ИНТЕЛРОС > №3, 2018 > Интегральный интеллект: от теории к практике. Часть 2. Интегрально-квантовая модель мышления

Татьяна Тарасюк
Интегральный интеллект: от теории к практике. Часть 2. Интегрально-квантовая модель мышления


06 сентября 2018

Тарасюк Татьяна Валентиновна

магистр психологии,

директор ООО «WhiteClub»

Tarasiuk Tatiana Valentinovna

Master degree in Psychology

WhiteClub Ltd, Director

E-Mail: ttarasiuk007@gmail.com

Шашков Игорь Иванович

Тверской промышленно-экономический колледж

кандидат технических наук

Shashkov Igor Ivanovich

PhD

E-Mail: shashkovi0@gmail.com

УДК – 160.1

 

 

Интегральный интеллект: от теории к практике. Часть 2. Интегрально-квантовая модель мышления

 

Аннотация: При трансформационном квантовом скачке к представлению об абсолютной полноте появляется возможность разработки новых эффективных методов развития интеллекта, основанных на интегрально-квантовом моделировании сознания и мышления.

Ключевые слова: полнота, интегрально-квантовое моделирование, принцип 2-3, коммуникативный резонанс (КР), интеллект, мышление

 

INTEGRATED INTELLIGENCE: FROM THEORY TO PRACTICE.PART 2. INTEGRAL-QUANTUM MODEL OF THINKING

 

Abstract.  A transformational quantum leap to the idea of absolute fullness gives us opportunity to develop human intellectual abilities, using new effective methods created on the basis of the quantum-integrated modeling a consciousness and thinking.

Keywords: fullness, quantum-integrated modeling, 2-3 principle, a communicative resonance (CR), intelligence, consciousness

 

Интегральный интеллект: от теории к практике. Часть 2. Интегрально-квантовая модель мышления

 

Введение

В части 2 настоящей работы мы развиваем тему интегрально-квантового моделирования сознания и мышления, начатую в части 1, посвященной интегральному моделированию на основе фундаментального принципа 2-3[1].

Ниже приводятся некоторые основные положения/результаты части 1:

  1. Принципиально новые, адекватные и однозначные результаты при моделировании сознания/мышления/интеллекта достигаются при трансформационном квантовом скачке к представлению об абсолютной полноте[2], включающей в себя всё без каких-либо изъятий и/или ограничений. При этом мы легитимируем краевую логическую противоречивость (КЛП), неизбежную при обращении к такой абсолютной полноте.
  2. Возражение, что при легитимации КЛП система, в соответствии с законом Дунса Скотта, становится неинформативной, снимается разделением системы на две области:

(1) частичности (где логическая противоречивость нелегитимна);

(2) полноты (где она легитимна).

При этом:

  • в области (1) – жесткий детерминизм, характерный для макроскопических физических предметов;
  • в области (2) – полнота свободы, возможно любое высказывание, любая фантазия – это отвечает, в частности, возможности творческого воображения.

Эти области связаны между собой, но при этом и разделены трансформационным «квантовым скачком»[3].

  1. Структурирование полноты (как и всех других краевых, фундаментальных феноменов/явлений/понятий) осуществляется на основе интегрального принципа 2-3 – принципа перехода от дуальной оппозиционной модели к троичной, логически замкнутой модели (в идеале это кольцо КР[4]):

Две дополнительные, логически несводимые одна к другой модели в своей полноте (на краю) единятся в третьей эмерджентной модели.

  1. Всякое краевое, фундаментальное явление/феномен/понятие является конечно-бесконечным, его Полнота (всеполнота) осуществляется как единение краевой непредставимой абсолютной полноты (бесконечности) и срединной детерминированной множественной частичности (конечности). При этом краевая и срединная области связаны соотношением неопределенностей, подобным соотношению неопределенностей в квантовой механике.
  2. В соответствии с принципом 2-3, адекватное описание механизма интеллекта в его полноте (как и моделирование мышления, функцией которого интеллект является) должно основываться на единении двух принципиально различных механизмов:

1) механизм для краевой области полноты;

2) механизм для срединной области частичных сущностей.

  1. Квантовый подход по своему философскому смыслу отвечает выходу теории на край, на границу, на которой осуществляется дискретность на непрерывном фоне и, вместе с этим, краевая логическая противоречивость.

Соответственно, феномен можно называть квантовым, если при его описании мы необходимо приходим к представлениям о краевой дискретности и, вместе с этим, к краевой логической противоречивости.

  1. Полнота описания краевых феноменов, каковым является сознание, достигается при единении квантового и интегрального подходов в интегрально-квантовом подходе.

Критерий того, что феномен является интегрально-квантовым, назовем ИК-критерием; этот критерий отвечает фундаментальному принципу 2-3.

  1. В КР-психологии[5] показано, что сознание в полноте своего самоосуществления моделируется на основе представления об устойчивых структурах психики (УСП)  спиралевидных замкнутых образованиях в психике, которые, благодаря коммуникативному резонансу в них, являются устойчивыми во внешнем охватывающем времени»[6].
  2. Сознание является квантовым феноменом ввиду того, что оно выделяет («осознает») на своем фоне-экране некоторые конкретные образы как дискретности на фоне непрерывности.

Выражение/репрезентация дискретности/непрерывности сознания осуществляется через представление об интегральных УСП (ИУСП)[7], несущих целостные (дискретные) смыслы на непрерывном фоне своего развития к этим предельным смыслам.

  1. Количество дискретных УСП, отвечающих конкретным осознаваемым предметам, может являться столь большим, что «расстояние» на экране сознания между соседними из них оказывается достаточно малым, что позволяет идентифицировать его как конечно-бесконечное и, вместе с этим, дискретно-непрерывное (что и обеспечивает возможность существования непрерывного фона-экрана сознания).

Иными словами, множество воспринятых предметов создает фон-экран, на котором получает возможность своего же выявления.

  1. УСП структурируется в соответствии с интегрально-квантовым принципом 2-3.

В первом приближении:

  • с полюсом бесконечного сопоставляется краевая УСП (КУСП), отвечающая внешней резонансной оболочке, охватывающей УСП;
  • с полюсом конечного – УСП в своем развитии к краю, к оболочке КУСП;
  • с полюсом конечного-бесконечнного – интегральная УСП (ИУСП).

Край и середина ИУСП (КУСП и УСП) связаны соотношением неопределенностей, аналогичном такому соотношению в квантовой механике, но, поскольку все ИУСП могут быть разными, то и «постоянная Планка» для каждой из них может быть разной.

  1. Структурирование и интегральное моделирование сознания в его полноте возможно через использования представления об ИУСП, множество которых организовывается в единую целостность – в многоединое сознание.

При этом сознание в первом приближении само понимается как некоторая устойчивая структура психики, которая, в отличие от составляющих сознание внутренних УСП, находится на границевнутреннего и внешнего мира.

  1. В сознании «постоянная Планка» переменна, в физическом же мире она постоянна; именно в этом принципиальное отличие внутреннего и внешнего мира.

Множественность «постоянных Планка» для ИУСП внутреннего мира, составляющих сознание, обуславливает возможность для сознания своего рода «управления вероятностью» (перехода от одной волновой функции к другой), что означает свободу более высокого уровня, чем «свобода», отвечающая вероятностному характеру отдельной волновой функции.

 

Сознание как эмерджентная сумма интенционального сознания и самосознания

Поскольку конечной задачей нашей работы является разработка практических методов  развития интеллекта, мы принимаем в качестве рабочего определение сознания через функции, которые оно осуществляет:

(1) функция построения дифференцированных (различимых) изображений;

(2) функция оперирования этими изображениями[8].

Первая функция понимается как осознание различных сущностей, взятие их в качестве целостных пространственных изображений; вторую же функцию – как последовательный переход от одного изображения к другому, как последовательную мысль, осуществляющуюся во времени.

Конкретное первичное структурирование сознания в КР-психологии осуществляется на основе модели, в которой парадоксально единятся круг (которым репрезентируется самосознание) и луч (интенциональное сознание). Проведем краткое обоснование этой модели на основе работы Шашкова И.И. «О принципах моделирования сознания в Интегральной философии»[9].

 

В этой работе показывается, что сознание, как и всякая другая сущность в модусе полноты, определяется по кругу – само через себя. При этом определенность достигается выбором дает выбор «точки входа» в круг, от которой начинается движение по кругу, и на которой оно кончается. Соответствующий выбор этой «точки входа» отвечает, опять же, сознательному действию этого выбора человеком, обладающим сознанием (т.е. мы получаем второй «порочный круг», в котором осуществляется интенция сознания к внешним предметам). Это означает, что «точка входа» отвечает пути сознания к самому себе.

Соответственно, определение сознания должно быть двойственным, включающим в себя определение сознания, не соотносящегося с внешним миром (это самосознание), и определение сознания, соотносящегося с внешним миром (это интенциональное сознание).

Относительно сознания, являющегося сущностью, присущей конкретному Я (самости), «точкой входа» в порочный круг (кольцо КР) является само Я (самость).

Соответствующее приблизительное определение интенционального сознания следующее:

Интенциональное сознание есть единение самости, достигшей объективности при возвращении к себе по кольцу КР, с самой  собой как исходной самостьюПри этом объективность достигается через взятие самостью в своем времени внешних частичных (пространственных) сущностей в парадоксальном единении их полноты и частичности.

Говоря проще, интенциональное сознание есть отражение объективности на самости.

Из этого приблизительного определения следует, что интенциональное сознание возможно только как направленное вне себя и преобразовывающее конкретные, представимые внешние пространственные сущности в их полные, временящиеся образы. При этом образ распадается на статичный, пространственный аспект (осознанная, видимая картинка на «экране сознания») и динамичный, временной, «невидимый» аспект (отвечающий неосознаваемому движению образа в собственном времени).

Здесь необходимо отметить, что оба этих аспекта интенционального сознания осуществляются только в присутствии пустотного самосознания (как «фона» для осознаваемой или неосознаваемой картинки):

Самосознание есть резонансное отражение самости на самой себе при отсутствии интенции этой самости на внешний частичный мир.

Это не означает, однако, что самосознание полностью отрезано от внешнего мира. Напротив, полнота замкнутости парадоксальным образом отвечает полноте открытости. Но такая открытость направлена не на частичность, а на полноту внешнего мира и его фрагментов. Никаких осознаваемых пространственных образов самосознание в себе не содержит, но именно оно, во взаимодействии с интенциональным сознанием, «привязывает» Я к конкретной точке внешнего пространства-времени.

И именно оно же, в отсутствие взаимодействия с интенциональным сознанием, связывает Я с любойточкой внешнего пространства-времени (что предполагает возможность интуиционного познания сущностей вне зависимости от их удаленности во времени и пространстве).

Самосознание есть сознание, полностью замкнутое на самом себе и при этом парадоксальным образом открытое на все вещи мира в их полноте.

Иными словами, самосознание содержит в себе полное знание обо всех полных сущностях, включая полноту знания о самом себе.

Осознание этого знания возможно через резонансное взаимодействие самосознания и интенционального сознания, в результате которого возможен переход от полноты «невидимого знания» к частичности обычного информационного знания.

Соответственно, сознание в целом, отвечающее полноте осознания, выражается формулой: сознание = самосознание + интенциональное сознание.

Отметим, что самосознание и интенциональное сознание связаны между собой нелинейно; переход между ними осуществляется в результате трансформационного («квантового») скачка. Соответственно, их «сумма» является неаддитивной, сознание в своей полноте эмерджентно.

В работе[10] показано, что при исследовании психики переход от линейной схемы уровней (традиционная двоичная парадигма) к нелинейной, замкнутой в треугольник схеме (троичная парадигма) и последующему интегральному единению этих схем, позволяет получить конкретные формулы психических отношений.

Такой переход в терминах, принятых в настоящей работе, отвечает принципу 2-3; соответственно, должны отвечать этому принципу и фундаментальные триады психики, характеризующие психику/сознание по различным осям интегрирования.

Вот характерные примеры таких триад:

  • самосознание – интенциональное сознание – осознание;
  • предсознание – сознание – сверхсознание;
  • бессознательное – сознание – психическое;
  • физическое – психическое – психофизическое;
  • логическое – образное – осознаваемое;
  • личное бессознательное – сознание – коллективное бессознательное;
  • тело – душа – дух.

Каждая триада соответствует той или иной «точке входа» конкретного исследователя, отвечающей принятому им подходу и целям его исследования. При этом ни одна из этих триад не раскрывает сознание во всей его полноте, а является аспектом/проекцией краевой схемы самоосуществления полноты на ту или иную целевую область конкретного исследования.

Соответствующая краевая схема самоосуществления полноты в первом приближении репрезентируется как круг (замкнутость) и луч (открытость) в их парадоксальном эмерджентном единении.

 

Открытость и закрытость. О соотношении неопределенностей

1) Открытость vs закрытость – одна из фундаментальных оппозиций, выражающая краевую логическую противоречивость (КЛП). Отвечающую ей модель круга и луча можно понимать как некоторое приближение модели круга, в которой осуществляется законченное, полное единение двух моделей, отражающих представления об открытости и закрытости.

Движение вдоль по кругу представляется бесконечным, неограниченным (это открытость). И при этом, при взгляде на круг в целом, обнаруживается замкнутость (закрытость) круга.

2) Введем параметры О (степень открытости) и З (степень закрытости).

Отметим, что степень открытости пропорциональна R, а степень закрытости – кривизне 1/R.

Перемножая степень открытости и степень замкнутости, получаем обобщенное соотношение неопределенностей, подобное соотношению неопределенностей в квантовой механике:

О∙З = k∙R∙(1/R) = k,

где k – коэффициент пропорциональности.

Можно предположить, что коэффициент k представляет собой обобщенную «постоянную Планка», которой для внешнего относительно сознания мира отвечает обычная физическая постоянная Планка h. Что касается внутреннего психического мира, то эта постоянная различна для разных УСП (см. о переменной «постоянной Планка» во Введении к настоящей работе).

3) Поясним эту зависимость, основываясь на том, что представление о величине степени неопределенности должно подразумевать некоторое отношение субъекта и объекта наблюдения. Когда условным наблюдателем является человек, то можно говорить о метафизическом антропном принципе в его краевом осуществлении[11].

 

Соответственно, можно предположить, что краевую, квантовую неопределенность следует рассматривать в системе «наблюдатель – наблюдаемое», и связывать с характером восприятия наблюдаемого наблюдателем, с его, условно говоря, субъективным ощущением движения в системе «кольцо КР – луч открытости».

4) При этом, чем больше R, тем труднее ощутить нелинейность траектории движения, тем свободнее оно – центростремительные (и центробежные) силы с ростом R уменьшаются. Соответственно, мы говорим о своей открытости и закрытости с той или иной степенью определенности, мы приписываем открытости и закрытости ту или иную вероятность.

Таким образом, степень определенности (неопределенности) связывается с радиусом R (с кривизной 1/R).

5) При наблюдении внешнего физического мира кольцо КР разрывается и, соответственно, картина мира оказывается слабо зависящей от присутствия наблюдателя; это отвечает константности k во внешнем мире (k = h, где h – конкретная физическая постоянная Планка).

6) Для внутреннего мира человека картина иная. Сознание в этом случае обращается к самому себе по кольцу КР, при этом оно может самоопределиться (замкнуть кольцо КР) при некотором R, являющимся его собственной характеристикой в системе «сознание – сознаваемое». Соответственно, k оказывается различной для разных сознаний и, более того, непостоянной для одного и того же сознания при разных условиях его самоосуществления  (k = h, где h – некоторая переменная «постоянная Планка).

7) В пределе, когда сознание осуществляется в своей абсолютной полноте, оно является инвариантным; при этом внешнее и внутреннее для него становятся неразличимыми (оно на границе между внешним и внутренним). Величина k в этом случае оказывается равной физической постоянной Планка h. Два различных сознания оказываются при таком достижении полноты резонансно связанными в кольце КР, то есть, оставаясь разными, эмерджентно единятся в целостном межличностном сознании.

8) Постоянство предельного, абсолютного k позволяет соотнести его с устойчивым во времени эмпирическим «Я» (и, более того, с трансцендентальной апперцепцией Канта, являющейся сверхличной формой сознания – k-сознанием). Постоянная оказывается на вершине треугольника, в основании которого степени открытости (О) и закрытости (З) сознания. Находясь на более высоком уровне, k-сознание не может быть логически выведено из степеней О и З; это означает для него некоторую свободу управления состояниями сознания – переноса акцента с О на З, и наоборот.

9) В свою очередь, множественность «постоянных Планка» для УСП внутреннего мира, составляющих сознание, обуславливает для сознания возможность своего рода «управления вероятностью» (перехода от одной волновой функции к другой), что означает свободу более высокого уровня, чем «свобода», отвечающая вероятностному характеру отдельной волновой функции.

 

Начальное моделирование мысли и мышления

В первом приближении моделирование мысли и мышления в КР-психологии  осуществляется на основе представления об УСП[12].

УСП в полноте своего развития (интегральные устойчивые структуры психики – ИУСП) можно сравнить с невидимыми шариками, прячущими внутри себя свое содержание. Такие завершенные, полные УСП являются «материалом» для образования цепочек – мыслей; мышление возможно тогда, когда количество полных УСП достигает определенной «критической массы».

Мысль – переход от одного осознания к другому через ряд неосознаваемых интегральных устойчивых структур психики (ИУСП). Целостная осознаваемая мысль начинается и заканчивается на представлениях-образах, отвечающих раскрытым в сознание ИУСП.

Целенаправленный процесс оперирования такими переходами в психике человека является мышлением.

Количество витков различных УСП может быть большим или меньшим; кроме того, отдельные элементарные УСП могут соединяться между собой, образуя более сложные УСП.

Аналогия в химии: небольшое число атомов различного вида соединяются между собой, образуя множество молекул различного уровня сложности (вплоть до молекул некоторых органических веществ, содержащих многие тысячи атомов).

Соответственно, возможно сопоставление:

1) Отдельные УСП – это «кванты»квантовый подход.

2) Объединение УСП – это синтезинтегральный подход.

3) Вместе 1 и 2 – это интегрально-квантовое моделирование.

Конечно, такое сопоставление является приближенным – квантовый подход распространяется и на объединения УСП, а интегральный – и на отдельные УСП.

Когда цепочка УСП во времени последовательна – это логическая мысль, когда УСП берутся одновременно (как бы параллельно) – это образ.

В действительности логика и образность единятся между собой в образ мысли или в мышление образами. Этому как раз и отвечает интегрально-квантовое моделирование.

О механизме перехода от одной УСП к другой см. в работе[13], здесь только отметим, что он основывается на действии краевой первичной силы – творческой силы, о которой см. выше, в разделе «УСП и КСР».

 

«Информационный лазер»

В работе[14] показано, что если цепочка-мысль замыкается на самой себе по кольцу коммуникативного резонанса, то образующуюся новую УСП более высокого уровня следует понимать как устойчивую во времени идею.

После того, как в процессе своего развития УСП (отвечающие отдельным мыслям-элементам целостной идеи-мысли) становятся интегральными (ИУСП), внешнее различие между ними исчезает – все они теперь одинаково прячут в себе различающее их содержание, открываясь для внешнего взгляда на них только фактом своего наличия. Для внешнего взгляда ИУСП гладки, невидимы, абсолютно тождественны между собой.

Но при этом парадоксальным образом каждая УСП, образно говоря, обладает собственной индивидуальностью, обладает собственным путем к самой себе, осуществляемым в более широкой действительности. В терминах В.И. Моисеева это можно понимать как осуществление «на-фоне-полноты» на «фон-полноте»[15]; это также можно понимать как своего рода краевой закон сохранения пути к собственной полноте.

Закон сохранения пути обосновывается тем, что каждая полнота содержит в себе путь к себе самой, каждый шаг которого маркируется своим раскрытием в частичность – для конкретного осознания существенно, по какому пути к нему приходишь – в этом важность личного жизненного пути мыслителя.

Отдельные мысли-элементы собираются в мыслительное кольцо коммуникативного резонанса по подобию; при полноте этого кольца все его неразличимые элементы когерентно, синергетическивзаимодействует с внешним относительно себя миром.

Каждое интенцирующее вовне себя кольцо КР можно понимать как своего рода «информационный лазер».

 

Об актуализации осознаний в сознании

В своей полноте мышление является краевым процессом; такие процессы обладают собственнымвременем, а не осуществляются во внешнем времени под действием сторонних сил.

Однако при рассмотрении мышления в развернутом, длящемся времени нашей макроскопической действительности, его следует понимать как единый процесс последовательного перехода от одной устойчивой структуры психики (УСП) к другой (от одного осознания к другому) во внешнем физическом времени.

Из множества всевозможных цепочек УСП (мыслей) в каждый момент физического времени актуализуется в сознании одна – выбранная охватывающей все эти цепочки устойчивой структурой психики максимально высокого уровня, – такая «верхняя» УСП в КР-психологии отвечает представлению о Я.

 

Модель катящегося колеса

Аналогично понятиям В.И.Моисеева «фон-полнота» и «на-фоне-полнота»[16] можно ввести понятия «фон-мысль» (1) и «на-фоне-мысль» (2); первая при этом дает основание для второй, последовательно разворачивающейся на первой. При таком подходе можно говорить о модели резонансного треугольника для мысли, подобной такой модели для личного и коллективного психического[17], в которой использовалось допущение о константности в течение некоторого времени того или иного осознания, «скрепляющего» соответствующий резонансный треугольник.

Такое допущение о константности конкретного осознания отвечает статической модели, в которой переходы от одного осознания к другому не рассматриваются. При моделировании мышления, которое понимается как последовательность переходов (процесс) между осознаниями (являющимися в общем случае различными), следует перейти к динамической модели, в которой резонансный треугольник (или топологически равносильное ему кольцо КР) движется во времени.

При этом обе модели (статическая и динамическая) должны парадоксальным образом единиться в полноте транс-мысли[18], разделяясь для нас на конкретную последовательную мысль (участок кольца КР, на-фоне-мысль) и целостную «невидимую» мысль (кольцо КР в целом, фон-мысль).

Соответствующую модель можно назвать моделью катящегося колеса.

Движение каждой конкретной «точки» катящегося колеса (движение каждой элементарной мысли), являющееся суммой поступательного и кругового движений, происходит по синусоиде; соответственно, процесс осуществления элементарной мысли носит корпускулярно-волновойквантовый характер. Можно предположить, что в перспективе на основе таких представлений будет построена некоторая «волновая функция» и выведено своего рода «уравнение Шрёдингера» для мысли и мышления.

 

О переходах между резонансными оболочками в УСП

Рассмотрим развитие УСП в общем случае; за исходную возьмем идеат-экстернатную модель оболочек, отвечающих виткам в спирали УСП, аналогичную модели стационарных оболочек в атоме по Бору[19].

Экстернатные оболочки стационарны, при этом их устойчивость максимальна вблизи идеатного ядра. С одной оболочки на другую переход происходит трансформационным квантовым скачком. При удалении же от идеата квантовые «зоны неопределенности» экстернатных оболочек перекрываются, образуя сплошную «зону проводимости», в которой переходы осуществляются не квантовым скачком, а непрерывно.

Как происходит заполнение оболочек? Сначала оболочка заполняется вся целиком (в результате на ней достигается резонанс), после чего происходит переход, квантовый скачок на новую оболочку.

Таким образом, переход на новую оболочку осуществляется при достижении полноты на предыдущем уровне.

Полнота обладает собственной «творческой силой», интенцией вовне себя; достижение полноты – это не достижение покоя, а открытие нового движения.

На новой оболочке тоже образуется кольцо КР, резонансно (по кольцу КР) взаимодействующее с кольцом на предыдущей оболочке; получается система из трех колец КР (в общем случае – из трех циклических цепей обоснования): на начальном уровне, на конечном уровне, и как связь между уровнями.

Циклические цепи обоснования могут быть разной длины (самая короткая – это кольцо КР). Описание системы зависит как от длины цепей обоснования, так и от того, рассматриваем ли мы ее как внешний объект (условно говоря, взгляд снаружи), или же как «траекторию» самоосуществления нашего собственного сознания (внутренний взгляд).

Для внутреннего взгляда при длинной цепи обоснования краевая логическая противоречивость не достигается (взгляд все время скользит по лучу непротиворечивой логики), но если цепь короткая, то возможно возвращение к началу движения, при этом осуществляется КР и цепь берется в ее целостности.

Если на длинную цепочку смотреть снаружи, мы видим ее всю как замкнутую, прячущую в себе свою логическую противоречивость, мы видим некоторый элемент в соответствующем пространстве-времени.

Интегрально-квантовое описание сознания человека отличается тем, что цепь обоснования, характеризующая его самоосуществление, берется одновременно и снаружи, и изнутри, причем внешняя и внутренняя модели единятся в эмерджентной третьей. Это отвечает фундаментальному принципу 2-3.

Абсолютная полнота сознания достигается при полноте единения внутреннего развития вдоль по кольцу КР и внешнего схватывания этого кольца в его целостности.

На резонансных цепях более длинных, чем кольцо КР, также возможно достижение полноты, но эта полнота для сознания будет полнотой более низкого уровня.

 

Развитие модели катящегося колеса

Спираль УСП является парадоксальной сферической спиралью[20].

Легко представить объемную цилиндрическую спираль – рулон, представить же подобную сферическую спираль невозможно. Но если шар разрезать на две половинки плоскостью, то на разрезе получается обычная легко представимая спираль.

В сферической спирали совмещаются открытость (по радиусу) и закрытость (по кольцам). Переход между кольцами можно представить только на разрезах; на практике же обычно описываются дискретные переходы между круговыми оболочками (ср. с моделью атома по Н. Бору).

Представим, что УСП, в соответствии с моделью катящегося колеса, перемещается по горизонтальной оси X – лучу открытости. При этом переходы между кольцевыми резонансными оболочками будут осуществляться по оси Y, перпендикулярной оси X.

Таким образом, одновременно осуществляется дискретное (квантовое) движение по вертикали схемы (по оси Y), и непрерывное, логически непротиворечивое движение по горизонтали (по оси Х). Такое движение отвечает модели катящегося колеса (см. выше), однако колесо катящейся УСП оказывается пульсирующим – то разжимающимся кверху, то сжимающимся к нулю.

Как и почему происходят пульсации по оси Y? Как и почему происходит спуск от внешней оболочки УСП к ее идеату? Дело в том, что каждый импульс мышления (каждая элементарная мысль) должна и на край выходить, и в частичности осуществляться. Должна схватывать внешнее восприятие (частичность) и соединять его с полнотой, с краем.

В каждой элементарной мысли осуществляется резонансное интегральное выведение[21]. Верх (внешнюю оболочку) и низ (идеат) соединяет кольцо КР, путь вверх дополняется путем вниз. Элементарные мысли плавно перетекают одна в другую по оси Х, получается синусоида. Мысль одновременно имеет и квантовый, дискретный характер (переходы по вертикали), и волновой, непрерывный (переходы по горизонтали).

Парадоксальное единение в мысли дискретности (конечность) и непрерывности (бесконечности) отвечает фундаментальному принципу 2-3.

 

Мысль идеальная и мысль реальная

При моделировании мышления на основе метода R-анализа[22] в первом приближении можно предположить модель трех перпендикуляров, по каждому из которых с помощью R-функций осуществляются переходы между конечным и бесконечным.

С нашей точки зрения, этим перпендикулярам на физическом уровне можно сопоставить:

  • первому – напряженность электрического поля;
  • второму – напряженность магнитного поля;
  • третьему – направление распространения электромагнитной волны.

Почему в такой модели нет кольца и луча, а достаточно перпендикуляров? – Потому что рассматривается идеальный случай, когда мышление представляет собой развитие полноты, оторванной от частичности, от предметного мира нашей макроскопической действительности. В этом случае осуществляется чистая полнота, монохроматическая волна, перпендикуляры уходят в бесконечность, R-анализ работает.

Мышление, однако, не представляет собой чисто волновой процесс, оно не есть неинформативная чистая полнота.

Мысль есть катящееся колесо, но в реальности верх и низ этого колеса несимметричны. Центральная линия, делящая колесо на верхнюю и нижнюю части, представляет собой границу между внешним и внутренним, открытым на внешний мир и спрятанным в бессознательное. Во внутреннем мире возможно достижение полноты (и осуществление чисто волнового, синусоидального процесса), но этого нельзя сказать о внешнем мире, поставляющем сознанию импульсы, в общем случае являющиеся случайными, неорганизованными; эти импульсы разрывают чистую синусоиду внутреннего мира. В итоге в идеальном случае получаются цепи из отдельных синусоидальных импульсов, но не непрерывная чистая синусоидальная волна.

Таким образом, если мысль смещается относительно центральной линии в бессознательное, то там – чистая синусоида не несущая информации (как бы тайный ход мысли в бессознательном). Но колесо («пузырек» УСП) может частично всплывать на поверхность бессознательного, осуществляясь в режиме размыкания выше центральной линии.

Связь верха и низа мыслительного импульса осуществляется, с одной стороны, как интегральное выведение от полноты к частичности, с другой – как подъем к полноте от частичности. При резонансном единении интегрального выведения и подъема к полноте осуществляется устойчивая во времени элементарная мысль, в которой конкретность частичности единится со всеобщностью полноты.

 

РЕЗЮМЕ:

  • Мышление нельзя считать только частью сознания – мысль практически во всей своей протяженности (длительности) осуществляется в бессознательном. Мир в понятиях фиксируется в осознаниях, осуществляющихся на краях мыслительной цепочки.
  • Сознание и, вместе с этим, мышление возможно только при количестве интегральных устойчивых структур психики (ИУСП), достаточном для образования интегрального непрерывного фона-экрана сознания. Иными словами, близкие одна к другой ИУСП образуют своего рода «зону проводимости», в которой переходы между ними могут осуществляться достаточно свободно (полупроводниковая аналогия).
  • Мысль состоит из цепочки элементарных мыслей (переходов между интегральными УСП); каждая элементарная мысль невидима, но целостная осознаваемая мысль начинается и заканчивается на представлениях-образах, отвечающих раскрытым в сознание интегральным УСП.
  • Элементарные мысли образуют устойчивую идею при их единении в кольце коммуникативного резонанса (КР). Фундаментальные идеи «погружаются» в бессознательное, составляя в совокупности невидимую мировоззренческую основу личности.
  • Отдельные мысли-элементы собираются в идею (в кольцо КР) по подобию; при полноте этого кольца все его неразличимые элементы когерентно, синергетически взаимодействует с внешним относительно себя миром. Каждое интенцирующее вовне себя кольцо КР можно понимать как своего рода «информационный лазер».
  • Из множества всевозможных цепочек УСП (мыслей) в каждый момент физического времени актуализуется в сознании одна – выбранная УСП максимально высокого уровня, охватывающей все эти цепочки.
  • Две УСП в элементарной мысли единятся между собой третьей УСП более высокого уровня. При этом образуется резонансный треугольник (топологически равнозначный кольцу КР).
  • Две модели мышления (статическая и динамическая) парадоксальным образом единятся в полноте транс-мысли. Соответствующую результирующую модель можно назвать моделью катящегося колеса.
  • В каждой элементарной мысли осуществляется резонансное интегральное выведение. Мысль одновременно имеет и дискретный, и непрерывный характер. Парадоксальное единение в мысли дискретности (конечность) и непрерывности (бесконечности) отвечает фундаментальному принципу 2-3.
  • Восходящая ветвь элементарного мыслительного импульса осуществляется как подъем от частичности к полноте, нисходящая – как интегральное выведение от полноты к частичности. При резонансном единении подъема к полноте и интегрального выведения осуществляется устойчивая во времени элементарная мысль, в которой конкретность частичности единится с всеобщностью полноты.

 

 

 

[1] Тарасюк Т.В., Шашков И.И. Интегральный интеллект: от теории к практике. Часть 1. Интегральное моделирование на основе принципа 2-3. // Credo New. № 2 (94), 2018. URL: http://credo-new.ru/archives/1336 (дата обращения 08.04.2018).

[2] Шашков И.И. Трансформационный скачок в представлениях о полноте. XVII Всероссийская научно-практическая конференция «Дни науки – 2017». Материалы конференции. – Озёрск: ОТИ НИЯУ МИФИ, 2017.

[3] Тарасюк Т.В., Шашков И.И. Интегральное доказательство бытия Бога // Интегральная философия. №3, 2013. – С.73-89. URL: http://allunity.ru/journals/J3.pdf (дата обращения: 03.03.2018).

[4] Тарасюк Т.В., Шашков И.И. Интегральный интеллект: от теории к практике. Часть 1. Интегральное моделирование на основе принципа 2-3. // Credo New. № 2 (94), 2018. URL: http://credo-new.ru/archives/1336 (дата обращения 08.04.2018).

[5] Интегралика: от представления о полноте к интегрально-квантовой картине мира: Коллективная монография / под ред. И.И. Шашкова. – Тверь: ТРИАДА, 2017. – С.189-304. URL: http://allunity.ru/files/Shashkov_Monograf_blok_v3.pdf (дата обращения: 03.03.2018).

[6]Лопатина И.Н., Шашков И.И. Интегрально-квантовые методы при обучении и развитии интеллектуальных способностей // Образы постнеклассической интегральной философии. Материалы 3-й летней школы по интегральной философии и философии неовсеединства: сб. науч. статей. Тверь: Изд-во ТвГУ, 2016. Вып. 3. С.81-82. Здесь добавим, что УСП есть частный случай более общей устойчивой структуры, парадоксально единящей в себе циклическую цепь обоснования (в частности, кольцо КР) и луч открытости, направленный «в бесконечность»; назовем эту структуру краевой структурой реальности (КСР). Отличие УСП от других (метафизических и физических) КСР в том, что она «привязана» к психике человека, к нейронной сети в мозге (возможно, и к другим структурным элементам мозга и тела человека).

[7] Интегральными являются УСП, достигшие в своем развитии полноты (или близкие к ее достижению). Такие УСП (ИУСП) являются открыто-замкнутыми; их открытость проявляется как наличие вокруг них «зоны неопределенности», возникающей в соответствии с квантовым соотношением неопределенностей. В такой «зоне неопределенности» вероятность присутствия/действия ИУСП уменьшается с увеличением «расстояния» от нее.

[8] Словарь Интегрального сообщества, http://allunity.ru/dictionary.php (дата обращения: 03.03.2018).

[9] Шашков И.И. О принципах моделирования сознания в Интегральной философии // Интегральная философия. №1. URL: http://allunity.ru/journals/J5.pdf (дата обращения 07.04.18).

[10] Набильская О.В., Шашков И.И.. Транс-сознание: трехуровневая модель. // Интегральная философия. №5, 2014-2015. URL: http://allunity.ru/journals/J4.pdf (дата обращения 07.04.18).

[11] Войцехович В.Э., Шашков И.И. Социальный протокод как интегрально-квантовый феномен // Credo New, № 3(87), 2016. – С.72-90. URL: http://credo-new.ru/archives/861 (дата обращения: 07.04.2018).

[12] Лопатина И.Н., Шашков И.И. Интегрально-квантовые методы при обучении и развитии интеллектуальных способностей // Образы постнеклассической интегральной философии. Материалы 3-й летней школы по интегральной философии и философии неовсеединства: сб. науч. статей. Тверь: Изд-во ТвГУ, Вып. 3, 2016. – С.81-82.

[13] Там же. С.84-85.

[14] Ельцова О.И., Набильская О.В., Шашков И.И. О моделировании процесса мышления в КР-психологии. // Интегральная философия, №5, 2014-2015. URL: http://allunity.ru/journals/J5.pdf (дата обращения 07.04.18).

[15] О понятиях фон-полнота и на-фоне-полнота см., например, в статье: В.И.Моисеев, И.И.Шашков. Концепт полноты: от математики к философии. // Credo New. № 4(80), 2014. – С.101-113.

[16] Там же.

[17] Набильская О.В., Шашков И.И. Транс-сознание: трехуровневая модель. // Интегральная философия. №5, 2014-2015. URL: http://allunity.ru/journals/J4.pdf (дата обращения 07.04.18).

[18] Моисеев В.И., Шашков И.И. Концепт полноты: от математики к философии // Credo New. № 4(80), 2014. – С.101-113.

[19] Набильская О.В. Моделирование сознания на основе представления о многоединстве // Интегралика: от представления о полноте к интегрально-квантовой картине мира: Коллективная монография. Тверь: ТРИАДА, 2017. – С.207-225. URL: http://allunity.ru/files/Shashkov_Monograf_blok_v3.pdf (дата обращения 07.04.18).

[20] Тарасюк Т.В., Шашков И.И. Всё из ничего. Основы интегрального выведения мира. Киев: Изд-во Лаборатории Интегралики, 2010. – С.67-68. URL: http://allunity.ru/files/Book-All.pdf (дата обращения: 07.04.2018).

[21] Войцехович В.Э., Шашков И.И. Социальный протокод как интегрально-квантовый феномен // Credo New, № 3(87), 2016. – С.72-90. URL: http://credo-new.ru/archives/861 (дата обращения: 07.04.2018).

[22] Моисеев В.И. К философии и математике R-анализа. Часть 1 // Credo New, № 3 (63), 2010. – С.73-85; Моисеев В.И. К философии и математике R-анализа. Часть 2 // Credo New, № 4 (64), 2010.


Вернуться назад