ИНТЕЛРОС > №3, 2012 > Анализ глобальных структур межвузовского взаимодействия и их роль в создании конкурентоспособного образования

Юлия Куликова
Анализ глобальных структур межвузовского взаимодействия и их роль в создании конкурентоспособного образования


16 августа 2012

Kulikova Julia 

Analysis of global structures interuniversity interactions and their role in creating a competitive education

Abstract. The article reflects the importance of integration interaction of education, science andbusiness profile of the university structures in the system of national education as a priority in the emerging globalized economy of the country. An analysis of Western models, the structural features of the U.S. as the most rapidly developing today.

Keywords: globalization of education, innovative educational centers, national education, the integration of education and science in high school.


Анализ глобальных структур межвузовского взаимодействия и их роль в создании конкурентоспособного образования

 

На общеевропейском уровне функционирует университетская сеть UNICA – международная ассоциация науки и образования, включающая 43 университета из 32 городов-столиц европейских стран, объединяющая более 150 000 сотрудников и 1 800 000 студентов [4]. Среди основных целей создания сети – развитие Болонского процесса и содействие интеграции университетов из Центральной и Восточной Европы в Европейское пространство высшего образования. Для этого UNICA разрабатывает предложения своих университетов-участников муниципальным, региональным и национальным органам власти. Университетам предоставляется информация по программам поддержки и развития научной, образовательной и инновационной деятельности в европейских странах.

Основой функционирования сети является формирование рабочих групп для сотрудничества между университетами-членами сети. Решение о создании рабочих групп принимается Руководящим комитетом или по предложению как минимум трех университетов. В рабочих группах могут принимать участие университеты, не являющиеся членами сети. Каждая рабочая группа координируется одним из университетов ассоциации во взаимодействии с одним из членов Руководящего комитета и Генеральным секретарем. Координатор рабочей группы отвечает за организацию ее деятельности и за обеспечение соответствующего финансирования, предоставляя отчеты руководящим органам ассоциации. Рабочая группа, не осуществлявшая никакой деятельности в течение года, аннулируется.

В последние годы развитие получило сотрудничество между университетами из различных регионов мира. Так, в рамках развития европейско-азиатского сотрудничества реализуется проект EURECA (European Research and Education Collaboration with Asia), инициированный Европейской комиссией для создания евроазиатского пространства академической мобильности, обеспечения конкурентоспособности научно-образовательной деятельности и социально-экономического развития регионов на основе взаимодействия высших учебных заведений. Консорциум включает 16 образовательных учреждений (9 из Европы и 7 из Азии) и координируется шведским университетом Мэлардаленд.

К глобальным международным партнерствам можно отнести Международный альянс исследовательских университетов IARU (International Alliance of Research Universities) и Universitas 21.

IARU представляет собой альянс 10 ведущих исследовательских университетов мира, среди которых Кэмбриджский университет, Калифорнийский университет, Токийский университет и т.д. IARU создан для решения глобальных задач, стоящих перед человечеством, например, в области проблем изменения климата.

Universitas 21 – международная сеть, включающая 23 университета из 15 стран различных регионов мира. Всего университеты-участники сети насчитывают 830 000 студентов, 145 000 сотрудников, а их совместный бюджет составляет 25 млрд долл. США. При этом общий объем научно-исследовательских грантов составляет более 4 млрд долл. США [5].

Данные структуры осуществляют ряд программ по международному обмену студентами и совместные научные проекты в разных областях знания. Для реализации взаимодействия разработаны отдельные коммуникационные площадки на базе Интернет.

Таким образом, основными причинами развития межвузовского сотрудничества являются: необходимость экспансии в условиях возрастающей конкуренции на рынках образования и инвестиционных ресурсов, повышение эффективности деятельности за счет научно-технического, интеллектуального обмена, внедрения современных форм обучения и коммерциализации вузовских инноваций.

Вместе с тем к возможным рискам подобного взаимодействия можно отнести: развитие протекционизма на национальном рынке образования, снижение автономности отдельных университетов и руководителей подразделений, рост бюрократии, законодательные противоречия и ограниченность финансовых ресурсов.

Различные виды сотрудничества наиболее свойственны ведущим государственным университетам. Но встречаются объединения и более небольших по размерам участников. В ряде случаев формируется совместная физическая или виртуальная инфраструктура. Большинство партнерств было инициировано в последние 20 лет.

Дальнейшее изучение организационно-экономических основ, преимуществ и недостатков различных форм межвузовского взаимодействия позволит адаптировать наиболее эффективные модели для применения в высшей школе Российской Федерации.

Алгоритм действий, который обеспечивает ресурсы для стратегических инициатив, должен рассматриваться комплексно, каждое стратегическое направление должно отражать конкретную деловую ситуацию. Исходя из этого, в работе сформированы предложения для оптимизации образовательной программы подготовки магистров.

В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная парадигма, которая представляет собой глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализированного типа, созидающего знания, что позволяет человеку получать непрерывное образование в течение всей жизни.

В работе обоснована экономическая целесообразность оказания высшими образовательными учреждениями инновационных образовательных услуг на основе интеграции образования, научной деятельности и бизнеса в условиях конкурентной среды.

Высшая школа до настоящего времени реализует модель «догоняющего развития». Одна из главных причин такого положения – отсутствие комплексного инновационного подхода ко всем сферам деятельности высшего образовательного учреждения. Инновационное развитие высшего образовательного учреждения – это процесс системного (комплексного, взаимоувязанного, взаимосогласованного) внедрения инноваций и инновационной деятельности во все его сферы: научную, образовательную, сферу управления, финансовую, воспроизводство научно-педагогических кадров. Высшие образовательные учреждения, технопарки, научные центры, бизнес-инкубаторы и предприятия национальной экономики должны быть звеньями единой цепи, обеспечивающей развитие всех элементов производительных сил и способствующей повышению качества жизни. Поэтому на высшее образовательное учреждение ложится одна из сложнейших задач: с одной стороны, необходимо реализовать концепцию «реальной экономики», то есть осуществлять подготовку специалистов, востребованных на рынке труда, а с другой – стратегия развития высшего образовательного учреждения невозможна без инноваций, ориентированных на опережение .


 

Список литературы:

1. James D. Adams, Grant C. Black, J. Roger Clemmons, Paula E. Stephan. Scientific Teams and Institution Collaborations: Evidence From U.S. Universities, 1981-1999. NBER working paper series. 2004.

2. Kati-Jasmin Kosonen. Building Innovation Capability in the Less Favoured Regions – University Collaboration as a Tool. 42nd European Congress of the Regional Science Association. 2002.



Вернуться назад