ИНТЕЛРОС > №4, 2020 > ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ Александра Лагун, Мария Размазина
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лагун Александра Викторовна Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии (Санкт-Петербург) кандидат психологических наук
Lagun Alexandra Victorovna Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov (St. Petersburg) Candidate of Psychology Research e-mail: lagunalex@yandex.ru.
Размазина Мария Андреевна Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии (Санкт-Петербург)
Razmazina Maria Andreevna Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov (St. Petersburg) e-mail: mania_9408@mail.ru.
УДК 316.613
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ (по результатам социологического исследования)
Аннотация. Статья посвящена анализу результатов социологического исследования проблем современной молодежи. Сделан обзор состояния выбранной темы, отражены основные выводы, а также предложены пути решения выявленных проблем.
Ключевые слова: молодежь, студенты, социологическое исследование, современное общество, социальные проблемы, здоровый образ жизни
PROBLEMS OF MODERN YOUTH: AN INSIDE LOOK (based on the results of a sociological study)
Abstract. The article analyzes the results of a sociological study of the problems of modern youth. An overview of the state of the selected topic is made, the main conclusions are reflected, and ways to solve the identified problems are proposed.
Keywords: youth, students, sociological research, modern society, social problems, healthy lifestyle
Современное общество характеризуется постоянными и стремительными изменениями во всех сферах жизни общества – экономической, политической, социально-культурной, образовательной, досуговой и, как следствие, требует постоянного развития личности. Этот процесс не является стихийным, он начинается с самого детства, и к молодости закладывается стремление к саморазвитию, изучению новых мировых тенденций и адекватному восприятию действительности. Стоит отметить, что увеличение психологических нагрузок в связи с усложнением культурной жизни в настоящее время влечет за собой потребность в более грамотном распределения времени и сил. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем. Поэтому эта тема является актуальной и требует изучения. Обратимся к существующим исследованиям в данной сфере. Так, обратимся к проекту с говорящим названием «Молодежь, проблемы и перспективы» [2]. Главные актуальные проблемы молодежи, по мнению автора, кроются в отсутствии нравственного воспитания молодежи. В результате исследования делается вывод о том, что молодежь – это будущий потенциал общества. От того, как сегодня это общество и государство заботится о ее развитии и условиях существования, зависит благосостояние этого государства, в ней заложен прообраз российского будущего. Законодатель должен создать такую нормативно-правовую базу в сфере молодежной политики, чтобы молодое поколение чувствовало себя полностью защищенным и обеспеченным. Государство обязано создать условия для культурного, духовного, экономического, политического и социального развития молодежи. В работе «Современная молодежь: проблемы и перспективы» [1] предпринята попытка выяснить и объяснить, почему же молодёжь так отличается своим мировоззрением и поступками, понять и сообщить об их проблемах и переживаниях. Делается вывод о том, что подростки сильно восприимчивы ко всей критике в их адрес, безмятежны, им сложно во многих моментах жизни: общения с людьми, учебе, выборе профессии, работе, выборе спутника жизни, создании семьи. Решение данных проблем напрямую влияет на взрослую жизнь молодежи. Автор говорит о том, что важно сохранять свое психическое, физическое здоровье, не следовать моде, иметь свое мнение, думать о будущем, смотреть здраво на свои проблемы и стараться их решить, жить в реальности, а не в интернете, общаться с людьми, следовать здоровому образу жизни и саморазвиваться в разных сферах творчества и спорта. М.Н. Комаров с соавторами в своей работе [4] анализируют содержание, формы и методы социального развития детей и молодежи на примере функционирования многопрофильного культурно-спортивного центра. Авторы делают вывод о том, что социальное развитие детей и молодежи успешно реализуется при организации таких основных направлений деятельности, как туристская и краеведческая, художественно-эстетическое творчество, физкультурно-оздоровительная и спортивная работа, осуществляемые в тесной взаимосвязи с такими дополнительными направлениями деятельности, как организация содержательного досуга и здорового образа жизни участников. Еще одно исследование, посвященное проблемам молодежи [7] и включает в себя описание опроса, в котором молодежь от 18 до 30 лет говорит о своих особенностях и трудностях в жизни. Почти две трети опрошенных считают, что сегодня молодым трудно добиться успеха в жизни, реализовать себя, в первую очередь – из-за безработицы, бедности и коррупции. Сравнительно немногие называют в этой связи личные качества молодых людей, например, инертность и отсутствие целеустремленности. На формирование личностных и социальных качеств молодежи не последнюю роль играет информационная среда, в которой эта самая молодежь воспитывается. Современная информационная среда приобретает техногенный характер, что вносит свою специфику и на что все чаще обращают внимание специалисты [3]. Корниенко Т.В. в своей статье [5] рассматривает генезис культуры досуга, а также состояние проблемы культуры досуга современной молодежи и его основные черты. Автор делает вывод о том, что, зная особенности каждой субкультуры современной молодежи, учитывая ее потребности и интересы в настоящее время, выстраивать и создавать досуговые программы становится все эффективней и продуктивней. Однако, необходимо не только следовать потребностям современной молодежи, но и развивать ее культуру досуга. Этого можно достичь только благодаря наличию высокого уровня культуры досуга у самого специалиста социокультурной сферы. Таким образом, можно сделать вывод, что социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем, которые можно и нужно выявлять, и решать. В исследовании, проведенном авторами, объектом является современная молодежь. Предметом – проблемы и перспективы современной молодежи. Цель: исследовать проблемы и перспективы современной молодежи. Респондентам была предложена анкета, содержащая как закрытые и открытые вопросы, так и оценочные шкалы. В совокупности 20 позиций. В данном исследовании приняли участие около семидесяти молодых людей, из них 65% – представители женского пола. Большая часть опрошенных относятся к возрастному диапазону от 18 до 25 лет. (56%), Кроме того, присутствуют представители в возрасте от 15 до 18 лет (38%) и более 25 лет (6%). Для того, чтобы обеспечить репрезентативность выборки, нами были опрошены различные категории молодежи: студенты вузов, обучающиеся колледжей, школьники, работающие. Направления подготовки (специальности) также отличаются разнообразием: информационные системы, экономика, педагогика, таможенное дело, менеджмент, юриспруденция, инженерия, туризм и так далее. Перейдем к анализу ответов, полученных при помощи анкетирования. На вопрос «У Вас есть проблемы в общении с…» респонденты ответили следующим образом: 48,5% опрошенных считают, что у них нет проблем в общении, 36,4% и 24,2% имеют проблемы при общении с незнакомыми людьми и родителями соответственно. Кроме того, респонденты имеют проблемы с коллегами и одноклассниками (10,6%), с преподавателями (9,1%), с друзьями (7,6%). Более наглядно ответы представлены на рис. 1. Рис. 1 Распределение ответов на вопрос: «У Вас есть проблемы в общении с…»
На вопрос «Какая проблема молодёжи в современном обществе главная на Ваш взгляд?» ответы респондентов распределились следующим образом (см. рис. 2). Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Какая проблема молодёжи в современном обществе главная на Ваш взгляд?»
Как видно из рисунка 2, двадцать шесть процентов опрошенных считают главной проблемой безработицу среди молодежи, на второе место опрошенные ставят проблемой наркотики и интернет-зависимость – по 23%, далее идут такие проблемы, как алкоголь (15%), другое (6%) и курение (6%).В значении «другое» респонденты отметили следующие проблемы: отсутствие наставника и друга в лице родителя; отсутствие понятных, общепринятых и актуальных жизненных ориентиров, и моральных ценностей; отсутствие организованного досуга в виде секций, кружков, клубов; отсутствие перспектив в малонаселённых городах/сёлах. На вопрос «Как Вы считаете, кто виноват в проблемах современной молодёжи?» были получены такие ответы: 41% опрошенных считает, что в проблемах молодежи виновата сама молодежь, 23% считает, что виновато государство, 21% отметили «другое» и 15% респондентов винят в проблемах молодежи родителей. В значении «другое» респонденты отметили следующие варианты ответов: частично государство, что-то идет из семьи (воспитание), также само общество, оказывающее влияние на молодых людей; интернет; законодательство России; окружение; учебные заведения, которые не могут организовать деятельность преподавателей и обеспечить им высокую заработную плату. При ответе на вопрос «Как Вы считаете, к чему сейчас стремится молодежь?» наиболее частыми ответами были: самоактуализация (48%), богатство (30%) и получение хорошего образования (13%). Интересно, что ни один респондент не выбрал вариант «создание семьи». В значении «другое» респонденты отметили желание выжить в современных условиях и популярность. Самой значимой личной проблемой стали сложности с учебой (30,3%). Второе место занимает недостаток карманных денег (28,8%). Остальные варианты находятся в одинаковом процентном значении 1-2%. Из оригинальных проблем можно выделить: невозможность грамотно организовать время, непринятие себя, прокрастинация. По мнению практически половины респондентов, главными жизненными целями молодежи являются наличие престижной собственности, а получение хорошей работы выбрало 35 %. Некоторые респонденты затрудняются ответить на данный вопрос или не имеют цели вовсе. На вопрос «Насколько сегодня эффективна воспитательная работа с молодежью?» респонденты ответили следующим образом: 47% считает, что воспитательная работа с молодежью в настоящее время малоэффективна (31 человек), 28,8% считает воспитательную работу не эффективной (19 человек), равные значения принимают такие пункты, как «эффективна» и «больше уделяется внимание созданию центров» – по 12,1% или по 8 человек в каждом. Более наглядно результаты представлены на рис. 3. Рис.3. Распределение ответов на вопрос: «Насколько сегодня эффективна воспитательная работа с молодежью?»
Следующий вопрос подразумевает выбор 3 вариантов ответов на вопрос «Какие жизненные ценности для Вас важнее остальных?». Респондентам был дан выбор из 17 позиций, ответы представлены в таблице 1. В графе «другое» был предложен следующий вариант: уверенность в своем будущем.
Таблица 1 Что из перечисленного важнее всего лично для Вас?
Исходя из анализа данных, представленных в таблице 1 видно, что часто выбираемой ценностью является «Взаимопонимание, хорошие отношения в семье», что очевидно, ибо человек существо социальное. На втором месте находится «Материальное благополучие, комфорт», в данном случае тоже выбор понятен, поскольку комфорт является первой ступенью в пирамиде потребностей, описанной А. Маслоу [6], без него не возможна реализация более высоких ценностей. Третье место занимает «Самореализация, развитие» – то есть, после того, как молодежь чувствует удовлетворение в физиологических и социальных потребностях, в соответствии с той же классификацией [6], приходит стремление к высшей потребности – в развитии и самоактуализации. Также стоит отметить, что «Сохранение традиций, следование обычаям» и «Общественное признание, популярность» не являются наиболее важными ценностями в жизни опрошенной молодежи. На вопрос «Как часто Вы обсуждаете с родителями и взрослыми то, что вас волнует?» были даны следующие ответы: 26% опрошенных очень редко и почти никогда не обсуждают свои проблемы со взрослыми; 20% обсуждают почти каждый день; 17% респондентов обсуждают свои проблемы с родителями и взрослыми несколько раз в неделю или реже одного раза в месяц; 11% молодежи обсуждают проблемы несколько раз в месяц и такое же количество затрудняются ответить. При этом, анализ ответов на следующий вопрос «Как часто Вы обсуждаете с друзьями и знакомыми то, что вас волнует?» показывает, что 33,3% респондентов обсуждает свои проблемы с друзьями несколько раз в месяц; 25,8% почти каждый день; 15,2% – несколько раз в месяц; 13,6%– очень редко и почти никогда. Таким образом, можно сравнить полученные данные (Рис. 4).
Рис. 4. Сравнительная характеристика ответов на вопросы «Как часто Вы обсуждаете с родителями и взрослыми / с друзьями и знакомыми то, что вас волнует?», %
Из данной гистограммы видно, что представители молодежи с большей вероятностью поделятся проблемами со своими друзьями, чем со взрослыми или родителями: с ними они делятся почти каждый день или несколько раз в неделю. С родителями и взрослыми респонденты предпочитают делиться тем, что их волнует реже одного раза в месяц или еще реже. Это логично, потому что друзья не станут ругать или закрывать глаз на проблему, а поддержат или помогут в ее решении, тогда как родители чаще не воспринимают всерьез проблемы молодежи. Вопросы: «Проводят ли в Ваших учебных заведениях лекции о влиянии алкоголя на организм человека, об опасностях употребления наркотических средств и о влиянии курения на организм молодого человека» резонно также объединить в один и сравнить результаты ответов (Рис. 5). Рис. 5. Сравнительная характеристика ответов вопросы «Проводят ли в Ваших учебных заведениях лекции о…», %
Из рисунка 5 видно, что в учебных заведениях ведется работа по информированию обучающихся о вреде алкоголя, наркотических средств и курения. При этом большая работа ведется в отношении разъяснения вопросов об опасностях употребления наркотических средств (63,6%). Несмотря на большой процент осведомленных о проводимой работе, остается в среднем 30% респондентов, не знающих или говорящих о том, что данная работа не проводится. На вопрос «Как Вы думаете, какие лекции необходимо читать в учебном заведении молодежи?» респонденты ответили следующим образом: как жить в обществе; как реализовать цели и планы насчёт будущего; лекции по психологии; по профориентации; по сексуальному образованию (про заболевания, меры предосторожности и другие важные вещи). Кроме того, были даны предложения о том, что нужно проводить не лекции, а придумывать форматы, доступные и интересные для молодежи: короткометражные фильмы, студенческие форумы. При этом, делать акцент именно на вреде, наносимом данными веществами. Также некоторые респонденты предлагают пропагандировать умеренный здоровый образ жизни личным примером. На вопрос «Сложно ли современной молодёжи достичь успеха в нашей стране?» респонденты ответили следующим образом: 48,5% опрошенных считает, что достичь успеха можно, но существуют объективные сложности; 33,3% отметили, что современной молодежи достаточно сложно достичь успеха в России, по сравнению с другими странами. Лишь 4,5% считают, что достижение успеха для молодежи является легким делом. Рассмотрим ответы на вопрос «Какие, на ваш взгляд, проблемы современной российской молодёжи являются наиболее острыми?». Респондентам был дан выбор из 17 проблем молодежи, которые необходимо ранжировать по принципу, где 1 – проблема стоит наиболее остро, 5 – не является проблемой. Результаты отражены в таблице 2. Таблица 2 Анализ ответов на вопрос «Какие, на Ваш взгляд, проблемы современной российской молодёжи являются наиболее острыми?»
Из анализа таблицы 2 видно, что наиболее острыми проблемами российской молодежи респонденты выделили следующие:
Отсутствие молодежных организаций подавляющее большинство не считает проблемой. Остальные позиции также не были отмечены большим количеством респондентов, а многие проблемы они считают значимыми, но недостаточно острыми (пункт 3 в предложенной шкале). Таким образом, исходя из анализа результатов проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Полученные в результате исследования выводы позволяют говорить о путях решения проблем современной молодежи. Так, необходимо выделить следующее:
Литература
Вернуться назад |