ИНТЕЛРОС > №3, 2013 > Патриотическое направление в молодежной политике региона...

Екатерина Коваль
Патриотическое направление в молодежной политике региона...


22 августа 2013

Коваль Екатерина Александровна

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

кандидат философских наук, докторант кафедры философии

для гуманитарных специальностей

 

Koval` Ekaterina Aleksandrovna

N.P. Ogarev Mordovia State University

PhD, doctoral candidate of the Chair of Philosophy for Classical Specialties

E-Mail: nwifesc@yandex.ru

УДК – 172.15

Патриотическое направление в молодежной политике региона как способ противодействия деструкции современного общества (на примере Республики Мордовия)

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений государственной молодежной политики. В многонациональном и многоконфессиональном регионе, каковым является Мордовия, патриотическое воспитание молодежи – эффективный способ противодействия таким социальным деформациям и деструкциям, как экстремизм, терроризм, вандализм, наркомания и т.д. К участию в патриотических акциях успешно привлекаются малолетние преступники, представители агрессивных молодежных субкультур. Патриотическое воспитание молодежи – один из путей преодоления мировоззренческой и исторической проблем реализации ГМП в России.

Ключевые слова: патриотизм, государственная молодежная политика, социальные девиации, социальная ответственность.

 

Patriotic direction of youth policy in the region as a way to resist the destruction of modern society (in the case of the Republic of Mordovia)

Summary: The author analyzes the patriotic education as one of the priorities of the state youth policy. In multi-ethnic and multi-religious region (as the Republic of Mordovia) patriotic education of youth is effective way to resist such social deformation as extremism, terrorism, vandalism, drug abuse, etc. Representatives of aggressive youth subcultures, juvenile delinquents are to take part in the patriotic actions. Patriotic education of youth is one of the ways to overcome the ideological and historical problems of SYP implementation in Russia.

Keywords: patriotism, state youth policy, social deviance, social responsibility.

 

Патриотическое направление в молодежной политике региона как способ противодействия деструкции современного общества (на примере Республики Мордовия)

В Стратегии государственной молодежной политики в РФ от 18 декабря 2006 года государственная молодежная политика (далее - ГМП) определятся как «…система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение её конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности» [1].

Основным средством развития потенциала молодёжи является её вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества.

Краткая история государственной молодежной политики в РФ свидетельствует о том, что определение государственной структуры, ответственной за ГМП является крайне сложным. Молодежь активно участвует во всех сферах жизни общества, однако необходимо, чтобы специализированный государственный орган курировало одно министерство.

16 сентября 1992 года появился комитет по делам молодёжи при правительстве РФ, который возглавил Андрей Шаронов. 23 декабря 1996 года после ухода Шаронова в Минэкономики России госкомитет возглавила Татьяна Новикова. 24 июня 1998 года вместо Госкомитета возник Департамент по делам молодёжи в Министерстве труда и социального развития.

Но 22 сентября 1998 года госкомитет по делам молодёжи был вновь возрождён, его возглавил Виктор Иванович Деникин. С 25 мая 1999 года по 17 мая 2000 года он носил название Госкомитета РФ по молодёжной политике. 2000 по 2004 год он снова был упразднён и его функции были переданы департаменту по молодёжной политике Министерства образования Российской Федерации, который возглавила Галина Куприянова. Курировал Департамент заместитель Министра Юрий Васильевич Коврижных.

С 1 июня 2004 года, в результате административной реформы, в рамках вновь образованного Министерства образования и науки возник Департамент государственной молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей (с 2005 года в названии было убрано слово «государственной»), его возглавил Сергей Николаевич Апатенко. С ноября 2006 года — Алина Афакоевна Левитская. В Федеральном агентстве по образованию в 2004 году было создано Управление по делам молодёжи.

Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2007 года № 1274 создан Государственный комитет Российской Федерации по делам молодёжи, руководителем которого распоряжением Правительства Российской Федерации назначен Василий Якеменко.

Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 Комитет преобразован в Федеральное агентство России по делам молодежи в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

До 21 мая 2012 года Федеральное агентство по делам молодёжи находилось в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, а начиная с 21 мая 2012 года перешло в подчинение к министерству образования и науки Российской Федерации. С 23.06.2012 руководителем Агентства является Сергей Юрьевич Белоконев.

Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) - федеральный орган исполнительной власти в России, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодёжной политики, реализации (во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи) мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на содействие реализации молодёжью своих профессиональных возможностей [2].

Как видно из определения, приоритетными направлениями ГМП, требующими участия федерального государственного органа, являются обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственное и патриотическое воспитание, профессиональное развитие молодежи.

Рассмотрим патриотическое направление ГМП на примере конкретного региона – республики Мордовия, где данное направление является одним из принципиальных в решении проблемы социальных, нравственных, этнических, религиозных деструкций в молодежном сообществе республики.

Республика Мордовия – один из первых субъектов ПФО, в котором был принят региональный закон о молодежной политике (Закон РМ «О государственной молодежной политике в РМ» № 36-З от 12 ноября 1996 г.). После принятия закона был создан Совет по координации молодежных программ при Главе Республики Мордовия, а Комитет по делам молодежи получил статус Государственного комитета.

Анализируемый закон имеет определенную специфику. Поскольку в настоящее время в Российской Федерации не существует действующего закона «О молодежи», границы молодежного возраста не определены однозначным образом на территории всей Российской Федерации. В связи с этим субъекты федерации самостоятельно определяют возрастные границы для молодежи. Так, согласно Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года, границами молодежного возраста принято считать 14 и 30 лет. Однако, закон Республики Мордовия «О государственной молодежной политике в Республике Мордовия» от 12.11.1996 определяет возрастные границы рассматриваемой социальной группы иначе: от 18 до 30 лет. Молодыми считаются семьи при условии, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет [3].

Субъектами государственной молодежной политики в РМ являются:

- Глава Республики Мордовия,

- Государственное Собрание Республики Мордовия,

- Правительство Республики Мордовия,

- органы исполнительной власти Республики Мордовия,

- органы местного самоуправления в случае наделения государственными полномочиями по реализации государственной молодежной политики в порядке, установленном федеральным законом и законом Республики Мордовия (ст. 6 Закона РМ О государственной молодежной политике).

Однако следует отметить, что молодежные объединения и ассоциации, их представители, отдельные граждане, чей возраст соответствует указанному в Законе, участвуют в реализации ГМП не только как объекты, благополучатели, но и как субъекты молодежной политики. Например, консультативно-совещательные органы при Советах депутатов муниципальных районов Мордовии (молодежные парламенты), имеют возможность формирования законодательной инициативы в пределах полномочий представительных органов местного самоуправления и непосредственного обсуждения данной инициативы в местных Советах.

Ст. 4 анализируемого Закона содержит перечь основных направлений ГМП в Мордовии:

1) формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

2) обеспечение соблюдения прав молодежи;

3) обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

4) содействие в предпринимательской деятельности молодежи;

5) государственная поддержка молодой семьи;

6) гарантированное предоставление социальных услуг;

7) государственная поддержка талантливой молодежи;

8) государственная поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;

9) содействие межрегиональным и международным молодежным обменам [4].

В данном перечне отдельно не выделено патриотическое направление, однако анализ мер реализации ГМП в Республике позволяет говорить о том, что патриотическое направление может быть заявлено как самостоятельное, а также как одно из ведущих, поскольку реализация именно этого направления позволяет противодействовать деструктивным явлениям в молодежной среде.

В концепции Федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2012-2016 годы патриотическое воспитание молодежи, формирование и развитие ценностей здорового образа жизни фигурирует в списке ключевых приоритетов государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу.

Мерами реализации патриотического направления в РМ являются:

- принятие специальных правовых актов, решений местных органов власти и управления;

- разработка и реализация в регионе патриотического направления государственной молодежной политики комплексного и целевого характера;

- выделение в республиканском и местном бюджетах  отдельных ассигнований на финансирование мероприятий в области реализации патриотического направления ГМП;

- создание в государственных органах по делам молодежи и социальных службах подразделений или назначение ответственных за реализацию патриотического направления;

- государственная поддержка республиканских и местных молодежных и детских общественных объединений, ассоциаций (союзов) молодежных и детских общественных объединений, ориентированных на патриотическое воспитание молодежи.

Необходимо подробнее проанализировать некоторые меры реализации патриотического направления ГМП в Мордовии.

Государственное бюджетное учреждение «Мордовский республиканский молодежный центр» (ГБУ МРМЦ) осуществляет свою деятельность с 1997 года, является подведомственным учреждением Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с приоритетными  направлениями Стратегии государственной молодежной политики. ГБУ МРМЦ представляет собой ресурсную базу поддержки молодежных объединений, в штате которого есть специалисты по всем направлениям молодежной политики, в частности, функционирует отдел гражданско-патриотических программ.

Приоритетными направлениями деятельности отдела являются: методическая работа с кадрами (руководителями школьных поисковых отрядов), проведение массовых мероприятий со школьниками, молодежью, с трудными подростками, населением. Традиционны встречи с ветеранами войны и труда, проведение Маршей Памяти, участие в Республиканских и Всероссийских фестивалях и конкурсах, работа с призывниками, участие в экспедициях Вахты Памяти увековечение Памяти павших Защитников Отечества, координация деятельности МРПО «Поиск».

Разработаны и реализуются комплексные программы «Диалог поколений», «Тимуровцы - ветеранам», «Они сражались за Родину», «Книга Памяти и Славы», «Марш Памяти», «Обелиск» и др. Собран и передан в районы республики сборник видеоматериалов о поисковой работе, о проводимых мероприятиях. Разработаны и переданы педагогам методические материалы по организации поисковых отрядов в школах, ПУ, лицеях. Сотрудниками отдела гражданско-патриотических программ разработана и действует программа подготовки  юных поисковиков. Она рассчитана на 2 года обучения.

Одна из самых  доступных, интересных и востребованных форм поисковой деятельности - это работа по программе «Где погибли мои земляки?». В рамках данной программы каждый поисковик занимается работой в архиве, опросом старожилов в своем селе, микрорайоне, на своей улице или в своем городе.

Проводятся комплекс массовых мероприятий героико-патриотического содержания с учащимися школ, ПУ, трудными подростками, местным населением. Ведется большая организационная работа по установлению мест захоронений репрессированных. За последние 3 года проведено более 20 поисковых экспедиций в Калужскую, Ростовскую области и по Республике Мордовия, всего участвовало более 500 бойцов за пределами Мордовии и около 2000 по Республике [5].

Полезный социальный эффект дает реализация патриотического направления в работе с трудными подростками. Подростки с негативными девиациями не всегда склонны к тому или иному виду творчества, редко участвуют в интеллектуальных мероприятиях, не желают заниматься предпринимательством и т.п. Однако они с удовольствием участвуют в поисковом движении. Помимо социальных девиантов к поисковикам часто примыкают представители молодежных агрессивных субкультур (гопники, фаны, скинхеды). Возможно, это связано с приоритетом паттерна мужественности, в некоторой степени схожей внешней атрибутикой (поисковики, как и скины, носят камуфлированные брюки, берцы, ремни с пряжками). К трудным подросткам в движении поисковиков формируется отношение как к равным; ответственность распределяется с учетом личностных особенностей, но без клеширования или стереотипизации подростков как правонарушителей.

Таким образом, реализация патриотического направления ГМП в регионе способствует сокращению деструктивных явлений в молодежном сообществе. Возможность самовыражения, осознание ответственности, социальной полезности собственных действий – мощнейшие стабилизирующие и социализирующие факторы для так называемой трудной молодежи.

Безусловно, субъекты молодежной политики в процессе реализации данного направления ГМП, сталкиваются с рядом проблем: недостаточность финансирования, проблемы в межличностной коммуникации подростков между собой и со взрослыми (сотрудники отдела гражданско-патриотических программ, руководители поискового движения, представители власти) и т.п.

В целом, можно выделить две фундаментальные проблемы, возникающие в процессе реализации ГМП в России, и в Республике Мордовия в частности: мировоззренческая и историческая.

Мировоззренческая проблема заключается в восприятии ГМП как представителями российского чиновничьего аппарата, так и большинством населения как затратной, распределительной и потребительской, не стимулирующей молодых людей к самообеспечению, новым видам производительной и творческой деятельности.

Историческая проблема заключается в сохранении ведомственного подхода к молодому человеку, когда с точкой зрения государственных органов он не рассматривается в комплексе своих проблем, потенций, взглядов, среды, а фигурирует как носитель определенного социального статуса: «учащийся», «пациент», «военнообязанный», «правонарушитель» и т.д., к которому эти органы зачастую применяют взаимоисключающие меры.

Патриотической направление в ГМП при грамотной реализации минимизирует ведомственный подход, способствует развитию таких качеств, как энтузиазм, самопожертвование, творческое решение нетривиальных проблем в молодежной среде.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации / утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р. URL: http://style.jaba.ru/social/docs/507.pdf (дата обращения 14.11.2012).
  2. Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) / Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://правительство.рф/power/241/ (дата обращения 14.11.2012).
  3. О государственной молодежной политике в Республике Мордовия : закон Республики Мордовия от 12 ноября 1996 года № 36-З / URL:http://map.lawcs.ru/privolg/mordov_3-5zakon36.doc (дата обращения 14.11.2012).
  4. О государственной молодежной политике…
  5. Отдел гражданско-патриотических программ / Сайт Государственного комитета РМ по делам молодежи. URL: http://www.mol-rm.ru/mrmc(дата обращения 14.11.2012).
 

 


* Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта «Историко-культурные основы концепции терроризма Ф. М. Достоевского и их трансформация в современности» (грант Президента РФ МК-1547.2012.6).

Вернуться назад