ИНТЕЛРОС > №1, 2020 > ФОРМИРОВАНИЕ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ ВЫСОКИХ ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ И ПАТРИОТИЗМА НА ПРИМЕРАХ ЛИТЕРАТУРНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ГЕРОЕВ

Гюлара Керимова
ФОРМИРОВАНИЕ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ ВЫСОКИХ ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ И ПАТРИОТИЗМА НА ПРИМЕРАХ ЛИТЕРАТУРНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ГЕРОЕВ


23 февраля 2020

 Керимова Гюлара Гусейнага кызы,

Бакинский государственный университет

Преподаватель социальных наук и психологии

И.о. доцент кафедры педагогики

 

Gular H. Kerimova

Baku state university

Lecturer in Social Sciences and Psychology

E-Mail: ofirakafarova@gmail.com

УДК- 82.02

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

ВЫСОКИХ ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ И ПАТРИОТИЗМА

НА ПРИМЕРАХ ЛИТЕРАТУРНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ГЕРОЕВ

 

Аннотация. В статье ставится вопрос о воспитании патриотизма у молодого поколения, начиная с детского возраста как выражение государственной политики о необходимости жить в мире и согласии на основе общецивилизационных ценностей, всестороннего развития богатых традиций азербайджанской культуры, стремления к свободе и независимости, создания новых образцов воспитания на примере национальных героев. Ставится вопрос о системе патриотического и военно-патриотического воспитания в современных учебных заведениях с опорой на подвиги национальных героев и лучшие образцы отечественной литературы.

 

Ключевые слова: Родина, патриотизм, гражданин, патриотическое воспитание, героизм, военно-патриотическое воспитание.

 

Annotation. The article raises the question of the education of patriotism among the younger generation, starting from childhood as an expression of public policy about the need to live in peace and harmony on the basis of general civilizational values, comprehensively developing the rich traditions of Azerbaijani culture, the desire for freedom and independence, the creation of new models of education on the example of national heroes. The question is raised about the system of patriotic and military-patriotic education in modern educational institutions with the support of national heroes and the best examples of domestic literature.

 

Keywords: motherland, patriotism, citizen, patriotic education, heroism, military-patriotic education.

 

Родина – это святилище и пристанище каждого из нас. Прекрасны мысли о родине в народном творчестве: песни, загадки, пословицы и поговорки свидетельствуют о развитии нашего народа как целостного представителя мирового общества. Гейдар Алиев рассматривал патриотическое воспитание молодежи как средство преодоления всех препятствий, подчеркивая особую роль героизма в становлении страны: «Вы … служите народу Азербайджана».

В настоящее время строится демократическое, гражданское общество и правовое государство Азербайджан, и все азербайджанцы объединяются вокруг президента Ильхама Алиева, достойного политического наследника, лидера нации, укрепляя независимость страны в духе национализма и патриотизма. Существуют разные определения патриотизма – одно из них – это, выражение совести в рамках исламской веры. Люди должны любить свою родину, жить на родных землях и не покидать их добровольно. Любовь к  родине – это  способность человека находить утешение, оставаясь там, где его родной край, защищая его от недругов. Это естественное выражение патриотизма. Человек, вынужденно покинувший свою родину, все равно будет думать о ней, независимо от расстояния или причины.

Произведения литературы и искусства вдохновляли и питали патриотический дух народа. Такие писатели и поэты Азербайджана, как Самед Вургун, Мамед Рагим и Сулейман Рустам, писали стихи о войне, о храбрости наших солдат,  о борьбе с фашизмом, которая велась как оружием, так и словами. Литературные деятели и мастера искусства были на передовой, как солдаты. Те, кто родился после войны, узнали об этих трагических событиях из фильмов и книг. Эмоции, вызванные историей, заставили их еще крепче любить свою страну, поднимали их на борьбу за свободу Родины. Идеология всегда была основой патриотического воспитания молодежи.

Человек действует как личность и проходит гражданскую подготовку в процессе образования и труда. Гражданин – это нравственный человек, который верно служит своей стране, государству. Источником воспитания гражданственности служит семья, а результатом являются патриотические действия, поступки. Опыт показывает, что здоровое, планомерное, систематическое и целенаправленное воспитание детей в семье, основанное на национальных и моральных ценностях, приводит к формированию высоких гражданских чувств. Необходимо целенаправленно  учить детей истории, географии, культуре и национальным традициям нашей страны. Это даёт основной пример патриотизма и гражданственности: чтобы любить Родину, нужно хорошо знать ее: только при таких условиях человек будет любить каждый уголок Родины.

На протяжении всей истории наш народ был известен как нация с глубоким пониманием любви к Родине, выражающимся в предпочтении будущего своей родины над сиюминутными собственными интересами. Долг грядущих поколений состоит в том, чтобы сохранить это. Родина должна быть любима, и ее должны любить все. Известный писатель Аббас Саххат писал: «Тебя люблю со дня рожденья, о Родина, о Родина моя! Я в мир пришёл -беспомощный, немой…Ты, Родина, гранила разум мой. Ты мне дала и соль свою, и хлеб, всё, что могла: не глух я и не слеп…Ты, словно мать, нас на груди растишь и всё поймёшь, и многое простишь…Ведь с молоком в мою впиталась кровь твоя святая щедрая любовь. Мой друг, тебя лелеять и беречь, а без тебя – мне лучше в землю лечь…Нет, ласку родины забыть нельзя, забыть и человеком быть нельзя. В земле родной – всех предков наших прах, потомкам жить и жить в веках…И в ком любви к Отчизне, боже, нет, в том совести и чести тоже нет.»

Социальная среда играет важную роль в воспитании чувства патриотизма. Первыми представителями этой среды являются учителя, независимо от их специальности. Патриотизм заложен Богом как чувство у всех людей, но требуются обучение и развитие, чтобы чувства и эмоции преобразовались в образ жизни в будущем. Работа учителя в данном воспитании – основополагающая. Учитель до конца своей жизни должен являться носителем высших идеалов концепции Родины, становясь настоящим образцом гражданственности и любви к отечеству. Рост патриотизма среди подростков и молодежи в таких условиях, несомненно, является самой заветной мечтой любого государства, в основе служения которого лежит человеческий фактор.

По мере развития государства и строительства демократии в Азербайджанской республике военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – учащихся X-XI классов средней школы – выдвигалось на передний план. Успешнее оно идёт там, где ведётся преподавание отдельных предметов и специальных курсов, дающих учащимся и военно-патриотические знания.

Имена наших героев, героев войны, храбрых юношей и девушек, мужчин и женщин, стариков и детей, проявляющих мужество в неравном бою, остаются в наших сердцах. Да, здесь речь идет о Карабахской войне, унесшей многие жизни наших соотечественников. Мы со скорбью чтим их память и поминаем по сей день!

Подрастающее поколение растет с уважением к своему народу, его языку, нравам и обычаям. Отсутствие озлобленности и скорбь сблизила наших соотечественников и отразилась на системе патриотического воспитания.

Многогранность процесса обучения подразумевает применение различных методов, и, пожалуй, один из самых эффективных, сильных и действенных в патриотическом воспитании методов –это формирование всесторонних и объективных знаний о истории своей страны. Учащимся надо усвоить, через что пришлось пройти нашим предкам, чтобы сегодняшним ученикам можно было учиться, развиваться, жить свободно и продолжать ходить по родной земле. Главные методы их приобщения к истории: походы в исторические музеи, знакомство с памятниками войны, культуры, а также проведение интерактивных бесед с ветеранами и участниками войны. Учащиеся много получают от этого общения, поэтому нужно развивать их интересы еще с раннего возраста.

Военно-патриотическое воспитание не должно ограничиваться словами и наставлениями, пример – вот главное средство. Важно привитие учащимся любви к миру без войны, любви к независимому государству Азербайджан. Сама независимость, свобода, наши права и демократия должны быть мотивацией для сохранения мира в безопасности.

Вождь азербайджанского народа Гейдар Алиев говорил: «Для достижения национальной свободы необходимы национальное пробуждение, национальное возрождение и оживление национального духа…»

В систему патриотического воспитания входит создание различных патриотических, информационных порталов и такие мероприятия, проводимые государством, недели, посвященные патриотической тематике, которые сопровождаются выступлениями ветеранов, театральными постановками, а также выступлениями молодежи, которые повествуют о войне и защите родины. Такие недели сближают не только подрастающее поколение, но и всех других участников.

Героизм в нашу кровь входит из глубин нашей истории. Джаваншир, Бабек, Шах Исмаил Хатаи, Джамшидхан Нахчыванский, Гази Асланов, Мехди Гусейнзаде и другие – примеры наших храбрых и героических сыновей, имена которых мы помним всегда.  Азербайджан – земля героев, Родина героев. Беречь Святость Родины – главное желание того, кто любит свою нацию, родину, народ и страну. Поступки героев, погибших за Родину, играют исключительную роль в формировании патриотического духа молодежи. Один из незабываемых героев – Чингиз Мустафаев.

Чингиз Мустафаев родился 29 августа 1960 года в семье Фуада Мустафаева и Нахиш Мустафаевой в поселке Капустин-Яр Владимирской области. В 1964 году семья переехали в Баку. Поскольку отец хотел видеть его военным, Чингиза отправили в военную среднюю школу имени Джамшида Нахчыванского, где он учился с 3 по 10 класс, а затем поступил в обычную среднюю школу и в 1977 году окончил школу № 167 в Ясамальском районе.  В 1977 году Чингиз поступил в Азербайджанский медицинский институт и,  успешно окончив его в 1983 году, три года работал врачом в Шабране, а потом был назначен главным врачом в общежитиях института гражданских инженеров.

Во время событий 20 января 1990 года Мустафаев использовал клинику как терапевтический центр. С ноября 1991 года он работал журналистом и репортером на Азербайджанском государственном телевидении. Но этого ему было недостаточно. Его интервью позволили ведущим теле- и радиостанциям Америки и Европы рассказать правду об Азербайджане, который находился в информационной блокаде. Цензура и серьезные барьеры на государственном телевидении ограничили возможности Мустафаева к реальным действиям, поэтому Чингиз стал инициатором создания автономной организации – студии 215 КЛ. Его интервью велись с передовых фронтов, многие зрители расценивали студию 215 КЛШ как военную телевизионную трансляцию.

Он выступал с новостями о пострадавших на войне в регионах страны, с репортажами об отдельных солдатах и ​​подробной информацией о политических процессах в Азербайджане. За восемь месяцев Чингиз Мустафаев снял 18 документальных фильмов о карабахской войне. Мустафаев не просто выходил на поле боя в качестве репортера, он побывал на многих фронтах в качестве солдата, офицера и даже командира.

В результате переговоров Аллахверди Багирова с Виталием Баласаняном, военным оператором Сейидагой Мовсумовым и Чингизом Мустафаевым были отсняты ходжалинские события; мир узнавал реальные события по фильмам, который он снимал в зоне боевых действий. Фильмом, который был снят в Ходжалы, был потрясен весь мир. Чингиз Мустафаев смог зафиксировать инцидент 28 февраля, и позже, в начале 1993 года, он снял фильм «Ходжалинская трагедия» на основе отснятого материала.

Он погиб 15 июня 1992 года во время стрельбы в селе Нахчыван Ходжалинской области. По словам Вахида Мустафаева, Чингиз готовил материал для ABC News и, несмотря на сложную ситуацию, смог отснять репортаж. При стрельбе Чингиз был серьезно ранен, и погиб на поле боя из-за сильного кровотечения. Но камера Чингиза Мустафаева продолжала снимать…

Он был похоронен в 1992 году на Аллее мучеников в Баку. Указом Президента Азербайджанской Республики № 294 от 6 ноября 1992 года Мустафаеву Чингизу Фуад оглу было присвоено звание «Национальный герой Азербайджана».

Значительный вклад в решение судьбоносных проблем отечества внесли азербайджанские женщины, которые всегда прославляли народ своим умом, мудростью, героизмом, верностью и высокими чувствами материнства. Их имена написаны на страницах нашей многовековой истории.

Женские образы книги «Китаби Деде Горгуд» до сих пор служат образцом нравственных идеалов. Азербайджанская реальность дала поэтам и мыслителям богатый исторический материал для описания женщин как воплощения жизни и мудрости. Великий Низами создал такие женские образы, как Махинбану и Нушаба, легендарная Фитне и семь прекрасных красавиц. Мавзолей Верующего Письма, воздвигнутый выдающимся архитектором Аджеми в Нахчывани, является великолепным архитектурным памятником и ярким воплощением уважения, с которым наши люди относятся к женщинам. Томрис, победившая войска крымского хана, нападающего на Ширван, Махинбану, жена создателя централизованного Азербайджана Туту-Бике, Хуршудбану Натаван, первая женщина-поэтесса, которая организовала первый литературный совет в Шуше. Список имен азербайджанских женщин, чья деятельность стала легендарной, а идеи воплощаются в жизнь, растет с каждым днем. Такие женщины, как Нигяр и Хаджар, считались воплощением мужества, храбрости и героизма и обеспечивали тыл для их супругов на поле боя.

Вице-президент, президент Фонда Гейдара Алиева, заместитель председателя партии «Новый Азербайджан», посол доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО, депутат Национального Собрания Мехрибан Алиева выступила в качестве государственного деятеля по созданию женского движения и защите прав женщин в Азербайджане. Её многогранная и настойчивая работа в этой области вызвала широкий общественный резонанс не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. В дополнение к активным усилиям по развитию науки, образования, культуры и решению социальных проблем в нашей стране она уделяет особое внимание устранению гендерных проблем, любого насилия в отношении женщин и стереотипов, противоречащих традиционным азербайджанским семьям. Международные мероприятия, организованные сегодня в Азербайджане, стали платформой для межкультурного диалога, привносят осознание мультикультурализма и взаимосвязей между цивилизациями во всем мире как ценности, которая может спасти мир от многих бедствий и конфликтов. По инициативе Мехрибан Алиевой, которая является самым активным участником этого процесса, в Азербайджане пропагандируются культурные ценности, культурные мероприятия, проекты, реализуемые в стране и за рубежом при поддержке государства.

Патриотизм – неотъемлемая часть обучения в детских садах, школах, университетах … Мы – граждане свободной и независимой страны, свобода нам стоила достаточно дорого, и мы не упускаем возможности подчеркнуть её значимость. Повсюду – в учебниках, на стенах образовательных учреждений – мы ежедневно сталкиваемся с упоминанием

имен героев, цитатами великих Азербайджанских мыслителей, с памятниками культуры. Колоритность и богатый культурный мир Азербайджана, преподавание гуманитарных наук, особенно литературы, истории и военной подготовки в учебных заведениях дает учащимся глубокие знания и оказывает необходимое влияние на формирование их национальной идентичности, их патриотических чувств. Их активное участие в военно-патриотических мероприятиях, предоставление им информации о мощи армии, беженцах и вынужденных переселенцах, укрепляет патриотический дух народа. Студенты имеют возможность подробно знакомиться как с прошлым нашей страны, так и с героями сегодняшнего дня. В современном цифровом мире интернет играет в этом базовую роль.

В то же время стоит отметить, что Азербайджан – это мирная страна, ее целью является не война, а подготовка людей к защите и обороне своей родины в любой момент. Разработанная методология «Подготовка молодежи к призыву» способствует профессиональному росту как учителей, хорошо знающих свой предмет, так и студентов, знающих свои обязанности. Для таких целей создаются союзы и объединения, помогающие в проведении военно-спортивных игр, подготовке методических пособий, направленных на просвещение о патриотизме. За счет таких объединений реализуется много проектов, и молодежь продолжает активно участвовать в жизни нашего общества. Примерами являются такие издания, как «Новое пособие для повышения качества физического воспитания в школах», «Проведение комплекса мероприятий в направлении увеличения роли физической, психологической и физиологической способности молодежи в рамках патриотического воспитания» и другие недавние проекты, такие как «Уважай свой язык», «Скажем

«нет» террору!». Наряду с реализацией проектов организуются различные круглые столы,

митинги, общественные мероприятия в памятные и праздничные даты.

Молодежь глубоко заинтересована в политике нашей страны в проведении различных крупномасштабных и глобальных мероприятий на территории Азербайджана. Олимпиады, турниры, различные соревнования позитивно подимают дух патриотизма. Возможно, именно с этим связано активное желание молодежи выражать свои патриотические чувства вместе с согражданами. Это показывают наблюдения в начальных и средних школах, и ещё больше на уровне университетов, где молодежь способна самореализовываться в более активной форме.

Когда народ чувствует сплоченность, государство реализует себя как мощная, непоколебимая держава, и этому служит система отечественного воспитания.

 


Вернуться назад