ИНТЕЛРОС > №3, 2013 > Как социологи на лекцию Слотердайка ходили

Вадим Семенков, Ольга Грибова, Марина Ходырева
Как социологи на лекцию Слотердайка ходили


22 августа 2013

Семенков Вадим Евгеньевич –

Санкт-Петербургский  институт психологии и

социальной работы, кандидат философских наук,  доцент кафедры теории и технологии социальной работы

Semenkov Vadim

St. Petersburg Institute of Psychology and

Social Work, Ph.D.,

assistant professor of theory and technology of social work

Ольга Грибова

Санкт-Петербургский государственный Морской технический университет

студентка

Olga Gribova

student

St. Petersburg State Marine Technical University.

Анна Кучеревская

Санкт-Петербургский государственный Морской технический университет

выпускница

Anna Kucherevskogo

St. Petersburg State Marine Technical University.

graduate

Марина Ходырева

Санкт-Петербургский государственный Морской технический университет

студентка

Marina Khodyreva

St. Petersburg State Marine Technical University.

Student

E-Mail: semenkov1959@rambler.ru

УДК: 316.74:001

Как социологи на лекцию Слотердайка ходили

Аннотация: В статье представлен опыт наблюдения за публичной лекцией профессора Питера Слортердайка в СПбГУ в апреле 2013 года. Авторы стремились описать  модус внимания аудитории, определить тип  публичной презентации, способ выстраивания публичной коммуникации.

Ключевые слова: публичное действие, уровень и модус внимания аудитории, реакция аудитории, критические отзывы.

 

As sociologists Sloterdijk went to a lecture

Abstract: This paper presents the experience of observing public lecture of Professor Peter Slorterdayka at St. Petersburg State University in April 2013. The authors sought to describe the mode of audience attention, determine the type of public presentation, a way of building public communication.

Keywords: public act, the level and mode of audience attention, audience response, critical reviews.

 

Как социологи на лекцию Слотердайка ходили

19 апреля 2013 года в Санкт-Петербурге состоялась публичная лекция немецкого философа Петера Слотердайка. Хорошо разрекламированное мероприятие проходило в стенах СПбГУ и было приурочено   к дням «Недели Германии в России». Нам как студентам-социологам,  впервые услышавшим об этой фигуре мировой философии, было интересно посмотреть на то, как будет вести себя аудитория, пришедшая на зарубежную знаменитость. С этой целью – описать публичное действо –  мы и пошли на это выступление.

Немецкому философу с российской стороны ассистировали российские коллеги-профессора из разных регионов. Москва была представлена Федором Гиренком, Екатеринбург – Александром Перцевым, Санкт-Петербург – Александром Секацким.   Федор Гиренок и Александр Секацкий выступили с содокладами, а Александр Перцев – как модератор всего действия.

Актовый зал  здания Двенадцати коллегий рассчитанный на четыреста с лишним мест был полон.  Каждый желающий получал наушники для синхронного перевода. Наушников оказалось меньше числа пришедших, поэтому те, кто пришли к самому началу,  остались с пустыми руками. Они же первыми и покинули лекцию. Новые люди подходили на протяжении всего выступления немецкого профессора. Состав аудитории можно определить следующим образом: 60% – студенческий истеблишмент, 40% – более зрелые интеллектуалы. Среди студентов было больше девушек, среди академического сообщества – мужчин. Неформальная молодёжь располагалась ближе к выходу.

Профессор Александр Перцев на правах ведущего открыл встречу, охарактеризовав немецкого философа как «живую легенду», человека, для творчества которого в немецких магазинах выделяют отдельные книжные полки. Далее уральский философ предоставил слово самому Петеру Слотердайку. Лекцию под названием «Непрерывный ренессанс» немецкий философ читал пусть и не монотонно, но достаточно спокойно, без ярко выраженных эмоций.  По манере декламации лекция скорее напоминала доклад; автор читал лекцию с листа, изредка взглядывая на свою аудиторию и сдабривая речь жестами. Речь философа продолжалась 65 минут. По мнению некоторых слушателей, с которыми мы, по окончании выступления, вступали в  короткие диалоги, лекция была затянутой. Интерес аудитории стал угасать примерно с последней трети выступления Показательно, что раньше окончания выступления заезжей звезды ушло порядка двадцати слушателей.

Происходящее в петровских коллегиях не являлось ни театром, ни митингом. Реакцией аудитории было то, что можно определить как повышенное внимание, которое, в концу доклада, стало просто вежливым.  По нашему мнению, если бы уровень внимания был измерен  по десятибалльной шкале, то к концу доклада отметка бы остановилась на четвёрке с плюсом. Сорок человек вело записи выступления, пять человек фотографировало.

И хотя, как  мы уже сказали, внимание было ровным, все же чувствовалось некоторое напряжение аудитории, поэтому на выступлении содокладчиков произошла ее разрядка. Федор Гиренок, выступивший как комментатор  публичной лекции, определил Слотердайка как анти-Хабермаса. Если последнему свойственно развернутое рационально выстроенное повествование, то первому свойственна мозаика не связанных между собой фрагментов. «Это – выступление в формате клипа», так сказал Гиренок.

Александр Секацкий выступил в свойственной ему сдержанно-эмоциональной манере, послав аудитории месседж о феномене цинизма в современном мире. Комментируя не само выступление,  а теорию цинического разума, он сравнил приобретение цинизма с потерей невинности.

Вопросов от публики модераторам встречи не предусматривалось. Возможно, это было сделано из-за опасения, что их не последует или зададут «не те, что надо вопросы». Однако  по окончании  официальной части обнаружилось достаточное количество желающих пообщаться с философом в частном порядке. Пообщались и мы, задав ему несколько вопросов по-немецки в скоростном режиме.

Анна Кучеревская: Прошу прощения за беспокойство, могу ли я задать Вам несколько вопросов?

Петер Слотердайк:  Да, пожалуйста.

Анна Кучеревская: Каково Ваше мнение о господине Путине?

Петер Слотердайк: Путин для немцев – это тема бесконечной иронии, потому что Герхард Шрёдер, наш прошлый канцлер, был чистой воды демократ. Таким образом, это давний разговор и, прежде всего, ироничный.

Анна Кучеревская: Как Вам аудитория?

Петер Слотердайк: Да! Я в восторге? Столько знающих людей пришли сюда вместе. Я вот думаю, сколько людей понимали лекцию без перевода? Не знаете?

Анна Кучеревская: Очень маленький процент.

Петер Слотердайк: Ах, значит так…

Анна Кучеревская: Что Вы думаете о современной немецкой философии?

Петер Слотердайк: Знаете, у меня написано 40 книг на эту тему…

Анна Кучеревская: Ну, вкратце…

Петер Слотердайк: Конечно, вкратце, как же иначе. Казанова написал свою историю жизни, как Вы знаете. Рассказы о своих похождениях. И однажды его попросили кратко изложить свои приключения. И вот, рассказ об одной очаровательной мадемуазель занял целый час. Рассказ о другой – пятьдесят минут. Рассказ о приключениях с монашкой ещё полчаса. И в конце концов Казанова сказал: «Видите, каждый рассказ немного длиннее другого, всего вкратце не сказать». Моё мнение о современной философии можно построить по той же схеме.

Анна Кучеревская: Каких современных немецких писателей Вы бы порекомендовали к чтению?

Петер Слотердайк: Я уже разговаривал на эту тему с одним русским писателем. Думаю, надо всегда читать Мартина Вайса.

Анна Кучеревская: И последний вопрос – что Вы думаете о Pussy Riot, об этом конфликте.

Петер Слотердайк: Не понял вопроса.

Анна Кучеревская: Pussy Riot… конфликт с этой группой в России.

Петер Слотердайк: Не понимаю о чем Вы.

Профессора Перцев и Секацкий по окончанию выступления также охотно  поделились с нами своими впечатлениями.

Марина Хабарова: Когда произошло Ваше знакомство с работами этого философа и с кем бы Вы его сравнили?

Александр Секацкий: Первые фрагменты я работ Слотердайка прочел в англоязычном переводе, а затем была книга, которую я до сих пор считаю лучшей –  "Критика цинического разума". Слотердайка в каком-то смысле можно сопоставить со Шпенглером. Хотя для академичной философской жизни Германии он необычен совоей медийностью. Человек, который мог бы спокойно пожимать академические лавры, и чем меньше он бы публично выступал, тем эти лавры были бы больше. Но он выступает где угодно, ничего не боится. За счёт этого он даже кое-что теряет в академической признанности в самой Германии, вызывает много раздражения, но так устроен человек.

Марина Хабарова: Получается, что он не является продолжателем классической немецкой философии?

Александр Секацкий: В каком-то смысле да, если иметь в виду замкнутую академическую среду. Я думаю, они воспринимают всё-таки Слотердайка с некоторым недоверием, но, одновременно, он, всё-таки, признан как настоящий профессор и, по версии университета Массачусетса, после смерти Бодрийяра, считается самым известным из ныне живущих философов. И уж всяко он входит в пятерку самых знаменитых современных философов. Опять же, во многом благодаря своей медийности.

Высказал нам свое мнение и профессор УрГУ Перцев

Марина Хабарова: Когда Вы узнали о Слотердайке?

Александр Перцев: В 1983 году. Я ездил тогда в Берлин, где было движение за предотвращения ядерной войны. Там мне и подарили книгу "Критика цинического разума".

Марина Хабарова: Как Вы думаете, он является продолжателем немецкой классической философии?

Александр Перцев: Он продолжатель ницшеанства, о чем он сам говорит прямо. Название его выступление «Перманентное возрождение» – это вечное возвращение. Это – ницшеанская тема.

Марина Хабарова:  С какими фигурами философии он у Вас ассоциируется?

Александр Перцев: Как и все ницшеанцы, это комическая традиция, комики философии, французские афористы – Шамфор, Вовенарг .

О  профессоре Перцеве как модераторе данного  выступления нам довелось также слышать критические отзывы: много времени было выделено на доклад, а стоило выделить время на свободную дискуссию.

Впечатление от выступления Слотердайка у нас осталось неоднозначное. Событие обещало быть ярким, заморским, с немецким колоритом.  Но философ одарил нас легендарной немецкой невозмутимостью,  говорил без интонаций и выражения. Несмотря на это, публике было интересно. Неформальная молодежь особенно отличалась вниманием. Было видно, что господин Слотердайк – их кумир

В нашей сдержанно-негативной оценке выступления Слотердайка мы были не одиноки: некоторые присутствовавшие также высказывались критически о выступлении знаменитости. В частности, по окончании всего действия один из зрителей так сформулировал свои впечатления:«Сочетание манной каши ... Говорят, что это – европейская академическая традиция чествования юбиляра. Но я этого и ожидал».

Нам не до конца остались понятны слова нашего собеседника, но, как выяснилось позже, Слотердайку в прошлом году исполнилось 65 лет. Поэтому он в некотором роде – юбиляр.

Мероприятие, по традиции, закончилось автограф-сессией. Автор терпеливо подписал книги и буклеты всем желающим, что можно считать признаком хорошего тона со стороны столь именитого философа.

 

 


 

  1. Фёдор Гирено́к –  философ, отстаивающий позиции философского археоавангарда. С 1999 г. профессор кафедры философской антропологии филосософского факультета МГУ. Основные работы: «Судьба русской интеллигенции». (1991); «Метафизика пата». (1995); «Удовольствие мыслить иначе».(2008).
    Александр Перцев – доктор философских наук, профессор и декан  философского факультета Уральского государственного университета, вице-президент Российского философского общества (с 1999). Основные работы: Душа в дебрях технологий.(2004); Фридрих Ницше у себя дома. (2009); «Почему Европа не Россия. Как был придуман капитализм» (2005).
    Секацкий Александр –  как публицист и философ — один из лидеров идеологической группы, получившей название «петербургские фундаменталисты». Член редколлегии журналов «Ступени» и «Комментарий». Член редколлегии журнала «Сеанс».Член Союза журналистов и Союза писателей России. Основные работы: «Смысл вопроса «В чём смысл 
    жизни?», «Шанс для империи и современный социогенез» (2009), «Деньги как плод воображения: происхождение сберегающей экономики» (2010)
  2. Текст доклада  на момент написания  статьи  был нам недоступен. Видеозапись доклада , и содокладов Секацкого и Гиренка –  http://www.youtube.com/watch?v=0mFGc16DTiY
  3. Себастье́н-Рош Николя́ де Шамфо́р ( 1741 — 1794) — французский писатель, мыслитель, моралист. Глубоко повлиял на последующую европейскую и американскую афористику.
    Люк де Клапье, маркиз де Вовенарг (1715 —  1747) — знаменитый французский философ, моралист и писатель. Знаменит как афорист. Был оценен Вольтером за сравнительную характеристику Корнеля и Расина.

Вернуться назад