ИНТЕЛРОС > №1, 2021 > Трансформация социального взаимодействия «преподаватель – студент» в системе дистанционного обучения

Анна Рогова
Трансформация социального взаимодействия «преподаватель – студент» в системе дистанционного обучения


21 января 2021

 Рогова Анна Михайловна,

Санкт-Петербургский

Государственный Университет

Кандидат социологических наук,

Старший преподаватель

кафедры Теории и практики социальной работы

Rogova Anna M

Saint-Petersburg State University

Candidate of sociological science,

Тeacher of kafedra of Theory and practice of social work

e-mail: anna7r@mail.ru

Рогожова Наталия Алексеевна

Санкт-Петербургский университет

технологий управления и экономики,

старший преподаватель

кафедры экономики и управления

 социально-экономическими системами,

Rogozhova Natalia A,

St. Petersburg University оf technology

 management and еconomics,

тeacher of kafedra of economics and

management of socio-economic systems

e-mail: nataliya-rogozhova@yandex.ru

УДК 316.442

Трансформация социального взаимодействия «преподаватель – студент» в системе дистанционного обучения

Аннотация:  Статья раскрывает важный аспект развития дистанционного обучения: как меняются нормы и практики социального взаимодействия между преподавателями и студентами. Рассмотрены основные аспекты изменений и их характеристики, представлены результаты эмпирического исследования, показывающие отношения студентов к дистанционному обучению в одном из вузов СПб. Выявлено, что с одной стороны, дистанционное образование является результатом развития цифрового общества, с другой – большинство студентов считают недопустимым полный переход на такую форму обучения, поскольку отсутствует живой контакт «преподаватель-студент». Одним из актуальных вопросов остается вопрос, где можно, а где нет, заменить очное образование дистанционным и каким образом это можно определить.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные технологии, цифровое общество, цифровые технологии, социальные нормы, социальное взаимодействие, информационное общество

TRANSFORMATION OF TEACHER – STUDENT SOCIAL INTERACTION IN THE DISTANCE LEARNING SYSTEM

 

Abstract :The article reveals an important aspect of the development of distance learning: how norms and practices of social interaction between teachers and students are changing. The main aspects of changes and their characteristics are considered, the results of an empirical study showing the attitude of students to distance learning in one of the universities of St. Petersburg are presented. It is revealed that on the one hand, distance education is the result of the development of a digital society, on the other-most students consider it unacceptable to completely switch to this form of education, since there is no live contact “teacher-student”. One of the important issues is, where possible, and where not, replace face-to-face education distance and how it can be defined.

Key words: distance learning, distance technologies, digital society, digital technologies, social norms, social interaction, information society

Дистанционное обучение изменило не только организацию, методику, процесс, технологии и технические средства обучения, но и саму систему социального взаимодействия между участниками образовательного процесса.  Все эти изменения, включая перемещение образования в электронную среду, являются следствием трансформации системы образования и развития цифрового общества. Большинство исследователей считает, что цифровое общество – это этап развития глобального постиндустриального общества, когда цифровые приложения, цифровые технологии, цифровые устройства становятся частью повседневной жизни людей и социального взаимодействия. В работах Белла Д., Бек У., Тофлера Э затронуты аспекты изменения социальной реальности, социальной структуры общества, изменения в структуре и функциях различных социальных институтов. Основной аспект – замена живого общения, которое становится более поверхностным, опосредованным, а число контактов увеличивается. И самое главное – это то, что общение перемещается в социальные сети [2,3].

Трансформацию образования в России принято рассматривать и изучать в двух аспектах: 1) как результат трансформации цифрового общества, 2) как результат включения России в Европейское образовательное пространство, результат «Болонского процесса» [5,6].

В таких условиях система образования становится той сферой, где эти изменения заметны более всего. Как указывал Парсонс Т,  глобальная трансформация общества влечет за собой трансформацию отдельных институтов. [7]. Происходит смена парадигмы,  реорганизация целей и задач образования, изменение содержания ценностей и социальных ролей, поскольку процесс трансформации затрагивает и систему ценностей. Один из результатов этого процесса – развитие дистанционного обучения.

Следует отметить, что развитие дистанционного обучения является и государственной задачей. Ряд документов (Закон об образовании, Концепция реализации национальных целей в сфере науки и высшего образования до 2030 года) закрепляют развитие дистанционных технологий  в образовании [10,11].

В практике дистанционного обучения происходит постепенный отказ от социальных норм взаимодействия, характерных для очной формы обучения. В таких условиях необходимо становление новых норм, ценностей и правил социального взаимодействия, характерных для обучения в он-лайн формате, поскольку они являются одним из факторов развития социальной системы в целом. От этого зависит, насколько успешно будет развиваться дистанционное обучение в вузе.

Для дальнейшего развития дистанционного обучения в вузах и в образовательной системе в целом важно выявить и социально-психологические установки участников образовательного процесса (преподавателей-студентов), а также практики социального взаимодействия. По выборочным данным социологических исследований об использовании дистанционных технологий в образовании 34,7% студентов высказались отрицательно, 26,9% – положительно, 33,6% – нейтрально, а 4,8% – никогда не думали об этом. (данные опроса Омского государственного медицинского университета 2020 год). Среди других вузов получены данные, что 51, 9% студентов не готовы полностью перейти в формат дистанта, 31,9% считают, что такой переход возможен частично в зависимости от дисциплины,  только16,2% готовы полностью перейти на дистант. В то же время, например, большинство студентов социально-экономических специальностей (более 50%) считают, что дистанционная форма обучения более эффективна, чем очная, поскольку дает больше возможностей для самообразования) [4,1].

Анализ данных позволяет выделить следующие точки зрения студентов на дистанционное обучение:

1) дистанционное обучение – это благоприятная среда для получения образования,

2) дистанционное обучение – это вынужденная мера в условиях пандемии ковид -19, которая останется и после окончания пандемии,

3) дистанционное обучение – отрицательное явление, снижает качество образования, поскольку отсутствует контакт «преподаватель – студент»,

4) дистанционное обучение можно использовать как дополнительную форму для отдельных дисциплин и специальностей. [9,12,13]

Полученные данные позволяют сделать вывод, что дистанционное обучение постепенно завоевывает свои позиции в вузах и в системе образования в целом. В то же время оно остается до конца не понятным участникам образовательного процесса, вызывает опасения и ряд организационных вопросов. Исследователи выделяют такие группы факторы, влияющие на развитие дистанционного образования, как образовательная среда вуза и направление подготовки (специальность), по которой студент учится [13, 9].

В то же время актуальным остается вопрос о том, что и как поменялось при взаимодействии преподавателя и студентов, как изменились социальные нормы и социальные практики. Анализ эмпирических данных и практического опыта позволяет выделить следующие различия в аудиторном и дистанционном обучении. Они представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Критерий различия – параметр взаимодействия Традиционное обучение (аудиторное) Дистанционное обучение
Временные рамки Согласно расписанию занятий и часам консультаций, реже интернет-общение. В любое время, кроме лекций по расписанию, из любой точки мира, происходит стирание границ между личным и учебным временем, дает больше возможностей для  планирования студентом своего времени.
Рабочее место и место взаимодействия, доступ к образованию В аудитории или лаборатории, не всегда есть доступ для людей с ограниченными возможностями. В любом месте, где есть выход в интернет, стираются границы между рабочим и личным пространством. Есть доступ к образованию для людей с ограниченными возможностями.

 

Существует множество платформ, форумов, групп для общения между студентами и преподавателем.

Отношение к информационным источникам по дисциплине Основной источник – это лекции преподавателя и учебники по дисциплине, Интернет ресурсы в качестве дополнительных источников. Помимо лекций преподавателя, есть множество электронных библиотек, куда есть доступ у большинства студентов.

 

Постепенно эти источники становятся основными при выполнении студентом заданий.

 Иерархия и характер общения в системе студент-преподаватель Соблюдение иерархии, преподаватель – ведущее лицо в освоение учебной дисциплины. Постепенно общение перемещается в Интернет-среду. Преподаватель и студент стоят на равных позициях в получении знаний, студент ищет и находит информацию, использует ее для решения учебных задач, а преподаватель помогает в этом.
Система контроля Строго, согласно расписанию и графику учебного процесса, больше внешний контроль со стороны преподавателя, чем самоконтроль. Больше самоконтроля со стороны студента, более гибкие сроки сдачи контрольных заданий.
Организация учебного процесса В аудитории по расписанию. Дистанционно лекции по расписанию. Но есть еще форумы, платформы, специальные технические программы для проведения занятий, помимо аудиторных. Большая самостоятельность студента в организации рабочего места.
Число студентов, охваченных обучением Согласно нормам, утвержденным Министерством образования. Число участников зависит от технических возможностей программы.

Актуальным является и отношение студентов к дистанционному образованию. Скорее всего, большинство студентов отрицательно относится к переходу на дистанционную форму обучения, что будет затруднять становление его как новой социальной практики и формата получения образования.

Нами был проведен социологический опрос для студентов 4 курса обучения, обучающихся по направлению «Менеджмент» в Санкт-Петербургском университете технологий управления и экономики. В исследовании приняло участие 132 человека, из которых 88 человек – девушки, 44 человека – юноши. Возраст 60% респондентов на момент исследования составил 21 год. Ошибка выборки составила 9%

На вопрос: «Считаете ли Вы, что дистанционное обучение необходимо в вузе сегодня?» большинство студентов (66,7%) ответило, что такое обучение является удобным и доступным для всех (таблица 2).

 

 

Таблица 2 – Обобщенные данные ответов на вопрос: «Считаете ли Вы, что дистанционное обучение необходимо в вузе сегодня?», % от числа респондентов

Ответ Абс. %
да, оно является удобным и доступным для всех 88 66,7
нет, оно является вынужденной формой в условиях ковид -19 32 24,2
нет, оно снижает качество обучения 8 6,1
да, оно является результатом развития цифрового общества 4 3,0
Всего 132 100

 

В целом, респондентами дистанционная форма обучения оценивается как возможная, но не идеальная.

На открытый вопрос: «По Вашему мнению, какие возможности дает дистанционное обучение?» большинство высказалось в пользу такого формата получения образования в вузе. Ответы выглядели следующим образом: «получать образование, не выходя из дома, что сократит количество контактов с людьми, а в дальнейшем минимизирует заражение надоевшим всем вирусом»; «проявление самоорганизации и самостоятельности»; «быстрое освоение современных компьютерных технологий, «гаджетов»; «получить образование вне зависимости от геолокации».

Среди ответов встречались и такие, которые указывали на то, что домашние условия не располагают к продуктивному обучению, например: «По моему мнению -никакое. Лучше уж ходить в университет и получать те же знания, и даже больше, чем дистанционно». Или: «Некоторые предметы нуждаются в более детальном изучении при очном контакте с преподавателями, отсутствие внимания и контроля преподавателя расслабляет, и в каких-то моментах ты даёшь себе слабину». Или: «Технические неполадки»; «отсутствие живого общения со студентами и преподавателями»; «сбитый режим сна».

Тем не менее, большинство респондентов-44% считает, что дистанционное обучение можно использовать как дополнительный способ получения образования, 28% – можно использовать как самостоятельный способ получения образования и 27% – можно использовать как вынужденную меру в условиях пандемии.

Респонденты отметили и положительные стороны дистанционного обучения – это возможность заниматься и учиться в любой точке мира.

При ответе на вопрос: «Считаете ли Вы, что пандемия ковид-19 повлияла на развитие дистанционного обучения?» мнение было почти единодушным – 72,7% респондентов ответили, что да, пандемия ускорила процесс внедрения дистанционного обучения (таблица 3).

Таблица 3

Ответ Абс %
да, пандемия ускорила процесс внедрения дистанционного обучения 96   72,7%
нет, пандемия не повлияла на процесс развития дистанционного образования, оно является вызовом времени 8   6,1%
нет, дистанционное образование – это всего лишь временное явление в условиях пандемии 12   9,1%
да, дистанционное образование станет самостоятельной

 

формой после пандемии ковид 19

16  12,1%
всего 132 100

 

При этом 30 студентов отметили, что качество образования стало лучше (больше времени уходит на самообразование), 34 – что качество образования осталось прежним, а 68 человек – что качество образования упало, так как нет прямого контакта между преподавателем и обучающимся.

На вопрос: «Какие формы проведения занятий использовались по вашему направлению подготовки в условиях ковид 19?» респонденты ответили следующим образом (рис. 1):

 

 

Рисунок 1.  Обобщенные данные ответов на вопрос: «Какие формы проведения занятий использовались по вашему направлению подготовки в условиях ковид 19?», % от числа респондентов

 

В режиме дистанционного обучения основным мессенджером, используемым студентами и преподавателями при проведении занятий, стала электронная почта (рис.2):

 

Рисунок 2 – Обобщенные данные ответов на вопрос: «Какие мессенджеры, используемые при обучении в дистанционном формате?», % от числа респондентов

 

В ходе опроса, проведенного среди студентов частного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики», выяснилось, что технические проблемы при проведении занятий беспокоят фактически 98% студентов – часть времени, отведенного на занятие, уходило на решение технических проблем (83 % ответов), преподаватель не всегда был доступен для связи – 8% ответов и другое- 9%.  Ответы представлены в таблице 4

 

Таблица 4 Распределение ответов на вопрос «С какими техническими трудностями Вы сталкивались при дистанционном обучении?»

Ответ Абс %
невозможно выйти в онлайн 52   39,3%
программы часто зависали – не было ни звука, ни видео 60  45,4%
невозможность показать видео или презентацию 8  6,1%
невозможно поставить программу для занятий на домашнем компьютере или ноутбуке 12  9,1%
Всего 132 100%

В практике российских вузов используются такие платформы, как Zoom, Skype, Mirapolis, MC Teams, которые имеют свои ограничения по количеству участников и техническим характеристикам. Многие обучающиеся жалуются на плохое качество сигнала и сбои в работе.

Кроме технических проблем, большинство обучающихся не готовы к отсутствию живого визуального и аудиального контакта, так как в ходе школьного образования не сталкивались с необходимостью дистанционного обучения.

На вопрос: «Какие были трудности с формой подачи материала на лекционных и практических занятиях, а также при аттестации на дистанционном обучении?» мнения распределились следующим образом (табл 5,6):

 

Таблица 5 Трудности с формой подачи материала на лекционных и практических занятиях

Ответ абс %
подача материала хуже – преподавателя не видно 8   6,1%
проблема обратной связи – преподавателя не видно 64  48,5%
не было доски и невозможно что-либо показать наглядно 60   45,5%
всего 132 100%

 

Таблица 6 Трудности при проведении аттестации

 

Ответ абс %
невозможно установить контроль за честностью ответов 16  12,1%
не всегда понятны критерии оценки 40  30,3%
другое 72  54,5%
Нет ответа 4 3,1%
всего 132 100%

 

В ходе первого исследования, проведенного Рогожовой Н.А, среди студентов частного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики» в марте – апреле 2020 года, во время начала пандемии, в большей степени респондентами также отмечались проблемы адаптации в связи с переходом на дистант. Этот период можно охарактеризовать как период болезненной адаптации к новому режиму обучения [8].

На вопрос: «Считаете ли Вы, что ваш вуз готов к внедрению дистанционной формы обучения?» 60,6% студентов – 80 человек ответили, что – да, готов. 15,2% респондентов – 20 человек – «нет, для этого надо специально обучать преподавателей». 12,1% – 16 человек – нет, в вузе не продуманы организационные аспекты и 12,1% – 16 человек ответили, что вуз технически не готов.

«По вашему мнению, необходима ли дополнительная подготовка преподавателя для работы в дистанционном режиме?» 67% респондентов отметили, что да – это необходимо, и 33%. – нет, преподаватель сам обучится в процессе работы.

При ответе на вопрос: «Считаете ли Вы для себя приемлемой форму дистанционного образования» студенты отметили следующее (табл 7):

 

Таблица 7«Считаете ли Вы для себя приемлемой форму дистанционного образования» студенты отметили следующее

Ответ абс %
да, оно сможет полностью заменить очное 44  33,3%
да, но только на отдельных занятиях 48  36,4%
нет, можно использовать только как временную меру в условиях пандемии 16 12,1%
нет, оно снижает качество обучения 24  18,2%
всего 132 100%

«Какие риски, по вашему мнению, несет в себе дистанционное обучение?». Здесь мнения студентов сложились следующим образом

«Дистанционное обучение приведет к разрушению вузов как традиционных образовательных структур».

«Дистанционное обучение убивает систему образования, не дает возможность думать молодежи, падает качество образования, следовательно, страдает молодой кадровый резерв (так как нет достойных молодых специалистов)».

 

Таблица 8 «Какие риски, по вашему мнению, несет в себе дистанционное обучение?».

Ответ абс %
дистанционное обучение сделает хуже подготовку специалистов 46  34,8%
дистанционное обучение приведет к разрушению вузов как традиционных образовательных структур 36  27,3%
дистанционное обучение вытеснит традиционные роли преподаватель –студент 44   33,3%
другое ____________________________ 6   4,5%

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) Дистанционное обучение, с одной стороны, делает процесс получения образования более эластичным: дает большую свободу во времени, практически ничем не ограниченный доступ к ресурсам, возможность учиться в любой точке мира, где есть интернет.  Это позволяет планировать образовательный маршрут, делает более гибким взаимодействие между преподавателем и студентом.

2) С другой стороны, при дистанционной форме обучения образование утрачивает прежнюю стабильную структуру как система: постепенно сглаживаются отношения строгой иерархии, система оценок знаний становится многоаспектной.  Для успешного усвоения учебной дисциплины от студента требуется самоорганизация и дисциплина, умение пользоваться электронными ресурсами, а от преподавателя требуется большая гибкость в вопросах оценки и организации учебного процесса по своим дисциплинам.

3) По данным исследования, большинство студентов считают, что дистанционное обучение в вузе возможно, что пандемия ускорила процесс внедрения дистанционных технологий. В целом, студенты оценивают дистанционное обучение положительно, хотя и отмечают ряд технических и организационных проблем.

4)  В ходе исследования нами выявлено противоречие: студенты, считая приемлемой для себя форму дистанционного обучения, в тоже самое время отмечают снижение качества такого обучения из-за отсутствия прямого контакта с преподавателем. Это может быть вызвано как техническими и организационными моментами, так и неготовностью взаимодействовать в условиях дистанта.

5) Социальные отношения студент-преподаватель находяться в стадии становления и развития в формате дистанционного обучения. Противоречивое отношение к такой форме обучения затрудняет становление новых  норм и правил  социального взаимодействия между преподавателем и студентами.

Актуальным остается вопрос о том, где можно, а где нельзя заменить преподавателя и живое общение между участниками образовательного процесса форматом он-лайн.

 

Литература

  1. Алешковский И.А и др Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности//Высшее образование в России № 10 2020 режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/studenty-vuzov-rossii-o-distantsionnom-obuchenii-otsenka-i-vozmozhnosti/viewer, дата обращения 16.12.2020
  2. Бек, У. Общество риска: на пути к другому модерну/ У. Бек. – М. : Прогресс-традиция, – 254с
  3. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество/ Д. Белл. М.: Academia, 1999. – 198с.   . Белл, Д.  Грядущее постиндустриальное общество/ Д. Белл. М.: Academia, 1999. – 198с.   .
  4. Денисова О.А Кун О.А. Денисов А.П Дистанционное образование глазами студентов (по материалам анкетирования) // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4 режим доступа https://science-education.ru/ru/article/view?id=30014, дата обращения 16.12.2020
  5. Инновационные процессы в образовании: Основные материалы Болонского процесса/ под ред Касевича В.Б. – Спб.: Изд-во С-Петерб ун-та, 2006. – 218с.
  6. Мыльникова С В Дистанционное обучение как инструмент перехода к цифровой цивилизации// Цифровое общество – новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития: материалы Всероссийской научной конференции XIV Ковалевские чтения 12- 14 ноября 2020 года / Отв. редакторы: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. – СПб.: Скифия-принт, 2020. –С.190-191
  7. Парсонс, Т. О социальных системах/ Парсонс Т. – М.:МГУ, 2003.- 660с.
  8. Рогожова Н.А., Андронов И.С. Модели адаптации к дистанционным методам обучения студентов очной формы обучения в условиях пандемии (на примере СПБУТУИЭ) // В сборнике: Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук. Сборник трудов участников Четвертой Международной заочной научно-практической конференции. 2020. С. 377-384
  9. Роль дистанционного обучения в современном образовании// Мир науки ,культуры, образования 2020 № 3 (82), режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/rol-distantsionnogo-obucheniya-v-sovremennom-obrazovanii, дата обращения 11.01.2021
  • Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» режим доступа http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728, дата обращения 16.12.2020
  • Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ дата обращения 16.12.2020
  • Шипилов А.В Возвращение домой. Заметки из самоизоляции// Социс 2020 № 8 С.120-129,
  • Штыхно Д.А, Константинова Л.В, Гагиев Н.Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: возможности и риски// Открытое образование 2020. Электронный ресурс, режим доступа https://openedu.rea.ru/jour/article/view/763 дата обращения 11.01.2021

Вернуться назад