR), consciousness, intelligence, intuition, TRIZ, psychonetics

 

 

Введение

В предыдущих четырех частях настоящей работы[1] был в основном подготовлен теоретический базис для разработки практических интегральных методов развития интеллекта. Формат издания не позволяет нам детально рассматривать предложенные нами методы; мы ограничимся рассмотрением характерных особенностей наиболее важных из них.

Но сначала кратко изложим с небольшими дополнениями основные положения и результаты предыдущих частей.

 

  1. Тему развития интеллектуальных способностей мы рассматриваем в рамках КР-психологии – философской психологии, основанной на единении (интегрировании) в кольце коммуникативного резонанса(КР) физического и психического, объективного и субъективного, теории и практики[2].

В работе принято определение интеллекта, наиболее полно отвечающее инструментальности нашего подхода:

Интеллект – это когнитивный инструмент, обеспечивающий оперирование знаниями с целью перехода от некоторого исходного знания (набора исходных данных) к конечному знанию (результату решения задачи).

  1. Принципиально новые, адекватные и однозначные результаты при моделировании сознания/мышления/интеллекта достигаются при трансформационном квантовом скачке к представлению об абсолютной полноте[3], включающей в себя всё без каких-либо изъятий и/или ограничений.
  2. Структурирование полноты (как и всех других краевых, фундаментальных феноменов/явлений/понятий) осуществляется на основе интегрального принципа 2-3 – принципа перехода от дуальной оппозиционной модели к троичной, логически замкнутой модели (в идеале это кольцо КР[4]):

Две дополнительные, логически несводимые одна к другой модели в своей полноте (на краю) единятся в третьей эмерджентной модели.

В отличие от гегелевской триады «тезис – антитезис – синтез», в которой фигурирует диалектическаяпротиворечивость, при полноте интегрального подхода в принципе 2-3 осуществляется краевая логическая противоречивость (КЛП), являющаяся формально-логической.

  1. Принципу 2-3 отвечает интегральный критерий адекватности моделей сознания/мышления (критерий 2-3):

Всякая модель сознания/мышления полна и адекватна тогда и только тогда, если в ней единятся как минимум две модели, логически не сводимые одна к другой.

Соответственно, в адекватных моделях сознания/мышления необходимо осуществляется внутренняя логическая противоречивость.

Попытки построения моделей сознания/мышления в рамках одной логически непротиворечивой модели ведут к одностороннему или, в худшем случае, к ошибочному пониманию сознания/мышления.

  1. Сознание и мышление в полноте своего самоосуществления моделируются на основе представления об устойчивых структурах психики (УСП)  спиралевидных замкнутых образованиях в психике, которые, благодаря коммуникативному резонансу в них, являются устойчивыми во внешнем охватывающем времени»[5].

Каждая развитая интегральная УСП может пониматься как мироподобная структура со своим внутренним пространством-временем.

  1. Сознание бодрствования в первом приближении понимается как некоторая интегральная УСП (ИУСП), содержащая в своем внутреннем пространстве-времени множество внутренних УСП. Внешняя оболочка-граница УСП сознания представляет собой «экран сознания», на котором, в соответствии с принципом 2-3, взаимодействуют и единятся в представлениях внешние стимулы и внутренние УСП.
  2. Последовательная мысль состоит из цепочки элементарных мыслей (переходов между интегральными УСП); каждая элементарная мысль невидима, но целостная осознаваемая мысль начинается и заканчивается на представлениях-образах (осознаниях).

В соответствии с принципом 2-3, мысль в ее полноте можно понимать как эмерджентное единение последовательной мысли и «перпендикулярных» к ней, пограничных осознаний (которым отвечают переходы между кольцевыми стационарными состояниями «внутри» УСП).

Мышление не есть сознание, но без краевых осознаний, не описываемых в рамках непротиворечивой логики, человеческая мысль невозможна.

  1. В соответствии с принципом 2-3, адекватное описание механизма индивидуального интеллекта в его полноте должно основываться на единении двух принципиально разных механизмов:

1) механизм для краевой области полноты (краевой, интуиционный интеллект); Интуиция есть интеллект, достигший полноты развития;

2) механизм для срединной области частичных сущностей (срединный, алгоритмический интеллект).

В соответствии с принципом 2-3, имеем такую триаду интеллекта:

алгоритмический интеллект (конечность) – интуиционный интеллект (бесконечность) – интегральный интеллект (эмерджентное единение конечного и бесконечного)

  1. Наиболее эффективные методы обучения и развития интеллектуальных способностей должны основываться на единении логически непротиворечивого интегрирования 1-го рода (приближающие трансляции) и логически противоречивого интегрирования 2-го рода (завершающая трансформация).
  2. Сильным является интеллект, который имеет опыт быстрого и свободного достижения полноты краевого знания(КЗ).

Чтобы серьезно усилить, развить интеллект, надо научиться достигать в своем сознании полноты. В своем краевом самоосуществлении полнота логически противоречива, парадоксальна.

Всякий раз, когда мы достигаем непреодолимой краевой логической противоречивости (КЛП), мы соприкасаемся с КЗ в его полноте.

Подключение к КЗ дает возможность переходить от условия задачи к конечному результату практически мгновенно.

  1. В соответствии с моделью конуса мышления/интеллекта[6], сила интеллекта, определяемая, главным образом, скоростью и целесообразностью мышления, зависит, в первую очередь, от степени приближения сознания к краю – к абсолютной полноте своего самоосуществления.
  2. Переходы между уровнями-оболочками в УСП осуществляются, в первом приближении, в соответствии с принципами, подобными принципам квантовой механики, используемым в зонной теории полупроводников. Использование полупроводниковой аналогии позволяет облегчить переходы между разделенными зонами, инициируя специальным образом промежуточные уровнив разделяющей запрещенной зоне[7].
  3. Чем ближе к вершине конуса мышления/интеллекта (к абсолютной полноте), тем более абстрактными являются уровни-оболочки, на которых осуществляется мышление.

На окружности основания – вербальный уровень с непротиворечивым алгоритмическим мышлением, ограниченным «сверху» краевой противоречивостью (например, коанами в дзен).

Затем переход к более общему, чем слова – к знакам, символам, то есть к языку математики,  к языку единичного и множественного, рационального и иррационального, конечного и бесконечного.

И наконец – достижение неразличимости слов, знаков, символов, снятие зависимости от языка вообще, достижение молчания языка в его полноте, но при этом и сохранение слов, знаков, символов.

Короче, достижение краевого знания (КЗ).

 

ГЛАВА 1. МЕТОДЫ КР-ПСИХОЛОГИИ, ОСНОВАННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИИ КРАЕВОЙ ЛОГИЧЕСКОЙ ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ

 

Метод единения двух противоположных моделей

Как показано в работе[8], сила интеллекта зависит от степени приближения сознания к краю, к полноте, на которой осуществляется краевая логическая противоречивость (КЛП).

Соответственно, интегральные методы развития интеллектуальных способностей основываются, по большей части, на достижении КЛП; на практике это реализуется, в частности, в методе единения двух противоположных моделей.

В соответствии с принципом 2-3, при парадоксальном единении двух моделей, логически несводимых одна к другой, в результате получается третья, эмерджентная модель/структура (интегральная УСП), характеризующаяся высокой устойчивостью во внешнем времени и обладающая собственным временем/интенцией к другим интегральным УСП. Образуются цепочки интегральных УСП – мысли, осуществляющиеся в бессознательном.

В своей интегральной полноте УСП единят в себе конкретное информационное знание с краевым знанием (КЗ); это является необходимым условием осознания, вывода на поверхность сознания из глубины бессознательного конкретных результатов мышления. При этом чем ближе к краю, к полноте, чем абстрактнее уровень, на котором осуществляется мышление, тем выше скорость мышления и, соответственно, сила интеллекта.

Сила интеллекта при решении той или иной задачи, однако, не в меньшей мере зависит и от направленности мышления в максимально узкую область знания, в которой лежит конкретное решение этой задачи.

Соответственно, наряду с подъемом к полноте необходим и спуск от нее к целевой области знания (интегральное выведение). Максимальная эффективность при этом достигается при объединении ветвей подъема и спуска в кольцо коммуникативного резонанса (КР); в этом случае целевая область сводится непосредственно к конкретному решению данной задачи.

Подробнее об этом в следующем разделе.

 

Метод невидимой цели.

Направленность сильного мышления в максимально узкую целевую область знания считается важным условием успешного решения задачи не только в КР-психологии, но и в других теориях.  Например, в ТРИЗ: «Сильное мышление – это, в-третьих, векторное мышление. Оно выявляет решение не внезапно в конце процесса мышления. Сильное мышление знает заранее, где расположена область ответа и постепенно ее сужает»[9].

Совершенно верно. Но откуда сильное мышление «знает заранее», где расположена область ответа?

По нашему мнению, убедительного ответа на этот вопрос в ТРИЗ не имеется.

В КР-психологии, в соответствии с принципом 2-3 (и отвечающем ему кольцевом коммуникативном резонансе), утверждается, что  всякое реальное действие, осуществляющееся в своей полноте, происходит благодаря «невидимой» финальной причине.

Человек «заранее» знает о своем будущем, но это знание не выражается в каких-либо конкретных представлениях. Реальность становящейся в сознании абстрактной картины будущего обычно расходится со ставшей в прошлом частичной предметной картиной.

Будущее (в котором финальная причина настоящего) в своей полноте непредставимо, прошлое же в своей частичности представимо. Полюс бесконечного в треугольнике принципа 2-3 в проекции на развернутое время наблюдателя относится к будущему, полюс конечного – к прошлому.

Но при полноте осуществления сознания в кольце коммуникативного резонанса (в котором «место» полюсов принципа 2-3 на кольце становится неопределенным) будущее и прошлое оказываются неразличимыми между собой; вместе с этим становятся неразличимыми финальная и начальная причины развития. Развитие (решение задачи) последовательно осуществляется во внешнем развернутом времени, и при этом оно уже осуществлено в своей полноте – финальная причина невидимо управляет этим решением, что ощущается человеком как интуиция, озарение, творческий прорыв…

В КР-психологии это понимается как достижение непредставимого краевого знания во всей его полноте. При этом свобода человека при выборе пути решения конкретной задачи парадоксальным образом неразличима с несвободой, отвечающей «управлению» этим выбором со стороны финальной причины, со стороны краевого «невидимого» знания.

Если же причина (цель) движения представима, то она теряет свою финальность – оказывается не на кольце, а в конкретной точке луча открытости развернутого времени. Не будучи в резонансе с сознанием человека, она не преобразует сознание человека, не поднимает его над решением задачи – человек зауживает область ответа в основном только благодаря знанию специальных алгоритмов и накопленному опыту работы в целевой области. Этого, конечно, достаточно для решения подавляющего большинства технических задач, но недостаточно для творческого решения принципиально новых, «краевых» задач.

Значит, для достижения состояния сознания, при котором интеллект в целевой области наиболее эффективен, следует не стремиться к ясности и представимости цели, а напротив – сделать ее для своего сознания «невидимой», непредставимой.

Ясность, определенность цели нужна, в основном, при решении задач в частичности, в которой господствует непротиворечивая логика. При решении же краевых задач использование накопленного частичного опыта, использование библиотеки (сколь угодно большой) конкретных принципов и алгоритмов решения недостаточно. А иногда и мешает, поскольку закрывает путь к достижению полноты. При этом краевая формально-логическая противоречивость и отвечающая ей квантовая неопределенность из инструментария мыслителя практически исключаются, подменяясь, в лучшем случае, противоречивостью диалектической.

Порядок, рожденный из порядка, не несет в себе принципиальной новизны. Принципиальная новизна содержится в том порядке, в тех логических структурах, которые рождаются из хаоса. Вокруг центральной, жестко детерминированной мыслительной логической цепочки должна быть «зона неопределенности», должно быть невидимое «облачко смыслов», многозначных и логически противоречивых.

Чтобы цель стала непредставимой, невидимой, ее следует перевести в психическое бессознательное. Для этого может служить, например, многократное предъявление цели в резонансном ритме; возможны и другие специальные приемы, некоторые из которых предполагается рассмотреть в других наших работах.

Конкретное содержание цели должно быть «забыто», остаться в прошлом, тогда сознание обратится к цели не «снизу», а «сверху», и свободно выявит в ней искомую конкретную «точку» – ответ на поставленную задачу.

 

О взгляде «сверху»

Можно решать задачу, находясь «внутри» системы исходных данных, а можно и выйти за пределы этой системы – как бы поглядев на задачу с более высокого уровня, извне ее. Вот что на эту тему пишется, например, в ТРИЗ:

«Сильное мышление – это… мышление системное. Оно видит объект или процесс на разных системных уровнях, связи между этими уровнями, ограничения, накладываемые одним уровнем на другой»[10].

Уровни при этом, как нам представляется, не имеют принципиальных структурных отличий один от другого – каждый из них может рассматриваться в рамках непротиворечивой логики. «Извне» – значит не из «запредельности», не из какого-то мира с принципиально иными законами, а из того же нашегомира, только с более высокого уровня обобщения.

В КР-психологии «извне» – это из «краевого знания», которое выше всякого обычного информационного знания. Извне – это когда ты видишь все логические цепочки, все возможные варианты решения задачи как бы одновременно, когда ты способен выбрать из этих вариантов оптимальный. Стереотипы мышления не сковывают движение твоей мысли, ты приходишь к решению практически мгновенно.

В мышлении сталкиваются две противоположные модели: одна – движение логических цепочек внутри системы исходных данных, другая – вне системы исходных данных.

По Налимову, за границей системы исходных данных, где нет непосредственно явленных логических цепочек, – хаос пустоты, «семантический вакуум», содержащий все смыслы[11].

С точки зрения КР-психологии, это не хаос пустоты, а, напротив, абсолютная полнота, в которой прячутся все потенциальные возможности для решения задачи.

Так или иначе, нужно преодоление границы (что непросто). Самая последняя граница та, за которой нет вообще ничего – нет даже пространства, в котором могли бы располагаться логические цепочки. Соответственно, решения (смыслы) «упакованы» не на некоторой оси (Налимов), а вообще сами по себе – вне пространства и времени.

 

ГЛАВА 2. О ТРАНСЛЯЦИОННЫХ ИНТЕГРАЛЬНЫХ МЕТОДАХ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

 

Наряду с методами, обращенными на достижение КЛП в ее, так сказать, чистом виде (предыдущая глава), важную роль в повышении силы интеллекта играют трансляционные интегральные методы. Основная задача таких методов не достичь КЛП (и, вместе с ней, полноты сознания), а осуществить приближающие трансляции, в результате которых возникают условия для завершающего трансформационного квантового скачка к КЛП.

Здесь следует прояснить – что же такое эти приближающие трансляции? Имеют ли они какое-то отношение к полноте, или же они осуществляются сугубо в частичности (в этом случае им бы отвечал чисто алгоритмический, «компьютерный» интеллект)?

На конусе мышления/интеллекта приближающими трансляциями достигаются уровни, промежуточные между основанием конуса и его вершиной, на которой достигается абсолютная полнота и отвечающая ей краевая логическая противоречивость (КЛП). На промежуточных же, трансляционных уровнях достигается «промежуточная», диалектическая противоречивость (ДП).

Квантовомеханическая аналогия: в то время как КЛП отвечает корпускулярно-волновой дуализм, характерный для световых/электромагнитных волн, на промежуточных уровнях диалектической противоречивости (ДП) отвечает корпускулярно-волновой дуализм частиц и волн де Бройля. Эти волны связаны с любыми вещественными частицами, а не сугубо с квантами электромагнитного излучения, которым в нашей модели отвечает КЛП и абсолютная полнота.

Таким образом, на промежуточных уровнях также достигается некоторая полнота, которая, условно говоря, «меньше» абсолютной полноты, достигаемой на вершине конуса. При этом, чем ближе к вершине конуса находится промежуточный уровень, тем явственнее проявляются волновые свойства и, вместе с этим, континуальность на этом уровне – последовательное мышление на уровне становится быстрее.

Ниже кратко охарактеризуем некоторые из таких «промежуточных» методов.

 

Метод заброса

Смысл этого метода состоит в следующем:

Сначала надо «забросить» ученика к высшему конкретному знанию, предельному в данной иерархии знаний (к «малой» полноте), а затем спуститься до точки, отвечающей начальному в данной иерархии, более частичному знанию.

При этом частичное знание получает особую степень освоения, оказывается, в соответствии с принципом 2-3, двойственно-тройственным, полно-частичным, с более выраженным полюсом полноты. И, поскольку полнота обладает собственным временем, динамичностью, соответствующее начальное знание обретает импульс, тягу вверх – к полноте знания, предельного в данной иерархии.

В результате путь к высшему в данной иерархии знанию проходится как бы автоматически, без существенного «подталкивания» со стороны сознания; эффективность обучения существенно возрастает.

 

Головоломки и оптические иллюзии

Интегральное решение головоломки можно представить следующим образом:

Головоломка мысленно разбирается на целостные, сравнительно несложные части, с каждой из которых сопоставляется некоторая интегральная УСП (это сопоставление делается бессознательно). Сознание берет множество этих УСП «сверху» – параллельно; из этих УСП в бессознательном совершается перебор всевозможных последовательных мыслительных цепочек, «перпендикулярных» к осознаниям. Энергетически выгодными оказываются самые короткие цепочки, ведущие от исходных данных к конечной конфигурации, построение которой требуется по условию задачи; эти цепочки в итоге осознаются и выбираются.

Тренировка по решению головоломок особенно развивает способность к мышлению образами, что важно для эффективного решения задач с большими массивами исходных данных.

Решение специально подобранных головоломок развивает способность бессознательно строить логические цепочки не из абстрактных элементарных логических единиц, а из их блоков – образов, с которыми соотносятся отдельные части головоломки.

У оптических иллюзий роль для развития интеллекта в некотором роде противоположна роли головоломок. В этом случае требуется не синтезировать изображение из отдельных элементов, а напротив – переходить от синтеза к аспектам, от эмерджентного иллюзорного синтетического восприятия к прямому, неискаженному восприятию синтезированных объектов.

Высокий интеллект характеризуется не только умением обобщать, умением мыслить масштабно, целостными блоками, но и умением анализировать, приводить целостность к ее «замаскированным», изначально невоспринимаемым структурным единицам – вплоть до элементарных квантов восприятия.

 

Таким образом, при решении головоломок развивается, в первую очередь, синтетическая способность мышления (это отвечает подъему от частичности к полноте).

С другой стороны, при «решении» оптических иллюзий развивается, в первую очередь, аналитическая способность мышления (это отвечает интегральному выведению – спуску от полноты к частичности).

При единении ветвей подъема и спуска в кольце коммуникативного резонанса достигается существенное повышение эффективности обучения.

Такое единение может осуществляться путем многократного повторения (вплоть до достижения автоматизма) поочередной сборки и разборки головоломки или чередования сборки головоломок и «решения» оптических иллюзий.

Оптимальная последовательность и ритм предъявления обучаемому головоломок и оптических иллюзий определяются экспериментально по достигаемым результатам.

Отметим, что метод головоломок/оптических иллюзий осуществляется на промежуточном предметном уровне, достижение «невидимого» краевого знания на его основе затруднительно. Соответственно, при полноте интегрально-квантового подхода этот метод играет, в основном, вспомогательную роль – с его помощью осуществляются приближающие трансляции, но не завершающий трансформационный квантовый скачок.

 

Метод органичного наращивания

В работе[12] отмечено, что сознание и, вместе с этим, мышление возможно только при количестве интегральных устойчивых структур психики (ИУСП), достаточном для образования интегрального непрерывного фона-экрана сознания. Иными словами, близкие одна к другой ИУСП образуют своего рода «зону проводимости», в которой переходы между ними могут осуществляться достаточно свободно (полупроводниковая аналогия).

Соответственно, высокий интеллект достигается при достаточно большом количестве («критической массе») УСП, отвечающих множеству разнообразных впечатлений и конкретных знаний. Следует отметить, однако, что при количестве УСП, значительно превышающем «критическую массу», скорость мышления, скорость логических преобразований может уменьшаться – мышление сдвигается от полюса последовательного логического мышления к полюсу образности, к полюсу осознания.

Чтобы последовательная мысль не тормозилась на образах, надо образы «сжать до точки» – спрятать внутри интегральных УСП (ИУСП), обладающих внешней замкнутой кольцевой оболочкой (кольцом КР). ИУСП двойственны: они и прячут свое содержимое внутри себя, и парадоксальным образом держат его открытым. Они могут раскрываться в сознание (осуществляться как осознание) в некоторый момент, когда человек своим сознанием инициирует такое раскрытие. Тогда мысль останавливается на чем-то конкретном. Начальное А дает конечное В, а само движение мысли осуществляется в бессознательном, невидимо.

Таким образом, сила интеллект зависит от количества ИУСП, от мощности множества ИУСП; соответственно, надо наращивать это количество до оптимальной для данного человека величины.

Соответствующий метод органичного наращивания основан на том, что большая, развитая ИУСП (отвечающая целостной области решаемых задач) при взаимодействии со стимулом, несущим в себе сравнительно небольшую информацию, «поглощает» этот стимул практически без ущерба для своей целостности (органично). «Внутри» этой ИУСП формируется новая УСП, которая «наращивается» до ИУСП при повторяемости отвечающего ей стимула.

Когда число вновь образованных внутренних ИУСП достигнет «насыщения» и рост количества ИУСП (и, вместе с этим, силы интеллекта) остановится (соответствующая S-кривая выйдет на «полочку»), сознание практически перестает реагировать на информацию данного типа.

Это означает, что дальнейшее поступление информации данного типа нецелесообразно – для развития интеллекта следует принципиально изменить целевую область/тип решаемых задач.

 

О цветовом компьютерном методе

В КР-психологии компьютерные методы развития способностей человека подразумевают такие основные этапы: 1) предварительное тестирование человека, 2) определение (путем опроса) желательных для него изменений, 3) Выбор соответствующего варианта компьютерной программы, 4) работа обучаемого с выбранной для него программой (например, несложная компьютерная игра), 5) контрольное тестирование для проверки результата обучения.

Человек сам выбирает, что хочет изменить в себе (или чему хочет научиться). При этом всякие жесткие воздействия на него исключаются.

В настоящем разделе кратко рассмотрим компьютерный цветовой метод обратного Люшера и, в приложение к нему, метод синестезии.

Обычный («прямой») метод тестирования Макса Люшера основан на  предположении о связи предпочтения восприятия того или иного воспринимаемого цвета с особенностями психологической структуры личности.

В КР-психологии эта связь обосновывается:

  • интегрально-квантовой моделью психики;
  • теорией устойчивых структур психики (УСП);
  • аналогией модели психики с зонной теорией полупроводников

С целью гармонизации личности (в частности, с целью развития интеллектуальных способностей) в КР-психологии используется, условно говоря, «обратный» Люшер – когда не цвета выбираются испытуемым в зависимости от особенностей его психики, а напротив, осуществляется воздействие специальной цветовой последовательности на психику обучаемого.

Однако предъявление цветовой последовательности в «обычном» темпе (когда цвета успевают осознаться), не является достаточно эффективным, т.к. в этом случае сознание в большой мере свободно в восприятии и отторжении предъявляемых стимулов, а также может менять предлагаемую временную последовательность стимулов.

Цветовую последовательность следует предъявлять не сознанию, а бессознательному (которое непосредственно воспринимает стимулы и фиксируют их в правильной последовательности). Для этой цели следует стимулы, составляющие цветовую последовательность, делать подпороговыми: невоспринимаемыми сознанием, но воспринимаемые бессознательным. В этом случае сознание оказывается неспособным «разрушать» цветовую последовательность, соответствующую таким психологическим константам, которые «наводятся» в бессознательном.

Чтобы усилить устойчивые структуры психики, создаваемые в бессознательном, следует предъявлять цветовую последовательность неоднократно через определенные (резонансные) промежутки времени. При этом УСП в бессознательном должны «насыщаться» (достигать полноты интегральности) и, соответственно, становиться «материалом» для мыслительных цепочек, осуществляемых в бессознательном.

Для облегчения переходов между бессознательным и сознанием может использоваться, на основе полупроводниковой аналогии, метод создания промежуточных резонансных состояний в «запрещенной зоне» между бессознательным и сознанием[13]. Для создания таких промежуточных состояний могут использоваться стимулы разной длительности и формы, а также изменяться темп предъявления этих стимулов.

 

Использование синестезии

Цветовые последовательности, используемые для инициации того или иного требуемого состояния сознания, могут подбираться экспериментально с учетом накопленных результатов тестирования по методу Люшера и другим «цветовым» методам; для этой цели возможно также использование синестезии.

Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Единение таких ощущений, непосредственно не сводимых друг к другу, отвечает принципу 2-3, в соответствии с которым при парадоксальном единении дополнительных моделей-ощущений осуществляется третья модель-ощущение, «прячущая» в себе эту парадоксальность и открывающая возможность развития на более высоком уровне. При этом, с точки зрения КР-психологии, чем меньше общего единящихся при синестезии моделей-ощущений, тем более глубоким и сильным будет достигаемое синтезированное ощущение.

При приближении к вершине конуса мышления/интеллекта, приближении к полноте, осуществляющемся при повторяемости восприятия единящихся стимулов; УСП, отвечающая третьей, единящей модели, может становиться всё более интегральной, более инвариантной во внешнем времени обучаемого. Это означает, что внутреннее развитие УСП, осуществляющееся при синестезии, отвечает образному, осознающему мышлению, «перпендикулярному» последовательному дискурсивному[14].

Соответственно, синестезия может облегчить запоминание, представление, осознание, поскольку вызывает более полный образ, устойчивый во времени. Это перспективно, в частности, при обучении иностранному языку на компьютере, где есть возможность совмещения звукового и визуального канала. Например, при использовании определенных цветов для написания глаголов в разном времени, может быть облегчено их запоминание, особенно принимая во внимание, что в разных языках времена не совпадают.

Заметим, что скорость мышления повышается при оперировании абстрактными, непредставимыми, не нагруженными семантически элементами; такая абстрактность, непредставимость на шкале развернутого времени отвечает будущему времени. Соответственно, можно предположить перспективность использования для повышения интеллектуальных способностей цветов, отвечающих восприятию будущего времени.

Обследование 152 человек показало, что с тем или иным временем у аудиалов и визуалов ассоциируются, главным образом, следующие цвета:

Аудиалы:

Далекое прошлое:                розовый, розовато-голубой.

Недавнее прошлое:              светло-сиреневый, фиолетовый, бордовый.

Настоящее:                            светло-серый, светло-персиковый.

Ближайшее будущее:           светло-желтый, желто-коричневый.

Отдаленное будущее:           белый, светло-голубой.

Визуалы:

Далекое прошлое:                бирюзовый, светло-зеленый (холодный).

Недавнее прошлое:              синий (теплого оттенка), яркий фиолетовый.

Настоящее:                            золотисто-желтый, оранжевый, охра.

Ближайшее будущее:           сиреневый, фиолетово-розовый.

Отдаленное будущее:           белоснежный, светло-розовый.

С учетом этих данных, для каждой группы обучаемых могут быть построены специальные цветовые последовательности, использование которых в методе обратного Люшера дает возможность увеличить скорость мышления и, вместе с этим, силу интеллекта.

 

Заключение

Несмотря на большой объем материалов, опубликованных нами в пяти опубликованных частях настоящей работы, остался ряд нерассмотренных (или рассмотренных недостаточно полно) вопросов по заявленной нами теме и по смежным фундаментальным проблемам:

1) В первую очередь это касается трудной проблемы сознания[15], решение которой, с нашей точки зрения, возможно только при обращении к интегральному представлению об абсолютной полноте и легитимации краевой логической противоречивости.

2) Также осталась за пределами настоящей работы тема соотношения КР-психологии и психонетики[16].

В психонетике, как дисциплине «инженерного» типа, известные модели рассматриваются как инструменты порождения новых форм сознания.

В КР-психологии же акцент переносится на создание принципиально новых моделей сознания/мышления, причем из более общих соображений, чем собственно психологические.

Соответственно, в психонетике путь к вершине (к активному сознанию) осуществляется, условно говоря, в практике, в КР-психологии – в теории.

Объединение этих двух подходов видится в целенаправленном формировании новых когнитивных инструментов – моделировании актов сознания, которые отражаются в логически организованных языках как краевая логическая противоречивость (КЛП).

Синтез, осуществляемый на основе интегрального принципа 2-3, позволит, по нашему мнению, построить единую систему, вбирающую в себя то положительное, что есть в интегрируемых феноменах.

3) В настоящей статье мы коснулись соотношения КР-психологии и ТРИЗ:

ТРИЗ – видеть и сужать целевую область, приближаясь к ответу «снизу»;

КР-психология – на нижних уровнях видеть и сужать целевую область, а в пределе, на действительном краю взять ответ непосредственно («сверху»).

Такого краткого рассмотрения, однако, недостаточно – в будущих работах необходимо рассмотреть эту тему во всех ее основных аспектах.

4) В работе 2011г.[17] мы рассмотрели некоторые положения Интегральной психологии (К.Уилбер) и Квантовой психологии (Р.А.Уилсон, А.И.Нефедов и др.); теперь настало время для более глубокого анализа этих теорий.

Эти и другие важные вопросы мы надеемся достаточно полно рассмотреть в наших будущих статьях и в новой книге по КР-психологии.

 

[1] Тарасюк Т.В., Шашков И.И. Интегральный интеллект: от теории к практике. Часть 1. Интегральное моделирование на основе принципа 2-3. // Credo New. № 2 (94), 2018. Часть 2. Интегрально-квантовая модель мышления // Credo New. № 3 (95), 2018. Часть 3. Мышление как оперирование первичными элементами психики // Credo New. № 4 (96), 2018. Часть 4. Уровни мышления/интеллекта // Credo New. № 1 (97), 2019. http://credo-new.ru

[2] Интегралика: от представления о полноте к интегрально-квантовой картине мира: Коллективная монография // Под ред. И.И. Шашкова. – Тверь: ТРИАДА, 2017. – С.189-304. http://integralics.com/category/books

[3] Шашков И.И. Трансформационный скачок в представлениях о полноте. XVII Всероссийская научно-практическая конференция «Дни науки – 2017». Материалы конференции. – Озёрск: ОТИ НИЯУ МИФИ, 2017.

[4] Тарасюк Т.В., Шашков И.И. Интегральный интеллект: от теории к практике. Часть 1. Интегральное моделирование на основе принципа 2-3. // Credo New. № 2 (94), 2018. http://credo-new.ru/archives/1336

[5] Интегралика: от представления о полноте к интегрально-квантовой картине мира: Коллективная монография / Под ред. И.И. Шашкова. – Тверь: ТРИАДА, 2017. – С. 277-278.

[6] Тарасюк Т.В., Шашков И.И. Интегральный интеллект: от теории к практике. Часть 4. Уровни мышления/интеллекта // Credo New. № 1 (97), 2019. http://credo-new.ru/archives/1591

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] См., напр.: А.С. Торгашев. Теоретические основы сильного мышления.  http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005c/2068-tr.pdf

[10] Там же.

[11] Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. – М.: Прометей, 1989. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. – М.: Прогресс, 1993.

[12]Тарасюк Т.В., Шашков И.И. Интегральный интеллект: от теории к практике. Часть 2. Интегрально-квантовая модель мышления // Credo New. № 3 (95), 2018. – С.72. http://credo-new.ru/archives/1404.

[13]Тарасюк Т.В., Шашков И.И. Интегральный интеллект: от теории к практике. Часть 4. Уровни мышления/интеллекта // Credo New. № 1 (97), 2019. http://credo-new.ru/archives/1591

[14] Там же.

[15] Чалмерс Дэвид. Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории / перевод с английского доктора философских наук, профессора В. В. Васильева. — Москва: УРСС: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. — 512 с.

[16]Бахтияров О.Г. К проблеме разработки когнитивных инструментов для моделирования сложных объектов и процессов // Интегралика: от представления о полноте к интегрально-квантовой картине мира: Коллективная монография. Тверь: ТРИАДА, 2017. – С.298-300. Бахтияров О.Г. Активное сознание. – М.: Постум, 2010. Бахтияров О.Г. Деконцентрация. – Киев: Ника-Центр, 2002, 2004.

[17] Интегралика. Пути построения полной картины мира / Под общ. ред. И.И. Шашкова. – Киев: Изд-во Лаборатории Интегралики, 2011. – С.105-149. http://integralics.com/wp-content/uploads/2018/08/Integralika.pdf


Вернуться назад