ИНТЕЛРОС > №1, 2016 > Критика и библиография

Критика и библиография


28 марта 2016

Рецензия

на монографию П.И. Смирнова «Управление эволюцией общества: необходимость, средства, ориентир». –Saarbrucken: LAPLambert

AcademicPublishing, 2012.- 364 с.

 

Проблема исторической эволюции общества была в центре внимания многих социальных мыслителей прошлого. Первая социологическая теория эволюции общества была предложена основоположником социологии О. Контом (концепция трех стадий общественного прогресса). В дальнейшем были представлены различные парадигмы исследования процессов эволюционного развития общества и воздействия на них. Сомнения в современных разработках универсальных схем общественной эволюции побудили П. И. Смирнова к теоретическому поиску путей и способов управления общественной эволюцией. Сложившаяся в настоящее время в мире политическая и экономическая ситуация ставят на повестку дня актуальность рецензируемой работы. Новаторский подход автора и оригинальность его суждений при рассмотрении проблем управления эволюцией общества, на наш взгляд, могут стать предметом научной дискуссии.

В своем исследовании П. И. Смирнов ставит две задачи: разработать логическую схему эволюции общества и описать возможные средства управления его эволюцией (с. 10-11), решению которых посвящает три главы монографии. В первой главе автором описаны понятийные средства, необходимые для составления схемы эволюции общества и выявления долговременного ориентира для управления его эволюцией. Во второй – представлена оригинальная схему эволюции общества и характеристики ее основных этапов. В третьей – рассмотрены основные проблемы человечества, вероятные сценарии эволюции общества, а также некоторые средства для ее управления.

Для теоретического решения поставленных задач П. И. Смирнов предлагает анализ таких «базовых понятий» социальной эволюции, как «социальное» и «общество», и указывает два возможных пути их определения. Первый путь – опора на «интуитивно ясные» на данном уровне рассмотрения представления (человек, множество, взаимодействие, скоррелированность). Второй – использование понятия «система» (с.36-38). С точки зрения автора, существует широкое и узкое значения «социального»: социальное в широком смысле означает «соррелированное» или «соотнесенное» (с.35), а в узком – «скоррелированное деятельностное взаимодействие» (с.53).  Также в широком и узком смысле определяется понятие «общество»: как «объединение людей, возникшее на основе всех скоррелированных типов взаимодействия», ведущим из которых является деятельностное взаимодействие и как система субъектного типа, возникшая на основе всех типов взаимодействия людей» (с. 60). Особое внимание уделяется рассмотрению понятию «деятельность» как особой формы человеческой активности и трех ее разновидностей: эгодеятельность,  служебная деятельность, игра. Интерес представляют также социальные регуляторы деятельности. В их число входят ограничители (свойства объективного мира, осваиваемые с помощью технических средств), оформители (социальные нормы) и стимулы, т.е. ценности (с.81-98).

Во второй главе «Схема эволюции общества» П. И. Смирнов, рассмотрев предварительно существующие проблемы теоретического описания эволюции общества, излагает собственную схему этой эволюции. По его мнению, наиболее адекватным подходом для описания эволюции является подход, предложенный К. Поппером. Однако, критически подойдя к этому подходу, автор предлагает перечень понятийных средств, которые позволят описать положение человека в обществе и построить идеальные типы этапов общественной эволюции. В этот перечень входит часть понятийных средств, составляющих деятельностно-ценностный подход к описанию социальных процессов и явлений, разрабатываемый в СПбГУ (А.О. Бороноев, Ю.М. Письмак, П.И. Смирнов). В частности, в перечень включены:

  • представление о высших ценностях, т.е. обществе, личности и групповом или племенном боге (богах),
  • представление о двух основных разновидностях деятельности: эгодеятельности и служебной деятельности,
  • краткий перечень ценностей, через которые человек утверждает себя в обществе: святость, власть, знание, мастерство, богатство, хозяйство, славу. Говоря словами автора, человек через эти ценности обретают социальную значимость, т.е. способность оказывать влияние га ход событий в обществе. Сами же эти ценности он называет модусами социальной значимости,
  • представление о двух процедурах социального признания: личной и безличной (рыночной) экспертизах, утверждающих право человека на обладание конкретным модусом,
  • краткий перечень инструментальных ценностей, связанных со служебной деятельностью и эгодеятельностью: дисциплина и долг, свобода и право.

Кроме того, для построения идеальных типов используются представления о двух типах хозяйства, отличающихся целями производства. Домашнее хозяйство направлено на непосредственное удовлетворение нужд самих производителей, рыночное – для получения прибыли (с.158-166).

Используя эти средства, П. И. Смирнов строит идеальные типы известных в литературе основных этапов эволюции: дикости, варварства и цивилизации, а также оригинальных промежуточных состояний общества: цивилизованного сообщества и напряженной цивилизации. Автор акцентирует внимание на том, что на каждом из этапов положение человека в обществе отличается возможностью обретать социальную значимость, господством высшей общечеловеческой ценности, доминированием одной из объективно необходимых разновидностей деятельности: служебной или эгодеятельности.

Значительное место во второй главе П. И. Смирнов уделил описанию характеристик основных этапов эволюции и  промежуточных состояний общества (с. 187-246). При этом он использовал ранее рассмотренные им характеристики этих этапов в главе «Личность и общество» своей монографии «Социология личности» (СПб., 2001, с. 81-127).

В третье главе «Устойчивое развитие общества: основные проблемы и возможные решения» П.И. Смирнов обосновывает необходимость перехода к управлению эволюцией общества, которое призвано обеспечить длительное и устойчивое его существование в глобализирующемся мире. По мнению автора, процесс современной глобализации происходит на основе западной (рыночной) цивилизации, что приводит к нерешенности общемировых проблем и угрожает благополучному существованию человечества.

В монографии определены два класса общемировых проблем: явные и неявные. В число явных (т.е. обсуждаемых в научной литературе и СМИ) проблем он включил экологическую проблему, демографическую, снижения уровня массовой культуры, проблему терроризма и др. Неявными (скрытыми, плохо осознаваемыми проблемами) он считает проблему самореализации человека в обществе без вреда для окружающей среды и проблему свободного времени. По его мнению, явные проблемы есть следствие нерешенности неявных проблем. Для решения последних П. И. Смирнов предлагает изменить основы глобализации путем переориентации человеческой энергии в сферу духа (с.258-259) и перехода к управляемой эволюции общества. По его мнению, ориентиром для перехода к управляемой эволюции должен стать идеальный тип духовно-игровой цивилизации. Этому типу свойственны следующие черты: мыслящий дух как высшая ценность, преобладание служебной и игровой деятельностей, знание, власть и слава как доминирующие модусы социальной значимости, призвание и братство как инструментальные ценности, регулируемое хозяйство, ситуативное развитие, длительное и устойчивое существование (с. 268).

Однако автор не уверен в том, что духовно-игровая цивилизации, являясь стратегическим ориентиром развития, будет в ближайшее время воспринята большинством людей. Поэтому он предлагает в качестве тактического и более приемлемого для массового сознания ориентира управления эволюцией общества «здоровое общество» (с. 287). Под здоровьем обществом им понимается способность общества к длительному и стабильному существованию, а также к сопротивлению негативным воздействиям со стороны окружающей среды и конкурирующих обществ (с.303). Самым значимым фактором эволюции общества объявляется «общественный дух» как некоторый функциональный комплекс, оживляющий, вдохновляющий, волнующий, возбуждающий косную материю, приводящий ее в движение и способный упорядочить ее (с. 301-312).

Признание «общественного духа» в качестве самого значимого фактора эволюции общества с «поэтическим» описанием его характеристик наводит на мысль об отождествлении его с «духом божественным». Целесообразнее было бы в качестве значимых факторов использовать принятое в отечественной философии и социологии понятие «общественное сознание». Тем более, что в структуре общественного духа П.И. Смирнов предлагает выделять три слоя: общественное сознание, общественное подсознание и обеспечивающий связь между ними «пограничный слой» (с. 319).

Содержание общественного сознания и подсознания, по мнению автора, составляют ценности, идеалы, интересы, верования разных общественных групп. В общественном сознании они хранятся в текстах, в умах идеологов и передаются через речь, средства массовой информации, произведения искусства, а в подсознании – в закодированном виде как привычные, устойчивые, усвоенные социальными общностями образцы поведения. Пограничный слой состоит из норм, циркулирующих между общественным сознанием и общественным подсознанием (с.315-322). Оптимальным для эволюции общества, до перехода к ее управлению, автор считает такое состояние, когда в общественном сознании господствует ценность «общество», а в общественном подсознании – ценность «личность». При переходе к управляемой эволюции в общественном сознании должна господствовать ценность «мыслящий дух» или «разумная жизнь, носителем которой является человечество».

Исходя из предлагаемой концепции, к средствам управления эволюцией общества П. И. Смирнов относит формирование гармоничной совокупности тенденций, направленных на сохранение таких ценностей, как «мыслящий дух», «общество», личность». Это могло бы обеспечить длительное сохранение общественного здоровья и движение в сторону духовно игровой цивилизации (с. 341). По его мнению, управлять эволюцией общества возможно, если изменять деятельность посредством ввода в действие упомянутых выше «ограничителей, оформителей и стимулов». Причем главным средством управления деятельностью должно стать «использование ценностей как стимулов деятельности» (с. 344).

Отмечая оригинальность разработанной П.И. Смирновым концепции управления эволюцией общества и актуальность рассматриваемых им проблем, считаю рецензируемую монографию заслуживающей внимания широкого круга обществоведов и основой для дискуссии. Тем более этого желает и сам автор, завершая свою монографию следующим парадоксальным обращением к читателям: «Автор, уверенный в необходимости управления эволюцией общества в глобальном масштабе, лелеет в глубине души надежду, что предложенная им схема эволюции общества порочна в своей основе, а вытекающие из нее сценарии эволюции ошибочны. Беспощадная критика его концепции эволюции, результатом которой стали бы более оптимистичные прогнозы относительно будущего всех землян, принесли бы ему желанное душевное спокойствие» (с. 350).

Глотов Михаил Борисович –

доктор социологических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена

22.11. 2015 г.


Вернуться назад