ИНТЕЛРОС > №3, 2012 > Сформированность профессиональных планов выпускников общеобразовательных учреждений Санкт – Петербурга

Игорь Сазонов, Евгения Никифорова
Сформированность профессиональных планов выпускников общеобразовательных учреждений Санкт – Петербурга


16 августа 2012

Sazonov Igor

Nikiforova Eugenia

Formation of the Professional Plans of the Graduate Students of St.Petersburg Universities
(on the basis of sociological resaerch)

 

Summary:The article analyses the data of sociological research on formation of professional plans of the graduate students ob St. Petersburg universities

Keywords: youth, professional orientation, employment


 

Сформированность профессиональных планов выпускников общеобразовательных учреждений Санкт – Петербурга

(по материалам социологических исследований)

 

 

 

Перейдём к анализу следующего вопроса, который также поможет нам оценить сформированность профессиональных намерений выпускников школ Санкт – Петербурга.

 

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос 6: «Какие трудности Вы испытываете при выборе профессии?» (можно отметить несколько вариантов)

 

 


Количество

человек

В %

не уверен в поступлении в учебное заведение по выбранной специальности

98

51,9

не знаю, какая профессия мне походит

73

38,6

нет возможности практического знакомства с профессиями

65

34,4

нет информации о перспективах трудоустройства

58

30,7

не хватает информации о содержании труда специалистов разного профиля

40

21,2

не испытываю трудностей

3

1,6

 

 

Из результатов, представленных в таблице 6, мы видим, что главной трудностью при выборе профессии для учащихся 11-х классов школ является отсутствие уверенности в поступлении в учебное заведение по выбранной специальности (51,9 %).

Следующей проблемой, которая возникает перед выпускниками, является

незнание о том, какая профессия им подходит (38,6 %). Это достаточно тревожный показатель, свидетельствующий о том, что более трети выпускников нуждаются в профессиональной помощи при выборе профессии.

Третье место занимает проблема отсутствия возможности знакомства с профессиями (34,4 %), что также свидетельствует о том, что с данной группой молодёжи нужно вести просветительскую работу в области профессиональной ориентации.

Также многие респонденты отмечали проблему отсутствия информации о перспективах трудоустройства по различным профессиям (30,7 %), что снова даёт веские основания для того, что выпускникам школ необходимо давать больше информации о рынке образования и труда.

Ещё одной проблемой, которая волнует при выборе профессии более 1/5 выпускников школ, является нехватка информации о содержании труда специалистов разного профиля (21,2 %).

Только 1,6 % респондентов не испытывают трудностей при выборе профессии.

Подводя итог вопросу о трудностях, отметим, что большинство выпускников школ Санкт – Петербурга нуждаются в помощи профконсультантов и специалистов в области образования и труда, обладающих информацией, важной при выборе профессии.

Обратимся к вопросу об источниках информации о профессиях, рынке образования и труда, которые помогают выпускникам 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт – Петербурга при выборе профессии.

Таблица 7

 

Распределение ответов на вопрос 7: «Что (кто) помогает Вам в знакомстве с профессиями, рынком образования и труда?» (можно отметить несколько вариантов)

 

 


 


Количество

человек

В %

1

интернет

110

64,3

2

родители, братья, сёстры, родственники

50

29,2

3

школа

в том числе учителя

22

18

12,9

10,5

4

самостоятельный поиск

21

12,3

5

друзья, знакомые

20

11,7

6

дни открытых дверей

11

6,4

7

образовательные выставки, ярмарки

9

5,3

8

СМИ

в том числе телевидение

9

1

5,3

0,6

9

учебные заведения

в том числе информация в вузах

в том числе кураторы института

в том числе сайты вузов

в том числе преподаватели вузов

8

2

1

1

1

4,7

1,2

0,6

0,6

0,6

10

специальная литература

5

2,9

11

справочники

5

2,9

12

газеты, журналы

3

1,8

13

общество

2

1,2

14

кино

1

0,6

15

книги

1

0,6

16

конференции

1

0,6

17

курсы

1

0,6

18

общение с представителями профессий

1

0,6

19

отзывы о профессии

1

0,6

20

практика

1

0,6

21

психолог

1

0,6

22

театр

1

0,6

 

 

Отметим, что вопрос был открытым, что позволяет нам увидеть количество источников информации, названных респондентами самостоятельно. Итак, выпускники 11-х классов школ Санкт – Петербурга назвали 22 источника информации о профессиях, рынке образования и труда.

Большая часть респондентов ищет такого рода информацию в интернете (64,3 %).

Следующим значимым источником информации являются родители и родственники (29,2 %). Третье место выпускники 11-х классов отдали школе (12,9 %).

Также в пятёрку используемых источников информации о профессиях, рынке образования и труда вошли самостоятельный поиск (12,3 %) и друзья, знакомые (11,7 %).

Образовательные выставки, ярмарки и СМИ как источники информации, помогающие при выборе профессии, рассматривают для себя по 5,3 % опрошенных соответственно.

Учебные заведения (в том числе информация в вузах, кураторы института, сайты вузов, преподаватели вузов ) – 4,7 % респондентов.

Незначительное число выпускников 11-х классов в качестве полезных источников информации о профессиях, рынке образования и труда назвали:

  • специальную литературу и справочники (по 2,9 % опрошенных соответственно);
  • газеты, журналы (1,8 % респондентов);
  • общество (1,2 респондентов);
  • кино, книги, конференции, курсы, общение с представителями профессий, отзывы о профессии, практика, психолог, театр (по 0,6 % опрошенных соответственно).

Отметим, что выпускники 11-х классов общеобразовательных учебных заведений назвали достаточное количество источников информации, полезных при выборе профессии. Однако, заметим, что к источникам информации, относящимся к специализированным (дни открытых дверей, образовательные выставки, ярмарки, учебные заведения, специальная литература, справочники, общение с представителями профессий, и в особенности, практика) должно обращаться большее количество респондентов. При выборе профессии необходимо обращаться к разным источникам. Также нельзя недооценивать роль школы и специализированных организаций, имеющих соответствующую информацию и возможность помочь выпускникам иметь полную информацию, необходимую при выборе профессии.

Обратимся к вопросу о характеристиках, важных для выпускников школ при выборе учебного заведения.

 

Таблица 8

Распределение ответов на вопрос 8: « Какие характеристики учебного заведения для Вас наиболее важны?» (можно отметить несколько вариантов)

 

 


Количество

человек

В %

высокое качество образования

148

73,3

востребованность выпускников на рынке труда

122

60,4

престижность

100

49,5

гарантия поступления

84

41,6

доступная оплата за обучение

75

37,1

удобное расположение учебного заведения

52

25,7

наличие военной кафедры

35

17,3

другое

7

3,5

 

Из таблицы 8 мы видим, что для большинства респондентов важнейшей характеристикой учебного заведения является высокое качество образования (73,3 %).

На втором месте находится такая характеристика, как востребованность выпускников на рынке труда (60,4 %), что говорит о дальновидности большей части современных выпускников школ.

Третье место отдано престижу учебного заведения (49,5 %). Данная характеристика перекликается с первой (высокое качество образования), так как обычно именно престижные учебные заведения отличаются этим.

Гарантия поступления в учебное заведение привлекает 41,6 % респондентов. Немногим более четверти опрошенных считают важной характеристикой удобное расположение учебного заведения (25,7 %). Надо отметить, что данной характеристикой стоит руководствоваться в последнюю очередь.

Доступная плата за обучения важна для 37,1 % респондентов, которые не рассчитывают обучаться на бесплатной основе.

Наличие военной кафедры в качестве приоритетной характеристики учебного заведения отметили 17,3 % опрошенных.

Для 3,5 % респондентов важны другие характеристики учебного заведения (в число которых входят «государственное учебное заведение» и «наличие интересных предметов»).

Перейдём к вопросу о планировании образовательной/профессиональной деятельности после окончания общеобразовательного учебного заведения.

 

Таблица 9

Распределение ответов на вопрос 9: «Что Вы собираетесь делать после 11-го класса?»

(можно отметить несколько вариантов)

 

 

 


Количество

человек

В %

хочу поступить в вуз

173

85,6

хочу поступить в колледж, техникум

11

5,4

хочу поступить в профессиональное училище, лицей

9

4,5

предполагаю устроиться на работу

6

2,3

затрудняюсь ответить

6

2,3

поступить в вуз и работать

3

1,5

армия

2

1,0

армия, потом вуз

1

0,5

путешествовать

1

0,5

 

Как видно из таблицы 9, подавляющее большинство учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений, планируют продолжать обучение в учебных заведениях профессионального образования. Так, поступать в вуз по окончании школы собираются 85,6 % респондентов, что составляет их большую часть. 1,5 % опрошенных хотели бы поступить в вуз и устроиться на работу одновременно.

Второе место занимают колледжи и техникумы, в которых хотели бы продолжить обучение 5,4 % опрошенных.

Третье место в качестве предпочтительных учебных заведений респонденты отдали профессиональным училищам и лицеям (4,5 %).

2,3 % опрошенных хотели бы трудоустроиться сразу после окончания школы.

Такое же количество выпускников 11-х классов школ затрудняются с ответом (2,3 %).

В армию после окончания школы собирается 1 % респондентов. В армию с последующим поступлением в вуз отметили 0,5 % выпускников школ.

Итак, большая часть выпускников школ хотели бы получить профессиональное образование в будущем. Причём подавляющее большинство респондентов предпочитают получение высшего профессионального образования. Только 5,4 % рассматривают в качестве предпочтительного среднее профессиональное образование и всего 4,5 % - начальное профессиональное образование.

Перейдем к анализу третьего блока вопросов, касающегося отношения учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт - Петербурга к рынку труда.

III. Отношение учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт – Петербурга к рынку труда

 

Отношение учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений к рынку труда является важным индикатором профессиональной адаптации.

Для того, чтобы проанализировать отрасли экономики, привлекательные для выпускников школ в будущей профессиональной деятельности, и уровень информированности респондентов о состоянии регионального рынка труда, мы будем использовать ответы на вопросы «В какой отрасли народного хозяйства Вы хотели бы работать в будущем?» и «Перечислите профессии, которые Вы считаете наиболее востребованными на рынке труда Санкт – Петербурга».

Прежде всего, обратимся к вопросу об отраслях экономики, привлекательных для выпускников школ.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 10

 

Распределение ответов на вопрос 2: «В какой отрасли экономики Вы хотели бы работать

в будущем?» (можно отметить не более пяти вариантов)

 

 


Количество

человек

В %

культура, искусство

73

36,1

экономика и финансы

72

35,6

торговля, сфера обслуживания

64

31,7

информационные технологии

61

30,2

предпринимательство

60

29,7

связь, телекоммуникации

58

28,7

государственная служба

50

24,8

недвижимость

37

18,3

образование, наука

35

17,3

строительство

31

15,3

транспорт

27

13,4

физическая культура и спорт

26

12,9

здравоохранение

16

7,9

военная служба

16

7,9

промышленность: добыча полезных ископаемых

15

7,4

безопасность и порядок

13

6,4

социальное и пенсионное обслуживание

9

4,5

промышленность: производство и распределение электроэнергии, газа и воды

5

2,5

затрудняюсь ответить

5

2,5

промышленность: обрабатывающее производство

4

2,0

жилищно-коммунальное хозяйство

4

2,0

 

 

Из распределения ответов, представленных в таблице 10, мы видим, что большинство респондентов хотели бы работать в области культуры и искусства (36,1 %).

С небольшим отрывом на втором месте располагается такая отрасль, как экономика и финансы (35,6 %). Третье место респонденты отдали торговле и сфере обслуживания

(31,7 %). Четвёртое место выпускники 11-х классов отдали информационным технологиям (30,2 %).

На пятом расположилась такая отрасль экономики, как предпринимательство (29,7 %).

В группу отраслей экономики, предпочитаемых в качестве будущего места работы, которой отдали свои голоса более 25 % респондентов, вошли также связь и телекоммуникации

(28,7 %).

Итак, по большей части респонденты хотели бы работать внепроизводственных сферах экономики, обеспечивающих движение культурных ценностей (культура и искусство), оборот материальных ценностей (экономика и финансы, торговля и сфера обслуживания, предпринимательство), а также оборот информации (информационные технологии, связь, телекоммуникации).

Государственная служба привлекает немногим менее четверти опрошенных (24,8 %), недвижимость – 18,3 % респондентов.

Группу ответов с частотой упоминания от 17,3 % до 12,9 % составили такие отрасли экономики, как образование и наука (17,3 %), строительство (15,3 %), транспорт (13,4 %), физическая культура и спорт (12,9 %).

Отраслями экономики, обладающие наименьшей привлекательностью для выпускников 11-х классов школ Санкт – Петербурга, являются:

  • здравоохранение, военная служба - по 7,9 % респондентов соответственно;
  • промышленность: добыча полезных ископаемых - 7,4 % респондентов;
  • безопасность и порядок - 6,4 % респондентов;
  • социальное и пенсионное обслуживание - 4,5 % респондентов;
  • промышленность: производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 2,5 % респондентов;
  • промышленность: обрабатывающее производство, жилищно-коммунальное хозяйство – по 2,0 % респондентов соответственно;

2,5 % респондентов затруднились ответить на данный вопрос.

В группах ответов со средней и низкой частотой упоминания в основном представлены отрасли экономики, отвечающие за функционирование основных сфер общественной жизни (образование и наука, транспорт, социальное и пенсионное обслуживание), а также стратегически важные для общества отрасли экономики (строительство, здравоохранение, военная служба, промышленность: добыча полезных ископаемых, безопасность и порядок, промышленность: производство и распределение электроэнергии, газа и воды, промышленность: обрабатывающее производство, жилищно-коммунальное хозяйство).

Из распределения ответов, представленного выше, можно сделать вывод, что большинство выпускников 11-х классов школ интересуют внепроизводственные сферы экономики, тогда как отрасли экономики, отвечающие за функционирование основных сфер общественной жизни, а также стратегически важные для общества отрасли интересуют респондентов менее всего.

Причины данного распределения выборов можно также найти в анализе ответов на вопрос о мотивах выбора профессии (Таблица 1). Ведущим мотивом выбора профессии для 86,2 % респондентов является возможность получать хороший заработок, что проще и быстрее реализовать в выбранных сферах экономики.

Перейдём к вопросу о профессиях, наиболее востребованных на рынке труда Санкт – Петербурга по мнению респондентов.

 

Таблица 11

 

Распределение ответов на вопрос 1: «Перечислите профессии, которые Вы считаете

наиболее востребованными на рынке труда Санкт – Петербурга»

(можно отметить несколько вариантов)

 

 


Название профессии

Количество

человек

В %

1

2

3

4

5

6

7

инженер

в том числе инженер-судоремонтник

в том числе инженер микротехнологий

в том числе инженер судостроения

в том числе инженер-энергетик

в том числе геоинженер

в том числе инженер - проектировщик

49

1

1

1

1

1

1

27,8

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

8

9

10

11

врач

в том числе хирург

в том числе патологоанатом

в том числе стоматолог

38

4

2

1

21,6

2,3

1,3

0,6

12

13

14

15

16

IT - специалист

в том числе программист

в том числе системный администратор

в том числе web – дизайнер

в том числе графический дизайнер

28

20

3

1

1

15,9

11,4

1,7

0,6

0,6

17

18

19

юрист

в том числе адвокат

в том числе судья

28

4

1

15,9

2,3

0,6

20

учитель, педагог

24

13,6

21

менеджер

21

11,9

22

строитель

19

10,8

23

экономист

16

9,1

24

дворник

14

8,0

25

слесарь

13

7,4

26

технический специалист

10

5,7

27

28

продавец

в том числе продавец - консультант

8

3

4,5

1,7

29

переводчик

7

4,0

30

психолог

7

4,0

31

бухгалтер

6

3,4

32

медсестра

6

3,4

33

предприниматель

6

3,4

34

архитектор

5

2,8

35

моряк

5

2,8

36

рабочий

5

2,8

37

сантехник, слесарь-сантехник

5

2,8

38

полицейский

4

2,3

39

продюсер

4

2,3

40

уборщик

4

2,3

41

фрезеровщик

4

2,3

42

эколог

4

2,3

43

44

автомеханик

в том числе автослесарь

3

1

1,7

0,6

45

геодезист

3

1,7

46

логист

3

1,7

47

менеджер по персоналу

3

1,7

48

не знаю

3

1,7

49

химик

3

1,7

50

воспитатель

2

1,3

51

изобретатель

2

1,3

52

пиар - менеджер

2

1,3

53

плотник

2

1,3

54

столяр

2

1,3

55

техник

2

1,3

56

токарь

2

1,3

57

авиадиспетчер

1

0,6

58

агроном

1

0,6

59

археолог

1

0,6

60

банкир

1

0,6

61

водитель

1

0,6

62

газосварщик

1

0,6

63

географ

1

0,6

64

геолог

1

0,6

65

грузчик

1

0,6

66

журналист

1

0,6

67

имиджмейкер

1

0,6

68

исследователь

1

0,6

69

картограф

1

0,6

70

краснодеревщик

1

0,6

71

лингвист

1

0,6

72

маркетолог

1

0,6

73

менеджер по продажам

1

0,6

74

менеджер по туризму

1

0,6

75

менеджер по рекламе

1

0,6

76

музейный работник

1

0,6

77

парикмахер

1

0,6

78

повар

1

0,6

79

пожарный

1

0,6

80

политик

1

0,6

81

промоутер

1

0,6

82

режиссер

1

0,6

83

реставратор

1

0,6

84

сбивальщик льда

1

0,6

85

сварщик

1

0,6

86

спасатель мчс

1

0,6

87

таможенник

1

0,6

88

технолог

1

0,6

89

тренер

1

0,6

90

ученый

1

0,6

91

фармацевт

1

0,6

92

шахтер

1

0,6

93

экскурсовод

1

0,6

Названия должностей, отмеченные респондентами как профессии

1

управляющий сетью магазинов

2

1,3

2

государственный управляющий

1

1,3

Названия отраслей экономики, отмеченные респондентами как профессии

1

торговля

3

1,7

2

промышленность

2

1,3

3

организация грузоперевозок

2

1,3

4

автомобилестроение

1

0,6

5

гостиничный бизнес

1

0,6

6

энергетические ресурсы

1

0,6

7

наука

1

0,6

8

финансы

1

0,6

9

сельское хозяйство

1

0,6

10

ресторанный бизнес

1

0,6

 

Отметим, что вопрос был открытым, что позволяет нам увидеть количество профессий, названных респондентами самостоятельно. Итак, выпускники 11-х классов школ Санкт – Петербурга назвали 93 профессии, востребованные по их мнению на рынке труда. Также в качестве профессий были названы две должности и десять отраслей экономики.

12,9 % респондентов не дали ответ на этот вопрос, с большой долей вероятности можно предположить, что эти молодые люди не владеют информацией о текущей ситуации на рынке труда Санкт – Петербурга, 1,7 % опрошенных дали ответ «не знаю». 87,1 % респондентов дали ответ на вопрос о профессиях, востребованных на рынке труда Санкт – Петербурга.

Следует заметить, что, к сожалению, не существует единственного объективного источника информации о востребованности той или иной профессии на рынке труда Санкт – Петербурга, с данными которого можно было бы сравнивать ответы респондентов. Мы оценивали востребованность предложенных респондентам профессий, используя информацию из нескольких авторитетных открытых источников информации о востребованности профессий и текущей ситуации на региональном рынке труда, сопоставляя которую, сделали собственную экспертную оценку востребованности предложенных респондентам профессий.

Анализируя представленный выше рейтинг профессий, следует отметить следующее: в целом адекватно оценивая ситуацию на региональном рынке труда, выпускники 11-х классов школ Санкт – Петербурга дают несоответствующую действительности оценку востребованности профессий. Обратимся к первой десятке востребованных по мнению 11-ти классников профессий.

Так, в первую десятку профессий, отмеченных 11-ти классниками, вошли как высоко востребованные профессии, так и профессии, востребованные на рынке труда Санкт – Петербурга в меньшей степени. К первой группе можно отнести такие профессии, как инженер (27,8 %), врач (21,6 %), IT – специалист (15,9 %), учитель, педагог (13,6 %), менеджер (11,9 %), строитель (10,8 %), дворник (8,0 %), слесарь (7,4 %).

Ко второй группе можно отнести профессии, по которым достаточно сложно трудоустроиться в настоящее время. Это юрист (15,9 %) и экономист (9,1 %). В последние годы наблюдается переизбыток этих специалистов на рынке труда. Хотя, по мнению экспертов, многие специалисты подготовлены плохо, так что при наличии отличных профессиональных навыков возможность трудоустройства присутствует.

Отметим, что в данном распределении в основном присутствуют профессии и должности служащих (69,9 %), тогда как количество рабочих профессий, на которые сейчас на рынке труда присутствует повышенный спрос, невелико (30,1 %). Так, по данным Комитета по труду и занятости населения Санкт – Петербурга в январе-апреле 2011 года среди общего количества свободных рабочих мест преобладали вакансии по рабочим профессиям и специальностям – 70,9 %, а вакансии для инженерно-технических работников и служащих составляли 29,1 % от общего числа банка данных.

Из полученного рейтинга профессий, которые являются востребованными на рынке труда по мнению 11-ти классников, можно предположить, что на сформированное не всегда адекватное действительности мнение о востребованности профессий на региональном рынке труда повлияли неинформированность респондентов о рынке труда и общественное мнение о престижности профессий.

Литература

1.Сазонов И.Е., Никифорова Е.Е.. Сформированность профессиональных планов выпускников общеобразовательных учреждений Санкт – Петербурга(по материалам социологических исследований) /Credo new, 2012. № 2



Вернуться назад