ИНТЕЛРОС > кр№2, 2021 > Экономические архетипы философии

Игорь Геращенко
Экономические архетипы философии


13 апреля 2021

Геращенко Игорь Германович

Волгоградский кооперативный институт (филиал)

Российского университета кооперации

доктор философских наук,

профессор кафедры гуманитарных и правовых дисциплин

Gerashchenko Igor Germanovich

Volgograd Cooperative Institute (branch)

Russian University of Cooperation

doctor of philosophical science,

Professor of the Department of Humanitarian and Legal Disciplines

e-mail gerashhigor@rambler.ru

УДК – 101.1

 

Экономические архетипы философии

 

Аннотация: В статье анализируются экономические предпосылки возникновения и развития философии. Используется методологический и терминологический инструментарий современной экономической теории для определения экономических архетипов философии в процессе ее исторического становления. Применяются понятия: человеческий капитал, социальный капитал, максимизация прибыли, экономические инновации и др. Отдельное внимание уделено идеологической функции философии в контексте решения социально-экономических проблем. Показано, что в условиях развитой рыночной экономики возникает противостояние и конкуренция академической и неакадемической философии.

Ключевые слова: экономический архетип философии, человеческий капитал философии, социальный капитал философии, философская идеология, академическая философия, неакадемическая философия

Economic archetypes of philosophy

 

Abstract: The article analyzes the economic prerequisites for the emergence and development of philosophy. The methodological and terminological tools of modern economic theory are used to determine the economic archetypes of philosophy in the process of its historical formation. The following concepts are applied: human capital, social capital, profit maximization, economic innovation, etc. Special attention is paid to the ideological function of philosophy in the context of solving socio-economic problems. It is shown that in a developed market economy there is a confrontation and competition between academic and non-academic philosophy.

Keywords: economic archetype of philosophy, human capital of philosophy, social capital of philosophy, philosophical ideology, academic philosophy, non-academic philosophy

 

Отношения философии и рыночной экономики носят двойственный характер: с одной стороны, философия возникает благодаря рыночной экономике на основе ее рациональности и индивидуализма; с другой стороны, философия является наследницей традиционализма и плохо вписывается в рыночные структуры. Исходя из такого противоречивого характера философии,  и следует рассматривать ее историческую эволюцию. Деятельность философов вполне может быть проанализирована в терминах экономической эффективности. Утилитарно-прагматический подход  является более ранним, чем подход экономический, поскольку утилитаризм был присущ философии изначально на уровне религиозного и здравого смысла, а экономический анализ требует уже специального научного и понятийного аппарата.

Можно высказать предположение, что в основе историко-философского процесса лежат определенные экономические архетипы, под которыми следует понимать объективно существующие рыночные отношения, воспроизведенные на уровне коллективного бессознательного и нашедшие свое концентрированное выражение в размышлениях конкретных философов. Такие экономические архетипы можно выявить уже в трудах древних философов. В Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции сформировались специфические экономические архетипы на основании своеобразных условий развития рыночной экономики в различных регионах. Необходимо отметить, что рыночная экономика возникает с момента появления товарно-денежных отношений и в этом смысле является предпосылкой становления самой философии.

В Средние века появляется новый экономический архетип, связанный с развитием рыночных отношений в условиях иерархичного феодального общества. На основе христианства впервые формируется не просто авторитарная, но в значительной степени даже тоталитарная религиозно-философская идеология. В сочинениях отцов церкви был разработан христианский подход к рыночным отношениям в средневековом обществе. Специфика экономического архетипа средневековой философии заключалась в том, что товарно-денежные отношения находились под жестким контролем христианской идеологии. Интеллектуальный труд философов впервые стал востребованным на государственном уровне.

В эпоху Возрождения происходит смена парадигмы философского мышления. В целом теряется интерес к логике и философии языка. В этом смысле можно согласиться с  Ю.Бохеньским, который связывал упадок философии Возрождения с тем, что лучшие умы начали уходить из философии в иные сферы интеллектуальной деятельности, прежде всего, в науку [1, с. 162].

В философии Возрождения возникает эссеистский и научно-популярный стиль изложения, что вполне соответствует духу рыночной экономики. Средневековые философы писали на специальном языке для узкой группы профессионалов, а их ученики и комментаторы адаптировали данные идеи для нужд христианской идеологии. В эпоху Возрождения возникают иные подходы: философы стремятся писать для всех образованных людей, т.е. расширяют свою аудиторию. Это вполне соответствует правилам рыночной экономики, когда реклама и самореклама становится необходимым условием реализации произведенного продукта. Формируется специфический стиль философствования, адаптированный к реалиям рыночной экономики.

Начинают возникать новые направления в философии, которые могут заинтересовать большинство образованных людей, не требуя специальной философской подготовки. Не случайно именно в это время появляется основатель политологии Н.Макиавелли. Политология, а в дальнейшем и социология обосабливаются от философии, поскольку они начали позиционировать себя в качестве таких дисциплин, которые могут дать строгий научный анализ эволюции общества в условиях рыночной экономики.

Активно начинает развиваться философия искусства. Сфера искусства интересует не только духовную элиту, но и коммерческую. Искусство всегда являлось весьма эффективным средством материальных вложений. Эстетика удовлетворяла, в том числе, и этим запросам. В Средние века философская эстетика не пользовалась большим спросом, учитывая аскетизм христианского идеала. В эпоху Возрождения зарождающиеся буржуа захотели разнообразного и полноценного потребления. Философия искусства отвечала, в том числе, и этим потребностям.

Еще одна сфера приложения философских сил в данный период – философия естествознания и натурфилософия.  Философы начинают интересоваться естествознанием, что также находит свое экономическое объяснение. Профессиональные философы, которые уже фактически существовали в средневековой Европе и занимались обоснованием христианской идеологии, стали не нужны зарождающемуся капитализму. Поэтому образованные люди с философским складом мышления стали искать иные пути приспособления к условиям рынка. Одним из таких путей стало занятие наукой. В эпоху Возрождения естественные науки также не приносили существенных доходов, но, по крайней мере, они были более приближены к реальности и поэтому пользовались большим уважением в обществе.

Философы данной эпохи, преимущественно, были либо монахами, находящимися на содержании у церкви, либо имели иные статьи доходов, помимо своих философских интересов (наследство, служба при дворе, собственное ремесло). Все это говорит о том, что с развитием капиталистической экономики в Западной Европе профессиональные философы стали терять материальные источники существования, которые они имели благодаря средневековой церкви. Философы были вынуждены приспосабливаться к рынку, осваивая стиль и методы его функционирования. В результате этого появились различные философские дисциплины (политология, утопический социализм, натурфилософия, философия искусства и др.), которых не было в условиях средневековья.

Подлинное философское осмысление реалий рыночной экономики начинается преимущественно в Новое время. Капитализм в Западной Европе уже прошел стадию первоначального накопления и стал нуждаться в идеологической поддержке. Уже Ф.Бэкон отмечал положительные стороны рыночной экономики, связанные с превращением науки в непосредственную производительную силу и ролью техники и технологии в социальном прогрессе [2, с. 521]. Культ науки стал отличительной особенностью философии Нового времени, что полностью соответствовало идеологии капиталистического развития. Возникновение философии науки и ее развитие в трудах Р.Декарта и Г.Лейбница способствовало формированию в общественном сознании идеи прогресса, что стало отличительной особенностью экономического архетипа философии Нового времени.

Следует также отметить, что философия науки ставит своей целью бесконечное накопление знаний, поскольку количество наук увеличивается в процессе усложнения познавательной деятельности. Этот процесс напоминает максимизацию прибыли в капиталистической экономике. И в первом, и во втором случае присутствует стремление накапливать как можно больше: в науке – знаний, в экономике – материальных ресурсов и денег. Однако любой процесс бесконечного накопления имеет объективные препятствия в виде ограниченности ресурсов, сил и времени [3, с. 31]. В этом заключается внутреннее противоречие и науки, и рыночной экономики. Попытки ограничения бесконечного прогресса на уровне философского осмысления, предпринятые, в частности, Ж.-Ж.Руссо, не получили поддержки у большинства философов Нового времени.

Философия науки, наряду с развитием методологического инструментария естественнонаучного знания, выполняла также и идеологическую функцию по оправданию бесконечного развития рыночной экономики в условиях ограниченности ресурсной базы. В этом же направлении шла и философия Просвещения. Культ знаний и науки был дополнен здесь культом образования и просвещения. Французские философы-просветители сознательно выступали уже как идеологи капиталистического общества. Не случайно они вели столь яростную борьбу с религией, поскольку католическая церковь в целом стала препятствием для дальнейшего развития рыночных отношений. Идеология воинствующего атеизма сыграла определяющую роль не столько в отделении этики от религии, сколько в стремлении разрушить и то, и другое. Христианская мораль, пропагандирующая общечеловеческие ценности, плохо уживается с идеей рыночной конкуренции и капитализации.

Релятивность моральных норм всегда имела место, однако в условиях традиционной экономики стабильность общества во многом зависела от неизменности моральных установлений и требований по их соблюдению. При  капиталистической экономике любые нормы претерпевают перманентную модификацию. Мораль имеет социальную базу только в том случае, когда экономика основывается на эквивалентном обмене. В условиях рыночной экономики эквивалентный обмен практически отсутствует. После совершения любой торговой сделки субъекты обмена чувствуют себя обманутыми. И здесь деловая этика не сможет оказать существенной помощи, поскольку изначально обмен совершается с целью максимизации полезности. В этих условиях любой человек стремится получить наибольшую выгоду, а это невозможно без ущемления интересов противоположной стороны. Мораль в данном случае сохраняет лишь внешнюю форму без внутреннего содержания.

Целый ряд философов Нового времени начинает формировать либеральную идеологию. Т.Гоббс дал резкую критику государства, существующего на налоги гражданского общества и удушающего все живое [4, с. 163-165]. Д.Локк разработал учение о свободах в условиях развивающейся рыночной экономики [5, с. 312-314]. А.Смит создает собственную либеральную этическую теорию [6, с. 180-187] и становится основателем политической экономии. В этой ситуации из поля зрения нередко выпадает вопрос о защищенности широких слоев населения в условиях свободной капиталистической конкуренции. Защита бедных традиционно была прерогативой церкви. По мере того, как церковь начала терять собственность, уменьшились и ее возможности помощи бедным. Государство также не торопилось разрабатывать соответствующее законодательство. Для буржуазии социальные программы были вредны, поскольку они снижали норму прибыли.

Философы-либералы выполняли четкую идеологическую задачу по развитию рыночной экономики. Государство подвергалось критике за создание препятствий для свободной конкуренции. Регулирующая роль государства подвергалась сомнению. Оно рассматривалось как Левиафан, наносящий вред гражданскому обществу. Лишь в к. XVIII – н. XIX столетия в Западной Европе начинают создаваться первые государственные программы по социальной защите населения [7, с. 320].

Вместе с тем, философы Нового времени внесли значительный вклад в формирование человеческого и социального капитала  Западной Европы. Это касается, прежде всего, просвещения и научного развития граждан. Уже Ф.Бэкон прекрасно понимал роль науки и образования в капитализации общества. Д.Локк не случайно уделял повышенное внимание воспитанию английского джентльмена [8, с. 609-610]. Французские просветители предлагали решить все социальные проблемы с помощью всеобщего образования. Благодаря такой философской политике произошло существенное приращение европейского человеческого капитала, который включает в себя не только физическое здоровье, но и уровень образования, духовного развития. В последствие это оказало свое стимулирующее воздействие на дальнейшее развитие рыночных отношений.

Активно развивался в Европе и социальный капитал, основанный на доверии между гражданами [9, с. 20-21]. Государства в то время были относительно однородными по национальному составу, так как миграция практически отсутствовала. Это создавало оптимальные условия для усиления национального единства. Был достаточно высок уровень доверия в обществе, который начнет снижаться по мере развития капиталистических отношений и материального расслоения.

Рационалистический и просветительский характер философии Нового времени тесно связан с ее утилитаризмом. Утилитаризм можно рассматривать в качестве непосредственного отражения рыночной идеологии в философском мышлении. Поскольку элементы утилитаризма присутствуют практически в любой философской системе, постольку можно сделать вывод о том, что возникновение философии явилось результатом формирования рыночных взаимоотношений. В эпоху Нового времени сложились определенные предпосылки для активного применения утилитаристского подхода в философии. Прежде всего, это касается рационалистической установки большинства философов. «Homo Economicus» изначально является рационалистом. В экономике Нового времени модель экономического человека получает свое достаточно полное воплощение. Бурное развитие рыночных отношений неизбежно вело к изменению сознания и поведения людей. Философы не могли не отразить этого в своих теориях.

В условиях развитой рыночной экономики возникает противостояние и конкуренция академической и неакадемической философии. Академическая философия является носителем государственности и выразителем официальных идеологических идей. Как справедливо указывал Гегель, профессиональные философы относятся к среднему классу чиновничества, и их задачей является разработка и внедрение через средства массовой информации и учебный процесс официально признанной идеологии [10, с. 421]. Как только философы перестают выполнять возложенную на них функцию, они удаляются из сферы академической философии. Это вполне объяснимый экономический процесс в категориях «работодатель» и «работник».

Неакадемическая философия возникла гораздо раньше академической и была связана с интеллектуальным осмыслением социума на основе возникших рыночных отношений. Появление академической философии условно можно отнести к эпохе Аристотеля, хотя уже конфуцианство обладало многими чертами академизма. Профессиональная философия возникает тогда, когда государство осознает необходимость в профессиональных идеологах. Академия естественных и технических наук формируется позже, поскольку она непосредственно не связана с идеологией, а государство далеко не сразу осознало материальную эффективность науки.

Академическая философия тесно связана с возникновением и развитием университетов. В Средние века они выполняли идеологическую функцию, поэтому философский факультет по престижности располагался сразу за богословским, опережая правовой и медицинский. В Новое время в значительной степени сохранился идеологический характер преподавания философии в университетах, хотя престижность философского образования снижается в связи с бурным развитием естественных наук, медицины и юриспруденции.

В немецкой классической философии преобладала академическая традиция, что объяснялось, в том числе, слабым развитием капиталистических отношений в Германии того времени. Пример Германии показателен в плане эволюции академической философии. Сильная государственность всегда нуждалась в философской идеологии. Если во времена Маркса коммунистическая идеология подвергалась гонениям со стороны государства, то всего несколькими десятилетиями позже эта идеология стала фактически ведущей немецкой идеологией. Это сразу же отразилось на университетском образовании. Большинство преподавателей философии и экономики исповедовали левые взгляды. Такая ситуация сохранялась вплоть до прихода нацистов к власти. Но национал-социализм является националистическим вариантом социалистической идеологии. В этом смысле сохраняется преемственность всей немецкой идеологии, поскольку авторитарное государство постоянно стремилось контролировать рыночную экономику, используя для этого, в том числе, идеологический аппарат.

Академическая и неакадемическая философия всегда находились в состоянии конкуренции. Яркое свидетельство этому – взаимоотношения Г.Гегеля и А.Шопенгауэра. И дело здесь не только в различии философских подходов. Неакадемическая философия основывается на парадигме рыночной экономики со всеми вытекающими отсюда последствиями: материальная независимость от государства, свобода слова и творчества, критическая установка по отношению к официальной философии, неакадемическая философская риторика, ориентация на широкую аудиторию, склонность к инновациям. По большинству этих критериев философские системы Гегеля и Шопенгауэра были антиподами.

Университетская философия в Новое время стала важным государственным институтом. Современный институциональный подход позволяет выявить экономическую составляющую академической и неакадемической философии. Академическая философия развивается по определенным правилам, созданным государством и историческими традициями. Любой государственный и общественный институт выполняет экономическую функцию по снижению неопределенности во взаимоотношениях между людьми [11, с. 18]. С этих позиций академическая философия является государственным институтом, а неакадемическая философия – общественным институтом.

Университетская философия задавала определенные интеллектуальные стандарты для каждой эпохи, уменьшая тем самым духовную неопределенность в обществе. С этим связана и идеологическая функция академической философии, поскольку идеология выстраивает духовные ориентиры для социума. Государственные институты всегда связаны с определенными ограничениями. В этих институтах приняты правила игры, которые нельзя нарушать. В области  философии это академический стиль изложения, специальная риторика для посвященных, правила поведения на конференциях и в межличностном общении, стандарты мышления, закладываемые при обучении на философских факультетах и др.

Неакадемическая философия является общественным, а не государственным институтом, поэтому она менее стандартизирована и формализована. Философы данного направления обладают большей свободой и независимостью от академических авторитетов. Они могут создавать собственную философскую риторику, которая со временем трансформируется в академическую, если государство меняет форму идеологии. Так было с философией К.Маркса. Развиваясь как неакадемический философ, он создал оригинальную философско-экономическую риторику, ставшую основой социалистической идеологии и новой формы академической философии.

Важно различать философские организации и философские институты. Первые носят материальный характер, вторые – духовный. Организации являются более консервативными и догматичными, а институты – более подвижными и инновационными. Академические организации могут существовать без серьезных изменений на протяжении столетий, а философские институты подвержены достаточно быстрым трансформациям. Рано или поздно философские организации вынуждены адаптироваться к изменившимся философским институтам. Этому способствует распространение в обществе неявного философского знания, формирующего духовность новой эпохи.

Таким образом, с точки зрения развития экономических архетипов в истории философии можно выделить несколько периодов. Возникновение философии  было связано с появлением рыночной экономики и носило стихийный характер в том смысле, что государство не прилагало особых усилий для ее развития. В условиях средневекового авторитаризма и более позднего тоталитаризма философия как идеология становится крайне востребованной. По мере развития современного общества идеологическая функция все больше переходит к средствам массовой информации. Необходимость в большом количестве профессиональных идеологов отпадает, хотя информационное общество по-прежнему нуждается в определенной идеологии.

 

Литература

 

  1. Бохеньский Ю. Сто суеверий: Краткий философский словарь предрассудков. – М.: Издательская группа «Прогресс»-«VIA», 1993. – 187 с.
  2. Бэкон Ф. Новая Атлантида // Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. – Т. 2. – М.: Мысль, 1972. – С. 487-524.
  3. Геращенко И.Г. Экономика философии и философский экономикс: монография. – М.: РУСАЙНС, 2020. – 156 с.
  4. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения в 2-х т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1991. – С. 3-545.
  5. Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения в 3- т. – Т. 3. – М.: Мысль, 1988. – С. 135-405.
  6. Смит А. Теория нравственных чувств. – М.: Республика, 1997. – 351 с.
  7. Пикетти Т. Капитал в ХХ1 веке. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. – 592 с.
  8. Локк Дж. Мысли о том, что читать и изучать джентльмену // Локк Дж. Сочинения в 3- т. – Т. 3. – М.: Мысль, 1988. – С. 609-614.
  9. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 730 с.
  10. Гегель Г.В.Ф. О преподавании философии в университетах // Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В двух томах. – Т.1. – М.: Мысль, 1972. – С. 417-425.
  11. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. – 180 с.

Вернуться назад