ИНТЕЛРОС > №3, 2016 > Клубная деятельность детей в дополнительном образовании в 1931-1958 годы в Оренбургской области

Анна Торшина
Клубная деятельность детей в дополнительном образовании в 1931-1958 годы в Оренбургской области


09 ноября 2016

Торшина Анна Вячеславовна

Оренбургский государственный педагогический университет

аспирант 4 курса кафедры педагогики высшей школы

Torshina Anna Vyacheslavovna

the four year graduate student of the high school

Pedagogicsfaculty

Адрес электронной почты: anna-torshina@yandex.ru

УДК 37ББК 74.03(2)

 

Клубная деятельность детей в дополнительном образовании в 1931-1958 годы в Оренбургской области

Аннотация: в статье охарактеризованы структура и содержание клубной деятельности детей в 1931-1958 годы — период становления и развития дополнительного образования детей в Оренбургской области. Подчеркивается значение клубной деятельности в социализации подростка.

Ключевые слова: дополнительное образование, клубная деятельность, Оренбургская область, социализация.

 

Club children’s activities in additional education in 1931-1958 in Orenburg region

Annotation: the structure and maintenance of the club children’s activitiesin1931-1958 are described in the article – this is the period of becoming and development of additional of children in Orenburg region. The value of the clubactivity is underlined in socialization of the teenager.

Keywords: additionaleducation, clubactivity, Orenburg region, socialization.

 

Клубная деятельность детей в дополнительном образовании в 1931-1958 годы в Оренбургской области

 

В свете общецивилизационных проблем, непосредственным образом влияющих на национальные образовательные системы, актуализируется обращение к региональной истории педагогики. Оренбургская область приковывает к себе внимание не одного поколения отечественных ученых, деятелей культуры и образования. Объясняется это, во-первых, возрастанием роли, которую играет этот регион в социально-экономическом и культурном развитии страны; во-вторых, богатым опытом педагогических традиций, в том числе клубной деятельностью в дополнительном образовании детей. Являясь малоизученным, не теряет своей актуальности. Нас интересует период становления и развития дополнительного образования детей в Оренбургской области (1931-1958 годы).Исследователями отмечается, что работа системы дополнительного образования, в частности клубной деятельности в данный период раскрыта слабо [1, с. 35].

Большое значение в развитии клубной деятельности в Оренбургской области (1931-1958гг.) как базы для целенаправленного влияния на организацию свободного времени детей и подростков сыграли ранее принятые постановления ЦК РКП (б) «О пионерском движении» (1925), ЦК ВКП (б) «О состоянии и ближайших задачах пионердвижения» (1928), в которых особое внимание уделялось подбору и подготовке кадров. Обязательным становилось требование наличия общественного мнения. Уже в 1928 году при Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской создается внешкольное отделение для подготовки кадров внешкольных работников. В 1929 году снова под председательством Н.К. Крупской в системе Наркомпроса организуется совет по внешкольной работе.

Это был период развития системы: появляются новые типы учреждений (пионерские лагеря, станции, Дома пионеров). Большое значение придается их взаимодействию как в городском, областном, региональном масштабах, так и во всесоюзном (выставки, смотры, слеты). В работе внешкольных учреждений учитывается взаимное соподчинение (областные, городские, районные станции). Воспитание и образование детей становится делом всего общества: к созданию и организации деятельности учреждений активно привлекались предприятия, большой вклад внесли профсоюзные организации, с чем связано укрепление материальной базы.

С 1931 по 1940 годы наблюдается недостаточное количество клубных объединений, нехватка квалифицированных педагогических кадров и слабое финансированием, что подтверждает докладная записка «О состоянии внешкольной работы в Оренбургской области» 1935 год: нет объединений по изучению сельскохозяйственных машин, групп юных натуралистов. Клубные объединения организационно не оформлены. Не созданы условия для работы с детьми. Нет планов работы, не хватает литературы. Требуют обязательной подготовки педагогические кадры» [3, д. 67, л. 44]. Поэтому целью деятельности клубных объединений на данном этапе стало привлечение детей общедоступностью занятий на основе добровольного объединения по интересам. Но, несмотря на все трудности, «в городе Оренбург открываются клубное объединение кукольного театра при образцовой школе № 24, шахматно-шашечный клуб; строятся парашютные вышки в аэроклубах Оренбурга и Орска. В Погроминском зерносовхозе Тоцкого района начинает свою работу объединение моделистов. Заканчивается строительство клуба на 150 человек на усадьбе Саракташской МТС. В колхозе «Пробуждение» Зиянчуринского района открылся пионерский клуб»[2, с. 70].   Стенограмма областного совещания комсоргов школ и секретарей комитетов комсомола неполных средних и средних школ, 15 декабря 1936 подтверждает, что открываются клубные объединения: физкультурное, хоровое, авиамодельное, драматическое [3, д. 165, л. 35]. Кроме этого, «дети занимаются озеленением и благоустройством улиц, исследовательской и шефской работой» [4, д.68, л.51].

Во время Великой Отечественной войны (1941 – 1945 годы) количество клубных объединений уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. Основным содержанием работы клубов стало разъяснение характера и цели войны. В клубах детям пропагандируются героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема патриотизма становится ведущей.

В исследовании С. М. Муромцевой описан слет юных тимуровцев, который прошел 5 ноября 1941 года в г. Чкалов и собрал 150 пионеров. На нем было принято обращение к пионерам и школьникам области с призывом к отличной учебе, оказанию помощи старшим (сбор металлического лома, забота о семьях красноармейцев, изучение топографии, связи, разведки) [2, с. 104].

Дети, посещающие клубные объединения, оказывают помощь фронту, о чем свидетельствует приказ № 1538 Народного Комиссара Просвещения РСФСР от 7 мая 1943 года «Об участии учителей, пионеров и школьников в сборе дикорастущих, полевых, лекарственных и технических растений для нужд фронта и народного хозяйства». Например, «в целях более широкого привлечения детей к сбору дикорастущих хозяйственно ценных растений, а также лучшей и продуктивной организации их работы в 1943 году приказываю:

  1. Обеспечить совместно с комиссиями обкомов и крайкомов ВЛКСМ широкое привлечение школьников и учителей к сбору основных видов дикорастущих хозяйственно ценных растений;
  2. Сбор растительного сырья силами учащихся проводить систематически в течение всего года и в свободное от занятий время.

3.Рекомендовать директорам организовать «лагеря по сбору дикорастущих растений» [3, д. 699, л. 73].

В следующем документе «Письме учащимся, пионеркам и пионерам 1942 года» разъясняется роль деятельности детей – воспитанников клубных объединений в помощи фронту (сбор лекарственных трав для фронтовиков). В частности, указывается, что «Советский Союз – одна большая дружная семья. Красной Армии помогает весь наш народ – старые, молодые, мужчины, женщины, юноши, девушки, мальчики, девочки.Пионеры, школьники делают правильно, когда не только учатся, но и работают, помогая этим скорее разбить немецко-фашистскую армию. Ведь каждому из нас хочется поскорее прогнать врага с советской земли.

Мы решили посоветовать вам заняться нужным для Красной Армии делом – сбором полезных дикорастущих растений.Шиповник – помощник бойца Красной Армии. Для того, чтобы человек был жив и здоров, ему нужны витамины. Есть витамин «С». Его можно найти в шиповнике. Ученые подсчитали, что 1 кг сушеных грибов заменит 3 кг мяса.Собирая шиповник, грибы и другие полезные растения, вы станете самыми настоящими помощниками фронтовиков» [3, д. 699, л. 78].

В годы Великой Отечественной войны клубы доказали свою жизненную силу, выдержали испытания войной и стали дополнительным оружием в борьбе за победу. Война потребовала от педагогов, детей, родителей большой оперативности, использования новых форм и методов в работе. Простота, доходчивость, эмоциональность – то, к чему стремились работники клубов при организации досуговой деятельности.

1946–1958-е годы – расцвет клубной деятельности детей в Оренбургской области. Усиливается практическая роль клубов в организации деятельности учащихся по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными семьями, помощь стране в восстановлении хозяйства. Архивные документы подтверждают, что центром работы с детьми становятся пионерская организация, дома и дворцы пионеров, детские технические станции. К клубам прикрепляются специалисты – изобретатели. Обеспечивается квалифицированная консультация руководителям клубных объединений, в которые привлекаются дети из неблагополучных семей. Для исследовательской деятельности детям предоставляются экспериментальные мастерские и лаборатории предприятий [3, д. 245, л. 61].Несмотря на то, что формы и методы работы с детьми в клубах определялись задачами государства, работа клубов становилась предметом внимания органов народного образования. Количество клубов продолжало расти. Появлялись городские клубы юных автомобилистов, работали детские сектора при профсоюзных клубах.

На данном этапе улучшилась туристско-краеведческая работа. В 1956 году, например, дети принимали участие во Всесоюзной экскурсии пионеров и школьников, проводимой в ознаменование 40-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции. В каникулярное время проводятся областные конкурсы объединений художественной самодеятельности (конкурс на лучшего чтеца, танцора, музыканта) [5, д. 70, л. 54]. «В марте 1947 года возобновляется работа Чкаловского аэроклуба, который до начала Великой Отечественной войны подготовил тысячи пилотов и парашютистов. Воспитанники клуба были отмечены правительственными наградами. В феврале 1952 года тысячи пионеров, в том числе воспитанников клубных объединений города Чкалова приняли участие в лыжных соревнованиях. 2 августа 1953 года в Зауральной роще города Чкалова состоялись областные соревнования морских клубов» [2, с. 201].

Таким образом, клубная деятельность в 1931-1958 годы была направлена, прежде всего, на социализацию личности подростка, позволяющая стать каждому полноценным членом общества. Изучение опыта региональной системы клубной деятельности детей в дополнительном образовании в Оренбургской области приобретает особое значение, так как позволяет критически осмыслить и заимствовать все наиболее передовое для дальнейшего развития клубной деятельности и совершенствования системы дополнительного образования.

 

Список литературы

1.Болодурин, В.С. История становления и развития образования в Оренбуржье [Текст] В.С. Болодурин // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2012. – №5. – С. 32–38.

2.Муромцева, С.М. Хроника Оренбургской области 1934–1990. [Текст]: в 2 т. Т.1 / С.М. Муромцева. – Оренбург: Печатный дом «Димур», 2009. – 308с.

3.Государственное бюджетное учреждение «Центр документации новейшей истории Оренбургской области» (ГБУ «ЦДНИОО») Ф.1697. Оп.1

4.Государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Оренбургской области» (ГБУ «ГАОО») город Оренбург Ф. 1983. Оп.2

5.Государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Оренбургской области» (ГБУ «ГАОО») город Новотроицк Ф. 1697. Оп.1


Вернуться назад