ИНТЕЛРОС > №3, 2012 > К вопросу определения задач профессионального воспитания студентов вуза

Ольга Чучвага
К вопросу определения задач профессионального воспитания студентов вуза


16 августа 2012

Čučvaga Olga

To define the tasks of vocational education

of university students

 

This article deals with the concept of vocational education from University students, in particular, legal. Describes aspects of care from the point of view of pedagogy, list the personal characteristics of future lawyers on the basis of the Federal State educational standards, professional competence, as one of the constituent elements of professional education of students of the University.

Keywords: education, vocational training, personality characteristics, culture of behaviour.


 

К вопросу определения задач

профессионального воспитания студентов вуза

 

Анализ отечественной педагогической литературы показывает, что понятие "воспитание" может быть истолковано в разных значениях:

- воспитание как процесс социализации (социальный смысл), включающий в себя воздействие на человека общества в целом;

- воспитание в широком педагогическом смысле, понимаемое как целенаправленное воспитание, осуществляемое системой образовательных учреждений;

- воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - воспитательная работа, целью которой является формирование у воспитанника системы определенных качеств, взглядов, убеждений;

- воспитание в самом узком значении как процесс решения конкретных воспитательных задач (например, формирование определенных качеств личности - дисциплины, ответственности, трудолюбия и др.).

В советской педагогике воспитание традиционно определялось как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств» (Е.Н. Байдашева); как «процесс передачи социального и культурного опыта от старших поколений и усвоения его младшим» (Е.В.Бондаревская). Такой подход априори отводит воспитуемому роль подчиненного, беспрекословного исполнителя, наделяя воспитателя единоличной властью. Степень эффективности результатов такого воспитания сегодня легко определяется невооруженным глазом. Целые поколения советских школьников, а ныне российских граждан, выросших в атмосфере авторитарного воздействия со стороны воспитательной системы, оказываются сегодня исполнителями чужой воли, поскольку привыкли к послушанию, опасаясь наказания за проявление в какой-либо форме инициативы и творчества. Поэтому и процесс адаптации к жестким требованиям рынка оказывается для многих столь болезненным и мучительным. Термин «воспитание» долго умалчивался в научной литературе. Воспитание является категорией педагогики как науки, вместе с категорией обучения составляющей категорию "образование".

Воспитание не может рассматриваться только как процесс социализации (поскольку это процесс управляемый, а социальная среда воздействует на человека стихийно, исключить ее воздействие невозможно как и неправомерно его употребление в узком смысле - как процесс формирования каких-либо качеств личности. По мнению И.А.Колесниковой, качества формируются в процессе деятельности, воспитывать можно отношения (или систему отношений, составляющих характер).

Мы склоняемся к следующему определению категории: «Воспитание – это не столько процесс трансляции социокультурного опыта от старших поколений младшим, сколько активное творческое усвоение его (благодаря операциям, оценки, анализа, переосмысления и т.д.) индивидом с целью самореализации, саморазвития и адаптации к условиям социальной среды.

Возникает вопрос: каким быть воспитанию в современных реалиях? Каковы механизмы его развития? Вектор разрешения этой проблемы задает парадигма личностно ориентированного образования, разрабатываемая с начала 90-х прошлого века В.В. Алексеевым, В.В. Сериковым, Е.В. Бондаревской, И.С. Якиманской1.

Основной принцип новой теории провозглашает главной действующей фигурой всего воспитательного процесса учащегося (воспитанника, студента). Сущность личностно ориентированного воспитания состоит, прежде всего, в создании условий для целостного проявления, развития и самореализации личности как субъекта образовательного процесса.

У нас нет возражений против связи воспитания с его целенаправленностью. Однако этот подход упускает из виду суть момента - сам результат воспитания. В качестве такого результата выступает некоторая система отношений (отношение к себе, к обществу, к природе, к труду, к


 

______________________

Бондаревская Е.В.Гуманистическая парадигма личностно – ориентированного образования//Педагогика, 2007,№ 4.-С.11

физической культуре и спорту ). В частности, отношение к труду может проявляться многообразно: а) как к условию потребления; б) как к средству жизнеобеспечения; в) как к

условию самореализации личности; г) как к нравственной ценности и профессиональной карьере; д) как к жизнедеятельности. При этом важно понять, что неизбежным следствием этого является момент выбора методов взаимодействия. В сознании педагога они определяются как методы целенаправленного воздействия (при этом само воздействие воспринимается как результат воспитания - именно в этом суть извращенности подхода) .

Необходимы, на наш взгляд, методы создания условий и форм организации взаимодействия педагогов и студентов (как совместной жизнедеятельности в едином временном интервале), ведущих как бы к автоматическому (а точнее - неизбежному, но не принудительному) самоформированию системы отношений. Главное здесь - система отношений, а не процесс воздействия. Процесс воздействия сводился к мероприятиям (при работе с коллективом), либо за основу брался устав пионерской (комсомольской) организации, либо таковым являлось индивидуальное давление педагога путем создания "нужного" общественного (группового, коллективного) мнения о субъекте.

Предшествующие рассуждения позволяют понять три аспекта воспитания: социальный (идентификация с социокультурным и профессиональным окружением: принятие его ценностей, в первую очередь), индивидуальный (выделение себя из среды: самоопределение, самостановление, самореализация… и прочие «само», которые определяют самоценность человека в жизни и деятельности) и коммуникативный (взаимодействие со средой: обмен влияниями, не только принятие ценностей среды, но и и утверждение в ней своих взглядов, своего значения).

Один из них раскрывает социальное значение воспитания как инструмента продолжения общества в отдельной личности через принятие ею общественного мнения, ценностей, традиций и т.д. Все эти «средовые влияния» могут стать эффективными средствами воспитания, ведь культура «программирует» не только деятельность, но и способ восприятия людьми отдельных фактов и событий, предопределяют их оценку и выбор поведения.

Много сил положено в годы перестройки отечественного образования на «разрушение стереотипов»; теперь еще больше требуется для выработки и закрепления определенных ритуалов поведения в образовательном процессе, во внеаудиторном общении, в жизни. Принимая ценности социальной и профессиональной среды, будущий специалист становится частью профессионального сообщества, получает возможность гордиться этой сопричастностью, несет ответственность перед ним (не здесь ли истоки гражданственности?) Он становится Личностью!2

Следующий аспект раскрывает особое назначение воспитания в индивидуальном и профессиональном самовосстановлении человека, которое невозможно без поисков смысла собственного существования. Потеря (а подчас и не обретение) смысла профессиональной деятельности, существования вообще – основная причина немотивированной агрессии в молодежной среде, отклоняющегося поведения, а порой и ухода из жизни. Но смыслы тоже не берутся «из ниоткуда», они находятся в культурообразной среде, во взаимодействии со средой.

Учебная и научно – исследовательская работа студентов, студенческие конструкторские бюро, система организации эмоционально насыщенного досуга, развитая система дополнительного образования, где молодой человек обретает и утверждает свою неповторимость, непохожесть на других, получает признание своих творческих способностей, которые позволяют самоопределиться, найти себя, свою особую человеческую и


 

 

________________________

2Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза:

Учеб.-методич.пособие -Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004.-С.27.

профессиональную ценность – все это не противопоставление общности: ведь твоя ценность возрастает, если ты можешь дать своему сообществу то, чего другие не могут, если ты не только личность, но и яркая Индивидуальность!

И, наконец раскрывает механизм достижения единства индивидуально – личностных проявлений человека. Этот механизм не мыслится иначе как диалогическое взаимодействие со значимым Другим.

Воспитание в вузе имеет две неразрывно связанные стороны: личностную и профессиональную. Что касается личностной составляющей воспитания в вузе, то следует отметить, что в последнее время начинается складываться национальная концепция воспитания в новых общественно-политических и экономических условиях. Это воспитание человека культуры, впитавшего себя богатство культурного наследия своего народа и народов других стран, стремящихся к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, уважительно относиться к духовным ценностям других культур. Под личностно-ориентированным воспитанием мы понимаем организованный процесс развития человеческого потенциала, человеческих сущностных сил. Он включает в себя следующие составляющие: физический, психический, социальный и культурный потенциалы. Следовательно, на основе этих потенциалов можно определить основные направления воспитательной работы в вузе: нравственное, физическое, духовное, культурное, социальное

Другая сторона воспитательной работы в вузе - профессиональное воспитание. Цель высшего образования в современных условиях - формирование качественно нового субъекта деятельности, обладающего новым мышлением, исследовательским подходом к профессиональной деятельности, владеющего новейшими технологиями труда, видением проблем своей деятельности в широком контексте мировоззренческого, гуманитарного и методологического знания.

Необходимы новые подходы к проблеме профессионального воспитания студентов вуза, разработка и внедрение новых личностно ориентированных технологий в воспитательный процесс, где в качестве главных ценностей выступают индивидуальность педагога, его нравственное и физическое здоровье, профессиональный интеллект и педагогическая культура.

Профессиональное воспитание в юридическом вузе - это целенаправленный процесс приобщения студента к профессиональной деятельности в качестве субъекта этой деятельности. Оно включает в себя формирование у студентов профессиональной направленности, профессиональной компетентности и профессионального мастерства. Профессиональная направленность личности будущего юриста включает в себя интерес к избранной профессии, понимание общественной и личной значимости юридической деятельности, сознательное и творческое отношение к избранной профессии юриста. Профессиональная компетентность - мера соответствия профессиональных и личностных качеств уровню и сложности решаемых профессиональных задач. Она включает способности к профессиональной адаптивности и мобильности, самостоятельному творческому росту, связана с наличием необходимых профессиональных юридических знаний, умений и навыков, что, в конечном счёте, находит выражение в развитом мышлении, специфическом, профессиональном поведении, профессиональной этике.

Профессиональная компетентность - способность, обусловленную личностными качествами и компетенциями, к реализации в юридической деятельности специальных, профессиональных знаний, умений, навыков и ценностных ориентации.

Профессионализм определяется качеством его профессионального мышления, которое является важнейшим показателем компетентности и качества труда будущего юриста. Профессиональное мышление мы рассматриваем как способность субъекта профессиональной деятельности глубоко и всесторонне отражать происходящие явления, оперировать профессиональными категориями, приращивать полученные знания и творчески подходить к решению поставленных профессиональных задач.

Профессиональное мышление основано на высокой теоретической методологической и мировоззренческой культуре. Уточним, теоретическая культура представляет целостное, системное усвоение современной научной картины мира, умение свободно ориентироваться в системе естественнонаучного и гуманитарного знания. Методологическая - культура основывается на овладении философскими знаниями, логикой и методологией научного познания. Мировоззренческая - культура включает в себя представления о ценностях человеческого существования: потребностях, интересах, целях, идеалах, о месте человека в мире, смысле жизни, путях достижения свободы и счастья; умения отличить один тип мировоззрения от другого. Характер теоретической, методологической и мировоззренческой подготовки непосредственно влияет на понимание студентом сущности воспитания, путей воспитания личности, качество его профессиональной деятельности.

Современные тенденции в профессиональном воспитании студентов юридического вуза связаны с необходимостью воспитания нравственно – правовой культуры, повышения юридической грамотности; пересмотра представлений о профессионализме на основе демократического общества.

Основным критерием оценки качества воспитания будущего юриста в настоящее время выступает профессиональная компетентность выпускника юридического вуза. Специалисты с высшим профессиональным образованием – это работники интеллектуального труда, в основе деятельности которых лежит решение преимущественно диагностических задач, требующих анализа и выбора решений в рамках заданного алгоритма действий.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция, выпускники юридических вузов должны обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания;

- быть способным добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- обладать культурой поведения, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

- иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону;

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

- быть способным использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

- быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы;

- быть способным понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

- владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке;

- владеть навыками ведения здорового образа жизни, участие в занятиях физической культурой и спортом.

Выпускник юридического вуза должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

- способностью участвовать в разработке нормативно – правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

в правоприменительной деятельности:

- способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

- способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;

- способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

- способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

- способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- владеть навыками подготовки юридических документов.

в правоохранительной деятельности:

- готовностью выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;

- способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

- способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения;

- способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

- способностью выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;

- способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;

в экспертно – консультационной деятельности:

- готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;

- способностью толковать различные правовые акты;

- способностью давать квалификационные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;

в педагогической деятельности:

- способностью преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне;

- способностью управлять самостоятельной работой обучающихся;

- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание.

Государственные образовательные стандарты не обеспечивают необходимый уровень квалификации выпускников ВПО, в программах обучения недостаточно расширен и учитывается спектр профессиональных компетенций, не достаточная материально-техническая база, нехватка кадровых ресурсов, а также взаимодействия ВПО с социальными партнерами - работодателями по направлениям совместной деятельности.

Специфическая особенность профессиональной деятельности юриста заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. В ней и через нее человек реализует свои цели, объективирует свои замыслы и идеи в преобразуемой им действительности. Значение профессиональной деятельности заключается, прежде всего, в том, что в ней и через нее устанавливается связь между человеком и миром. Через профессиональную деятельность человек реализует и утверждает себя как личность: в своем отношении к другим людям, на которых он в своей профессиональной деятельности воздействует и с которыми он через нее вступает в контакт. В профессиональной деятельности все свойства личности только проявляются, но не формируются.

С.Л. Рубенштейном была обозначена необходимость исследования личности не только как активного, но и как творческого субъекта деятельности. Примером таких исследований явились труды самого С.Л. Рубенштейна, где особое внимание уделяется творческим формам человеческой деятельности, которая не исчерпывается частными вопросами индивидуальных различий, а связана с формированием творческой личности. С.Л. Рубенштейн в своих работах предлагал рассматривать формирование личности в историческом контексте, ставя вопрос о «личности будущего».

Студенты, как известно, отличаются друг от друга своими природными данными, условиями жизни и воспитания, складом характера и свойствами темперамента, мировоззрением, ценностными ориентациями, уровнем профессиональной подготовленности, направленности личности, потребности в предстоящей профессиональной деятельности и т.д. Студенты обладают, разными индивидуальными психологическими особенностями, которые обуславливают эффективность учебной деятельности, их взаимодействие с коллегами и преподавателями. Воспитание определяет уровень культуры студента и служит интеллектуальной основой для качественного усвоения профессиональных и специальных знаний.

Проблема профессионального воспитания будущих юристов является актуальной для высшего юридического образования. В основе этих проблем – недостатки профессионально-педагогической подготовки, когда студент выступает лишь объектом массового процесса педагогического воспроизводства.

Профессиональная воспитанность студента юридического вуза – будущего юриста – это личностная характеристика, включающая в себя профессиональные знания, умения, ценностное отношение, которое выражается в способности решать профессионально-ориентированные задачи различного уровня сложности. Профессиональная воспитанность является одним из факторов, влияющих на процессы познания, самопознания, общения и самовыражения и способствует всестороннему развитию личности студента – будущего специалиста.

Высшая школа ставит перед собой новые задачи, решение которых связано принципиальным переосмыслением всех традиционных средств воздействия на личность студента в воспитательном процессе вуза, требуется создание таких педагогических условий, в которых выпускник займет субъективную позицию, составляющую основу профессионального воспитания.

Проверенная нами опытная работа со студентами юридических специальностей показала, что в профессиональном воспитании студентов наибольшие результаты дают применение современных, гуманитарных технологий, а именно: эвристические диалоги, проблемные дискуссии, технология развития рефлексивного мышления, гуманистические технологии в специальных дисциплинах юридического профиля.

 

Литература

  1. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступит, статья В.Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 2007. - 422 с.
  2. Бим-Бад Б.М., Змеев С.И. Открытые проблемы // Альма-матер.-2008.-№ 10.-С.36-39
  3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно – ориентированного образования//Педагогика,2007, № 4, с.11-17.
  4. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: Учеб.-методич.пособие -Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004.-120с.
  5. Киселева Ю.В.Кпроблеме формирования критического мышления студента вуза / Credo new, 2012, №1
  6. Правовое воспитание и юридическое образование в условиях демократизации общества. Информационные материалы. Свердловск: УОАН СССР, 2009.- 156 с.
  7. Савельева Е. А., Соколова Л. Б. Музей как средство обеспечения понимающего взаимодействия младшего школьника с миром регионально-этнической культуры / Credo new, 2010, №2
  8. Сергеев Н.К. Воспитательная деятельность в вузе: концепция, технологии, организация/Перемена,2007.-175с.
  9. Соколова Л.Б. Организационная культура педагогической деятельности-Оренбург: ОГПУ, 2010.-375 с.
  10. Dictionnaire etimologique. La Rousse. Paris, 2006. - P. 177
  11. The Oxford dictionary of English Etymology Oxford, Clarendon Press, 2008.-P. 379.
  12. Educayion Division of the Council of Europe (Strasbourg 2007) Strategies for educational reform: from concert to realization. General report by Pierre Laderrire.
  13. Lipman M. Thinging in Education/M.Lipman – Cambridge University Press. Nev-York Port Chester Melboume Sidney/ 2008.


Вернуться назад