ИНТЕЛРОС > №3, 2013 > Человек, смысл его существования как основа казахской философии

Рысжамал Аралбаева, Лаура Нурбосынова
Человек, смысл его существования как основа казахской философии


22 августа 2013

Аралбаева Рысжамал Кадыровна

Жетысуский государственный университет

им. И. Жансугурова, Талдыкорган, Республика Казахстан,

доктор социологических наук, профессор кафедры возрастной педагогики и психологии

Aralbayeva Ryszhamal Kadirovna

Zhetysu state university named after I.Zhansugurov, Taldykorgan, Republic of Kazakhstan, doctor of sociological (Dr.Sc.), professor the age pedagogy and psychology department

arkadyka@mail.ru

Нурбосынова Лаура Сакеновна

Жетысуский государственный университет имени И.Жансугурова

кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и политологии

Nurbosynova Laura Sakenovna

Zhetysu State University named after I.Zhansugurov

Candidate of philosophical sciences, lecturer, faculty of philosophy and politology

ls.nurbosinova@gmail.com

УДК 101.8:316.3(574)+128

Человек, смысл его существования как основа казахской философии

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о смысле жизни не только как проблема духовного становления человека, а как вопрос духовного становления нации через просвещение, нравственное самоопределение и социальную справедливость.

Отражение идей смысла жизни в национальной социально-философской мысли содержит целостное отношение человека к миру, обществу, к другим людям и т.д. на основе целостного осознания. Специфику данной проблемы определяет, во-первых, ее актуальность (бытийственность); во-вторых, общечеловеческие ценности; в-третьих, национально-историческая традиция, имеющая фундаментальную основу человеческого бытия.

Ключевые слова: смысл жизни, духовное становление, общечеловеческие ценности, национально-историческая традиция, социальная справедливость.

 

Human being and the meaning of his existence as a basic of Kazakh phylosophy

Summary: This article researches the problem of the meaning of life not only from the aspect of the humans spiritual growth, but also from the aspect of the nations spiritual growth through education, legal selfdetermination and social justice.

The ideas concerning the meaning of life reflected in the national social philosophy contain mans integral attitude to the world, society and people around him etc. So, integral realization of the world takes place.

Specific character of this problem defines firstly, its actuality, secondly, values common to all mankind, thirdly, national and historical tradition which is based on human existence.

Keywords: the meaning of life, spiritual growth, values common to all mankind, national and historical tradition, social justice.

 

Человек, смысл его существования как основа казахской философии

Философия, как необходимый компонент духовности, мировосприятия, которая уходит своими корнями вглубь веков и имеет богатейшие жизненно важные ресурсы, нашла свое отражение и на территории Казахстана. Духовная мудрость народа заключалась в великой любви к жизни, содержащая непреходящий смысл, основой которого являются такие морально-нравственные устои как честность, справедливость, человечность и «ненасытная» способность разума. Высшей ценностью общества являлся и является человек. И вся передовая мысль прошлого обращала свой разум, свои познания, на человека и его природу,  как и каким образом можно исправить сущность человека и обрести истинный смысл жизни. Ведь именно с вопроса - в чем смысл жизни и начинается любое философствование. Проблема смысла жизни принадлежит к числу «вечных» проблем философской рефлексии. Смысл жизни – сложное системное образование, затрагивающее проблемное поле философии – «человек и мир». Отражение идей смысла жизни в национальной социально-философской мысли содержит целостное отношение человека к миру, обществу, к другим людям и т.д. на основе целостного осознания. Специфику данной проблемы определяет, во-первых, ее актуальность (бытийственность); во-вторых, общечеловеческие ценности; в-третьих, национально-историческая традиция, имеющая фундаментальную основу человеческого бытия. Смысл жизни является по преимуществу социально-философской проблемой, т.к. исходя из ее разрешения, можно дать человеческое измерение социальной и природной реальности, направленности социальной ориентации человека и общественных групп. Ценность философии состоит в адекватном формировании и выявлении смысла человеческой жизни, на что были направлены усилия многих поколений философов Казахстана. Вопрос о смысле жизни ставился не только как вопрос духовного становления человека, но и как вопрос духовного становления нации через просвещение, нравственное самоопределение и социальную справедливость.

Человек - существо социальное. Его индивидуальность раскрывается во всех сферах его деятельности (трудовая, общественная, семейная и др.), которая напрямую связана с обновлением общества, связанного с поиском и принятием новых решений, которое невозможно без преодоления сложившихся стереотипов, без свободного творчества в самых различных областях деятельности людей. Смысл человеческой жизни в том, чтобы реализовать свои способности в этом мире и передать результаты последующим поколениям (диалектика преходящего и вечного). Творчество человека, его вклад  в материальную и духовную жизнь общества делают жизнь осмысленной. «Смысл  жизни людей, таким образом, - пишет И.Д. Панцхава, - должен состоять в соединении их индивидуальных стремлений с поступательным развитием человечества... Индивид, как часть коллектива, не может усматривать смысл жизни только в реализации личных интересов, т.е. личной цели, находящейся  в непосредственной зависимости от жизненно важных задач всего общества. Поэтому смысл жизни каждого индивида неразрывно связан со смыслом человеческой истории, которая в каждую эпоху ставит перед человечеством определенную задачу. Эта задача обусловлена закономерным развитием общества» [1].

Вопрос о смысле жизни человека был и будет ключевой проблемой. Представление о смысле жизни у каждого человека свое собственное, которое повлечет за собой вереницу целенаправленной деятельности. Исходными понятиями в характеристике смысла жизни являются: человек как деятельное, активное начало; общество, социальная среда; мир, в котором живет и действует реальный человек; т.е. основные диалектические противоречия между человеком, обществом, миром бытия человека. Проблема человека и его смысла взаимообусловлена со всеми элементами культуры данного общества. А именно, во-первых, следует указать на систему ценностей, функционирующей в обществе; во-вторых, картин мира, указывающих на интеллектуальное развитие человечества; в-третьих, стиль мышления, включающий самобытность и основные черты способа мышления, присущий какому-то отрезку исторического периода или эпохе. Эти три интегрирующих компонента смысла жизни не являются ее особыми элементами, а скорее пронизывают все ее содержание.

Для Казахстана является остро актуальной проблематика смысла жизни как национальной идеи, духовного стержня,  противостоящий, всему бездуховному. В построении независимого демократического общества проблема смысла жизни в ее социально-философском аспекте поможет осознать и определить дальнейшие пути развития. Если заглянуть в прошлое Казахстана, то увидим, что философия у казахов зародилась естественным образом, как и у всех народов мира. Она была связана с потребностями человека осознать окружающий его мир для того, чтобы понять, какое он имеет значение для его жизни и жизни его близких людей и всех людей в общем. Но у каждой культуры свои особенности. Понятие смысл жизни, в первую очередь, поглощает в себя национальные черты, самобытность; во-вторых, в человеке доминирует и общечеловеческая сущность, которая задает ему систему общечеловеческих ценностей, как базовых потребностей. Проблема смысла жизни, в основном, была связана с особенностями кочевого народа, его быта, привычек, нравов, обрядов, обычаев и традиций, а также влиянием той социо-культурной среды, в окружении которой протекала вся историческая жизнь казахов.

Уникальность кочевого образа жизни сформировала особый менталитет и мировоззрение. Номады, жившие в самом центре Евразии, выработали специфический, свойственный только им способ мышления и общественной организации. Если исходить из того предположения, что вопрос о смысле жизни ставит не человек, а сама жизнь, то жизнь номада находилась во взаимодействии с окружающей природой и рациональным отношением к ней.

Центральной проблемой казахской философии является человек (личность) и общество. В данном соотношении раскрывается социально-философский аспект проблемы смысла жизни.

Природе национального мышления свойственно образное мышление, характеризующееся масштабностью взглядов, нередко заключенное в понятии «сарыдала» - «беспредельная степь, необъятное пространство» , независимо от формы общественного устройства. Даже, например, «...с переходом на оседлость изменились  экономические условия жизни, то психология народа все еще привычно озирает бесконечные просторы степи как свою собственность, и это понимание пространства есть смысл и суть казахской души» [2,16].  И далее: «Душа и характер казахского народа, так же, как и русского формировались... под воздействием занимаемых просторов» [2,17].  Естественно, любая общность характеризуется двумя весомыми параметрами, первое - это пространство, ей занимаемое; второе - численность населения. Отношение казахов к « пространству ими занимаемое» было сугубо почтительное, выраженное в понятии «Атамекен». Данное понятие объединяло в цепочку ряд слов, имеющее ценность для любого человека, независимо от принадлежности - это родной дом, Родина, Отчизна. Земля, оставленная предками предыдущим потомкам, как символ мудрости, заключает в себе великий смысл. И смысл этот в самой жизни, в сохранении великой нации, которая не раз утверждала об этом всему миру. С самого начала своего существования как этноса, народа, казахи осознали особую ценность своей принадлежности, как неделимого народа, которого объединял общий язык, территория, общность исторической судьбы и культуры.

Важнейшим проявлением личностного бытия человека является наличие у него смысла жизни, каковой представляет собой высшую интеграцию его ценностей. Отношение индивида к земле, как ценности, не является индивидуальным отношением, а связано с исторически развитым существованием индивида как члена какой-либо общины.  По своему содержанию смысл жизни есть некоторая жизненная задача, соотнесенная с жизнью общества. Формирование того или иного смысла жизни предполагает интериоризацию определенных общественных ценностей, выработанных в истории культуры. В самосознании казахского народа глубоко укоренено представление о древности кочевой культуры, связанное с почитанием святых мест и могил. Определенное почитание издавна сохранилось в памяти народа. Казахский народ так же, как степь, был открыт веянию новых идей и, отнюдь, не чужд религиозной нравственности. Ментальность казахских номадов определялась толерантным отношением к другим  этносам и культурам. Это  обусловлено тем, что на территории Казахстана существовали зороастризм /Avecta/, христианство, ислам. Касымжанов А.Х., Касымжанова С.А. в работе «Духовное наследие казахского народа» отмечают, что «...проще и вернее было бы назвать мировоззрение древних предков казахов как тенгрианство, от именования верховного божества - танир. На самом деле древнее мировоззрение казахов по существу было зороастрийским и его следы явственно прослеживаются в культе огня, обрядах очищения и врачевания, связанных с водой и землей». [3]. Считается, что на Востоке антропологическая направленность религии и философии имеет исторически устойчивый характер, основные подходы которой сложились в период YI в. до н.э.- YIII в. н.э. и на протяжении столетий существенно не менялись. Особое направление представляет собой ислам, дающее свое видение человека и его предназначения, обрамленное специфическими условиями бытия и получившее суфисткое направление. «В суфизме, который отличается  от ортодоксального ислама усложненной философской базой и соответствующим антропологическим учением, сочетаются и христианские идеи (человек как образ и подобие Бога), и идеи, характерные для буддизма и индуизма (патетизм, иогическая  практика). Суфизм обращает внимание не на внешнее соблюдение религиозных предписаний, а на внутреннее самосовершенствование человека, которое, в конечном счете, означает реализацию в нем Бога» [4].  Не будем отрицать значительный вклад суфиев в мировую культуру, как мусульманский культурный Ренессанс X-XI вв. Суфизм был не чужд и в казахской степи, а наоборот, содержал в себе глубокую мысль, близкой душе казаха, и сыграл немаловажную роль вплоть до XIX в. включительно. «Одним из компонентов мирового суфизма является казахская философия. Казахская степь явилась благодатный средой для развития и распространения концепции «умного сердца», «ибо путь самосовершенствования суфия осуществляется в сердечном пространстве человека» [5].  Данная формулировка концепции суфизма была очень близка душе казаха. Историчность культуры имеет особую ценность в национальном самосознании и воспринимается каждым человеком и выступает как высшая интеграция его ценностей, а значит, подразумевает наличие смысла. Как мы указывали выше, древность кочевой культуры связана с культом предков, почитанием могил и святынь. Данный культ, почитание, следовательно, и посещение мы связываем с религиозной верой. В ежегодном календаре для мусульман Хаджи Байрам-и Вели Рахметуллахи-алейх указывается: «Посещайте гробницы ученых и святых! Ибо эти великие заступятся за тех, кто их посещал».

Исламизация края (с YIII в.) не привела к потере самобытности культуры, к потере смысла существования народов Средней Азии, а наоборот, способствовала ее расцвету.

Казахское просвещение в творчестве выдающихся деятелей культуры Абая, Шакарима, Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, М.Жумабаева, Г.Караша и др.  свое назначение видело в борьбе со старыми, традиционными родовыми представлениями и в воспитании нового человека, просвещенного, образованного, трудолюбивого, деятельного, ответственного. Нетрудно заметить, что цель, выдвигаемая казахскими просветителями, во многом совпадает с той задачей, которую преследует наше государство на современном этапе развития, и в этом нам видится огромное историческое значение казахского просвещения, его актуальность. Казахская просветительская мысль, по сути своей, явилась ответом на те колоссальные изменения, которые произошли в жизни народа после присоединения Казахстана к России. Речь идет о культе знания и веры, о значении духовного возрождения для развития общества и каждой индивидуальности. Мир преходящ, но неизменными остаются духовные ценности. Поэтому, жизнь - не покой, а борьба с покоем. Она творение, созидание, вечное восстание против притягательной силы «вчерашнего», против инертности и пассивности. Следует оговорить, борьба должна иметь разумную цель, должна быть направлена на удовлетворение коренных потребностей. В исторической практике человека интересует не сама борьба, а ее осмысленность, направленность, ее конкретная цель и содержание.

Смысл жизни как социальная проблема формируется только в обществе и через общество. По мнению казахских мыслителей (Абай, Шакарим, Торайгыров, Аймауытов) личность представляет собой сплошную систему социабельных качеств, которые формируются и совершенствуются в процессе жизнедеятельности человека, в свободе выбора и в акте самодеятельности. Мыслители в обретении достойного смысла жизни большое значение придавали среде, в которой растет и развивается индивид, т.е. воспитанию и образованию. От этих двух показателей зависело, каким  будет человек: злодеем или высоконравственным гражданином. В учениях казахских мыслителей нравственность является неотъемлемым компонентом социально-философской природы человека. Так, в частности, всякая нравственность то в большей, то в меньшей степени исходит из таких основных принципов, которые выражают общечеловеческую социабельность индивида, т.е. его потребность считаться с другими людьми, выражать им сочувствие, помощь и  доброту, проявлять стремление, желание, волю,  искусство понять других, потребность быть ответственным в своем поведении перед другими. Нравственность оказывается наиболее непосредственным выражением общественной природы человека вообще.

Нравственность является тем мерилом, способом духовного бытия, через которую личность может обрести смысл и реализовать его. Не случайно то обстоятельство, что произведения великих мыслителей всегда затрагивают вопросы морали, почти всегда  начинаются с критики морали патриархально-феодального общества. Абай правильно подметил, что в отсталом патриархально-феодальном обществе повсеместно господствуют материальные ценности, которые порождают взаимную вражду и ненависть. Оттого, говорит Абай, «человек рождается плача, умирает сердясь». Социальная культура человека не возникает стихийно, даже при наличии самых благоприятных объективных условий и возможностей. В ее формировании пересекаются: влияние объективных (природных и социальных) обстоятельств, собственной жизнедеятельности индивида и воспитательных систем, создаваемых обществом. При наличии благоприятных объективных условий центр тяжести переносится на воспитание. Кант писал, что в воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы... Человек должен еще развивать свои способности к добру. Провидение не вложило их в него уже в готовом виде. В этических воззрениях Ж.Аймауытова огромное значение придается воспитанию как фактору становления и развития личности. Именно оттого, какое воспитание будет дано ребенку, зависит его будущее.

Казахстан на пороге  XXI века, находящийся в самом сердце Евразии, предлагает основной смысл бытия человека и общества, а также во взаимоотношениях с другими странами и религиозными конфессиями и национальностями внутри страны – евразийство, для которой характерен антропоцентризм. В.И.Зорин указывает: «Есть объективные и субъективные предпосылки того, что в будущем именно в Казахстане может быть начато формирование единой мировой духовной культуры на базе евразийской философии как ее сущностной основы» [6,17].

Межнациональное согласие в сферах культуры, экономики, политики, научных сфер ведет к процветанию нашего государства посредством укрепления целостности и единства многоликого общества и является залогом мира на земле. Новые вызовы изменяющегося мира требуют от нас единства и укрепления, а вся наша энергия должна быть направлена против терроризма и экстремизма, имеющий в своей основе разрушительный и деградирующий смысл.

Казахстан как поликультурное общество с общечеловеческими ценностями, отражающий непреходящий смысл, продвигается к построению истинной демократии на основе политических и гражданских прав и равенство всех этнических групп. В задачи нашего государства входит первостепенное значение демократизации и гуманитаризации   воспитания и образования, которые играют большую роль в становлении, формировании и развитии индивида. В практическом аспекте, «на долю» смысла жизни как проблемы в условиях демократического государства лежит ответственность в реализации прогресса, как объективного мира, так и личности. Только в этом случае он вызывает действительное возвышение жизни индивида и, следовательно, обогащает жизнь мира. Смысл жизни, предполагающий связь индивидуального смысла с универсальным, где обязательно сохраняется самоценность личности, что характерно для евразийской философии (антропоцентризм): человек есть центр Вселенной. В.И.Зорин главную цель евразийской философии видит в «достижении жизненного успеха на основе мудрости», т.к. «мудрость лежала и лежит в основе культуры всех народов Земли» [6,13-15] и «между ними есть незримая нить консолидации, сотканная историческим опытом и сложной переплетенной судьбой народов» [6,26]. Таким образом, евразийство предлагает поиск новой формы интеграции, как стремление к более нормальному удовлетворению возрастающей потребности населения к объединению и согласию.

В своем Послании народу Казахстана президент Н.А.Назарбаев смысл бытия усматривает в объединяющих нас факторах: «Это наша земля в ее границах, наши родители, которые ее обустраивали, наша общая история, в которой мы  совместно испытывали горечь неудач и делились радостью достижений. Это наши дети, которым на этой земле вместе жить и работать. Каждый  из нас един в понимании долга перед своими родителями и в стремлении сделать жизнь наших детей лучше. Сегодня – это реальная платформа для единства и консолидации во имя этих конкретных целей» [7]. Человек непобедим, т.к. у него есть Воля, Разум и Сердце (Абай), порождающие творческое созидание и ответственность, которые поселяют веру в будущее, в исторический прогресс.

Смысл жизни отражает существенные качества определенной социальной действительности. В соответствии с этим, содержание понятия «смысл жизни» вместе с обществом проходит различные этапы развития, но при этом сохраняет свои сущностные признаки. А именно, смысл жизни зависит не только от выбора главной жизненной цели, но и от поиска индивидом своей философии жизни, активного усвоения совокупности мировоззренческих идей, которые импонируют ему и которые личность предпочитает принять как свои собственные.  «Для того, чтобы понять, - пишет Э.Фромм, - индивидуального пациента или вообще какого-либо человека, необходимо, прежде всего, знать – каков его ответ на проблему существования» [8]. Понимание задачи всей жизни всегда опирается на одну или несколько потребностей индивида, и это выражает фундаментальную особенность личности. Исследования специалистов-философов по данной проблеме убеждают нас в том, что свое содержание смысл жизни приобретает в процессе жизненного опыта каждой личности и усвоения определенной культуры.

Казахская культура, как целостная система, в своих недрах несет мощный объединяющий фактор – высокие нравственные ценности, моральные устои в отношении человека, общества, природы, мира. Культура обладает непреходящей ценностью, которая и дальше поможет человеку обрести веру в себя в процессе творчества, в осуществлении смысла жизни, что непременно необходимо в строительстве гражданского общества. Как никогда справедливы высказывания Шакарима, что «мир не ад, а наоборот является раем. А этот рай превращает в ад, насилие людей над людьми, насилие господствующих классов, их эгоизм, волчьи нравы. Если бы люди не преследовали и не вредили друг другу, а жили б в братском единстве и бескорыстно использовали бы своим честным трудом природные богатства, то, безусловно, мир превратился бы в рай» [9]. Это дает основание предположить, что цель демократического независимого государства не только в создании условия для самоопределения, но и в качественном изменении стереотипов необходимостей и жизненного смысла личностей, направивших свои усилия на совершенствование общественных отношений. Ведущими в формировании нового гуманного человека являются достойный смысл, пути его нравственного развития и укрепление чувства долга, высокая сознательность. В этом отношении актуальны слова Сартра: «Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах: он ответственен за мир и самого себя как определенный способ бытия» [10].

 

ЛИТЕРАТУРА

Книги

1.  Панцхава И.Д. Человек, его жизнь и бессмертие. М.,1967.С.188-189.

2.  Касабек А., Касабек С. Искание истины. А.:Гылым,1998. – 144с.

3.  Касымжанов А.Х., Касымжанова С.А. Духовное наследие казахского народа.

4.  Природа и дух: мир философских проблем. /Под общ. ред. В.Л.Обухова/. – СПб.,1995. – 209с.

5.  Бегалинова К.К. Суфизм как религиозно-философская концепция мира и человека. /179/.

7.  Назарбаев Н.А. «Казахстан – 2030». Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев.

8.  История социологии в Западной Европе и США. /455/.

10. Буржуазная философия ХХ века. М.,1974.С.246.

Статьи

6.  Зорин В.И. Евразийская философия как духовная основа единения и поступательной эволюции человечества. // Предмет и специфика философского знания на пороге ХХ1 века. Материалы Республиканской научно-теоретической конференции. А.,2000. – 262с./13/.

9.  Мухамедханов К. Из мрака забвения. // Простор. – 1988. - №7. – С.180.


Вернуться назад