ИНТЕЛРОС > №1, 2016 > Античная философия и идеи духовно-психической самоорганизации человека

Баходир Рахманов
Античная философия и идеи духовно-психической самоорганизации человека


27 марта 2016

Рахманов Баходир Убайдуллоевич

Самаркандский государственный университет

Научный соискатель

Самарканд, Узбекистан

Rakhmonov Bahodir Ubaydullоyevich

The Samarkand State University

Senior scientific researcher

Samarkand, Uzbekistan

                                                                     E-Mail: bahodir-22@rambler.ru

 

 

Античная философия и идеи духовно-психической самоорганизации человека

 

Аннотация. В данной статье научно исследуется творчество великих мыслителей Сократа и Платона, касающееся вопроса воспитания гармонично развитого человека. В их научном наследии имеются объединенные идеи духовного совершенства человека, его черты самопознания и развития.  Проведен анализ учений и идей философов о психологии и духовности человека с точки зрения синергетики.

Ключевые слова: самопознание, самоорганизация человека, личности Сократа и Платона, духовность, синергетика, идеология, духовно-психический мир.

 

Ancient philosophy and ideas of spiritually-psychical self-organizing of man

 

Abstract. In this article the works of great thinkers such as Socrates and Plato, concerning the education of harmoniously developed person are scientific studied. In their scientific heritage has combined the ideas of spiritual perfection of man, his traits of self-discovery and development. The analysis of the doctrines and ideas of philosophers about the psychology and spirituality of man from the point of view of synergetics is done.

Keywords: self-knowledge, the role of the man, the personalities of Socrates and Plato, spirituality, synergetics, ideology, spiritual and psychic world.

 

Античная философия и идеи духовно-психической самоорганизации человека

 

На сегодняшний день, то есть, согласно требованиям демократически-правового государства, требования нового гражданского общества, в период глобализации мира, каждый человек обязан сам себя организовывать и знать согласно требованиям современного научно-технического прогресса, по самым последним научным технологиям, на основании общественно-политических, правовых требований, идеи человеколюбия. Каждый гражданин обязан используя идейные ценности и наследие заниматься самовоспитанием, самоуправлением, самокритикой, и, в конце концов и самоорганизацией.

Из истории известно, что в V веке до нашей эры во многих городах Греции  процветал  демократический строй. Данная политическая и социальная реформа за собой повлекта потребность к изменениям.  В процессе чего вместо проблем натурфилософии стала значимой проблема человека  и его духовности. Задавшимся целью  проникновения в мир духовности людей и тем самым воздействия на общество вопрос формирования мастерства ораторскому исскуству, в основном способности убеждения людей стала важной задачей.  А это стала фундаментом актуальности вопроса самоознания человека.

Философское изучение человека и главная цель философии — во взглядах и учениях Сократа, основателя идеи занятия проблемами человека  воплощено начало изучения  человека как непосредственного объекта исследования.

Его философские наблюдения познание себя, качества человека к знанию, поведения и мысли не случайны.

С одной стороны если это было социально-духовной потребностью того периода, с другой стороны считается влиянием той среды.

Согласно легенде  занятию философией Сократом  огромное влияние оказала призыв спартанского мудреца Хило «Познай себя» написанное на портале храма Дельф построенное Аполлоном [2. с.66].

В его изречениях о человеке эта идея занимала основное место. Если исследовать данную идею станет ясно, человек пока не познает себя, не поймёт мир, вселенную. Пока не организует себя, не будет способным организовать общество. Таково логическое заключение философа.

Сократ оставил ценные мысли и о бытии человека и внутренней гармонии. Он, высказывая мнение об особых качествах тела и духа, двух основах составляющих человека, признаёт вечность души, а стабильность человека видит в духе. Тело же бренностью и нестабильностью не способно раскрывать человеческую суть [1. с.40-47].

По его мнению, главная инстанция, определяющая сознания это — разум. А разум является источником зарождающая знания  и она не приходит  извне в готовом виде. То есть человек своим действием и стремлением добивается его.

Поэтому он говоря «Человек который хочет изменить другого, сначала должен изменить себя», призывает искать суть таких качеств как самовоспитание, самопознание, изучения самого себя в себе (то есть в разуме. — Б.Р).

Но «… изменения не должны быть «чтобы измениться», потому что в основе всех изменений лежат духовное совершенство человека» [2. с.67].

Сократ тем самым хочет сказать человек решивший изменить мир, вселенную в первую очередь должен изменить свой духовно-психологический мир. Философ также ищет ответы на вопросы, как должен протекать духовно-психологический мир человека.

Сократ во время встречи с Протагором опровергает его мнение о том, что «Человек является мерилом всего» и подчёркивает, что мерилом всего является бог.  Хотя Сократ обожествляет Бога, но внутренние способности человека — ум, рассудок он не отвергает, трактует их как внутренний импульс. Он корнем невежества считает необразованность. Значить, знание является основой нравственного роста.

Принцип обожествление сути и субстанции Сократа привело к обожествлению человеческой жизни. Эта мысль приводит к заключению, что человек обладает ограниченную свободу или же его способность самоорганизации являеться относительной.  Хотя на его взгляд обесчивает разумную жизнь человека, связывает его практическую деятельность с божественной силой бессмертный дух [1. с.41-42].

Впечатленный от общения  Сократа и его этических взглядов, великий философ Платон также стремился раскрыть суть человека. Он развил мысли своего учителя Сократа.

Платон в рамках своей веры и взглядов изучает важные части человечества и общества — людей, их взаимосвязь, влияние.  Хотя он даёт человеку божественные качества, подчёркивает о том, что внутренний мир, то есть душа человека постоянно меняется внутри тела, и она бессистемна.

Платон,  анализируя реальный мир, отмечает, что вследствие изменчивости вещей, их меняющегося вида с одного на другой нет возможности достижения абсолютного совершенства. Несмотря на это призывает, человек должен стремиться подходит к делу с умом и сноровкой, постоянно заниматься над воспитанием души и  держать  её чистой.

А ведёт к совершенству самопознание души и мысли, освобожденность от забот мирских. Платон в своих трудах подходит к человеку идеалистично.

Также обожествляет диалектические изменения в человеке. Хотя данные мысли, по сути, не являются важной научной информацией, он был прав, когда делил жизнь человека на периоды и говорил, что в каждом периоде возникают разные ситуации. «В то же время (боги – Р.Б.) также обозначил этапы детства, юности, зрелости, старости, смерти человека» [1. c.517]. Если это обозначает эволюционное развитие и изменчивость человека, его слова о том, что дух постоянно меняется внутри тела, напоминает  концепцию синергетики о нестабильности.

Платон, размышляя об идеализме настоящую идеальность, видит в философах. Он, описывая настоящего философа, подчёркивает элементы человеческой самоорганизации. Согласно мнению Платона задача настоящего философа чёткое знание самопознания и знание мира идей» [1. c.269].

Человек, стремящийся к духовно-моральному совершенству должен обращать не только на свой внутренний мир, но и на внешний тоже. Так, как «Своенравие остальным может казаться мудростью. Поэтому мы считаем, что знаем обо всем, на самом деле можно сказать, что ничего не знаем». Значит во время самоконтроля, самооценки и самопознания мы должны иметь в виду и отношение других.

Платон хорошо освоил мудрые слова своего наставника Платона «Познание мира начинается с познания себя» и » Решивший изменить других, в первую очередь пусть изменить себя». Будучи частью той атмосферы, сыном общества того периода он хорошо понимал, что сложно всех превратить в мудрецов.  Это стало причиной критическому отношению мыслителя к массе превратившейся в толпу и анархической демократии. Его идеалом являлся духовно бодрствующий, духовно сильный человек, благополучное общество, которое олицетворяет в себе  идеи добра и прекрасного, где главенствуют законы [3. c.46].

 

Список литературы:

 

  1. Платон. Соч. В 3-х т. – М.: 1970. Т.2.
  2. Ғарб фалсафаси. – Т.: Ўзбекистон файласуфлари миллий жамияти; Шарқ. 2004.
  3. Назаров Қ. Билиш фалсафаси (гносеология). – Т.: Фалсафа ва ҳуқуқ институти. 2012.

Вернуться назад