ИНТЕЛРОС > №4, 2014 > Трансформация общественного сознания в условиях формирования гражданского общества в Узбекистане

Сухроб Норкулов
Трансформация общественного сознания в условиях формирования гражданского общества в Узбекистане


26 января 2015

Сухроб Дустмуродович Норкулов,

Национальный университет Узбекистана,

кандидат философских наук

Ташкент, Узбекистан

Suhrob Norkulov, PhD,

National University of Uzbekistan,

Tashkent, Uzbekistan

E-mail – conference_2012@list.ru

УДК 1:316

 

Трансформация общественного сознания в условиях формирования гражданского общества в Узбекистане

 

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые вопросы трансформации общественного сознания в условиях формирования гражданского общества в Узбекистане.

Ключевые слова и фразы: трансформация, общественное сознание, общественное мнение, гражданское общество, Узбекистан, «узбекская» модель развития.

 

 

Transformation of public consciousness in the formation of civil society in Uzbekistan

 

Summary: In article some questions of the transformation of public consciousness in the formation of civil society in Uzbekistan are considered.

Keywords and phrases: transformation, public consciousness, public opinion, civil society, Uzbekistan, the “Uzbek” model of development.

 

Трансформация общественного сознания в условиях формирования гражданского общества в Узбекистане

 

 

Сегодня в нашей стране – Узбекистане идёт постепенный процесс формирования гражданского общества. Гражданское общество в современных условиях является неотъемлемой частью цивилизации и гуманизма. Люди того или иного государства в праве решать свою судьбу самостоятельно, принимать ответственные решения и выполнять поставленные ими же задачи. Тогда и будет достигнута высшая цель нашего народа – мир и спокойствие в стране, благополучие и процветание Родины. Вместе с тем, чтобы, сформировать гражданское общество, необходимо трансформировать и общественное сознание. Это необходимо для того, чтобы граждане страны полностью избавились от идей прежней командно-административной системы и смогли бы создать самостоятельную форму гражданского самоуправления с помощью институтов гражданского общества.

Проблема формирования гражданского общества в Узбекистане уже обсуждалась на страницах журнала CREDO New[1]. В частности, М.Б.Кадыров отмечал, что с распадом тоталитарного советского строя назрела острая необходимость формирования демократического правового государства и гражданского общества в странах СНГ. Узбекистан изначально выбрал путь демократического строительства, о чём свидетельствует, предложенная Президентом Республики Узбекистан Исламом Абдуганиевичем Каримовым, модель государственного и общественного строительства, признанная во всём мире как «Узбекская модель» формирования демократического государств и гражданского общества с социально ориентированной рыночной экономикой[2].

Развивая мысль о трансформации общественного сознания в условиях формирования гражданского общества в Узбекистане, необходимо отметить следующее.

Главной целью проводимых в Узбекистане с первых дней независимости масштабных комплексных преобразований стало построение демократического правового государства с устойчиво развивающейся экономикой, формирование открытого гражданского общества, в котором высшей ценностью является человек, обеспечивается защита его прав, интересов и свобод, созданы благоприятные условия для реализации его потенциала. Успехи, достигнутые страной на избранном собственном пути развития, являются результатом реализации получившей сегодня признание во всем мире «узбекской модели» реформ, разработанной Президентом Исламом Каримовым, подчеркивалось на конференции.

В рамках последовательной реализации принципа «От сильного государства – к сильному гражданскому обществу» созданы все необходимые организационно-правовые и материальные условия для формирования и развития самостоятельных, устойчивых, пользующихся поддержкой широких слоев населения и имеющих глубокие корни в истории нашего народа многообразных гражданских институтов.

В стране создана прочная законодательная база, гарантирующая свободу деятельности органов самоуправления граждан, политических партий, движений, профессиональных союзов, общественных объединений и фондов, негосударственных некоммерческих организаций, независимых СМИ, которые, составляя институциональную структуру гражданского общества в Узбекистане, способствуют активному участию граждан в выполнении важнейших задач социально-экономического развития страны.

В Конституции Республики Узбекистан закреплены право граждан на участие в управлении делами государства и общества, гарантия соблюдения прав и законных интересов гражданских институтов, создания им равных правовых возможностей. Принято свыше 200 законодательных актов, служащих прочным правовым фундаментом для устойчивого развития в стране гражданского общества.

Трансформация общественного сознания это один из самых сложных социальных процессов. В Республике Узбекистан обстоятельства сложились таким образом, что здесь пришлось с первых дней независимости самостоятельно решать острейшие проблемы, которые достались в наследство от прежнего режима. Наследием прошлого были: глубоко  однобокая экономика;  колониально направленная структура использования богатых природных и минерально-сырьевых ресурсов,  размещение производительных сил, ценообразование, структура потребления населения и др. Возникла задача самостоятельного определения механизмов  и форм перехода от командной экономики к рыночной системе, а также необходимость в поисках оптимальных вариантов вхождения в международные экономические отношения.

Изучение богатого опыта многих стран с рыночной экономикой подсказало необходимость для Узбекистана формирования социально ориентированной  рыночной экономики. Такой выбор был основан на всестороннем учете, не только мирового опыта, но и условий жизни, традиций, обычаев, уклада жизни населения республики.

Процесс формирования социально ориентированной экономики в Узбекистане основывается на пяти ключевых принципах политики переходного периода, сформулированных Президентом И.А.Каримовым[3]. Они сводятся к следующему:

  1. Экономика должна иметь приоритет над политикой, быть ее внутренним содержанием. Политика является отражением экономики и должна служить ее дальнейшему развитию. Экономика и политика не функционируют раздельно. Они неразрывно связаны друг с другом и составляют две стороны единого целого. В этой взаимосвязи приоритет придаётся экономике, как первичного звена единой системы. Это не говорит о второстепенности политики. Экономическая политика призвана укреплять экономику, определять стратегию ее развития. Непродуманная, необоснованная, ошибочная экономическая политика может нанести экономике не поправимый удар, обрести экономику на провал и срыву конечной цели. Экономика и политика, в единстве и в полном согласии, должны двигаться  в направлении к главной социальной цели – повышения уровня жизни населения и социальной его защищенности.
  2. Переходный период от одной социально-экономической системы к другой полон противоречиями, сложностями. Преодоление  их требует наличия сильного государственного управления. Именно государство выступает инициатором всех реформ. Оно определяет приоритетные направления экономического развития, вырабатывает и реализует политику коренных  преобразований в социально- экономической и общественно-политической жизни страны. Государство в переходный период выступает главным реформатором. Этот фактор  не позволяет хаотичному развитию процессов трансформации одной социально- экономической системы в другой, придаёт этому процессу целенаправленность и последовательность.
  3. В самом начале переходного периода необходимо заложить правовые основы будущей социально ориентированной экономики. Прежде всего, сам переходный период должен опираться на правовую основу. Только в правовом государстве обеспечивается достижение ощутимых результатов  экономических и социальных преобразований.
  4. Переход к рыночным отношениям в Узбекистане, с его демографическими особенностями и накопившимися сложными социальными проблемами, потребовали осуществления сильной социальной защиты населения. Узбекистану, в наследство от прежней системы, досталось крайне низкий уровень жизни населения, особенно в сельской местности. К этому явлению прибавилось ещё проблема безработицы, которая обострилась в связи с экономическим кризисом. Закрытие многих крупных предприятий общесоюзного значения, прекращение поставок и заказов из других регионов бывшего СССР, привели к прекращению или к резкому сокращению деятельности значительного количества предприятий, что привело к увеличению числа безработных. Отсутствие работы, безусловно, сокращает источник доходов и расширяется круг бедных семей. Переход к рыночным отношениям, под влиянием спроса и предложения, приводит к резкому росту цен на товары и услуги. Выход страны на мировой рынок ресурсов требует приспособления цен внутреннего рынка к международному уровню. Внедрение рыночного механизма ценообразования, при  низких доходах семей, требует создания сильного и действенного механизма социальной защиты и социальных гарантий. Только в этом случае возможно обеспечение динамичного продвижения к рыночной экономике и сохранение общественно- политической стабильности в стране.
  5. Поэтапность формирования новых рыночных отношений является важнейшей  чертой экономических реформ. Опыт перехода к рыночной экономике в ряде стран методом «шоковой терапии» для Узбекистана не был пригодным. Внедрение рыночных механизмов за короткие сроки могло еще больше углубить накопившиеся социальные проблемы и привести к обвальному обнищанию населения. Лишь постепенный переход к рыночным отношениям служит одним из ведущих принципов. Он определяет всю внутреннюю логику, динамизм и характер экономических реформ. Поэтапность перехода к рыночным отношениям была вызвана еще тем, что для такой страны, как Узбекистан,   требовалось время для создания соответствующей правовой базы, рыночной структуры, осуществления глубоких реформ в области собственности, аграрных отношений, в социальной сфере. Поэтапность перехода к рынку потребовалась для формирования нового экономического мышления, рыночной психологии, приспособления к рыночным ситуациям. Необходимо было решить проблему подготовки кадров нового поколения, специалистов, способных работать в рыночных условиях.

Важным проявлением и индикатором трансформации общественного сознания является общественное мнение. Системообразующими признаками общественного мнения являются[4]:

—  значимость общественного факта, события, по которому формируется общественное мнение;

—  духовно-интеллектуальный, нравственный уровень общества, различия социальных слоёв и групп населения, которые представляют общественное мнение;

— духовно-нравственная позиция, политические воззрения граждан, политических партий, общественных движений как генераторов общественного мнения;

— национальные, этнические, религиозные особенности населения, определяющие социальные действия, находящие отражение в общественном мнении;

— соотношение главного и сопутствующих интересов, реализуемых в процессе осуществления социального действия, уровень гармоничности, который определяет состояние и устойчивость общественного мнения.

В процессе изучения общественного мнения вышеуказанные признаки рассматриваются в логической взаимосвязи и последовательности.

Основными областями выражения общественного мнения являются нравственность, мораль, право, религия, культура, экология, экономика, политика и др. Изучение общественного мнения в этих сферах жизнедеятельности общества по своей сути представляет собой оперативное реагирование социологической науки на соответствующие запросы социальной практики.

Общественное мнение является необходимым элементом и эффективным средством системы государственного управления социально-экономическими и политическими процессами. Общественное мнение, выраженное народом по актуальным проблемам жизнедеятельности общества, представляет собой своеобразный «социальный барометр», позволяющий вести постоянный социальный мониторинг развития общественно-политических, социально-экономических и других процессов в стране. На этой основе вырабатываются научно-обоснованные предложения и рекомендации (модели действий) по наиболее важным аспектам развития общества, своевременный учет которых способствует снятию возникающих социальных напряжений и повышению эффективности государственного управления.

В Узбекистане трансформация общественного сознания неуклонно проходит в разрезе формирования свободно мыслящей независимой личности гражданина со стойкими взглядами, убеждениями, формирующими мировоззрение, а также с мощным идеологическим иммунитетом. Противостояние различного рода идеологическим угрозам позволит благотворно участвовать во всех сферах жизни узбекистанского общества с целью формирования гражданского осознания важности проводимых в стране реформ.

Для формирования сильного гражданского общества необходимо опираться на национальные традиционные институты и обеспечить независимое и самостоятельное развитие негосударственных некоммерческих организаций. Гражданское общество – это, прежде всего, самоуправление граждан. Возрожденный в независимом Узбекистане уникальный институт самоуправления – махалля – является тем самым фундаментом, основываясь на котором в стране формируется сильное и справедливое гражданское общество.

Итак, выработанная и реализуемая в Узбекистане собственная модель общественного и государственного строительства «От сильного государства – к сильному гражданскому обществу» доказала свою эффективность в процессе формирования демократического правового государства, в котором надежно защищены права и свободы человека.

 

 

 

 

 

 

[1] См.: Кадыров М.Б. Некоторые факторы развития гражданского общества в Узбекистане // http://credonew.ru/content/view/1152/61/

[2] См.: Кадыров М.Б. Некоторые факторы развития гражданского общества в Узбекистане // http://credonew.ru/content/view/1152/61/

[3] См.: Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Ташкент, Узбекистан, 1997

[4] См.:  Рахимова Д.Ф, Кадырова Д.Ф. Роль и место социологии общественного мнения в развитии науки Узбекистана // http://www.rusnauka.com/35_OINBG_2012/Psihologia/13_122933.doc.htm


Вернуться назад