ИНТЕЛРОС > №3, 2015 > Реакционные идеи экстремистских вероучений

Хабибулло Сагдиев
Реакционные идеи экстремистских вероучений


29 ноября 2015

Хабибулло Сагдиев,

Ташкентский Исламский Университета,

докторант кафедры Исламоведения,

Ташкент, Узбекистан

                                                        Khabibullo Sagdiev,

Tashkent Islamic University,

Senior researcher of the Islamic studies chair,

Tashkent, Uzbekistan

E-mail: eagle75@mail.ru

УДК 323.14

 

Реакционные идеи экстремистских вероучений

 

Аннотация. В статье дается анализ опровержения ученых «Ахл ас-Сунны ва-л-Джамаа» по отношению к теологическим взглядам представителей течений «хариджитов» и их новоявленным представителям. В частности, в ней, опираясь на ранние догматические произведения Абу Ханифы, а также его последователя Абу Джа`фара ат-Тахавий и написанных к ним комментариям раскрываются учения «хариджизма», противоречащие убеждениям «Ахл ас-Сунны ва-л-Джамаа».

Ключевые слова : «хариджиты», «Ахл ас-Сунна ва-л-Джамаа», «куфр» (неверие), «ал-Акида ат-Тахавия», «пролитие крови», «восстание против правителя», «обвинение ученых».

 

The reactionary ideas of extremist beliefs

 

Summary. The article analyzes refutes of the scientists of «Ahl al-Sunnah wa al-Jama’ah» against the theological views of the representatives of the currents of «Khawarij» and their newly appeared representatives. In particular, it is based on the early dogmatic works of Abu Hanifa and his successor Abu Ja`far at-Tahawi and their commentaries to disclose the fault of «Khawarij» beliefs contradicting to «Ahl al-Sunnah wa al-Jamaah».

Key words : «Khawarij», «Ahl al-Sunnah wa-l-Jamaa», «kufr» (unbelief), «al-Aqeedah at-Tahawi», «blood», «the revolt against the ruler», «the prosecution of scientists».

 

Реакционные идеи экстремистских вероучений

 

Заглянув в историю распространения ислама на территории нынешних стран СНГ, можно стать свидетелям того, что традиционно, преобладающая часть верующих придерживается богословско-правового комплекса ханафитского толка (последователи данного мазхаба, от имени основателя Абу Ханифы, (ум. в 767 г.), возникли в VIII в. в г. Куфа (Ирак). Особенности мазхаба в том, что Коран принимается как источник права целиком и безоговорочно, а сунна принимается как независимый источник, но только после тщательного отбора хадисов) ортодоксального течения «Ахл ас-Сунна ва-л-Джамаа» (люди сунны и согласия общины — самоназвание большей части мусульман, суннитов — одного из основных течений ислама, наряду с шиитами и хариджитами). После приобретения независимости бывшими странами СССР широко открылся путь к вероисповеданию и получению религиозных знаний. Народы, проживающие на территории стран СНГ, начали возрождать свои обычаи и почти утерянные традиции, а также вернулись к религиозным вероучениям, которых испокон веков придерживались их предки. Естественно, тот духовный вакуум, который образовался в период долгих лет атеистической пропаганды, начал быстро заполняться. Но, наряду с традиционными вероучениями ислама, среди населения стран СНГ начали проникать чуждые ортодоксальным учениям взгляды и воззрения.

Одним из таких представителей фанатично-экстремистских вероучений являются новоявленные последователи исторического течения «хариджитов» (ал-Хаваридж — ед. ч. харидж; «выступающие», «мятежники», «раскольники». «Хариджиты», последователи самой ранней в истории ислама религиозно-политической группировки, образовавшейся в ходе борьбы за власть в Халифате между сторонниками Али б. Аби Талиба и Му’авии в битве при Сиффине (657 г.), такие как: «Ат-Такфир ва-л-Хиджра» (международное религиозное объединение, включенное в список экстремистских организаций решением Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2010.), «База» («Аль-Каида»),  «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир ал-Ислами»), «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Исламский джихад — Джамаат моджахедов» (Все они включены в список террористических организаций Верховным судом Российской Федерации от 18 июля 2006 г.) и т.д.

Основной акцент в статье направлен на сравнительный анализ теологических вероучений вышеназванного течения (хариджиты) с представителями «Ахл ас-Сунна ва-л-Джамаа» и опровержению экстремистским взглядам на основе главных источников ислама; Корана и Сунны, а не возникновению «хариджитов», их руководителей и деятельности. При этом использованы произведении Абу Ханифы, а также ханафитского ученого Абу Джа`фара ат-Тахави «ал-Акида ат-Тахавия» и комментарий к ним, которые являются фундаментальной основой и духовным наследием в области теологии при изучении догм ислама в медресе и в высших религиозных учебных заведениях стран СНГ.

Сторонники «Ахл ас-Сунна ва-л-Джамаа» единогласно убеждены в том, что «хариджиты» являются заблудшим течением, которые внесли нововведение в религию и раскололи единство мусульман [2,c.9]. Относительно того, являются ли они мусульманами или нет, среди ученых «Ахл Сунны ва-л-Джамаа» существует два мнения. Среди известных ученых, считавших «хариджитов» «неверными» на основании того, что они сделали дозволенным запреты Аллаха и его Посланника, а также хадиса, в котором сказано, что они вылетят из религии как стрела из лука были: ал-Бухари, Абу Бакр ибн ал-‘Араби, ас-Субки и ал-Куртуби [10,ч.12,с.300; 12,ч.7,с.85]. Другим и наиболее правильным мнением считается то, что они не являются «неверными» [16,ч.7,с.170; 13,с.392]. Ибо сподвижники были единогласны в необходимости сражения с ними, однако они не называли их «неверными» [5,ч.5,с.248].

Наиболее известный признак заблуждения «хариджитов» — это то, что они обвиняли в неверии мусульман за большие грехи [1,ч.1,с.166-167; 18,с.224]. Основывают они эти свои взгляды тем, что за совершение грехов, которые в Коране или Сунне называются неверием (куфр) человек может попасть в Ад. Это свидетельствует о незнании «хариджитами» основ религии, а также об уровне их непонимания шариатских текстов. Многие большие грехи именуются в Коране и Сунне неверием (куфр), однако это не означает, что совершивший эти деяния мусульманин впадает в великое неверие. Подобный прием используется для указания на особую степень тяжести этого греха, но никак не для того, чтобы обвинить человека в великом неверии, выводящем его из религии. Такой вид неверия называется малым неверием. Ал-Бухари в своем «сахихе» приводит хадис от Пророка о неблагодарности женщин по отношении к своим мужьям, называя это деяние неверием (куфр) и тем самым именовал эту главу, содержащую подобные хадисы: «Неверие, которое меньше неверия» [8,с.4].

Абу Ханифа в своем трактате говорит: «Ни одного из мусульман не называем «кафиром» (неверным) за содеянный грех, хоть это будет большим грехом, за исключением, если он не назвал греховное деяние дозволенным» [7,с.210]. Ханафитский ученый Абу Джа’фар ат-Тахави говорит: «Мы не считаем, кого бы то ни было из людей нашей «кыблы» (сторона, в которую обращаются мусульмане во время молитвы) неверующим из-за какого-то греховного действия, совершенного им, пока он не считает это действие дозволенным» [11,ч.2,с.368]. Ученые «Ахл ас-Сунны ва-л-Джамаа», которые комментируют слова Абу Ханифы и Абу Джа`фара ат-Тахави приводят доводы из Корана и Сунны Пророка. В Коране Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Вам предписано возмездие за убитых: свободный – за свободного, раб – за раба, женщина – за женщину. Если же убийца прощен своим братом, то следует поступить по справедливости и уплатить ему выкуп надлежащим образом» [19,с.31]Ученые, приводя этот аят в качестве довода, указывают на то, что хотя убийство и считается большим грехом, Аллах не выводит этих грешников из числа верующих. Приводя доводы, ученые обращаются на слова Посланника Аллаха. Пророк Мухаммад говорил: «Тот, кто обвинил мусульманина в неверии, подобен тому, кто его убил!»[17,ч.22,с.177]Другой хадис, который приводит Исмаил ал-Бухари в своем сборнике хадисов, когда Пророк Мухаммад наказал одного из своих последователей за питье алкоголя и один из присутствующих проклял его за это, на что Посланник Аллаха сказал: «Не проклинайте его, клянусь Аллахом, он любит Аллаха и его Посланника» [8,с.566]. В приведенном хадисе ясный довод на то, что Пророк не вывел человека, который совершил большой грех из религии.

Следующее, это то, что «хариджиты» обвиняют в неверии мусульман, несогласных с ними, считая дозволенным покушение на их жизнь и присвоение их имущества [18,с.224]. Абу Ханифа в своем трактате говорит: «Раб, который принял ислам, станет верующим и освободится от многобожья. Его жизнь и имущество станет неприкосновенным. Ему даны права мусульман. Покушаться на его кровь и имущество стало запретным» [15,с.35]. Комментируя эти слова, ученые приводят в доказательство следующий аят и хадис от Пророка Мухаммада. Аллах в Коране говорит: «Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездие ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается не него, проклянет его и приготовит ему великие мучения» [19,с.111]Пророк Мухаммад, указывая на выход «хариджитов» из племени человека, который упрекнул его в несправедливости, сказал: «Будут оставлять поклоняющихся идолам, и убивать обладателей веры!»[8,с.270]. Ученый ханафит Абу Джа`фар ат-Тахави говорит: «Мы говорим, что нельзя поднимать меч против кого-либо из общины Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах; меч поднимается только против того, кому это обязательно» [11,ч.2,с.603]. Ученые «Ахл ас-Сунны ва-л-Джамаа», комментируя слова улема ат-Тахави, приводят хадис Пророка Мухаммада, где он сказал: «Проливать кровь мусульманина, свидетельствующего, что нет Бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я – Посланник Аллаха, не разрешено. Исключений только три: женатый (замужняя) прелюбодей (ка), убийца и вероотступник который, покидая религию, отделяется от общины» [16,ч.11,с.164-165]. При этом решение о пролитии крови мусульманина выносит только кади (судья), назначенный руководителем государства.

Очередным и самым главным распространенным признаком заблуждения «хариджитов», который является их убеждением то, что они дозволяют восстание против законного правителя мусульман, выискивая их за грехи, и публично порочат [1,ч.1,с.167; 6,с.72; 3,с.106]. Это вовсе не новшество современных «хариджитов»», таков был метод и первых из их числа. Укба ибн Васадж говорит: «Мне рассказывали о «хариджитах» и о том, как они порочат своих правителей. И однажды, когда я встретил Абдуллаха ибн Амра, я сказал ему: «Ты из числа оставшихся сподвижников Посланника Аллаха, и Аллах даровал тебе знание. Тут люди в Ираке порочат своих правителей и заявляют во всеуслышание об их заблуждениях, что ты скажешь об этом?» Он ответил: «Это те, на которых проклятие Аллаха, ангелов и всех людей!» [14,с.647] Абу Джа`фар ат-Тахави сказал: «Мы не будем выступать против наших имамов (правителей) и руководителей даже если они будут совершать зулм (несправедливость и насилие). Мы не будем проклинать их. Мы не будем противиться в повиновении им. Мы считаем повиновение им обязательным повиновением Аллаху, если только они не приказывают совершать грех. Мы молим у Аллаха для них правильности и прощения» [11,ч.3,с.3]. Ученые «Ахл ас-Сунны ва-л-Джамаа», комментируя слова ат-Тахави приводят довод из Корана, где Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас»[19,с.104]Пророк Мухаммад о повиновении правителю говорит: «Кто повинуется мне, тот повинуется Аллаху, и кто не повинуется мне, тот не повинуется Аллаху, и кто повинуется правителю, тот повинуется мне, и кто не повинуется правителю, тот не повинуется мне» [8,с.238]Пророк Мухаммад также сказал: «Слушайся и повинуйся правителю, даже если он будет бить тебя по спине и забирать твое имущество!» [8,с.1010] Известный ученый, дядя и один из первых наставников Абу Джа`фара ат-Тахави, Ибн ал-Мунзир говорил: «Обладатели знанием единогласны в том, что человек обязан оберегать свои жизнь и имущество, если на это покушаются не по праву. Но вместе с этим все знатоки хадисов считают, что правитель является исключением из этого, на что указывают предания о необходимости терпения несправедливости с его стороны и недопустимости выхода против него!» [10,ч.5,с.148]

Следующее их убеждение то, что они порочат и обвиняют в неверии ученых. Примером может послужить тот случай, когда Ибн Аббас пришел для проведения переговоров с «хариджитами», отколовшимися от войска Али. Некоторые из них стали выкрикивать: “Не разговаривайте с ним!”, и тогда встал Ибн ал-Кавва, который на тот момент еще был «хариджитом», и обратился к людям, предостерегая их от Ибн Аббаса, со словами: “О, последователи Корана! Поистине, если кто-либо из вас и не знает этого Ибн Аббаса, то я знаю его, это о его народе Аллах сказал: «Они являются людьми препирающимися» [19,с.638]. Пусть возвращается к своему хозяину (Али), пусть возвращается к своему хозяину, вы же не отходите от Книги Аллаха!» [4,ч.8,с.309]. Если заглянуть на убеждение других заблудших сект и течений, то можно увидеть это качество и у них. Ханафитский ученый Абу Джа`фар ат-Тахави в своем трактате говорит: «Ученые первой общины (предшественники) и те, кто следовали их пути (табиины), — люди добродетели, сообщавшие хадисы (предания), правоведы (факихы) и люди разума; о них нужно отзываться только наилучшим образом, и кто скажет что-либо плохое о них, — не на прямом пути» [11,ч.3,с.435]. Комментируя слова ученого, улемы «Ахл ас-Сунны ва-л-Джамаа» приводят аяты из Корана, где Аллах говорит: «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» [19,с.720]а также, «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» [19,с.557]Ученые, приводя доводы из Сунны Посланника, сообщают, что Пророк Мухаммад сказал: «Не относится к моей общине тот, кто не уважает старших среди нас, не милосерден к младшим, а также не отдает должное тем, кто обладает знанием» [9,ч.9,с.343]. Также Пророк Мухаммад говорит: «Кто двинется по дороге с целью обрести знания, того Аллах поведёт по одной из дорог, ведущих в Сад (Рай). Воистину, ангелы склоняют свои крылья из благоволения к ищущему знания. Воистину, за ищущего знаний просят прощения (у Аллаха) те, кто на небе и на Земле, и даже рыбы в глубинах морских. Воистину, преимущество учёного мусульманина над мусульманином-богомольцем такое же, как у Луны пред остальными светилами. Воистину, учёные — наследники пророков, которые оставляли в наследство не дирхемы и не динары, но знания. Итак, избравший это (поиск знаний) обретает долю изобильную» [8,с.1493].

В заключении нужно подчеркнуть тот факт, что в нынешнее время всемирной глобализации доступ для получения информации становится все легче и доступнее. Любая личность, в том числе и мусульманин при получении той или иной информации в сетях интернета обязательно сталкивается с ложными материалами об исламе, которые привлекательно окутывают читателя доводами из Корана и Сунны, интерпретированные убеждениями вышеназванных заблудших течений и сект. В связи с этим, необходимо обратить серьезное внимание на то, где сегодня верующие мусульмане получают знания по основам исламской религии и на какие источники опираются. Немаловажно установление и развитие связей по научным направлениям со странами СНГ и зарубежными государствами, занимающимися вопросами религиоведения и исламоведения. Потому что, религиозный экстремизм является проблемой не только стран СНГ, но и глобальной проблемой всего мира.

Нужно отметить, что все ученые «Ахл ас-Сунна ва-л-Джамаа» признавали религию ислам как светоч знания, просвещения и науки. Доведение этой религии до сознания нынешних и будущих поколений, как орудия просвещения, должно быть задачей каждого обладателя здравого ума.

 

 

Использованная литература:

  1. Абу Хасан ал-Аш`арии. «Макалат ал-исламийин ва ихтилаф ал-мусаллийн». – Бейрут. «ал-Мактаба ал-асрия». 1990.
  2. Абдул Мухсин Насир Оли Убайкани. «ал-Хавариж ва ал-фикр ал-мутажаддида». – Кувейт. «Мактаба ибн ал-Кайум». 2007.
  3. Абу ал-Фатх Мухаммад Абду ал-Карим аш-Шахристани. «ал-Милал ва ан-нихал». – Бейрут-Ливан. «Дар ал-Кутуб ал-илмия». 1992.
  4. Абу Бакр Ахмад ал-Байхаки. «ас-Сунан ал-кубро». – Бейрут-Ливан. «дар ал-Кутуб ал-илмия». 2003.
  5. Абу ал-Аббас Такий ад-Дин Ахмад ибн Абду ал-Карим. «Минхаж ас-Сунна ан-набавия». 1986.
  6. Абду ал-Кахир ибн Мухаммад ал-Багдади. «Фарк байн ал-фирак». – Ливан. «ал-Мактаба ал-асрия». 1995.
  7. Али ибн Султан Мухаммад ал-Кари. «Минаху ал-Равз ал-Азхар фи шарх ал-Фикх ал-Акбар». — Ливан-Бейрут: «Дар ал-Башаир ал-Исламия», 1998.
  8. «Ал-Кутуб ас-Ситта». – Эр-Рияд: «Дар ас-Салам», 2008.
  9. Ахамад ибн Ханбал. «Муснад ал-Имам Ахмад бин Ханбал». – Бейрут-Ливан: «Дар ал-Кутуб ал-Илмия», 2008.
  10. Ахмад ибн Хажар ал-Аскалани. «Фатх ал-Бари». – Каир. «Дар ар-райан ли-т-турас». 1987.
  11. «Джами` ад-Дурус ал-Акадия фи шарх ал-Акида ат-Тахавия ли Аби Джа`фар ат-Тахави». – Каир: «Дар ибн Хазм», 2009.
  12. Джалал ад-Дин ас-Суюти. «Сунан ан-Насаи би шарх ал-Хафиз Джала ад-Дин ас-Суюти». – Бейрут-Ливан. «Дар ал-башаир ал-исламия». 1986.
  13. Зайд бин Абд ал-Азиз Оли Фаяз. «ар-Равза ан-Надия шарх ал-акида ал-васатия». «Дар ал-ватан». 1994.
  14. Ибн Абу ал-Асим «ас-Сунна». – Эр-Рияд. «Дар ал-Сами`и ли-н-нашр ва ат-тавзи». 1998.
  15. Мухаммад Захид ал-Кавсари «ал-Алим ва ал-мутаалим, далее рисала Аби Ханифа ила Усман ал-Баттий, после ал-Фикх ал-абсат». 1949.
  16. Мухиддин Абу Закария Яхя ан-Навави. «Сахих Муслим би шарх ан-Навави». – Каир. «Матбуат ал-Мисрия би-л-Азхар». 1969.
  17. Сулайман ибн Ахмад ат-Табарани. «ал-Мажмау ал-кабир». – Каир. «Мактаба ибн Таймия». 1983.
  18. Хамуд Тавижри. «Иттихаф ал-джамаа». – Эр-Рияд. «Матбуат ал-мадина». 1976.
  19. Э.Кулиев (перевод с арабского) «Смысловой перевод священного Корана на русский язык». – Медина, Саудовская Аравия: «Комплекс имени Короля Фахда по изданию священного Корана», 2002.

Вернуться назад