ИНТЕЛРОС > №3, 2013 > Воспитание культуры здоровья в традициях русской народной игры

Евгения Конькина
Воспитание культуры здоровья в традициях русской народной игры


22 августа 2013

Конькина Евгения Владимировна

Оренбургский государственный педагогический университет

кандидат .педагогических .наук, доцент кафедры общей педагогики

Konkinа Evgenia

Orenburg State Pedagogical University

candidate. teacher., Associate Professor, Department of General Pedagogy

E-Mail: evgeniavk2@gmail.com

УДК – 371.01.(06)

Воспитание культуры здоровья в традициях русской народной игры

Аннотация: В статье анализируется игровая практика современных детей, традиции русской народной игры как педагогического  средства воспитания культуры здоровья. Автор рассматривает игру как феномен культуры и особый способ проживания бытия ребенка.

Ключевые слова: «игра», «русская народная игра», «культура здоровья», «игровое воспитательное пространство».

 

Nurturing a culture of health in the tradition of Russian folk games

Summary: The article examines the practice of modern children's play, the traditions of Russian folk games as a means of teaching a culture of health. The author considers the game as a cultural phenomenon and a special way of living being of the child.

Key words: "game", "Russian folk game", "culture of health", "educational game space."

 

Воспитание культуры здоровья в традициях русской народной игры

Особенностью современного состояния российского общества является резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации, что обусловило огромный интерес представителей различных народов к своей национальной культуре, традициям воспитания. Важной задачей образования в этой связи становится организация здоровьесберегающего образовательного пространства. Особое место в традициях воспитания занимает такая форма досуговой деятельности, как игра. В традиционном обществе игра готовила ребенка к взрослой жизни, которая осознавалась как серьезный, сложный путь с множеством трудностей, испытаний. И пройти его надо было достойно – такой была установка.

Проблема социального, духовно-нравственного, психического ухудшения здоровья детей и юношества стала уже общим местом в психолого-педагогических дискуссиях. Однако позитивных сдвигов общественного масштаба в практической деятельности пока не много. Актуальным остается поиск способов создания здоровьесберегающей образовательной среды. Современные юные россияне в большинстве своем уже далеки от традиций русской народной культуры. Воссоздание территории здорового детства, где царит русская народная традиция в организации свободного времени ребенка – один из шагов к реальному решению проблемы сохранения и укрепления духовно-нравственного и физического здоровья подрастающего поколения россиян.

Детская игра выполняет множество функций: развивает мышление и речь, наблюдательность и память, воображение и коммуникативные навыки; учит управлять эмоциями, контролировать и позитивно использовать агрессивность; позволяет усвоить социальный опыт взрослых, овладеть многими навыками этнического происхождения; приобщает к доступным формам трудовой деятельности; воспитывает дружелюбие и чувство справедливости; тренирует физическую выносливость и самообладание, настойчивость и терпение; закаляет волю. По мнению С.А. Шмакова, игра – это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобный для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей: это сфера сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых [10].

Значение русских подвижных игр в процессе физического и нравственного воспитания детей в семье и в школе раскрыто в трудах Е.А. Покровского, который пишет: «Игра … есть выражение потребности организма к деятельности… Вызывая ребенка на разнообразные движения и напряжения духа и тела, игра тем самым значительно содействует развитию и укреплению физических и духовных сил его, служа, таким образом, прекрасной подготовительной школой для практической деловой жизни» [7].

Одним из первых в России Е.А. Покровский стал широко использовать детские игры для профилактики и лечения многих болезней, но более важной задачей он считал умение предотвращать заболевание: «С этой последней целью наука наша должна направлять с детства человека к тем путям, на которых организм каждой личности в отдельности, равно как и всего общества, пользовался бы наилучшим здоровьем. Для обеспечения этого положения первое, что нужно, – это крепость сил и неуязвимость здоровья. Но как достигнуть этого? Путем постепенного укрепления организма с раннего возраста, а одно из лучших, вернейших и приятнейших средств для этого в раннем возрасте – детские игры» [7].

Однако с течением времени здоровьеохранительная функция игры стала утрачиваться. Традиционные детские подвижные игры уже нуждаются в реабилитации, возрождении, пропаганде ввиду экспансии экранной  цивилизации с её киберкультурой и виртуальной психологией. Научная общественность бьет тревогу: повальное увлечение компьютерными играми все чаще превращается у детей в игровую зависимость.

Исторический анализ традиции русской народной игры показывает, что отношение к ней было на протяжении времени неоднозначное. Представители Русской православной Церкви настороженно относились к увлечению играми. Так, схиигумен Савва (Остапенко) поучал: «Времени отдыха отнюдь не употребляй, как поступают многие неразумные, на какие-нибудь удовольствия или на какие-нибудь порочные забавы, бесполезные игры. Игра и христианин – две вещи непримиримые». В христианской аскетике отражено представление об игре как о замене подлинной жизни другой, неподлинной. Святитель Феофан Затворник подчеркивал: «…играя, не проиграйте своего спасения» [1].

Слова игрок, игрун в применении к взрослому человеку часто и до сих пор несут отрицательную эмоциональную оценку. У В.И. Даля: игрец – актер, лицедей, шут, потешник напоказ, скоморох; игрок – играющий   в какую-либо игру, а также пристрастный к игре – картежник; занимающийся делом этим как промыслом. Игрок кум вору. О безделье: Игрушки да смешки, шутки да потешки.

Между тем детству игра имманентна,  она составляет основной вид деятельности ребенка в раннем возрасте, лишь постепенно уступая место посильному труду и учебе. Именно игра лучше всего готовит ребенка к жизни.

Почему же так важно осветить истоки игры и подчеркнуть особенность, священность пространства, на котором разворачивалось игровое действие? Потому что всякая народная игра, сохраненная традицией, оседает в детской субкультуре и фольклоре; она представляет собой неоценимую сокровищницу смыслов, историю тысячелетнего пути познания мира нашими предками. Потому что игра с присущими ей игрушками – это не только эстафетная, но и волшебная палочка, способная посредством детского воображения творить новый миропорядок, который имеет много шансов воплотиться в реальности. Потому что с первых минут жизни ребенок обречен тем паттернам культуры, тем исторически сложившимся системам значений и ценностей, с точки зрения которых  родители, педагоги, общество придадут форму, смысл, порядок и направление его жизни [8].

Многочисленные культурологические исследования игровой проблематики отмечают маркированность игры по трем координатам: временной (игра противопоставлена обыденности, трудовым будням), пространственной (игра выгораживает для себя особое пространство: в предельном выражении это сцена), деятельной (игра противопоставлена реальности как деятельность, протекающая по своим правилам, – «в ней преодолевается зависимость человека от природной нужды и возникает импульс к свободе, не вмещающейся в рамки серьезного, однозначно утилитарного поведения» [9]). Таким образом, понятие границы является для игры чрезвычайно важным.

Стойкая тенденция ухудшения здоровья детей нашей страны побуждает представителей научного сообщества обращаться к тем традициям формирования здорового детства, которые прошли испытание временем. По мнению ученых [5] целостный подход к воспитанию здорового подрастающего поколения России обеспечивается введением в образовательное пространство русских народных игр, традиционных для детской субкультуры, но сейчас  уже нуждающихся в возрождении.

Глобализация – объективное явление, она таит в себе как новые возможности социального прогресса, так и новые риски глобального характера. Культура может и должна  активно противостоять негативному воздействию… Суть этого противостояния заключается в поддержании плюралистичности культуры. Это значит, что в стремлении к модернизации и  преодолению экономической отсталости общества вовсе не обязательно жертвовать своей культурной самобытностью, напротив, нужно изо всех сил держаться своей почвы, благоговейно сохранять традиции, постигать свою национальную уникальность. «Всемирная отзывчивость русской души», неправильно истолкованная, предательски ориентированная на всеядность, чревата печальными последствиями – потерей необщего выраженья лица народа. Образное воплощение подобное бедствие нашло еще в 1913 г. в сатирической сказке М. Кузмина «О совестливом лапландце и патриотическом зеркале» [5].

В течение XX века, особенно в конце его, произошли большие изменения и в физическом облике нашего жизненного пространства, очевидно травмирующие русскую ментальность, так как свойства мегаполиса повсеместно привели и к деформации детского игрового пространства, исчезли из обихода многие прежние детские игры: не прыгают через веревочку, не рисуют классики, не играют в казаки-разбойники, в лапту и городки. Одной из причин этого М.В. Осорина считает изменение детского игрового пространства.

Она убедительно доказала, что далекий от совершенства урбанизированный ландшафт создает большие ограничения двигательным возможностям и потребностям детей. Компенсировать все недостатки, вызванные этой бедностью окружающей среды, может правильно, разумно устроенная детская площадка – законное место для прогулок, заповедное пространство, специально устроенное для удовлетворения игровых потребностей, – территория здорового детства [6].

Среди факторов выживания человека здоровая повседневность кажется самым необходимым и вполне достижимым основанием. Однако опыт показывает, что только неразумным поведением люди больше вредят своему здоровью, сокращают жизнь и подвергают неприятностям окружающих, чем страдают от чрезвычайных ситуаций. «Законы здоровья просты, наглядны и доступны пониманию каждого. Но самого по себе понимания мало: надо их осознавать как реальные способы достижения здоровья и долголетия», –считают С.К. Бондырева и Д.В. Колесов [2].

Педагоги, от которых дети впервые узнают народную игру, не всегда понимают сами, чем эта игра хороша, какую культурную информацию она передает ребенку, почему из обширного репертуара игр лучше выбрать именно эту. Родители обычно передают свой опыт детям на ярком эмоциональном фоне воспоминаний о своем детстве. Происходит это в атмосфере интимно-личностного взаимодействия или в совместной игровой деятельности; они могут при этом не осознавать всей полноты воспитательной роли игры – здесь традиция транслируется естественным путем, выполняя главную свою задачу – поддерживать коллективную память, сохранять мир, а не объяснять его. Профессиональный педагог, напротив, сознательно выполняет образовательную функцию и должен осуществлять выбор игры с заранее продуманной целью и пониманием прогнозируемых результатов.

Исследование М.А. Ключевой рассматривает народные подвижные детские игры как особый пласт народной культуры, в котором содержится  эстетический элемент, зрелищность, отражается народно-поэтический взгляд на мир. Изучение народной игровой культуры детей как совокупности невербальных и вербальных фольклорных форм затрагивает глубочайшие вопросы этнопсихологии и позволяет исключительно тонко войти в психологию ребенка. Внесение традиционной игры в образовательное пространство культуры, считает М.А. Ключева, имеет важное социальное значение для ее реабилитации и пропаганды в свете гипертрофированного, а иногда и опасного развития индустрии игры в современной массовой культуре (от телевизионных, компьютерных игр и игровых автоматов до футбольного фанатизма), при несомненной психофизической потребности ребенка в живом общении, в том числе – игровом [4].

Примером русской народной подвижной игры, в ходе которой  осваиваются эти фундаментальные витальные смыслы, может являться русская лапта.

Лапта – одна из самых древних русских народных командных игр и, по всеобщему признанию, наиболее интересная и полезная. Е.А. Покровский обращал внимание на то, что лапта требует от человека сил душевных и телесных, немало проницательности и осторожности со стороны детей при выборе вожаков; а поскольку она являет собою как бы род войны, то немало требуется искусства, ловкости, проворства, находчивости и т.д. [7]. А.И. Куприн ценил в ней находчивость, внимательность, изворотливость игрока, его быстрый бег, глубокое дыхание, меткий глаз,  твердость удара руки и вечную уверенность в том, что тебя не победят. Замечено, что трусы и лентяи не играют в лапту. Здесь вырабатываются такие качества, которые находят применение в любой конкретной обстановке и в экстремальной ситуации: смелость, организованность коллективной мысли и совместных движений, чувство общности устремлений и действий, зоркость и ловкость, быстрота реакции. В подобных играх скрыты истоки высоких чувств – патриотизма, верности, боевой стойкости.

Это самая распространенная игра в мире – с мячом и битой. Игры, подобные лапте, есть и у других народов мира: у англичан – крикет, у американцев – бейсбол, у кубинцев и мексиканцев – пелота, у финнов – песа палло, румын – ойна. В каждой российской школе на уроках физкультуры можно научиться играть в лапту. Русская лапта – самый доступный вид спорта, для него нужны лишь ровная площадка, теннисный мяч и бита, а по зрелищности и динамизму лапта не уступает хоккею и футболу. А потому развивать его массовость не только можно, а нужно.

В истории отечественного спорта было несколько попыток возродить лапту. Впервые создание единых официальных правил по русской лапте было предпринято в 1926 г. Однако  только в 1958 году состоялся первый чемпионат РФ, в 1959 г. лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР. В 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, и самобытная игра вымирает. Только в 1994 г. игра была вновь включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию.

В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований. Постепенно лапта возрождается как официальный вид спорта. Развитие русской лапты в Оренбургской области связано с деятельностью В.А. Гронского, тренера-преподавателя Саракташской детско-юношеской спортивной школы, выпускники которой в 2005 году стали студентами Института физической культуры и спорта Оренбургского государственного педагогического университета и составили основу мужской студенческой команды. В 2006 году спортсмены приняли участие в соревнованиях на Кубок России, где команда заняла пятое место. На протяжении прошедших лет мастерство спортсменов росло и в сентябре 2012 года команда спортсменов из Оренбурга на Чемпионате в городе Анапа Краснодарского края, мужская сборная области заняла первое место и стала чемпионом России с присвоением звания «мастер спорта» каждому игроку. Женская сборная Оренбуржья также вошла в элиту сильнейших, заняв второе место.

Сегодня очевидно, что придание лапте статуса национального вида спорта обеспечивается официальными решениями на  государственном уровне. А чтобы лапта пришла во дворы и молодежь ежедневно вырабатывала навыки командного взаимодействия, нужно место для площадок, побольше мини-стадионов. Эти проблемы в сфере ответственности бизнеса и власти. Ученые, публицисты, педагогическая общественность и деятели культуры по роду своей деятельности хорошо понимают, что поиск новых ценностей прежде всего осуществляется в различных творческих формах жизнедеятельности человека: в детских играх, празднике, спорте, в разных видах искусства, генерирующих новые смыслы [3].

В контексте здоровья нации игра и детство приобретают важную роль, поскольку вектор их развития обращен в будущее. Здоровьесообразны народные подвижные игры, отвечающие потребности ребенка в движении, познавательной деятельности, а также игры творческого характера, ведущие к успешной самоидентификации. Полноценна плодотворная игра – та, которая рождает новое, небывшее. На такую деятельность способна только личность, обладающая сознанием, волей и свободой выбора, имеющая собственные цели и ценности. Чтобы возрасти до личностной зрелости, ребенку нужна здоровая среда, чистое духовно-нравственное пространство – здесь зона ответственности взрослых. «Игра расширяет контекст существования человека, горизонт его самосознания. Можно сказать, что игра – это различные способы проведения новых границ своего мира и самого себя, так как в игре совершается обнаружение своих границ, осознание и определение границ Своего и Чужого, реального и нереального, возможного и невозможного» [3]. Психологические и экзистенциальные измерения человеческого бытия – это то душевное и духовное пространство, где личность, играя, производит над собой эксперимент, в процессе которого происходит самопознание и самоопределение, самовыражение и самоутверждение. Через игру свершается сдвиг и расширение границ общечеловеческого опыта. Искусству почитания, сохранения и перехода внутренних и внешних границ нам всем надо учиться, тогда будет здоровье души и тела.

 

Литература

 

  1.  Абраменкова В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка / В.В. Абраменкова. – М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006. – 640 с.
  2.  Бондырева С.К. Выживание (факторы и механизмы): учеб. пособие. / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов – М.: Изд-во Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2005. – 368 с.
  3.  Гурин С.П. Маргинальная антропология. / С.П. Гурин – Саратов, 2000 [Эл. ресурс]http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z00963/index.shtml (Дата обращения 12.01.12.)
  4.  Ключева М.А. Народные подвижные детские игры: опыт типологии. автореф. дис. … канд. Искусствоведения / М.А. Ключева. –  СПб., 2008.
  5.  Конькина Е.В. Воспитание культуры здоровья средствами традиций народной педагогики: игра как территория здорового детства - http://rucont.ru/efd/194407
  6.  Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. – СПб.: Издательство Питер, 2000. – 288 с.
  7.  Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, педагогикой, гигиеной) / Е.А. Покровский. – М., 1884. – 368 с.
  8.  Cоколова Л.Б. Традиции казачества как средство духовно-нравственного воспитания / С.Н. Даньшов, Л.Б. Соколова [Эл. ресурс]http://credonew.ru/content/view/571/58/ (дата обращения 22.01.2013.).
  9.  Хейзинга Й. Homo Ludens = Человек играющий. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. – М.: Прогресс, 1992. – 464 с.
  10.  Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 2004. – 240 с.

Вернуться назад