ИНТЕЛРОС > №3, 2019 > Есть ли у медиа рациональность?

Виктория Гомонова
Есть ли у медиа рациональность?


03 сентября 2019

Гомонова Виктория Михайловна

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Институт Философии

Кафедра культурологии, философии культуры и эстетики

Магистр программы «Культура медиа»

 

Gomonova Victoria Mihaylovna

Saint Petersburg State University

Institute of Philosophy

Department of Cultural Studies, Philosophy of Culture and Aesthetics

Master of the program “Culture of Media”

 

E-mail: victoria.gomonova@mail.ru

УДК : 09.00.11

 

Есть ли у медиа рациональность?

 

Аннотация: В данной работе рассматриваются актуальные вопросы становления новой медиарациональности. Раскрываются темы, связанные с процессом тотальной цифровизации, формированием цифровой реальности, и последствий которые она несет. Кроме того, затрагиваются сюжеты, посвященные дигитальному бессмертию, фейковости, нейросетям, цифровой телесности и цифровому разуму. А также актуализируется проблемное поле границ цифрового контроля человека. Отдельное внимание уделяется исследованию компьютерных игр, их как негативным, так и позитивным последствиям, соотношению отечественного контекста с game studies.

 

Ключевые слова: медиарациональность, медиакультура, цифровой поворот, цифровая реальность, нейронные сети, цифровая телесность, цифровой разум, компьютерные игры

 

Does the media have rationality?

 

Abstract: This paper examines the current issues of the formation of new media rationality. Explores topics related to the process of total digitalization, formation of digital reality and its consequences. In addition, the themes of digital immortality, fakes, neural networks, digital corporeality and digital intelligence were presented. Also the problem field related to the limits of digital control of people is actualized. The special attention is paid to the study of video games, their both positive and negative consequences, the correlation between the national context and game studies.

 

Keywords: media rationality, media culture, digital turn, digital reality, artificial neural networks, digital corporeality, digital intelligence, video games

 

 

По материалам конференции «Этапы и формы становления медиарациональности» СПбГУ, 23-24 ноября 2018 г., Санкт-Петербург

 

Мы живем в эпоху невероятного ускорения времени. Становится все более затруднительно схватывать актуальную ситуацию и фиксировать многочисленные изменения. Однако именно сейчас, как никогда ранее, необходимо играть на опережение, отмечать те тенденции, которые в полной мере проявятся в недалеком будущем. В этой связи неоспоримо возрастает важность рефлексии о тотальной цифровизации. Новые реалии порождают множество вопросов, связанных с тем, каким же образом человек приспосабливается к медиареальности. Какова роль рациональных стратегий в этом приспособлении? Есть ли особый вид рациональности?  По каким законам она формируется и каким образом проявляется? Цифровое бессмертие, границы цифрового контроля, фейковость, место компьютерных игр – эти и многие другие темы обсуждались на Всероссийской научной конференции с международным участием «Этапы и формы становления медиарациональности», которая прошла 23-24 ноября 2018 года в Санкт-Петербургском государственном университете.

 

Разговор об этапах и формах становления медиарациональности обладает статусом абсолютной новизны, разработка тем находится на начальном этапе, поэтому присутствует и некоторая сложность при осмыслении данных аспектов. Уже сегодня мы можем зафиксировать начало постепенного перехода от медиакультуры к культуре цифры: мы находимся в начале пути цифровизации,  в связи с этим о статусе цифровой реальности и цифровом разуме необходимо говорить с осторожностью.

 

Особое внимание современных теоретиков медиа привлекают вопросы, связанные с обоснованием нового поворота в культуре. Онтологические аспекты были затронуты в докладах д.ф.н.., проф. СПбГУ (СПб) Валерия Владимировича Савчука и аналитика новых медиа, куратора Петербургского философского кафе Аллы Дориановны Митрофановой. Одной из наиболее сложных, но в то же время основных проблем является определение новейшей конфигурации реальности. Директор Центра медиафилософии,  д.ф.н.., проф. Валерий Владимирович Савчук открыл пленарное заседание докладом, в котором привел уверенные аргументы в пользу наступления цифрового (дигитального) поворота. Несмотря на наличие контраргументов: о спешке констатации нового поворота и сомнении, не исчерпала ли себя сама идея поворотов, мы можем решительно выделить тенденции эпохи цифры. Именно цифра или код лежит в основе онтологического статуса цифрового поворота: все есть цифровой код. Если в условиях медиального поворота господствовал тезис: медиа воспринимают нами, то в рамках цифрового: сам цифровой код является инстанцией мысли, желания, целеполагания, то есть цифровой разум уже не только воспринимает нами, он думает, желает и целеполагает нами! Логика поворотов от онтологического, лингвистического, иконического и медиального приводит к тотальной цифровизации, а в итоге к цифровой Вселенной, контуры которой намечаются уже сегодня.

 

Однако любой разум безусловно всегда связан с определенным сознанием, а оно в свою очередь с бессознательным. Бессознательное – та область, которая ускользает от ответственности, соответственно возникает вопрос о правомерности существования цифрового бессознательного. Именно этот сюжет стал лейтмотивом другого топ-доклада д.ф.н., проф., заведующего Лабораторией исследований компьютерных игр (СПб) Константина Павловича Шевцова. В эпоху главенства цифровой рациональности,  цифровой разум представляет собой определенный порядок, который устанавливается в сфере медиа. Цифра – это лишь элемент, который появляется в связи с необходимостью записи, не измерения, а именно записи, цифра – это означающее цифрового ряда, которое выступает в качестве меры для установления порядка. Докладчик привел в качестве собственного примера определенной меры цифрового бессознательного довольно интересный сюжет – общение на форумах. Это можно понимать в том смысле, что система стремится к порядку, однако с другой стороны тяготеет в своем стремлении стать мерой для других участников форума.

 

Следующим интригующим поворотом пленарного заседания был доклад доц., Самарской Гуманитарной академии Елены Владимировны Савенковой о цифровом бессмертии и знаках смерти в социальных сетях. Она обратилась к достаточно актуальной проблеме: функционирование мифологических структур в цифровом пространстве. Е.В. Савенкова рассмотрела способы существования мемориальных практик в социальных сетях таких, как VK и Facebook. Кроме того, мне показалось довольно интригующей тенденция к созданию цифрового мемориала – книги жизни, которая выводит покойника в режим активной коммуникации. Возможность осуществления и реализации данных практик – довольно спорный момент, так как в случае столкновения со смертью, человеку на данный момент не хватает инструментов, и именно с этого начинается поиск возможности осуществления данной потенции. Таким образом, на сегодняшний день мы можем наблюдать ситуацию смещения антропологических границ. Точнее даже можно сказать, что такие практики не оставляют шансов архаическим представлениям о границах между миром живых и мертвых.

 

Проблемное поле фейков и вопросы общего бытования медиарациональности были затронуты в докладах Константина Алексеевича ОчеретяногоАлины Раилевны Латыповой и Эдуарда Освальдовича Кранка в рамках секции «Рациональность в формате медиа». Современное общество существует в эпоху тотального переизбытка информации, а проблематизация сконцентрирована на том, что не достаточно развита на сегодняшний день культура различия фейка. Фейковость является одной из наиболее характерных черт современного мира.

 

В докладе К.А. Очеретяного, к.ф.н., уч. секретаря Центра медиафилософии (СПб), были рассмотрены основные регулятивы цифрового разума, а также парадоксы, связанные с ними. Один из регулятивов – парадоксов связан с необходимостью ориентироваться в информационных потоках: мы выделяем для себя больше фейковую, а не фактическую информацию. Однако даже та информация, которая по сути является фактической, маскируется под фейковую для того, чтобы содержать необходимый соблазн и быть конкурентоспособной. Отсюда феномен фейкта – неразличимости фейка и факта. Регулятивы направлены на завоевание своей территории, своего присутствия.

 

Продолжая данный сюжет, Э.О. Кранк, к.ф.н., доц., ЧГИКИ (Чебоксары), посвятил свой доклад вопросу информационной копии. Особенно хотелось бы отметить, насколько интересное развитие тема фейка получила в докладе А.Р. Латыповой, н.сотр. ИФ СПБГУ, секретаря семинара «Визуальные практики», сотр. ЛИКИ (СПб). Это сообщение привлекло внимание к нейросетям и их влиянию на нашу жизнь. Кроме того, автор рассказала о позитивных научных перспективах данного направления, но в то же время отметила, что не стоит впадать в иллюзии всевластности нейросетей, поскольку все же нейросеть – это открытая система, требующая постоянного влияния из вне.

 

Далее обсуждение сместилось в сторону новой темы для медиафилософского дискурса. Любовь Юрьевна Яковлева, к.ф.н., асс., ИФ СПбГУ (СПб), подняла в своем докладе интересный вопрос о дигитализации архитектурной топологии, а также рассмотрела здание как феномен целостного медиакомплекса. Главным образом, в докладе была проведена попытка собрать разрозненные пласты по данной теме из разных исследований.

 

Первый день конференции завершился  докладом ст. преп., СПбГЭУ, директора фестиваля «СЛОВО И ТЕЛО: современный танец, искусство импровизации и перформанса во взаимодействии с литературой» Ольги Андреевны Сорокиной, в котором фокус внимания обратно переместился на медиарациональность. О.А. Сорокина акцентировала внимание на том, что тишина и скука в эпоху цифровой реальности становятся редкостью, а точнее они в принципе с ней не совместимы. Однако и скука, и тишина являются необходимыми атрибутами человеческого сознания, и здесь как раз и проявляется конфликт цифровой Вселенной, которая обладает полнотой информации и предъявляет свои права на власть.

 

Завершающим аккордом дня стало посещение участниками конференции галереи ART OF FOTO. Они осмотрели экспозицию выставки Яна Шлегеля «Сущность», а также познакомились с фотографом Юрием Опря, который провел экскурсию и дал возможность заглянуть в закулисье фотомастерской.

 

Второй день конференции был открыт секцией «Присутствие в цифровой реальности: тело, мышление, топос». Одну из наиболее интригующих тем для обсуждения предложила к.ф.н., ст. преп. кафедры философской антропологии и общественных коммуникаций РГПУ им. А. И. Герцена (СПб) Светлана Александровна Мартынова, в своем докладе она затронула актуальные проблемы современности, связанные с осмыслением тела, с механизмами формирования телесности, с признанием слабости человека. Рассмотрев исторические предпосылки, становится явным, каким образом в условиях цифровых технологий происходит становление практик усиления тела. Одним из примеров может служить использование нейросетей при лечении заболеваний, таким образом этот доклад смог создать мост с первым днем конференции, так как ранее эта тема уже поднималась в докладе  А.Р. Латыповой.

 

Отдельно можно выделить блок докладов, освещающий топологические и темпоральные факторы новой медиа реальности. Таким образом, следующий виток обсуждения задал маг. ИФ СПбГУ, н.сотр. Центра медиафилософии (СПб) Александр Анатольевич Кириллов, его выступление было посвящено феномену медиаландшафта. Стоит отметить, что докладчик выделил три аспекта важных для его рассмотрения: методологический, пространственный и социально-культурный. Например прозвучал тезис о том, плоскоступие скорее преимущество в путешествии по медаландшафту. Логическим же продолжением данной темы стало сообщение Кирилла Андреевича Ермилова, его выступление было посвящено феномену медиаландшафта. Стоит отметить, что докладчик выделил три подхода к медиаландшафту: перформативный (в эпистемологическом плане), формальный (структура репрезентации) и культурно-политический. Логическим же продолжением данной темы стало сообщение Кирилла Андреевича Ермилова, к.ф.н., доц., СПбГЭУ (СПб), о темпоральности медиа, в докладе он раскрыл тему того, каким образом роднятся медиа и «временность».

 

Следующую секцию «Компьютерные игры: мышление в цифре» открыла к.ф.н., преп. кафедры теории психоанализа ВЕИП (СПб) Анна Алексеевна Хахалова. Ее доклад, сконцентрированный на проблеме цифровой телесности, послужил связующий звеном между двумя секциями. Осмысление цифрового тела – одна из первостепенных задач. В современном мире наши формы чувственности получают новую цифровую обработку. Цифровые технологии превратили то, что первично имело аудиальную форму, в аудио-визуальный образ, что влечет за собой перестроение границ физического тела.

 

Сергей Сергеевич Буглак, геймдизайнер, сотр. ЛИКИ (СПб),   сконцентрировал свое внимание на феномене плацебо и особенностях восприятия его человеком, а также на том, как это способствует разработке новых стратегий в гейм-дизайне. В этом докладе также были отсылки к теме первого дня – фейковости. Интересным наблюдением является то, как образом проявляется алгоритм, в котором ожидания игроков больше соответствуют подкрученным системам, а не реальным рандомным настройкам. Важно, что именно дизайнер работает напрямую с ожиданиями игрока и пытается их превзойти. Но все же необходимо отметить, что в последнее время вектор смещается в сторону искренности в игре, главная тенденция призывает к более честному отношению, без обмана, «без костылей».

 

Отдельной графой можно выделить группу докладов, посвященную аспектам визуальной образности в медиа пространстве. Ярослава Андреевна Захарова, маг., ИРЛИ РАН (СПб),  разбирала примеры новейшей образности на основании современных арт-практик – машиниме, она также обратилась к теме убедительности. Необходимо отметить, что с точки зрения эстетически-визуальной стороны, наш горизонт ожиданий формируется на основе контекста  экспонирования. Эстетическая дистанция между зрителем и образами увеличивается. Машинеме и игры призваны расширить наши образы виртуального присутствия, а искусство и игры являются для человека способом себя распространения. В продолжение темы искусства, как способа себя распространения, Виктория Михайловна Гомонова, маг. ИФ СПбГУ (СПб), в своем докладе говорила о трансформации классических художественных образов в сетевой коммуникации на примере такого явления, как арт-мем. А Владислав Владимирович Кириченко, асп. фил.фак. СПбГУ (СПб),  рассмотрел постапокалиптические модели рациональности в компьютерных играх в качестве примера, когда демоническое предстает перед нами как цифровое.

 

Следующие несколько докладов имели более теоретизированную направленность, например, Алексей Олегович Царев, асп. ИФ СПбГУ, сотр. ЛИКИ (СПб), попробовал дать обоснование возможности существования философии компьютерных игр.  А Илья Сергеевич Лехов, маг. РГГУ (Москва), решил придерживаться классификаторского подхода. Докладчик сделал попытку упорядочить разные версии одной и той же игры, чтобы выявить закономерности развития конкретного игрового текста.

 

Особенно хочется отметить вызвавшее живейший интерес аудитории выступление о дизайне тела в компьютерных играх Александра Сергеевича Ленкевича, организатора научно-исследовательского семинара ЛИКИ, зам. зав. Лабораторией исследования компьютерных игр (СПб). Его доклад возвращал внимание к теме (цифровой) телесности, которая формируется в компьютерных играх, что и было показано на ряде примеров: от паттернов управления, например, устойчивое сочетание клавиш WASD, до хаптических экспериментов в играх с дополненной и виртуальной реальностью. Алгоритмизация тела, перевод его в процедурный режим существования, по мысли докладчика, начались еще в эпоху Нового времени. В играх эта процедурная телесность сопряжена с жесткими формами дрессуры (тело должно быть мобилизовано, чтобы игра состоялась). Если в других медиа тело корректируется в онлайн-режиме и знаки на нем не задерживаются, то в играх все еще работает архаический способ проживания собственного тела, закрепления на нем знаков, приводящий к подлинности переживания, присутствия. Докладчиком был сделан акцент на соматическом ресурсе игровой практики, который предполагает сочетание процесса мышления с опытом новой чувственности и телесной мобилизации.

 

Завершила конференцию секция «Грезы о будущем: границы цифрового контроля». Аспиранты факультета политологии СПбГУ (СПб) Артем Дмитриевич Потапов и Алина Михайловна Волковазатронули интереснейшую тему: прогнозирование тенденций того, как цифровые технологии в будущем будут влиять на сферу политики, как будут функционировать механизмы власти в новых условиях. Были рассмотрены различные варианты развития ситуации, одна из наиболее интересных: радикальная цифровизация власти.

 

Суммируя итоги, хотелось бы отметить, что мы находимся в активной фазе осмысления новейшей цифровой реальности, которая в полной мере еще не проявила себя, поэтому разработка тем, затронутых на конференции, очень актуальна и необходима.


Вернуться назад