ИНТЕЛРОС > №1, 2015 > Глобализация экологических отношений как один из аспектов мировой интеграции экологического сознания

Аминжон Айматов
Глобализация экологических отношений как один из аспектов мировой интеграции экологического сознания


29 марта 2015

Аминжон Кудратович Айматов,

Самаркандский Государственный университет,

Кандидат философских наук, доцент, соискатель,

Самарканд, Узбекистан

E-mail – conference_2012@list.ru

УДК 37. 036

 

Глобализация экологических отношений как один из аспектов мировой интеграции экологического сознания

 

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые вопросы глобализации экологических отношений в условиях формирования глобального экологического сознания.

Ключевые слова и фразы: экологическое отношение, экологическое сознание, интеграция, глобализация.

 

Aminjon Qudratovich Aymatov,

The Samarkand State University,

PhD, Assistant of Professor

Samarkand, Uzbekistan

Globalization of ecological relations as one of aspects of world integration of ecological consciousness

 

Summary: In article some questions of globalization of ecological relations in the formation of a global environmental consciousness are considered.

Keywords and phrases: ecological consciousness, ecological relation, integration, globalization.

Глобализация экологических отношений как один из аспектов мировой интеграции экологического сознания

 

Продолжая обсуждение проблематики формирования экологического сознания[1], хотелось бы отметить, что формирование и распространение экологических отношений и экологической политики в глобальном масштабе является результатом взаимодействия развитых и развивающихся государств на всех уровнях межгосударственных отношений. Естественно, переоценить роль развитых стран трудно, так как именно они являются основными инвесторами, способными сдвинуть громадный финансовый механизм, на котором основывается вся надстройка глобализации экологических отношений. Не случайно на Саммите, в начале июля 2008г. на о. Хоккайдо (Япония) были затронуты вопросы помощи государствам Африки и, особенно, проблеме глобального изменения климата. Всё это говорит о том, что глобализация экологической политики очень сложный и долгосрочный процесс. Например, на Саммите было выдвинуто предложение оказывать не только денежную помощь странам Африканского континента, но и координировать специальные Программы для более качественного, эффективного, целенаправленного использования имеющегося потенциала.

С одной стороны, очевидно, что развивающиеся страны практически никак не способствуют глобализации именно экологической политики без финансирования со стороны каких-либо государственных, либо негосударственных программ. Тому причиной, в первую очередь, является формирование социально-экономических отношений в ряде развивающихся стран Восточной Европы, Центральной, Юго-восточной Азии и проблемы экологического устойчивого развития отходят на второй план. Однако, бывают и исключения. Например, в Республике Узбекистан с первых лет независимости была проделана большая работа по обеспечению правовой базы в области охраны окружающей среды, формирования экологических отношений, становления экологической политики.

Правительства многих развивающихся стран, особенно Африканского континента, меняются чуть ли не каждый год, и, естественно, ни о какой мало-мальски продуманной и фундированной политики вообще, не говоря уже об экологической политике, в частности, и речи быть не может. Причём перемены в государственной власти сопровождаются межэтническими войнами, революциями, переворотами, хунтами и т.п.

Причинами межэтнических войн в Чаде, Судане, Кении, Сомали, Эфиопии, Нигерии и других государствах является колониальное наследие, отсутствие авторитета государственной власти, разжигание межэтнической и межклановой вражды, а самое главное – жажда определённых сил контролировать запасы нефти, газа, алмазов, бокситов и других полезных ископаемых, которыми так богат Африканский континент. В начале XXI века обстановка только-только начинает стабилизироваться, хотя постоянные стычки между повстанцами и правительственными силами в отдельных государствах имеют место быть.

Ведущее место в глобализации экологических отношений и экологической политики в Африке занимают такие страны как Египет и ЮАР. В частности, в 2002г. в Йоганнесбурге (ЮАР) проходил Саммит, посвящённый устойчивому развитию стран и регионов всего мира, на котором было выработано и предложено большое количество программ, значительная часть которых касалась именно глобализации и взаимодействия в целях формирования и распространения экологических отношений и экологической политики.

Важно отметить и тот факт, что на долю развивающихся стран приходится чуть более 15% вредных для окружающей среды и человека, в том числе отходов. Тем не менее, после 2000г. тенденция стала меняться, так как значительная часть предприятий тяжёлой, лёгкой, а также химической промышленности и других отраслей экономической деятельности человека, стала переводиться из развитых в развивающиеся страны, в первую очередь, из-за дешевизны рабочей силы, ну и конечно для обеспечения устойчивого экологического развития стран Западной Европы.

Роль развивающихся стран в глобализации экологических отношений сегодня возрастает. Это уже не те «далёкие» страны, как идолов принимающие Кока-Колу, Макдональдс и другие «дары цивилизации». Сегодня это страны с грандиозным экономическим и людским потенциалом. Отрицательным фактором при анализе данного положения признаётся нестабильная ситуация, а также закрытость отдельных немногочисленных стран (например, КНДР, Мьянма, Иран и др.).Всё это отголоски крушения биполярного мира, когда человеческое общество было разделено на два лагеря. Не все смогли приспособиться моментально к требованиям капиталистического пути развития. В данный момент, по предположению правительства и администрации США они представляют угрозу всему цивилизованному миру. Так ли это на самом деле?

С одной стороны, действительно и у Ирана, и у КНДР существует военная ядерная программа. Но, возможно, что именно давление со стороны развитых стран, нагнетает и без того напряжённую обстановку. Решающее значение в установлении каких бы то ни было вообще взаимоотношений со странами Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии будут иметь усилия со стороны КНР и Российской Федерации.

Именно КНР играет сегодня роль балансира в мировой экономике, инвестируя финансовые и другие средства практически во все сферы человеческой деятельности по всему миру. Конечно, политика КНР не видится только в розовом цвете. Проблема Тибета, Синь-Цзяня, а также экологические и демографические проблемы не решены КНР. Однако, Китай имеет потрясающий потенциал и способен уже в ближайшее время стать мировым лидером. Хотя сегодня предугадать события в столь сложном и многоаспектном развитии мира очень сложно.

По инициативе развитых стран создаются различные проекты по совершенствованию правовых, гражданских и других основ регулирования экологических отношений и экологической политики. Естественно, что определённая и даже можно сказать важная роль отводится развивающимся странам. В данном процессе экономически развитые страны выступают в роли финансовых доноров, а от развивающихся стран зависит способность руководить инвестициями и направлять их в необходимое русло.

Часто организации, «курирующие» развитие экологических отношений во всём мире, по тем или иным причинам, не в состоянии контролировать выполнение установленных норм, предписанных проектами. В этом случае обнаруживается практически непреодолимый барьер между правительствами разных государств.

Для того, чтобы глобализация экологических отношений стала актуальной и решаемой задачей, необходимо расширить и углубить роль Организации Объединённых Наций и её подразделений во всех странах мира. Потому что экономическая, а главное, политическая стабильность являются решающим фактором и в установлении благоприятных условий для развития глобализации экологических отношений.

Ещё одним фактором является то обстоятельство, что достичь экономического стабильного развития страны бывшего «третьего мира», развивающиеся страны, пытаются, по максимуму используя своё географическое и геополитическое расположение. Естественно, это предполагает разведку и разработку новых месторождений полезных ископаемых, что в итоге и может помочь стране, при правильном распределении денежных средств от их продажи, выйти из сложившегося кризиса. Но такой процесс, в первую очередь, осложняет экологическую обстановку. Новые, более экологически щадящие и энергоёмкие технологии стоят значительно дороже старых, да и привлечение специалистов высокого уровня предполагает большие затраты. И лишь некоторые развивающиеся страны пытаются совмещать новые технологии с производством, при этом считаясь не только экологически благоприятными регионами, но и достаточно развитыми в промышленном отношении (Сингапур, Малайзия, Новая Зеландия, Южная Корея и др.).

Ещё одним яблоком раздора между развитыми и развивающимися странами является утилизация или захоронение (затопление) ядерных отходов от АЭС. Так называемые «поезда смерти» ежегодно перевозят тонны радиоактивных отходов через всю Европу в Сибирь или на Дальний Восток. Естественно, развитые страны расплачиваются за определённые неудобства странам, по территории которых пролегает путь «поездов смерти» и странам, на территории которых будут складированы радиоактивные отходы. Вопрос этот достаточно щепетилен. И пока здесь будет не заинтересованных сторон, его решение не сдвинется с мёртвой точки. Главную и решающую роль здесь может сыграть МАГАТЭ (Международное агентство по ядерной энергетике). В деле урегулирования отношений между развитыми и развивающимися странами, обладающими не только мирным, но и военным ядерным потенциалом эта международная организация преуспела больше чем ООН (Кстати, именно директор МАГАТЭ Мохаммед аль Барадей был удостоен Нобелевской премии мира в 2006г.)

Уже на протяжении нескольких лет мир не чувствовал на себе последствия испытаний ядерного оружия. И вот около 4 лет назад КНДР испытывает один из видов ядерного вооружения средней мощности. Японские и китайские сейсмографы зарегистрировали сильные колебания земной коры и вибрации, имеющие источником своего происхождения территорию Корейского полуострова.

Правительство КНДР не смогло примириться с крушением социалистического строя и падением социалистического лагеря. Идеология социалистического строя является главной идеологической и политической системой этого государства, которое не смогло, да и не захотело приспособиться к требованиям сегодняшнего капиталистического времени (как это сделала, например КНР, успешно сочетая коммунистический режим и некоторые принципы рыночной экономики).

Как и Иран, КНДР вынуждена отстраниться от «другого мира» и жить по своим законам. Волк, попавший в капкан отгрызает себе лапу и способен после этого ещё жить. Свобода превыше всего.

Страны, оказавшиеся за бортом «демократических изменений» и попавшие в американский список «неблагоприятных стран» лапу «грызть» себе, конечно, не будут, но способны угрожать всему миру. Вот ещё одна проблема, завязанная практически мёртвым узлом. Развязать его не под силу, по крайне мере в данный момент, никому, Даже ООН разводит руками, предоставляя роль Судии кому-то ещё.

Таким образом, делая вывод из всего вышесказанного, необходимо отметить:

1) глобализация экологических отношений является одним из важнейших факторов изменения в сознании человечества существующего отношения к окружающей среде;

2) глобализация экологических отношений невозможна без тесного сотрудничества в этом процессе развитых и развивающихся стран. Возможность реализации данной задачи лежит в сфере экологической политики;

3) формирование и развитие экологической политики является связующим звеном в цепи глобализации экологических отношений;

4) взаимодействие развитых и развивающихся государств должно опираться на принципы равноправного, взаимовыгодного и гуманного сотрудничества, полностью исключающего элементы великодержавного шовинизма;

5) глобализация экологических отношений и развитие глобальной экологической политики исходит, главным образом, из экономической и политической стабильности стран и регионов, полного урегулирования всех социальных конфликтов, духовного преобразования общества (что означает, в частности, пересмотр ценностных ориентаций в сфере взаимодействия человека и природы);

6) осознание человечеством ответственности за те негативные изменения и последствия нерациональной деятельности, которые наметились в окружающей среде в конце ХХ века и обострились к началу XXI века.

Незамедлительное выполнение всех этих принципов может привести к созданию чёткой и ясной программы действий в области глобализации экологических отношений и развитию глобальной экологической политики.

 

[1] См.: Кулдашев А. Экологическая социология: альтернативные прогнозы // Ж. «Credo new». 2013, №3 (75). – С. 147-153; Омонов Б.Н. Геоэкологическая политика Узбекистана в регионе Приаралья // Там же. – С. 261-268; Тилавов У. Экологическое движение Узбекистана: структура, социальные задачи, программные цели и деятельность // http://credo-new.ru/?p=215


Вернуться назад