ИНТЕЛРОС > №2, 2019 > К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ КОРНЯХ ИДЕОЛОГИИ

Олег Науменко
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ КОРНЯХ ИДЕОЛОГИИ


09 мая 2019

Науменко Олег Александрович

Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Смоленский филиал)

Кандидат философских наук, доцент кафедры ГМУ

Смоленск, Российская Федерация

Naumenko Oleg Aleksandrovich  

The Russian Presidential Academy

of National Economy and Public Administration

(Smolensk branch)

PhD, docent of SMM department

Smolensk, The Russian Federation

E-mail : naumenko06@mail.ru

УДК 1:316

 

 

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ КОРНЯХ ИДЕОЛОГИИ

 

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты развития идеологии в различные исторические периоды.

Ключевые слова: духовная сфера, философия, идеология, мышление, сознание, социально-экономическая формация, политика, гуманизм.

 

To the question of historical roots of ideology

 

Abstract. Some aspects of ideology development in different historical periods are considered in this article.

Keywords: spiritual sphere, philosophy, ideology, thinking, consciousness, social-economic formation, politics, humanism.

 

К вопросу об исторических корнях идеологии

 

Говоря об идеологии, мы сталкиваемся с некоторыми вопросами. Откуда она возникла? Какие имеет исторические формы? Нужна ли идеология вообще?

Проблема исторических форм идеологии достаточно распространена в мире людей. Можно сказать, что как раз именно в различии, противоположности форм идеологии, состоит суть всех конфликтов, происходящих на Земле – от внутрисемейных, внутриинститутских до вооружённых конфликтов, выливающихся в мировые войны. Так было на всём протяжении человеческого существования. Таким образом, проблема исторических форм идеологии, проблема выбора лучшего пути к достижению благополучия в общественном развитии до сего дня является, помимо продовольственной, экологической, энергетической и других, одной из самых насущных. Дело в том, что, по мнению многих учёных, демократия в принципе невозможна («Если власть принадлежит всем, значит, она не принадлежит никому» [1]). А всё потому, что «моральный закон внутри нас» [2] пока практически не действует. Если в нас главенствующее место будет занимать голос Совести и Разума, то никакая идеология и вовсе будет не нужна. Но на этапе формирования гражданского общества последняя необходима. Разработать её надлежит определённой группе людей – мыслителей, являющихся «мозгом» всего общества. Отсюда вытекает, что идеология и демократия – вещи противоположные и отрицающие друг друга. Может быть идеология отсутствует в совершенном обществе, а может быть она просто трансформируется в особую форму, то есть у каждого человека имеется своя собственная идеология, которую он и воплощает в жизнь. А так как общество совершенное – то люди теряют все низменные свои качества и стремятся только к «светлому завтра».

Но мы зашли слишком далеко, тогда как проблема эта насущная. Её необходимо решить прямо сейчас, пока поколение ещё не совсем затерялось в дороге к завтрашнему дню. Самое страшное, что может произойти – это полная отстранённость молодёжи от происходящего в настоящем. Окончательная потеря морального закона может привести к равнодушному и пассивному поколению. Материальное богатство превозносится, причём всё выше и быстрее, чем это необходимо, над духовным. Поколение идёт к деградации. Тем не менее, есть сила, опора, которая движет настоящее к будущему. Этот «локомотив» основан на базе принятой системы идей. Путём коммуникации и межличностных отношений возможно дальнейшее поступательное развитие. Может быть, совесть это и есть идеология – единственная и неповторимая.

На протяжении всей истории люди, перебирая пути к счастливому обществу, вели различного рода войны, революции, поднимали восстания… И всегда борьба велась между классами. У всех классов была идеология, но пути достижения идеала у всех были разные. Кто-то ничего не делал и жил в роскоши, а кто-то пахал как мул и жил в страшной нищете. Кроме борьбы не было иного пути для устранения неравенства. «Все люди созданы равными и имеют равные права… Никто не имеет права превращать человека в раба» [3], – так гласят строки Декларации прав человека, составленной Томасом Джефферсоном, Томасом Пейном и другими создателями Соединённых Штатов Америки. Мир не должен делиться на патрициев и плебеев, иначе мы перестанем существовать как вид Homo sapiens. История безжалостно отнимает дни нашей жизни, которая не вечна. Таким образом можно сделать вывод, что проблема выбора какой-либо идеологии имеет многовековой стаж. Это путь поисков, проб и ошибок. Иначе быть не может. Из истории следует, что любая идеология, избранная в том или ином государстве, оказывалась неправильной, так как эти государства-цивилизации перестали существовать (Древний Египет, Древний Вавилон, государства ацтеков, Майя, Инков, римская империя, Византийская империя, Арабский халифат, СССР, Югославия и др.). Исключение составляют лишь те государства, где условия в обществе приближены к демократическим и социалистическим (Швеция, Норвегия, Финляндия – но им ещё, видимо предстоят испытания на этом пути), либо, где в обществе главенствует строгий контроль, дисциплина и действующая система ценностей и идей (например, КНР, Республика Корея, Япония, США, Индия, Саудовская Аравия, Иран и др.). Сегодня на первый план выходят «новые» государства, такие как страны БРИКС, государства ЕС, происходят социальные реформы в США, Великобритании, Франции. Несмотря на то, что в каждом отдельно взятом государстве имеются свои проблемы, кризисная ситуация, тем не менее, прогресс в них остановить нельзя. Нужно только найти коэволюционный путь сотрудничества применительно ко всем сферам жизни общества.

Хочется отметить, что высшее благо для человека – это знание. Нищета и невежество являются главными побудительными причинами всех бедствий на планете. Цель идеологии – не просто дарить людям надежду (выполнять компенсаторную функцию), но и воплощать мечты в реальной жизни. Для этого все должны внести свой посильный вклад, основанный на качественном разделении труда при необходимых условиях деятельности и согласно соответствующей справедливой оплате труда. Только тогда, когда человек перестанет существовать ради того, чтобы питаться, а будет питаться для того, чтобы бытийствовать, появится шанс для действительного общества людей, где нет места мелкой охоте друг на друга, а преследуются благие намерения. И тогда слова Данте – «благими намерениями дорога в ад вымощена», – потеряют своё значение (конечно, не как литературный памятник).

Идеология в период первобытнообщинного строя

Рассмотрим процесс возникновения идеологии в период первобытнообщинной стадии человеческого развития. Разумеется, человек ощущал себя частью природы, не выделял себя из её лона. Однако он испытывал и постоянное воздействие со стороны природы. Сильный холод и беспощадная жара способны были уничтожить всё живое. Тогда ещё озоновый слой Земли был ещё недостаточно сформирован. Этим и объясняется беспрепятственное прохождение ультрафиолетовых лучей. Тем не менее, люди выживали, как правило, сильнейшие. Но в лютый холод солнце могло обогреть наших предков, а в испепеляющий зной капли дождя охлаждали поверхность земли. Люди не могли объяснить процессы, происходящие в природе, а только могли бояться их или радоваться им. А  ещё больше – преклоняться перед неизведанными силами. Так в людях появилась вера. Анимизм, фетишизм, тотемизм становятся предвестниками будущей религиозной веры. Люди «просили» небо дать им дождь для урожая или солнце – согреть их теплом своих лучей. Эта первая попытка идеологической направленности в действиях человека позднее выльется в слепое преклонение перед могучими силами природы, которые в разных уголках земли будут иметь свои «имена» (Ра – в Египте, Митра – в Персии, Гелиос – в Греции – Солнце и т.п.). Из числа первобытных людей, которые для выживания стали собираться в общины, племена, союзы и роды, стали выделяться члены родов, ответственные за воззвание к небесам – жрецы, шаманы, увещеватели, служители культа. Так появились первые идеологи, которые могли передавать остальным членам рода волю богов, тем самым используя своё могущество. Они указывали время наиболее удачной охоты или работы в поле, они были первыми политиками, наряду с вождями и первыми астрономами, медиками и мудрецами. Да и среди своих соплеменников пользовались большой популярностью и конечно испытывали страх перед ними, ещё бы, – ведь они могли разговаривать с богами. Тем самым люди полностью снимали с себя всякую ответственность и всецело отдавали свои судьбы в руки жрецов и «сверхъестественных» сил. Это было время борьбы за выживание. А жреческое ремесло передавалось из поколения в поколения и было доступно лишь посвящённым. Это была эпоха синкретического мышления человека и главная идеология этого периода – идеология инстинктов борьбы за жизнь, за продолжение рода, зачатки ранних государств, политической системы, экономических отношений и т.д. Что было до этого периода, узнать нам не представляется возможным, да и всё вышеизложенное может быть опровергнуто. Это лишь догадка. Тем не менее, первобытный период – первая ступень зарождения идеологии в раннем человеческом обществе.

Рабовладельческий строй

На рубеже двух эпох – первобытнообщинной и рабовладельческой – древние культы анимизма, фетишизма, тотемизма, магии, мифологии перерастают в более прогрессивную идеологическую форму человеческого сознания – религию. Как это ни парадоксально, а философия всегда шла рядом с религией, почти всегда оправдывая её, ведь первыми философами были, скорее всего, служители различных культов.

Пока всё было общим, соответственно и идеология должна была быть единой для всех. Но наступает важнейший этап всего будущего человечества. Класс более сильных выделяется из рода. Они уже не работают во благо всех общинников, а общинники работают на них. Так появляется частная собственность. Но «сильных» слишком мало, а собственность нужно охранять. Если раньше всё было общим, то не было нужды отбирать это «всё» у самих себя. А теперь в общине стали появляться те, которые пользуются общественными благами, но ничего не делают для их создания и те, которые отдают все силы на благо общины, но умирают от голода. Так появилась зависть и озлобленность. Но тут на защиту класса собственников приходит жречество. Жрецы разрабатывают новую идеологию, если быть точным, то две: первую – для рабов, вторую – для рабовладельцев. Так появились первые классы и разделение общины, которое положило начало первым государственным образованиям. Именно поэтому многие мыслители XVII-XX вв. (Ж.-Ж.Руссо, Дж.Локк, Б.Спиноза, К.Маркс и др.) считали частную собственность источником зла и ненависти. Но в развитии новой идеологии появились и свои плюсы. В мифах воспевался  не только героический эпос, но и аморальное поведение, неуёмные страсти и т.п. Религиозная догматика выдвигает основные заповеди и старается вывести человека (по преимуществу раба) на путь покорности перед судьбой, самоотречения. Истоки зарождения религиозной идеологии окутаны пеленой неизвестности. Возможно, она появилась в чаяниях рабов, жаждущих счастья хотя бы в потустороннем мире, возможно в планах жрецов, пытавшихся сохранить свою, на то время уже шаткую власть, или, наконец, возможно вмешательство Сверхъестественного Разума. Последнее в наши дни становится всё более вероятным, так как не отрицается мысль о существовании во Вселенной Сущности, намного величественней человеческой.

Именно на изломе двух эпох рождается идея всепрощения, непротивления злу насилием. Это была основная установка для народных масс. Бедняки жили надеждой, верой и любовью, а класс собственников и рабовладельцев безраздельно правил ими. Зарождавшееся христианство постепенно становится господствующей идеологией в Европе, ислам в своё время займёт ведущие позиции на Востоке. Римская империя сначала жестоко расправлявшаяся с любым проявлением учения Христа, позднее сделала его официальной религией. Позднее пророк Мухаммед со своими учениками и последователями также преследовался язычниками. Так, зародившись в сердцах и душах униженных и оскорблённых, новая идеология ещё большим гнётом опустилась на плечи самих верующих и надеющихся.

Феодальный строй

Значительные перемены в мышлении человечества происходят в эпоху феодализма. Рабство не давало в достаточной мере использовать людской потенциал, так как рабы за свой труд, кроме «стимула» ничего не получали. Нужна была заинтересованность в своём труде. Таким образом получает распространение идея частичной свободы. Человек уже не раб, но ещё и не свободная личность – он зависимый крестьянин. Феодал «наделяет» крестьянин землёй, за которую тот платит большей частью урожая. Это было большим достижением в идеологическом пространстве. Всё возрастающую роль стало играть духовенство. К сожалению, истинные истоки религиозной веры были утеряны. Инквизиция, крестовые походы, конкиста и т.п. навсегда останутся одними из самых кровавых страниц в истории христианства. На Аравийском полуострове в этот период зарождается и распространяется ислам. Покорность перед Аллахом, вера в судьбу, в пророков, ангелов, в священные книги, в Судный день, справедливость, добродетель – основные принципы мусульманской религии. Тем не менее, на Востоке, в отличие от Запада, широкое распространение получает научная и философская мысль (на Ближнем Востоке жили и творили такие величайшие умы как ар-Рази, Фараби, Ибн Сино, Фергани, Беруни, Хорезми, Ибн Рушд, Омар Хайям и многие другие). В Европе же наибольшее распространение получает схоластика – официальное философское учение христианской церкви, основанное на учении Платона, неоплатонизме и аристотелизме (переработанном Августином Блаженным, Тертуллианом, Фомой Аквинатом, Ансельмом Кентерберийским и другими). Но такие выдающиеся личности, как Роджер Бэкон, Уильям Оккам, Дунс Скот, Пьер Абеляр, Сигер Брабантский и ряд других внесли значительный вклад в развитие идеи свободомыслия, свободной воли, равенства, гуманизма, которые впоследствии подхватили мыслители эпохи Возрождения и Нового времени. Опять-таки, идеология феодального общества стояла на защите частной собственности и духовенства и старалась выдать гнёт и захватнические войны за проявление божественного откровения. Однако в умах людей извечная идея свободы, пробудившись один раз, уже более не могла погаснуть, а от искры к искре стала разгораться и превратилась позднее в гигантские пожары по всему земному шару.

Ведь идеи свободы, равенства, братства, справедливости, добродетели всегда были главенствующими в сознании всех поколений людей. Разгоревшуюся идею уже невозможно было потушить никому – ни религиозной верхушке, ни монархам. Так начался самый важный переход от феодальных отношений к капиталистическим, где основную роль играет всё та же частная собственность, но теперь она может принадлежать не избранным, а тем, кто будет наиболее предприимчивым. Этот переход не мог совершиться мирным путём, так как «верхи» не хотели оставить своё добро, нажитое поколениями. Поэтому эпоха перехода от феодализма к капитализму происходила революционным путём и вошла в историю как эпоха падения империй и провозглашения республик, гражданских войн, подписания Деклараций независимости и прав человека. Эта эпоха стала эпохой свободы, равенства, братства, хотя и временного.

Капиталистический строй

Идея свободы постоянно проходила сквозь все эпохи. Но никогда ещё в истории человечества эта идея с такой силой не выходила из потайных закоулков человеческой души и не вырывалась наружу. Переход от феодального к капиталистическому строю ознаменовался великим революционным подъёмом. Франция, Англия, Нидерланды, Германия, Россия, Фландрия, США, Боливия, Венесуэла и другие страны стали центрами революционных движений. Основная идея данного периода истории заключена в лозунгах: «Долой духовенство!», «Свобода! Равенство! Братство!», «Да здравствует республика!». Не везде революция побеждала. Где-то она была подавлена. В некоторых странах, например во Франции, Марат, Робеспьер, Дантон и другие, придя к власти в результате революционного переворота, привели идеи демократии к кровавой диктатуре, которая в свою очередь привела к поражению революции и возвращению к монархии. Тем не менее, в эпоху феодализма уже нельзя было вернуться. Родившись один раз, революционные и демократические мысли уже не могли исчезнуть из сознания народных масс. Таким образом главенствующую позицию в эпоху капиталистических перемен занимает промышленное производство, вытеснившее мануфактуру. Эпоха больших денег, начала научно-технического прогресса, зарождения класса капиталистов и класса пролетариев. Основная цель этого периода истории идеологии – достижение благосостояния общества, стремление к демократическим преобразованиям. За эталон становления демократии, как правило, принимают США. Декларация независимости и Билль о правах человека США гласят: «Каждый человек рождён свободным и имеет право на жизнь, свободу слова, совести и вероисповедания вне зависимости от цвета кожи» [3]. Проблема расовой дискриминации долгое время считалась одной из самых острых, да и сейчас нередки проявления расовой и национальной нетерпимости.

Революционный подъём в эту эпоху не привёл к процветанию общества. Один класс стал обогащаться, а другой, то есть пролетариат, жил в невыносимых условиях. А в большинстве государств Африки, островных государств Океании, государств Азии, Ближнего Востока огромные количества людей нещадно эксплуатировались колонизаторами и вследствие этого в современном понимании цивилизации деградировали. Эти народы не могли существовать в условиях, в которых существовали на протяжении веков и не переходили на ступень капиталистического развития. И здесь речь идёт о таком развитии человеческого общества, идея которого всегда витала в образах и мыслях великих философов, учёных, гуманистов. Это идеальная форма устройства общества, которой, к сожалению, как показало время, не удалось воплотиться в жизнь в России. А всё потому, что люди так несовершенны и не свободны от своих пороков.

Социалистическая эпоха: миф или реальность?

Эпоха, о которой мечтали Платон и Аристотель, Августин и Т.Мор, Т.Кампанелла, Сен-Симон, Фурье, Ле Руа, Маркс, Ленин и другие стала зарождаться в конце XIX – начале ХХ веков и получила достаточно реальные очертания, хотя и сильно отличалась от теоретических конструктов. Победа революции в России дала возможность по-новому взглянуть на историю. На карте мира появилось первое социалистическое государство. К сожалению, идеи, записанные во всех декретах, не были до конца воплощены в жизнь. Может быть, это и повлияло на развитие и рост тоталитаризма. Хотя идея социализма дала многим народам мира шанс на освобождение от колониального гнёта в странах Африки, Юго-Восточной Азии, латинской Америки. Но одно из ответвлений социализма – национал-социализм привело к развязке II Мировой войны. Чем всё это закончилось комментировать излишне. Быть может, если бы не было такого яростного послевоенного противостояния между СССР и США, вся мировая ситуация сложилась иначе. Идеология «холодной» войны разделила мир на два больших лагеря, где царила взаимная ненависть и злоба и где между жерновами застряли «третьи» страны. Факт в том, что простым людям навязывали эту ненависть. Извечный вопрос «кому выгодно?» так и остался вопросом без ответа. Идея свободы и дружбы, заложенная в человеке на генном уровне нещадно блокировалась «социалистическими» идеями сверху. «Мы ошиблись. Мы свернули не туда. Мы оказались не истинными приверженцами идей гуманизма, миролюбия и справедливости, а всего лишь «попутчиками» (как писал в своё время В.И.Ульянов-Ленин) – эти мысли, возможно, роились в головах тех лжекоммунистов советской эпохи, оказавшихся у руля самой большой страны в мире. Как бы там ни было, а мир стоял на грани новой войны, но теперь уже ядерной.

Можно было бы представить, что проявление простых человеческих чувств – доброты, ласки, любви, милосердия могло положить конец всем войнам на земле. Был нужен только один шаг навстречу друг другу. Но… В нашей статье слишком много сослагательного наклонения.

«Великая» социалистическая держава, выяснив, что пошла не туда, куда надо было, вдруг сама решила развалиться и дать всем «завоёванным» странам «вольную», то бишь, независимость. Свобода!!! Вдохнув её один раз, больше без неё жить не сможешь. Но очень важно ещё и понимать смысл этого слова. Правильно понимать. Мало освободиться от оков колониализма, необходима свобода от оков порока, нищеты, невежества, глупости, лицемерия, ханжества, ненависти. Но вместо этого многие освободились от «оков» совести, чести, достоинства, мудрости, порядочности. (Пример из личного педагогического опыта. На заданный группе студентов вопрос о двух человеческих принципах жизнедеятельности и творчества (при подсказке, что эти два принципа начинаются на букву «с», а заканчиваются на «мягкий знак») никто не дал правильного ответа. Хотелось бы думать, что студенты не забыли о понятиях «справедливость» и «совесть», а просто растерялись или были невнимательны). Вот она свобода в нашем понимании. Народы бывших советских социалистических республик и социалистических государств оказались невостребованными в другом мире, мире бизнеса и капитала. Перестройка в сознании постсоветских людей происходила достаточно быстро, но тяжело. Таким образом вышло, что идеи свободы, по-разному понимаемые и в капиталистическом мире и в бывшем социалистическом лагере, привели не к «небесам обетованным», а прямиком в «чистилище», где начался процесс воспоминания о совести и справедливости, честности и открытости и взаимной дружбы. Всё зависит от каждой отдельной личности. Либо мы также как и раньше будем программируемыми извне, либо самостоятельно пойдём друг другу навстречу. Может это когда-то произойдёт. Но пока перед нами океан проблем.

С чего начинается идеологическое воспитание? Всё начинается с семьи: как воспитать ребёнка, чтобы он был достойным гражданином государства? Как правильно обращаться с ним? Как формировать его личность? На эти и ряд других вопросов (на фоне роста негативных процессов, в которые втянута молодёжь) ещё предстоит ответить. И это дело не кого-то там… Это наше общее дело. Вот идея – достойно воспитать детей, которые смогут принести пользу людям, обществу, миру. Воспитать малышей в здоровой, полной семье, где будет присутствовать теплота, уют и взаимоуважение. Только так общество достигнет высоких целей. Ну и конечно дальше слово за дошкольными, средними, средне специальными и высшими учебными заведениями, трудовыми коллективами, армией, социальным окружением и т.п. Просторы необъятны. Нам не хватит трёхсот тридцати трёх лет жизни, чтобы в достаточной мере познать нашу природу, не говоря уже о галактических океанах. А пока идут локальные войны, которые никак не удаётся предотвратить. Когда мы станем действительно разумными существами, когда нами не будет руководить жажда обогащения и корысти, тогда у нас появится новая идея – идея достижения истинного знания, которое, по сути, не достижимо, но тропинка к нему столь маняща, что нет сил стоять на месте, а внутренний голос зовёт вперёд вкусить миг приближения к истине, тем самым отдалив её ровно на миг.

В мире есть такие места, куда не ступала нога «цивилизованного» человека. Там живут в гармонии с природой аборигены. Они охотники, земледельцы. Они иногда воюют между собой. Но как всё-таки они далеки от той грязной политики, которую ведёт человек, живущий в цивилизованном мире.

После изложения самой проблемы исторических форм развития идеологии и краткого описания эпох, связанных с развитием человечества необходимо дать критический анализ. Дело в том, что, рассматривая идеи человечества, мы сталкиваемся с единственной идеей – достижение справедливого общества, которое включает в себя совесть, взаимопонимание, гуманизм и другие добродетели. Для этого всего необходима свобода. Поэтому идея свободы была основным барьером на пути достижения всего вышеперечисленного. Но вся соль в том, что эта идея так и не смогла полностью воплотиться на протяжении нескольких тысячелетий, которое насчитывает современное общество. Всегда она служила интересам определённых классов и никогда для всех. И тут может возникнуть резонный вопрос: а нужна ли вообще идеология? Безусловно, да. Нет ни одного периода человеческой истории, где есть безыдейность. Природа сама имеет идею жизни и смерти, расцвета и увядания, которая постоянно циркулирует во времени и пространстве. Отсутствие всякой идеологии это тоже идеология. Другое дело как её преподнести. Если упорно навязывать, то все дружно придем к тоталитаризму и тирании, если не допускать ее проявления – придем к безвластию и разгулу преступности и порока, так как человек вообще не готов на данном этапе быть свободным. Нужна «мера во всём». Семейные отношения, образовательные процессы, миролюбивая обстановка обязательно должны сказать своё веское слово, иначе быть ничего не может. Любое лекарство в больших дозах – смертельный яд. Чрезмерная любовь порождает ненависть. Таков непреложный закон диалектики. Может быть в настоящее время людям необходим духовный пастырь, который «наставит на путь истинный». Но это уже было и не раз. Либо люди распинали пастырей, либо пастыри оказывались лживыми лицемерами, алчущими наживы. Но истинные учения добродетели будут искриться, тлеть и согревать душу всегда. Именно за такими чистыми, в смысле невинности, простодушными людьми будущие страницы истории.

Так получилось, что привести идеологические тенденции в систему могли лишь философы и религиозные деятели. Поэтому их можно назвать «отцами» идеологии. На протяжении всей человеческой истории и в философии, и в религии, менялась идеологическая направленность. В религии существует множество различных течений, как монотеистических, так и политеистических. В философии со времен мифов также многое менялось, дополнялось и адаптировалось к условиям эпохи. Так основные течения в философии менялись от идеализма через дуализм к материализму. Причём часто какое-либо из этих направлений принимало позицию главенствующего. Помимо этого в философии были такие течения, как деизм, телеоцентризм, пантеизм, панентеизм и др. Можно сделать вывод , что философия и религия, опровергая друг друга (в некоторые исторические периоды), в то же время доказывают свою взаимосвязь. Таким образом, идеология всегда  строилась на философии, мифологии, а затем религии. В наши дни человечество встало перед выбором: какой путь приведет к стабильности, устойчивому развитию, взаимопониманию и уважению между народами? На данный вопрос можно предложить несколько вариантов ответов. 1) Можно вести постоянные войны до тех пор, пока большая часть человечества не погибнет, а оставшиеся будут заново строить свой генофонд. 2) Можно вести политику под лозунгом «каждый сам за себя», что при отсутствии справедливости и совести в обществе может привести к потере всего человеческого в человеке. 3) Можно подхватывать и укреплять любые проявления со стороны государств мира, направленные на всеобщее объединение во всех сферах жизни. Но это чревато негативными последствиями, из-за недостаточной подготовленности человечества к взаимопониманию, миролюбию и коммуникации. 4) Можно оставить всё как есть, пустить на самотёк: «Авось и так сойдёт!». Сейчас большинство стран мира наметили тенденцию к интеграции, но идеи дезинтеграции тем не менее ещё очень сильны. Глобализационные процессы могут быть подменены навязыванием собственных интересов какой-либо стране. Ради своих интересов воротилы мирового бизнеса и бездушные чиновники не побрезгают никакими средствами, вплоть до разжигания войн.

Выбрать какой-либо правильный путь – достаточно сложный шаг, сделать который под силу только сплочённому и миролюбивому человечеству. А чтобы его сделать необходимо проявить все возможные усилия и прилежание в воспитании и образовании, сначала в семье, школе, коллективе, а затем и самостоятельно искать дорогу к самому себе, к глубинам своей души и сердца, воспитывая в себе Человека.

Опять-таки наши рассуждения привели нас к проблеме воспитания, образования, духовности. Достаточно много говорится об этом, но недостаточно делается. Дело в том, что с распадом СССР оборвались не только политические и экономические связи, но и научные, социальные, культурные, духовные связи в целом. На их восстановление уйдет много времени и вся надежда на тех, кто сегодня ещё учится. Пока необходимо говорить о коммуникации на территории стран СНГ, так как без прогресса в сфере образования и воспитания не приходится даже и помышлять об интеграции мирового сообщества. Только через эту сферу возможны позитивные перемены во всех областях общественной жизни. Не нужно без разбора браться за решение проблем в глобальном масштабе. Необходимо сначала разобраться в самих себе. И первым делом, семейные и межличностные отношения должны соответствовать нормам соблюдения прав и свобод личности. Только когда человек осознает себя Личностью, он сможет жить не только на благо себя, но и на благо Общества. В этом плане идеология необходима как средство достижения важных норм человеческой морали. Если, например, не заботиться о ребенке, он может заболеть или попасть под чужое пагубное влияние. Всё начинается именно с детства. Взрослого человека, окунувшегося в «океан порока» изменить очень тяжело. А ребёнок – это пластилин, «tabula rasa», из которого можно «вылепить» всё, что угодно. И тут нужно полагаться на совесть и честь идеологов, которые не употребят свою власть для достижения корыстных целей, которые могут привести к вырождению разумного человечества и формированию человека-потребителя. Но и нельзя доводить идеологические мероприятия до полного абсурда, превращая людей в бездушную и бездумную массу, сырой материал. Идеолог должен работать не с «материалом», а с Личностью и никогда не забывать об этом. Личность человека, гражданина Мира, природы не должна ставиться ниже каких-либо интересов. Личность – это суть человеческого бытия. Её существование и бытие – смысл нашей жизни вкупе с Природой. Только так, посредством осознанных и взаимоуважительных шагов человечество сможет прийти к миру. Вчерашние террористы не найдя себе применения либо уничтожат друг друга, либо примут условия настоящего гражданского общества.

Опять мы окунулись в область иллюзорного. Но идеология – не что иное как иллюзия, потому что необходимость совершенствовать общественные отношения невероятно сложный процесс. Но это не значит, что нужно сидеть сложа руки и ждать, когда наступит светлое завтра. Только через упорство и труд можно достичь каких-либо, даже промежуточных, целей.

Итак, мы рассмотрели проблему исторических форм идеологии через призму разных эпох человеческой истории. Любой эпохе и любому обществу соответствует своя идеология. Проблему правильного общественного развития ещё предстоит решить следующим поколениям. Ну а нам, современникам, всеми силами необходимо стремиться наметить посильный план и попытаться осуществить его на практике. Опыт имеет весомое значение для человечества. Без него невозможно дальнейшее развитие. Ну а опыт в свою очередь формируется на ошибках и поиске верных путей. Не всегда всё удается без трудностей. В любом деле будут встречаться преграды, которые необходимо преодолеть. Мы должны верить друг другу, иначе Природа отторгнет нас из своего лона, как некогда она отторгла те виды животных и растений, которые не смогли приспособиться к ней. Человек сам должен выбрать себе судьбу.

 

Список литературы:

 

  1. Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя : пер. с фр. / Жан Жак Руссо. — М.: АСТ: Астрель, 2011. – 736 с.
  2. Кант И. Критика практического разума. Заключение // http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/4669-kant-kritika-prakticheskogo-razuma-kratkoe-soderzhanie
  3. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. // http://lawtoday.ru/razdel/biblo/iqipzs/002/DOC_021.php
  4. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. – М.: Издательство иностранной литературы, 1961 г. – 895 с.

Вернуться назад