ИНТЕЛРОС > №3, 2015 > Некоторые аспекты проявления религиозного экстремизма и терроризма и проведение профилактической работы по борьбе с ними (в системе среднего специального, профессионального образования)

Арофат Исманова
Некоторые аспекты проявления религиозного экстремизма и терроризма и проведение профилактической работы по борьбе с ними (в системе среднего специального, профессионального образования)


29 ноября 2015

Арофат Абдулхамидовна Исманова,

Республиканский научно-практический

центр национальной    идеи и идеологии,

докторант-исследователь,

г. Андижан, Узбекистан

Arofat Abdulhamidovna Ismanova,

The Republic Scientific-Practical

Center for National Idea and Ideology,

Doctoral student,

Andijan, Uzbekistan

E-mail: conference_2012@list.ru

УДК 343.34

 

Некоторые аспекты проявления религиозного экстремизма и терроризма и проведение профилактической работы по борьбе с ними

(в системе среднего специального, профессионального образования)

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются некоторые формы проведения профилактической работы с молодёжью по предупреждению различного рода проявлений религиозного экстремизма и терроризма в системе среднего специального, профессионального образования.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, молодёжь, система образования, среднее специальное, профессиональное образование, психолого-педагогические факторы, профилактика, национальная идея.

 

Some aspects of manifestations of religious extremism and terrorism and carrying out preventive work to fight against them (in a system of the secondary special, professional education)

 

Summary. In this article some forms of preventive work with youth on prevention of various kinds of manifestations of religious extremism and terrorism in the system of secondary special and professional education are considered.

Keywords and phrases: extremism, terrorism, youth, education, secondary special, professional education, psychological and pedagogical factors, prevention, national idea.

 

Некоторые аспекты проявления религиозного экстремизма и терроризма и проведение профилактической работы по борьбе с ними

(в системе среднего специального, профессионального образования)

 

Экстремизм и терроризм являются сложными социально-политическими проблемами современного общества, что связано с разнообразностью экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистского характера, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку.

В последние годы активизируется функционирование организаций, ориентированных на осуществление экстремистской деятельности или признающих возможность использования террора как формы борьбы для достижения своих преступных целей. Сегодня отмечается рост численности радикальных группировок (организаций, объединений), основанных на идеологии национальной, расовой и религиозной нетерпимости. В настоящих условиях деятельность данных организаций имеет своей целью обострение и дестабилизацию общественно-политической обстановки в разных государствах, захват или передел власти, территориальный передел, насильственное изменение конституционного строя в определённой стране.

Президент  Республики Узбекистан И.А.Каримов, участвуя в работе сессий Генеральной Ассамблеи ООН, а также выступая с докладом на  Саммите  Тысячелетия, внес  ряд  предложений  по вопросам обеспечения глобальной  безопасности  и борьбы  с  международным терроризмом.  Выступая на  Стамбульском  саммите ОБСЕ, И.А.Каримов предложил  создать  в  структурах ООН Международный центр по  борьбе  с  терроризмом[1].

Сегодня  с  удовлетворением  можно  констатировать, что  образование  Комитета по  борьбе  с  терроризмом Совета  Безопасности  ООН есть  поддержка  и  реализация  инициативы  нашей страны.

Придерживаясь принципа сотрудничества  в  реализации  стратегии  борьбы  с экстремизмом  и  связанным  с  ним  терроризмом, Узбекистан  стремится к установлению долгосрочных связей и отношений со всеми  заинтересованными государствами  мирового  сообщества.  Поскольку терроризм  и  экстремизм, в  любых  их  проявлениях, все больше угрожают безопасности  многих  стран  и их граждан, влекут за собой огромные  политические, экономические  и  моральные потери[2].

Возникшая после распада СССР неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров сказывается на подрастающем поколении. Это сопровождалось ослаблением многих факторов, обладающих потенциалом противодействия нарастающим негативным влияниям. В их числе проявляется ослабление института семьи и рост негативного эффекта в информационном пространстве. В последнее время наблюдается увеличение отклоняющегося поведения среди подростков, старшеклассников, учащихся средне-специальных профессиональных учебных заведений. У молодых людей, наиболее подверженных деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Это приводит к тому, что молодежь пополняет ряды экстремистских и террористических организаций. Они, в свою очередь, активно используют молодое поколение в своих политических интересах.

Молодежь является той частью общества, в которой более активно происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки.

Основным ресурсом профилактики экстремизма и терроризма среди молодых людей является система образования, представляющая собой наиболее организованный, проникающий практически во все сферы жизнедеятельности общества институт.

Профилактическая деятельность должна осуществляться с учетом социальных условий и возрастных особенностей старшеклассников. Наиболее уязвимым, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет.

Подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток стремится найти свою группу, озадачен поиском собственной идентичности. В то же время в этом возрасте может проявляться неустойчивость психики, что может привести к подверженности внушению и манипулированию. Поиск идентичности, не всегда удачные попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация.

Экстремизм и терроризм как явления угрожают не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни людей, целостности нашей многонациональной страны. Важнейшая задача современной школы – содействие полноценному личностному развитию детей, формирование человека – носителя гуманистических взглядов, идеи толерантности в межэтнических отношениях.

Среди причин возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде выделяется использование в деструктивных целях психологического фактора: агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности. При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо оказывать целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на гармонизацию эмоциональной сферы учащихся ССУЗов. На преодоление негативного и формирование позитивного отношения человека к себе, окружающим и миру в целом направлена психолого-педагогическая работа.

Действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:

— оптимизацию социальной среды, в которой находятся молодые узбекистанцы, ее улучшение, создание в ней пространства для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций;

— создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

— разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции; формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

Среди мероприятий по профилактике экстремизма и терроризма в среднем специальном, профессиональном учебном заведении можно выделить следующие:

— Проведение дней родного языка, дней родной письменности и культуры.

— Проведение информационных часов, направленных на профилактику экстремизма и терроризма.

— Мониторинг уровня воспитанности учащихся.

— Проведение недели вежливости.

— Проведение декады толерантности.

— Проведение тематических недель «Узбекистан – моя Родина», по гражданско-патриотическому воспитанию.

— Проведение тематического периода «За здоровый образ жизни», по спортивно-оздоровительному воспитанию.

— Контролирование посещаемости учащимися из проблемных семей уроков, спортивных секций, кружков.

— Проведение мероприятий направленных на исключение случаев национальной вражды, направленных на воспитание толерантности.

— Оказание правовой и информационной помощи учащимся, родителям на классных часах классных и общешкольных родительских собраниях.

Деятельность по профилактике экстремизма в молодежной среде осуществляется в двух аспектах. Во-первых, профилактические меры, ориентированные на улучшение среды, в целом на молодежь, связанные с разработкой и внедрением методов разрушения экстремистского пространства, создание на его месте конструктивных социальных зон для молодежи. Во-вторых, воздействие на личность, нацеленной на развитие толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма.

При организации деятельности по профилактике молодежного экстремизма систему деятельности следует выстраивать с опорой на косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие среду и способствующие формированию полноценной личности. Для этих целей более эффективно следует использовать возможности воспитательной системы в урочной и внеурочной формах.

Во-вторых, главное внимание должно быть сосредоточено на особой социально-психологической ситуации в жизни любого человека, которая приходится, как уже отмечалось выше, на возрастной период от 14 до 22 лет.

В-третьих, в основе организации системы профилактической работы, особенно с группами лиц, пребывающими в кризисном возрасте, должна лежать идея управляемой социализации, когда социально-психологические процессы, происходящие со старшеклассниками, профессионально сопровождаются соответствующими специалистами.

Список литературы:

 

  1. Абдулатипов Р.Г. Проблемы профилактики экстремизма // Этнопанорама, 2002, №2 с.74.
  2. Антонян Ю.М. Экстремизм и его причины / Ю.М. Антонян.- М:Логос , 2010. — 288с.- ISBN: 978-5-98704-502-2.
  3. Информационно-методический бюллетень КРОО «ИСТОК», вып. 1(3) «Толерантность», 2009-2010
  4. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. -Т.: Ўзбекистон. 1997. 315 с.
  5. Козлов А.А. Молодежный экстремизм. СПб, 2009.
  6. Перепелкин Г.Е. Молодежный экстремизм как угроза общественной безопасности // Правовая культура. — Саратов: Изд-во Сарат. юрид. ин-та МВД России, 2009, № 1 (6). — С. 147-155
  7. Пономарев В.А. Ислам в Узбекистане, 1989-1995 гг.// «Политические исследования». 1996. №2.
  8. Рожков М.И. и др. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2012
  9. Сазанова Е. Молодежный экстремизм как социальный феномен // Экстремизм и другие криминальные явления. — М.: Российская криминологическая ассоциация, 2008. — С. 43-46
  10. Трофимов Д. Исламский фактор и проблемы внутренней стабильности в Центральной Азии // В бюллетене РАИ ИВАН Росс.АН. 1997. №1(55). -М.: С. 92-103.
  11. Шегорцов А.А. Как рождается экстремизм молодежи. М.,2009

 

[1] См.: Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. -Т.: Ўзбекистон. 1997. 315 с.

[2] См.: Там же


Вернуться назад