ИНТЕЛРОС > кр№3, 2021 > ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОЖАРНЫМ ДЕЛОМ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Владимир Лукин, Тамара Мусиенко
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОЖАРНЫМ ДЕЛОМ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ


24 сентября 2021

Лукин Владимир Николаевич

Санкт-Петербургский университет

Государственной противопожарной службы МЧС России

(Санкт-Петербург),

профессор кафедры философии и социальных наук,

доктор политических наук, кандидат исторических наук, доцент,

ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН действительный член Академии геополитических проблем и

Петровской академии наук и искусств,

 

Lukin Vladimir Nikolaevich

St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia,

Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences, 

Doctor of political sciences, candidate of historical sciences, associate professor,

Associate scientific researcher of the Sociological Institute of the Russian Academy of Sciences

Full member of the Academy of Geopolitical Problems,

Full member of the Petrovsky Academy of Sciences and Arts,

E-mail: lvn55555@mail.ru

Мусиенко Тамара Викторовна

доктор политических наук, кандидат исторических наук, доцент,

профессор кафедры управления и экономики,

профессор кафедры философии и социальных наук,

Санкт-Петербургский университет

Государственной противопожарной службы МЧС России

(Санкт-Петербург),

 ассоциированный научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра

Российской академии наук – Социологического института РАН,

Musienko Tamara Viktorovna

Doctor of political sciences, candidate of historical sciences, associate professor,

Professor of the Department of Management and Economics,

Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences, 

St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia,

St. Petersburg, Russia,

associate researcher at the Federal research sociological Center

 Russian Academy of Sciences- Sociological Institute

of the Russian Academy of Sciences

E -mail: tvm77777@mail.ru

УДК 327.7     

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОЖАРНЫМ ДЕЛОМ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

 

Аннотация. В статье дана краткая характеристика состояния пожарной безопасности на первый квартал 2021 года, обобщен исторический опыт государственного управления пожарным делом в нашем Отечестве с момента формирования государственности до конца  XIX века по двум направлениям: предупредительном и организационном. Дана оценка первым государственным правовым документам – «Закону судном людем»», «Русской Правде». Определено место и роль «Судебников» разных лет и веков, «Наказа о Градском благочинии» и «Уложения» 1649 года в системе государственного управления пожарным делом. Приведены примеры организации пожарно-сторожевой службы на рубеже Средневековья и Нового времени.

Ключевые слова: управление, пожарная безопасность, закон, рогаточная и решетчатая охрана, пожарная повинность, пофессиональная пожарная охрана, добровольный пожарный

 

 

STATE ADMINISTRATION OF FIRE SAFETY AND SECURITY:

PAGES OF HISTORY

Abstrac: The article gives a brief description of the state of fire safety for the first quarter of 2021, summarizes the historical experience of state fire management in our Fatherland from the moment of statehood to the end of the XIX century in two directions: preventive and organizational. The first state legal documents – «The Law of the Court of People», «Russian Truth» – are interpreted. The place and role of the «Judicial Officers» of different years and centuries, the «Decree on the City Deanery» and the «Code» of 1649 in the system of state management of fire-fighting are determined. Examples of the organization of the fire-watch service at the turn of the Middle Ages and Modern times are presented.

Keywords: management, fire safety, law, slingshot and lattice protection, fire service, professional fire protection, voluntary firefighter

 

История пожарного дела нашей Родины насчитывает уже второе тысячелетие. И из всех этих времен только в последние триста с небольшим лет государство стало помогать населению с помощью профессионалов в тушении пожаров, противостоянии другим чрезвычайным ситуациям, таким как наводнения. Основная часть истории – это исполнение всеобщей пожарной повинности в ходе самоорганизованной борьбы людей с огнем с помощью имеющихся подручных средств.

Частью истории противостояния огенной стихии является и 115-летняя история Санкт-Петербургского университета Государственной пртивопожарной службы МЧС России – старейшего учебного заведения пожарно-технического профиля не только в России, но и в мире. Оно было создано усилиями Императорского российского пожарного общества, объединявшего добровольные пожарные общества и государство.

Но и в настоящее время, уже в XXI веке, без помощи населения государству не справиться. Свидетельством тому является очередное государственное решение – издание в мае 2011 года Федерального закона «О добровольной пожарной охране», который, с учетом применения на практике, дополнялся и изменялся в течение семи последующих лет [1].

Подтверждением такой необходимости являются также результаты анализа статистических данных по пожарам на начало 2021 года.

В среднем по России в разное время года случается от трехсот до пятисот пожаров ежедневно. У авторов вызвало удивление отсутствие в марте 2021 года сведений об их количестве – такая информация ранее ежедневно размещалась на портале МЧС России. В новостях на 28 марта представлены только сведения о 117 спасенных в ходе ликвидации техногенных пожаров [2].

Попытка провести сравнение данных по пожарам за последние пять лет также вызвала затруднения.

На сайте МЧС России размещены данные о том, что в 2016 году на территории Российской Федерации произошло 139 тысяч 083 пожара, на которых погибло восемь тысяч 711 человек, девять тысяч 845 человек получили травмы, и на пожарах было спасено 141 тысяча 563 человека [3].

Но в данных за 2019 и 2020 годы присутствуют только проценты снижения показателей по всем позициям: количество пожаров, численность погибших, травмированных и спасенных.

Так, в справке об итогах 2019 года отмечено, что по данным Центра пожарной статистики Международной ассоциации пожарно-спасательных служб по количеству пожаров на тысячу человек Россия находится ниже уровня стран Европы и США. Но по показателю на 100 тысяч человек пожары у нас случаются чаще, чем в европейских государствах.

По этому показателю укрепляется положительная динамика: за 10 месяцев года в России было зарегистрировано на два процента меньше пожаров по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Более 80 процентов от общего числа пожаров произошло в надворных постройках, зданиях жилого назначения и временного пребывания людей, а также на открытых территориях в результате горения сухой травы, мусора и иных факторов.

На пожарах погибло почти 6,7 тысяч человек, в числе которых более трехсот несовершеннолетних, травмы получили более 7,6 тысяч человек. При этом более 90 процентов трагедий случилось в жилых помещениях [4].

В 2020 году в стране сохранялась сложная пожарная обстановка. Тем не менее, по сравнению с предшествующим годом количество пожаров снизилось на 6,9 процентов, погибших – на 3,5 процентов, травмированных – на 10,8 процентов [5].

Действительно, такими данными подтверждается тенденция сокращения количества пожаров. В государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» 2014 года был обозначен ориентировочный показатель по снижению количества пожаров до 147,5 тысяч единиц к 2020 году. Но он был перекрыт еще в 2016 году [6].

Анализ показывает, что большая часть пожаров возникает по причине так называемого «человеческого фактора». Это происходит, когда люди в силу своей неграмотности, халатности и недисциплинированности нарушают правила пожарной безопасности в повседневной жизни.

На жилой сектор приходится от 70 до 80 процентов от общего числа пожаров, происходящих ежегодно в Российской Федерации. Основное количество пожаров в общественных и жилых зданиях происходит по вине людей, находящихся в состоянии ограниченной дееспособности: состояние опьянения, психические заболевания, возрастная немощь и тому подобное [7].

За прошедшие двенадцать лет ситуация мало в чем изменилась. В жилых домах гибнет около 90 процентов от общего количества погибших при пожаре по стране. Только с начала 2021 года на пожарах огнеборцами спасено свыше 10 тысяч человек.

Главными причинами гибели людей при пожарах являются действие продуктов горения – до 76 процентов от общего числа погибших и высокая температура – до 19 процентов от общего числа погибших. К числу причин можно отнести и инженерное обеспечение зданий; отсутствие экономических возможностей поддержания противопожарного состояния, низкая обеспеченность средствами обнаружения и оповещения о пожаре, а зачастую и вовсе отсутствие или неисправность современных первичных средств пожаротушения [8].

За прошедшие столетия сложилась традиция осмысления многовековых усилий народа и государства в противостоянии огненной стихии.

Основа этой традиции была заложена ровно тысячу лет назад – в XII веке сводом средневекового права Великого Князя киевского Ярослава Мудрого. В «Русской Правде» был впервые обобщен исторический опыт борьбы с пожарами на Руси и сформулированы меры по предотвращению пожаров и наказанию виновных в создании чрезвычайных ситуаций. «Русская Правда» содержала 83-я статью «О гумне» об ответственности и наказании за поджог: «Если кто подожжет гумно, то на изгнание и разграбление весь его дом, но сначала он должен выплатить за погубленное, а остальное его хозяйство князь конфискует. Такое же наказание, если кто подожжет двор» [9, 10].

Но и до Ярослава Мудрого во времена Рюрика и первого Великого Князя киевского Олега борьба с пожарами была одной из главных задач в Русском государстве.

Славянские племена проживали в основном в лесистой местности, поэтому основным строительным материалом для жилых, подсобных, служебных помещений, оборонительных сооружений было дерево. Вплоть до XIII века наши предки совершенствовали свои навыки в деревянном зодчестве. Но и с появлением каменных строений, деревянные сооружения продолжали оставаться основой поселений как сельских, так и городских.

Во все времена противостояние пожарам осуществлялось по трем основным направлениям: предупредительное, организационное и оборонительное.

Предупредительное, то есть профилактическое, заключалось в ознакомлении населения с основными правилами осторожного обращения с огнем и предотвращения пожаров; организационное – обучение действиям на пожаре, организация пожарно-сторожевой службы из жителей; оборонительное – действия по тушению возникшего пожара.

В целях профилактики на Русской Земле, согласно имеющимся источникам, с IX начинается формирование правового поля в сфере пожарной безопасности. Прежде всего, это относится с созданию судебной системы.

В этом процессе использовался отечественный и зарубежный опыт, который был закреплен в «Законе судном людем» IX века [11], «Русской Правде» XII века и в законодательных актах последующих веков.

Так, в «Законе судном людем» «зажжение» трактовалось не как «простое уничтожение имущества», но действие, нарушающее нравственные, общепринятые законы и потому особо опасное как для лиц, так и для имущества. Из-за тяжести преступления оно должно было наказываться со всей жестокостью смертной казнью путем сожжения виновного.

Но к концу княжения, как установили исследователи, по совету бояр и городских старцев наказание для преступников-поджигателей было смягчено до возмещения ущерба «денежною пенею, вирою», то есть по старым обычаям «удовлетворения потерпевшего» ущерб. Но это относилось только к случаям неумышленного поджога [12, с. 100].

В процессе формирования Русского централизованного государства во времена царствования Великого Князя Московского Ивана III, был создана «приказная» система управления. За пожарную безопасность отвечал Земский приказ. Разбойный приказ занимался расследованием преступлений в этой сфере.

Порядок государственного расследования, статус участников судебного процесса по пожарным делам исследованы в монографии «История надзора за пожарной безопасностью в России», вышедшей в свет в 2020 году [13].

Одной из важнейших задач управления определялась борьба с пожарами, и это было закреплено в Судебнике 1497 года. Это была первая попытка распространить определенные юридические нормы на все Московское государство. Однако наличие  текста «Судебника» в единственном экземпляре позволяет предположить, что эта попытка не была удачной [14].

Но на практике одним из инструментов решения такой задачи стала пожарно-сторожевая охрана, введенная в 1504 году в столице Московского государства.

Еще в семидесятых годах XV века появляются письменные подтверждения о так называемых «рогатках» и «рогаточной охране» в Москве [15, с. 244]. Рогатки – простейшие инженерные сооружения, ранее применяемые в оборонительных боях. Сбитые из заостренных кольев и расставленные поперек улиц они создавали серьезные препятствия для конницы и пехоты. В мирное время рогатки затрудняли свободное перемещение людей и создавали условия для тщательного контроля за входящими в поселение и выходящими из него.

Как правило, они выставлялись постами с наступлением темноты, а в особых случаях и круглосуточно. Ночную службу на постах у рогаток несли общинники в команде по графику, как правило, по одному человеку от десяти дворов.

Все поселения делились на участки с определенным количеством дворов с назначением старшего – ответственного за рогаточную службу. За десять дворов отвечал десятский, за пятьдесят – пятидесятский, за сто – сотский, за тысячу – тысяцкий. Некоторые исследователи называют ответственных людей приказчиками. Потому что все эта организационная структура подчинялась Земскому и Разбойному приказам.

С использованием ворот, перекрывающих на ночь проходы по улицам и переходом на круглосуточное дежурство «рогаточная охрана» перешла в статус «решеточной».

Важным этапом организованного противостояния пожарам стало  распространение через «Судебник» 1550 года требований по организации эффективной борьбы с огнем на всей территории Московского государства. Кроме того, этим документом «зажигалник» приравнивался к изменнику, церковному вору, сдавшему город врагу, то есть преступнику, совершившему тяжкое государственное преступление. И если это явно «лихой человек», то по ст. 61 за такое деяние он карался «смертной казнью» [15].

Решения, принятые в период правления Князя Московского и Всея Руси, первого русского Царя Иоанна IV Грозного, сыграли положительную роль в дальнейшем развитии пожарного дела в Московском государстве.

С именем первых государей из Дома Романовых в целом связан процесс перехода от всеобщей пожарной повинности к организации в Московском государстве, а затем и в Российской Империи профессиональной пожарной охраны.

«Наказ о Градском благочинии» от 30 апреля 1649 года Царя Московского и Всея Великия и Малыя и Белыя России, Алексея Михайловича Романова (далее – «Наказ») заложил основы организации профессиональной пожарной охраны. Во исполнение его требований был создан оплачиваемый штатный состав служителей, введено постоянное дежурство в виде объезда города, предусмотрено использование при тушении механизированных водоливных труб, объезжим было предоставлено право наказания жителей города за нарушения правил обращения с огнём [16].

«Наказ» положил начало государственным мерам пожарного благоустройства России. С даты издания «Наказа» исчисляется современная история профессионального пожарного дела России, а повинностная пожарная охрана просуществовала до начала XIX века.

Из-за малочисленности профессиональных пожарных основная нагрузка во время пожаров продолжала оставаться на жителях городских и сельских поселений.

В мае 1649 года Земский собор, собранный по велению Царя Алексея Михайловича, принял «Уложение, по которому суд и расправа во всяких делах в российском государстве производится». «Уложением» было продолжено формирование правовой основы расследований преступлений по поджогам и принятия законных мер к преступникам [17].

Преобразовательная деятельность первого Императора Российской Империи Петра I способствовала развитию пожарного дела в целом, и профессиональной пожарной охраны, в частности. В период его правления впервые были учреждены офицерские должности брандмайора и брандмейстера, сохранявшиеся вплоть до двадцатых годов XX века. И это также сыграло положительную роль в организации противопожарных мероприятий с помощью населения.

В 1740 году Правительствующим Сенатом были утверждены правила обеспечения войсковых подразделений пожарной техникой, а с 1747 года такой инвентарь обязаны были иметь все правительственные учреждения.

Разумеется, это стимулировало приобретение пожарогасительного инструмента и населением.

Указаниями Императора Павла I было положено начало процессу взаимного страхования строений от огня, часть премий которых отчислялась в пользу служащих пожарной охраны. В последующем материальная поддержка была распространена и на добровольных помощников профессиональных пожарных.

Реформы Императоров Александра I и Александра II ускорили переход от повинностной пожарной охраны к профессиональной, способствовали улучшению материально-технического обеспечения пожарных команд.

Государственное управление осуществляется Министерством внутренних дел Росссийской империи.

В этот период наряду с развитием и укреплением профессиональной пожарной охраны начинает формироваться и добровольческое пожарное движение в Российской Империи.

Этому способствовало введение в 1853 году при Императоре Николае I «Нормальной табели состава пожарной части в городах», которая упорядочивала организационную структуру пожарной охраны, определяла штатный состав и количество пожарной техники пожарных команд и служила примером для формирующихся добровольных пожарных дружин в городах и селах Империи.

В целях повышения оперативности передачи информации о пожарах добровольные пожарные дружины с 1850-х годов могли использовать военно-полицейские телеграфы, а с девяностых годов XIX века – телефон.

Императорское Российское пожарное общество в 1890-е и последующие годы своего существования не только способствовало формированию добровольных пожарных дружин на всей территории Российской Империи, но и оставалось надежным инструментом государственной политики в деле обеспечения пожарной безопасности.

Пожарное дело становилось делом не только руководителей государства, но и титулованной знати, дворян, разночинцев Российской Империи. Свой вклад в борьбу с пожарами вносили изобретатели и рационализаторы.

В начале XX века на вооружение пожарных служб поступил первый отечественный пожарный автомобиль.

В год 370-летия пожарной охраны России авторы участвовали в подгтовке и издании монографии под названием «История пожарного дела в биографиях руководителей и выдающихся деятелей России».

Это издание – знак уважения и благодарности людям, осуществлявшим государственное управление пожарным делом в таком далеком и таком близком историческом прошлом [18].

Таким образом, краткий экскурс в историю государственного управления пожарным делом позволяет сделать следующие выводы.

Борьба с пожарами во все времена была чрезвычайно сложным, опасным делом, требующим соответствующей организации. С возникновением государства эту роль берут на себя государственные органы управления.

Государство реализует его по трем основным направлениям: предупредительном, организационном и оборонительном.

В целях повышения эффективности государственных усилий формируются и укрепляются профессиональная пожарная охрана и добровольное пожарное движение.

 

Литература

  1. О добровольной пожарной охране. Федеральный закон 6 мая 2011 года № 100-ФЗ (в ред. от 22.02.2017). [Электронный ресурс]  // URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/3145 (дата обращения: 10.04.2021).
  2. За сутки по России. [Электронный ресурс] // URL: https://www.mchs.gov.ru (дата обращения: 28.04.2021).
  3. Доклад Директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы генерал-майора внутренней службы С.А. Кададова: «Проблемные вопросы правоприменительной практики с учетом новых форм и методов работы надзорных органов». [Электронный ресурс] // URL: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/itogi- (дата обращения: 22.04.2021).
  4. Обстановку с пожарами и их последствиями рассмотрели на заседании коллегии МЧС России. [Электронный ресурс] // URL: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/4008378 (дата обращения: 21.04.2021).
  5. МЧС России повысит оперативность доведения информации о возможных ЧС и пожарах до руководителей РСЧС в регионах. [Электронный ресурс] // URL: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/4388171(дата обращения: 12.04.2021).
  6. О государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 300. [Электронный ресурс] // URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/postanovleniya-pravitelstva-rf/68 (дата обращения: 28.04.2021).
  7. Беломестных А.С., Малыхиин А.В. Пешков А.В. Анализ пожарной опасности в жилом секторе Российской Федерации // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2009. № 4 (51). С. 71-79.
  8. Поздравление главы МЧС России Евгения Зиничева с Днем пожарной охраны России. [Электронный ресурс] // URL:  https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/4443006 (дата обращения: 01.05.2021).
  9. Правда Русская / Акад. наук СССР, Ин-т истории; под общ. ред. Б.Д. Грекова. Москва; Ленинград: Изд-во Акад. наук СССР, 1940-1963 (Л.). 3 т. 471 с.
  1. Русская Правда (пространная редакция). Подготовка текста, перевод и комментарии М.Б. Свердлова. [Электронный ресурс] // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? (дата обращения: 30.04.2021).
  2. Закон судный людем пространной и сводной редакции / Под ред. М.Н. Тихомирова. М.: Академия наук СССР, 1961. 287 с.
  3. Гаврилова О.В. К вопросу об ответственности за деяния, связанные с поджогами, в отечественном законодательстве в допетровскую эпоху // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России 2019. № 2. С. 100-104.
  4. Виноградов В.Н., Луговой А.А., Минина А.П. История надзора за пожарной безопасностью в России. Часть Ӏ. Обеспечение пожарной безопасности России в дореволюционный период. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2020. 370 с.
  5. Судебник 1497 г. // Памятники русского права. М.: Гос.юр.издат, 1955. Вып. 3: Памятники права периода образования Русского централизованного государства XIV–XV вв. / под ред. Л.В. Черепнина. М.: Гос. изд. юр. лит., 1955. С. 341-418.
  6. Софийские летописи // Полное собрание русских Летописей. СПб.: Типогр. Эдуарда Праца, 1853. Т. VI. C. 244.
  7. Наказъ о Градском благочинiи // Полное собрание законов Российской Империи, с 1649 года. Санкт-Петербург: В типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830-1851. Т. 1: С 1649 по 1675. 1830. С. 164-166.
  8. Царствованiе Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича. 7157-1649. 1. Уложение // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Санкт-Петербург: В типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830-1851. Т. 1: С 1649 по 1675. 1830. С. С. 1-161.
  9. Лукин В.Н., Мусиенко Т.В., Виноградов В.Н., Минина А.П., Онов В.А., Чижиков Э.Н. История пожарного дела в биографиях руководителей и выдающихся деятелей России. Монография в 2 тт / Под ред. Э.Н. Чижикова. СПб.: СПб ун-т ГПС МЧС России, 2019. 324 с.

Вернуться назад