ИНТЕЛРОС > №3, 2012 > Сформированность профессиональных планов выпускников общеобразовательных учреждений Санкт – Петербурга Игорь Сазонов, Евгения Никифорова
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Sazonov Igor Nikiforova Eugenia Formation of the Professional Plans of the Graduate Students of St.Petersburg Universities Summary:The article analyses the data of sociological research on formation of professional plans of the graduate students ob St. Petersburg universities Keywords: youth, professional orientation, employment
Сформированность профессиональных планов выпускников общеобразовательных учреждений Санкт – Петербурга (по материалам социологических исследований)
Перейдём к анализу следующего вопроса, который также поможет нам оценить сформированность профессиональных намерений выпускников школ Санкт – Петербурга.
Таблица 6 Распределение ответов на вопрос 6: «Какие трудности Вы испытываете при выборе профессии?» (можно отметить несколько вариантов)
Из результатов, представленных в таблице 6, мы видим, что главной трудностью при выборе профессии для учащихся 11-х классов школ является отсутствие уверенности в поступлении в учебное заведение по выбранной специальности (51,9 %). Следующей проблемой, которая возникает перед выпускниками, является незнание о том, какая профессия им подходит (38,6 %). Это достаточно тревожный показатель, свидетельствующий о том, что более трети выпускников нуждаются в профессиональной помощи при выборе профессии. Третье место занимает проблема отсутствия возможности знакомства с профессиями (34,4 %), что также свидетельствует о том, что с данной группой молодёжи нужно вести просветительскую работу в области профессиональной ориентации. Также многие респонденты отмечали проблему отсутствия информации о перспективах трудоустройства по различным профессиям (30,7 %), что снова даёт веские основания для того, что выпускникам школ необходимо давать больше информации о рынке образования и труда. Ещё одной проблемой, которая волнует при выборе профессии более 1/5 выпускников школ, является нехватка информации о содержании труда специалистов разного профиля (21,2 %). Только 1,6 % респондентов не испытывают трудностей при выборе профессии. Подводя итог вопросу о трудностях, отметим, что большинство выпускников школ Санкт – Петербурга нуждаются в помощи профконсультантов и специалистов в области образования и труда, обладающих информацией, важной при выборе профессии. Обратимся к вопросу об источниках информации о профессиях, рынке образования и труда, которые помогают выпускникам 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт – Петербурга при выборе профессии. Таблица 7
Распределение ответов на вопрос 7: «Что (кто) помогает Вам в знакомстве с профессиями, рынком образования и труда?» (можно отметить несколько вариантов)
Отметим, что вопрос был открытым, что позволяет нам увидеть количество источников информации, названных респондентами самостоятельно. Итак, выпускники 11-х классов школ Санкт – Петербурга назвали 22 источника информации о профессиях, рынке образования и труда. Большая часть респондентов ищет такого рода информацию в интернете (64,3 %). Следующим значимым источником информации являются родители и родственники (29,2 %). Третье место выпускники 11-х классов отдали школе (12,9 %). Также в пятёрку используемых источников информации о профессиях, рынке образования и труда вошли самостоятельный поиск (12,3 %) и друзья, знакомые (11,7 %). Образовательные выставки, ярмарки и СМИ как источники информации, помогающие при выборе профессии, рассматривают для себя по 5,3 % опрошенных соответственно. Учебные заведения (в том числе информация в вузах, кураторы института, сайты вузов, преподаватели вузов ) – 4,7 % респондентов. Незначительное число выпускников 11-х классов в качестве полезных источников информации о профессиях, рынке образования и труда назвали:
Отметим, что выпускники 11-х классов общеобразовательных учебных заведений назвали достаточное количество источников информации, полезных при выборе профессии. Однако, заметим, что к источникам информации, относящимся к специализированным (дни открытых дверей, образовательные выставки, ярмарки, учебные заведения, специальная литература, справочники, общение с представителями профессий, и в особенности, практика) должно обращаться большее количество респондентов. При выборе профессии необходимо обращаться к разным источникам. Также нельзя недооценивать роль школы и специализированных организаций, имеющих соответствующую информацию и возможность помочь выпускникам иметь полную информацию, необходимую при выборе профессии. Обратимся к вопросу о характеристиках, важных для выпускников школ при выборе учебного заведения.
Таблица 8 Распределение ответов на вопрос 8: « Какие характеристики учебного заведения для Вас наиболее важны?» (можно отметить несколько вариантов)
Из таблицы 8 мы видим, что для большинства респондентов важнейшей характеристикой учебного заведения является высокое качество образования (73,3 %). На втором месте находится такая характеристика, как востребованность выпускников на рынке труда (60,4 %), что говорит о дальновидности большей части современных выпускников школ. Третье место отдано престижу учебного заведения (49,5 %). Данная характеристика перекликается с первой (высокое качество образования), так как обычно именно престижные учебные заведения отличаются этим. Гарантия поступления в учебное заведение привлекает 41,6 % респондентов. Немногим более четверти опрошенных считают важной характеристикой удобное расположение учебного заведения (25,7 %). Надо отметить, что данной характеристикой стоит руководствоваться в последнюю очередь. Доступная плата за обучения важна для 37,1 % респондентов, которые не рассчитывают обучаться на бесплатной основе. Наличие военной кафедры в качестве приоритетной характеристики учебного заведения отметили 17,3 % опрошенных. Для 3,5 % респондентов важны другие характеристики учебного заведения (в число которых входят «государственное учебное заведение» и «наличие интересных предметов»). Перейдём к вопросу о планировании образовательной/профессиональной деятельности после окончания общеобразовательного учебного заведения.
Таблица 9 Распределение ответов на вопрос 9: «Что Вы собираетесь делать после 11-го класса?» (можно отметить несколько вариантов)
Как видно из таблицы 9, подавляющее большинство учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений, планируют продолжать обучение в учебных заведениях профессионального образования. Так, поступать в вуз по окончании школы собираются 85,6 % респондентов, что составляет их большую часть. 1,5 % опрошенных хотели бы поступить в вуз и устроиться на работу одновременно. Второе место занимают колледжи и техникумы, в которых хотели бы продолжить обучение 5,4 % опрошенных. Третье место в качестве предпочтительных учебных заведений респонденты отдали профессиональным училищам и лицеям (4,5 %). 2,3 % опрошенных хотели бы трудоустроиться сразу после окончания школы. Такое же количество выпускников 11-х классов школ затрудняются с ответом (2,3 %). В армию после окончания школы собирается 1 % респондентов. В армию с последующим поступлением в вуз отметили 0,5 % выпускников школ. Итак, большая часть выпускников школ хотели бы получить профессиональное образование в будущем. Причём подавляющее большинство респондентов предпочитают получение высшего профессионального образования. Только 5,4 % рассматривают в качестве предпочтительного среднее профессиональное образование и всего 4,5 % - начальное профессиональное образование. Перейдем к анализу третьего блока вопросов, касающегося отношения учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт - Петербурга к рынку труда. III. Отношение учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт – Петербурга к рынку труда
Отношение учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений к рынку труда является важным индикатором профессиональной адаптации. Для того, чтобы проанализировать отрасли экономики, привлекательные для выпускников школ в будущей профессиональной деятельности, и уровень информированности респондентов о состоянии регионального рынка труда, мы будем использовать ответы на вопросы «В какой отрасли народного хозяйства Вы хотели бы работать в будущем?» и «Перечислите профессии, которые Вы считаете наиболее востребованными на рынке труда Санкт – Петербурга». Прежде всего, обратимся к вопросу об отраслях экономики, привлекательных для выпускников школ.
Таблица 10
Распределение ответов на вопрос 2: «В какой отрасли экономики Вы хотели бы работать в будущем?» (можно отметить не более пяти вариантов)
Из распределения ответов, представленных в таблице 10, мы видим, что большинство респондентов хотели бы работать в области культуры и искусства (36,1 %). С небольшим отрывом на втором месте располагается такая отрасль, как экономика и финансы (35,6 %). Третье место респонденты отдали торговле и сфере обслуживания (31,7 %). Четвёртое место выпускники 11-х классов отдали информационным технологиям (30,2 %). На пятом расположилась такая отрасль экономики, как предпринимательство (29,7 %). В группу отраслей экономики, предпочитаемых в качестве будущего места работы, которой отдали свои голоса более 25 % респондентов, вошли также связь и телекоммуникации (28,7 %). Итак, по большей части респонденты хотели бы работать внепроизводственных сферах экономики, обеспечивающих движение культурных ценностей (культура и искусство), оборот материальных ценностей (экономика и финансы, торговля и сфера обслуживания, предпринимательство), а также оборот информации (информационные технологии, связь, телекоммуникации). Государственная служба привлекает немногим менее четверти опрошенных (24,8 %), недвижимость – 18,3 % респондентов. Группу ответов с частотой упоминания от 17,3 % до 12,9 % составили такие отрасли экономики, как образование и наука (17,3 %), строительство (15,3 %), транспорт (13,4 %), физическая культура и спорт (12,9 %). Отраслями экономики, обладающие наименьшей привлекательностью для выпускников 11-х классов школ Санкт – Петербурга, являются:
2,5 % респондентов затруднились ответить на данный вопрос. В группах ответов со средней и низкой частотой упоминания в основном представлены отрасли экономики, отвечающие за функционирование основных сфер общественной жизни (образование и наука, транспорт, социальное и пенсионное обслуживание), а также стратегически важные для общества отрасли экономики (строительство, здравоохранение, военная служба, промышленность: добыча полезных ископаемых, безопасность и порядок, промышленность: производство и распределение электроэнергии, газа и воды, промышленность: обрабатывающее производство, жилищно-коммунальное хозяйство). Из распределения ответов, представленного выше, можно сделать вывод, что большинство выпускников 11-х классов школ интересуют внепроизводственные сферы экономики, тогда как отрасли экономики, отвечающие за функционирование основных сфер общественной жизни, а также стратегически важные для общества отрасли интересуют респондентов менее всего. Причины данного распределения выборов можно также найти в анализе ответов на вопрос о мотивах выбора профессии (Таблица 1). Ведущим мотивом выбора профессии для 86,2 % респондентов является возможность получать хороший заработок, что проще и быстрее реализовать в выбранных сферах экономики. Перейдём к вопросу о профессиях, наиболее востребованных на рынке труда Санкт – Петербурга по мнению респондентов.
Таблица 11
Распределение ответов на вопрос 1: «Перечислите профессии, которые Вы считаете наиболее востребованными на рынке труда Санкт – Петербурга» (можно отметить несколько вариантов)
Отметим, что вопрос был открытым, что позволяет нам увидеть количество профессий, названных респондентами самостоятельно. Итак, выпускники 11-х классов школ Санкт – Петербурга назвали 93 профессии, востребованные по их мнению на рынке труда. Также в качестве профессий были названы две должности и десять отраслей экономики. 12,9 % респондентов не дали ответ на этот вопрос, с большой долей вероятности можно предположить, что эти молодые люди не владеют информацией о текущей ситуации на рынке труда Санкт – Петербурга, 1,7 % опрошенных дали ответ «не знаю». 87,1 % респондентов дали ответ на вопрос о профессиях, востребованных на рынке труда Санкт – Петербурга. Следует заметить, что, к сожалению, не существует единственного объективного источника информации о востребованности той или иной профессии на рынке труда Санкт – Петербурга, с данными которого можно было бы сравнивать ответы респондентов. Мы оценивали востребованность предложенных респондентам профессий, используя информацию из нескольких авторитетных открытых источников информации о востребованности профессий и текущей ситуации на региональном рынке труда, сопоставляя которую, сделали собственную экспертную оценку востребованности предложенных респондентам профессий. Анализируя представленный выше рейтинг профессий, следует отметить следующее: в целом адекватно оценивая ситуацию на региональном рынке труда, выпускники 11-х классов школ Санкт – Петербурга дают несоответствующую действительности оценку востребованности профессий. Обратимся к первой десятке востребованных по мнению 11-ти классников профессий. Так, в первую десятку профессий, отмеченных 11-ти классниками, вошли как высоко востребованные профессии, так и профессии, востребованные на рынке труда Санкт – Петербурга в меньшей степени. К первой группе можно отнести такие профессии, как инженер (27,8 %), врач (21,6 %), IT – специалист (15,9 %), учитель, педагог (13,6 %), менеджер (11,9 %), строитель (10,8 %), дворник (8,0 %), слесарь (7,4 %). Ко второй группе можно отнести профессии, по которым достаточно сложно трудоустроиться в настоящее время. Это юрист (15,9 %) и экономист (9,1 %). В последние годы наблюдается переизбыток этих специалистов на рынке труда. Хотя, по мнению экспертов, многие специалисты подготовлены плохо, так что при наличии отличных профессиональных навыков возможность трудоустройства присутствует. Отметим, что в данном распределении в основном присутствуют профессии и должности служащих (69,9 %), тогда как количество рабочих профессий, на которые сейчас на рынке труда присутствует повышенный спрос, невелико (30,1 %). Так, по данным Комитета по труду и занятости населения Санкт – Петербурга в январе-апреле 2011 года среди общего количества свободных рабочих мест преобладали вакансии по рабочим профессиям и специальностям – 70,9 %, а вакансии для инженерно-технических работников и служащих составляли 29,1 % от общего числа банка данных. Из полученного рейтинга профессий, которые являются востребованными на рынке труда по мнению 11-ти классников, можно предположить, что на сформированное не всегда адекватное действительности мнение о востребованности профессий на региональном рынке труда повлияли неинформированность респондентов о рынке труда и общественное мнение о престижности профессий. Литература 1.Сазонов И.Е., Никифорова Е.Е.. Сформированность профессиональных планов выпускников общеобразовательных учреждений Санкт – Петербурга(по материалам социологических исследований) /Credo new, 2012. № 2 Вернуться назад |