ИНТЕЛРОС > №3, 2012 > Место социальных норм в развитии общества (напримере Республики Узбекистан)

Сурайё Бердикулова
Место социальных норм в развитии общества (напримере Республики Узбекистан)


16 августа 2012

Berdikulova Surayo 

The place of social norms in society development

(on example of the Republic of Uzbekistan)

 

 

Summary: In given article the author analyzes place and role of social norms in the process of social development on example of the Republic of Uzbekistan. Definition to concepts «norm» and «social norm» is made, the great value not only norms of the right, but also norms of traditions and customs in society life is revealed. Basic traditions and customs of the Uzbek people as the social norms regulating mutual relations between people are considered.

 

Keywords and phrases: social norms, public relations, social management, the right, norm, traditions, customs and ceremonies, traditions and customs of the Uzbek people, makhalla, national ideology

 

Место социальных норм в развитии общества

(напримере Республики Узбекистан)

 

 

 

Социальные нормы общества в своём комплексе нормативно регулируют все общественные отношения и через преобразующую деятельность людей активно воздействуют на процесс становления материальных и духовных ценностей.

В системе социальных норм общества важнейшее место занимает право – необходимый государственный регулятор общественных отношений. В процессе осуществления своей регулирующей роли право тесно взаимодействует с другими социальными нормами, в том числе с традициями и обычаями, являющимися составными частями социальных норм общества.

Неукоснительное соблюдение правовых норм и других правил, принятых в обществе считается основой нормальной жизни общества, важным фактором развития демократического государства и гражданского общества и укрепления общественного порядка в стране, непременным условием формирования гармонично развитого человека.

В системе социальных норм и общественных отношений всё более заметную роль начинают играть традиции и обычаи. Они являются действенными социальными регуляторами многих сторон общественной и личной жизни людей. Следует отметить, что национальная идеология в Узбекистане опирается на возрождение национальных ценностей, в том числе традиций, обычаев и обрядов, отражавших быт и социальные отношения в узбекском обществе.

Уяснение понятия социальной нормы поможет раскрыть её сущность как регулятора общественных отношений, выяснить её социальное назначение и роль в жизни общества, а это неразрывно связано с более общей и сложной проблемой – управлением обществом. Управление социальными процессами присуще обществу на всех этапах его развития. Оно обеспечивает необходимые условия нормального функционирования всего общественного организма. Отсюда вытекает не только научный, но и практический интерес к формам, средствам и методам управления делами общества.

При рассмотрении весьма сложных вопросов социального управления необходимо исходить из коренного положения, сущность которого заключается в том, что вся социальная жизнь людей, их повседневные многообразные общественные связи и отношения предопределяются объективными законами общественного развития, действующими независимо от воли и сознания людей. Однако в отличие от законов природы законы общественного развития проявляются лишь через сознательное поведение людей, выступают как законы их жизнедеятельности, находят своё конкретное проявление в волевых поступках людей. Степенью познания этих объективных законов и определяется социальная ценность поступков людей, поскольку сами по себе законы общественного развития не выступают непосредственными регуляторами отношений между людьми, а проявляются в различных социальных нормах, отражающих потребности и интересы людей и воздействующих на их поведение. Социальные нормы проникают во все сферы жизни общества и нормативно регулируют общественные отношения. В этом заключается их основная социальная ценность и назначение: организация производства, поддерживание дисциплины и порядка в общественной жизни невозможны без комплексного воздействия социальных норм.

Понятие «норма» давно известно людям в различных сферах их жизнедеятельности и употребляется во многих областях знаний. При употреблении понятия «норма» всегда имеется в виду определённая мера, масштаб.

Нормa – это обязательное общепринятое правило поведения людей. В области социальной жизни понятием «норма» передаётся требование определённого поведения людей в обществе, в их отношениях друг с другом, с обществом, с окружающими их предметами и явлениями природы.

Социальная норма – это правило общего характера, отражающее потребности и интересы людей в их общественной и личной жизни и имеющее обязательное значение. Общий характер веления является основным отличительным признаком любой социальной нормы, которая всегда выступает в качестве общего мерила поведения людей в конкретной жизненной ситуации.

При формулировании общего понятия социальной нормы было бы неправомерным специфические признаки, присущие отдельным видам социальных норм, распространять на все их виды, особенно если речь идет о таких признаках, которыми они как раз и отличаются друг от друга. Известно, что социальные нормы не всегда возникают в результате установления соответствующими компетентными органами. Это является специфическим признаком лишь норм права и норм общественных организаций, что нельзя полностью отнести к таким видам социальных норм, как традиции, обычаи, мораль, нормы эстетического поведения, которые формируются иными путями.

При выявлении способов образования норм традиций и обычаев, правил эстетического поведения и многих норм морали не следует упускать из виду того, что эти нормы не являются результатом специального нормотворческого процесса, а возникают в большинстве случаев на основе фактических отношений людей, постепенно складываются в их сознании, поэтому не выступают сразу в готовом виде в качестве регуляторов поведения людей. До того как приобрести свойство регулятора они проходят своеобразные ступени общественного признания как правила поведения.

Право не является единственным средством нормативного регулирования общественных отношений. В тесной связи с правом поведение людей в их повседневной общественной и личной жизни регулируют и другие социальные нормы, в том числе традиции и обычаи.

Одни исследователи считают традиции и обычаи формами общественного сознания. Другие возражают против такого отождествления традиций с той или иной формой общественного сознания потому, что традиции имеют место в разносторонних отраслях человеческой деятельности, во всех формах общественного сознания: в политике, праве, философии, морали, науке, искусстве, религии, они также охватывают сферу производства. Одни авторы рассматривают традиции и обычаи как категории общественной психологии, её составные элементы. Другие считают, что традиции и обычаи лишь частично входят в общественную психологию и только той стороной, которая захватывает область социальных чувств, привычек и черт социального характера. В целом же традиции и обычаи относятся к духовной культуре общества. Традиции и обычаи вырабатываются во всех формах общественного сознания, вплетаются в живую ткань как идеологической, так и психологической жизни общества, присутствуют во всех формах общественного сознания, каждая из которых непосредственно влияет на формирование и развитие традиций и обычаев. Традиции и обычаи, дополняя основные черты характера социальной группы людей, наций, классов, входя составной частью в психический склад этих общностей, являются частью целого общественного сознания. Как часть в структуре общественного сознания эти категории составляют некое целое и нуждаются как в комплексном, так и в дифференцированном рассмотрении.

Традиции и обычаи выполняют основные функции: а) регулируют общественные отношения; б) аккумулируют и передают опыт людей. Свою основную функцию регулятора поведения людей в различных сферах их общественной и личной жизни традиции и обычаи выполняют, главным образом, путём воздействия на эмоциональную психологическую сторону человека с помощью таких дополнительных средств, как обряды, музыка, песня, художественные образы и иные наглядно-эмоциональные компоненты.

Обычаи и традиции как правила поведения известны людям с глубочайшей древности. Они возникали на заре человеческого общества, сопутствуют всем этапам его развития и развиваются вместе с ним.

Формировавшиеся на протяжении веков как бесценное наследие многих поколений обычаи, обряды и праздники являются фактором реализации идеи национальной независимости в Узбекистане. Помимо возрождения богатейшего наследия прошлого нашей страны необходимо наполнять глубоким идейным содержанием новые праздники и ритуалы: Мустакиллик, День Конституции, День защитника Родины, День учителя и наставника, День памяти и почестей, пропагандировать прогрессивные обычаи и обряды[1].

Процесс реализации национальной идеологии неразрывно связан с возрождением, развитием и внедрением в современную жизнь, в учебно-воспитательный процесс системы непрерывного образования, прогрессивных национальных духовно-нравственных ценностей и норм, во многом нашедших своё отражение в народной педагогике, обрядах, праздниках, играх и др[2].

Наряду с изучением, пропагандой национальных традиций особое внимание следует уделять искоренению фактов расточительства и помпезности во время проведения обрядов и ритуалов[3].

Система ценностей, мировоззренческие ориентации и нормы поведения людей в узбекском обществе – своеобразное ядро традиционной бытовой культуры. Стереотипы традиционного поведения теснейшим образом связаны с этическими и религиозными формами сознания. Подавляющая часть морально-нравственных традиций и понятий закреплена исламом или считается населением таковыми (исламскими)[4]. В узбекском обществе огромное значение имеют общинные институты (махалля), вне которых восточный человек не может мыслить себя, и они откладывают отпечаток на его ценностные ориентации[5]. Ценностные ориентации восточного социума исходят из того, что на первое место ставятся общинные (общественные) интересы, интересы семьи и общины, а не отдельного человека. Поэтому в узбекском обществе так ценятся и передаются из поколения в поколение общинные традиции, обряды и обычаи. Они дают возможность не только удовлетворять свои потребности в духовной этнической культуре, но и способствуют утверждению социального статуса восточного человека в обществе. Гостеприимство – одна из характерных черт жизни узбеков, гостя в каждой семье считают уважаемым человеком[6]. В узбекском социуме всегда была высока ценностная ориентация на мнение и уважение окружающих. В соционормативной культуре узбеков можно найти закреплённые традицией установки для поведения человека практически на все стандартные случаи жизни, которые формируются с детства. Редко человек принимает самостоятельное решение без совета старших, уважаемых людей, выступающих носителями нормативов традиционного поведения[7].

Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определённых коллективов.

Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения, способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учётом возможности государственного принуждения.

 



[1] См.: Идея национальной независимости. – Ташкент: Узбекистон, 2003. – 80 с.

[2] Там же

[3] См.: Идея национальной независимости. – Ташкент: Узбекистон, 2003. – 80 с.е

[4] Основы философии. Под ред. М.А.Ахмедовой и В.С.Хана. – Ташкент: Мехнат, 2004. – С. 443

[5] Там же

[6] Там же

[7] Там же. – С.444



Вернуться назад