ИНТЕЛРОС > №4, 2013 > Социальные сети как фактор развития науки

Виктория Павленко
Социальные сети как фактор развития науки


18 ноября 2013

Павленко Виктория Валерьевна

Кемеровский государственный университет

аспирант кафедры политических наук и социологии


Pavlenko Victoria Valerievna

Kemerovo State University

post-graduate student of the chair of Political Sciences and sociology

E-Mail: victoria_pav@mail.ru

 

Социальные сети на сегодняшний день являются новым форматом коммуникации, в особенности в сфере науки. В данной статье будут рассмотрены некоторые точки соприкосновения социальных сетей и науки в целом, в частности продвижение научного знания, публикация научных статей, социальные сети научных сообществ, а также специфические особенности онлайн университетов.

 

Social media as factor of development of a science

Abstract: Today social networks are the new format of communication, especially in the sciences. This article will examine some common ground of social networking and science in general, in particular the promotion of scientific knowledge, the publication of scientific articles, social networking research communities, as well as the specific features of online universities.

Key words: social networking, science, online universities, scientific research community.

Социальные сети как фактор развития науки

Свободный доступ к актуальной информации о науке и исследованиям является критическим компонентом продвижения научного знания в мире.

Проблема продвижения науки через новые каналы коммуникации на сегодняшний день стоит достаточно остро для всего мирового научного сообщества, в особенности для нашего государства. Аудитория социальных сетей и сети Интернет неуклонно растет, а возможность получать новейшую научную информацию, делиться опытом с мировыми учеными практически не реализована.

Есть несколько точек соприкосновения науки и социальных сетей. Одна из них - социальные сети научных сообществ. Наиболее развиты такие социальные сети на западе, например социальная сеть «Scitable» была создана в 2009 году в США с целью объединения ученых генетиков для более эффективного продвижения научного знания, обмена опытом, публикации научных работ [1]. Такие социальные сети – это пространство, где преподаватели, исследователи, ученые и студенты могут сотрудничать виртуально. При этом в таких социальных сетях намного меньше «социального», и больше научной информации, больше возможностей взаимодействия  с людьми, у которых есть общие цели. Также существуют специальные форумы исключительно для студентов, где есть возможность высказывать индивидуальное мнение, вступать в споры и развиваться, не только просматривая фотографии и видеоконтент других пользователей.

Один из вариантов использования таких «научных» социальных сетей - в качестве пространства для преподавания различных курсов, прохождения обучающих программ. Например, «Scitable» в настоящее время используется студентами и преподавателями в 160 странах. Только 40% текущих пользователей находятся в США [2].

Стивен Хокинг, например, является энергичным пользователем «Twitter». У Ричарда Докинса, известного британского этолога и эволюционного биолога, есть две страницы Facebook, одна для Ричарда Докинса как обычного человека, а другая - для его фонда, Фонда Ричарда Докинса [3].  Важно то, что здесь идет четкое разделение научной деятельности и обыденного общения – для этого и существует 2 страницы.

Любой пользователь, желающий вступить в сообщество такого рода, может зарегистрироваться, оплатить членские взносы (которые для студентов и аспирантов являются более чем доступными) и взаимодействовать с лучшими учеными современности, публиковать научные работы, принимать высокопрофессиональную критику специалистов соответствующих областей, а также быть в курсе последних научных разработок и проведенных исследований.

Сегодня одним из главных условий глобализации является «высокоскоростной» обмен знаниями. Для этого необходимо как можно больше публикаций научных работ в сети Интернет, но во избежание хаоса и для более продуктивного взаимодействия ученых и людей, интересующихся наукой, необходимо создание большего количества и принципиального другого качества таких социальных сетей и в России [4].

Интересным фактом является присутствие на страницах социальной сети «Facebook» разделов «National Geographic» с индивидуальными страницами, посвященными журналу "National Geographic", Глобальному Атласу  National Geographic, Каналу «Нэта Джо» и Образованию National Geographic.

Исследовательская организация «BioInformatics LLC» провела опрос в ноябре 2007, который отражает некоторые интересные тенденции:

77% биологов участвуют в в каком-либо виде социальных СМИ;

50% просматривают блоги, участвуют в онлайн-семинарах и входят в онлайн-сообщества для того, чтобы поделиться своими идеями с коллегами;

85% отмечают, что социальные СМИ влияют на  принятие их решений[5].

В России в этой области тоже есть свои начинания: относительно недавно была создана социальная сеть Российской Академии Наук.

В данной социальной сети  очень много разделов, таких как «поиск участников сети», «проекты», «мероприятия», «блоги», «чат», «форум», «объявления», «опросы», «видео», «аудио», «фото». Поиск контактов и ученых на сайте осуществляется довольно просто и удобно. В разделе «Видео», к сожалению загружена только одна видеозапись : лекция «Математика и математики. Часть 1», автор Руслан Сулейманов. Остальные разделы  фактически еще не заполнены [6].

Еще одна социальная сеть, объединяющая российских ученых, имеет название «Ученые России». Она имеет следующие разделы: «профиль», «форумы», «социальная сеть», «блоги», «публикации», «энциклопедии», «научные контакты». В поле «научные контакты» представлен список ученых и их профили [7].

Также необходимо сказать о социальных сетях и электронных курсах обучения высших учебных заведений. «Цифровые университеты» и электронное обучение также новые тенденции в области образования, которые находятся в процессе развития и способны в корне изменить способы обучения. Научная социальная сеть может предоставить возможности карьерного роста для молодых выпускников. В Рунете уже существует «Международный Общественный Онлайн Университет», который занимается организацией дистанционного обучения через интернет и выступает гарантом качества обучения для учеников. На данном сайте существует следующие разделы: «Онлайн курсы», «Онлайн учебники», «Бесплатное обучение», «Работа для преподавателей»[8].

Зарубежных онлайн университетов гораздо больше. Среди их числа «Walden University», «Atlantic International University» «Liberty University», «University of Phoenix», «Kaplan University» и другие. Например,  «University of Phoenix» имеет 20-летний опыт в сфере онлайн-образования, и на их сайте отмечается, что научно доказана эффективность данного вида образования.

На главной странице сайта «Walden University» написано: «Мы удовлетворяем уникальную потребность работающих специалистов более 40 лет. Сегодня мы являемся одним из ведущих онлайн-университет для взрослых, имеем более чем 104 000 студентов и выпускников, продвигающих свою карьеру» [9].

«Atlantic International University» предлагает дистанционное обучение и получение степени по программам бакалавров, магистров и докторантов.  Данный университет предлагает широкий спектр специальностей в различных областях, в том числе искусства, бизнеса, науки, технологий, социальных и гуманитарных исследований. Цифровые условия работы являются новым уровнем взаимодействия университета и виртуальных платформ для цифрового обмена  педагогическими ресурсами [10].

Таким образом, социальные сети – это динамичные и сложноорганизованные системы, новый формат коммуникации, который для продвижения и популяризации науки сможет стать одним из важнейших. Роль социальных сетей и цифровых технологий неуклонно возрастает, но Россия по прежнему занимает отстающие позиции по этому вопросу. Чтобы сократить это отставание необходимо создание в России полноценных, реально функционирующих научных социальных сетей.

Список использованных источников:

 

  1. (Scitable: a social network for science research and education. URL: http://techcrunch.com/2010/05/06/scitable-a-social-network-for-science-research-and-education/)
  2. (Kent Anderson: Scientists Use Social Media. URL: http://scholarlykitchen.sspnet.org/2008/08/14/scientists-use-social-media/)
  3. Смирнов П.И. Человеческая деятельность и управление эволюцией общества // Теоретический журнал «CREDO NEW». – 2012. - №4
  4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУ ВШЭ, 2000
  5. Иваненков С.П. Кострикин  А.В. Проблемы исследования социальной активности молодежи // Теоретический журнал  «СREDO NEW». – 2009. -№3
  6. (URL: http://www.ipou.ru/teachers.html)
  7. (URL:  http://international.waldenuniversity.com/)
  8. Wellman, Barry; Berkowitz, S.D. Social Structures: A    Network Approach. Structural Analysis in the Social Sciences. Cambridge University Press. ISBN 0-521-24441-2, 1998
  9. (URL: http://www.huffingtonpost.com/mark-drapeau/social-networks-for-scientists_b_1282692.html)
  10. (Twitter Statistics. URL: http:/ / www.forbes.com/ sites/ oliverchiang/ 2011/ 01/ 19/   twitter-hits-nearly-200m-users-110m -tweets-per-day-focuses-on-global-e xpansion/ )
  11. Public Diplomacy in the Middle East and South Asia: Is the message getting through? Hearing Before the Subcommittee on the Middle East and South Asia of the Committee on Foreign Affairs. House of Representatives, 110th Congress, 1st Session. May 16, 2007. Wash. D. C.: GPO, 2007. P. 19

Вернуться назад