ИНТЕЛРОС > №4, 2012 > Место идеологических факторов в развитии гражданского общества

Азим Тургунов
Место идеологических факторов в развитии гражданского общества


14 марта 2013

Формирование и совершенствование гражданского общества является индикатором демократических преобразований и строительства справедливого правового государства, где во главу угла ставятся интересы и благополучие каждой личности. Процессы развития гражданского общества в Узбекистане связаны со становлением национальной идеологии. По прошествии 20 лет независимого развития можно констатировать тот фат, что в нашей стране были созданы все условия для успешного развития демократического общества. Нельзя не отметить важную роль идеологических факторов, влияющих на становление атрибута демократии – гражданского общества.

Понятие «национальная идея» в толковых и энциклопедических словарях встречается редко и, поэтому, в многочисленных трудах и публикациях она определяется по-разному. Однако из этих, часто пространных, определений, как например, в «Современном философском словаре», можно сформулировать следующее более краткое: «Национальная идея выражает цель и смысл бытия данного этноса – народа, нации в настоящем и будущем, с учетом прошлого исторического опыта и опыта других народов».

Национальная идея, как стратегия выживания, процветания и развития в настоящем и будущем, объединяет народ независимо от личных убеждений и идеологий различных группировок – партий и движений, легитимность которых определяется соответствием их деятельности целям нации, сформулированным в национальной идее, выражающей волю большей части народа – титульной нации.

Национальная идея меняется с течением времени, когда перед нацией открываются новые перспективы и возможности, возникают новые проблемы, обусловленные внутренними или внешними факторами. В этом случае национальная идея корректируется.

Однако когда в жизни нации происходят резкие, часто неожиданные и болезненные перемены, и прежняя национальная идея становится неприемлемой, тогда возникает, осознанная обществом, необходимость сформулировать новую Национальную идею – новые цель и смысл ее бытия.

Понятие «идеология» в литературе и научных исследованиях имеет множество смысловых оттенков своего определения. В значительной степени это обусловлено историей происхождения и применения этого термина. В истории понятия «идеология» можно выделить три основных этапа его историко-логической эволюции:

– Идеология как наука об идеях, которая изучает их происхождение и закономерности проявления в практике развития общества;

– Идеология как понятие, отличающее и обозначающее социально-политическую направленность и значимость различных взглядов, теорий, концепций и т.д.;

– Идеология как предмет исследования и как инструментальное понятие в социальных науках.

Традиционный подход западной науки к исследованию идеологии основывается преимущественно на трех основных пунктах:

– Тезис о плюрализме идеологий;

– Определение идеологии как ложного или сочетания ложного и истинного сознания;

– Сведение идеологии к предвзятости в суждениях, отрицание в ней творческого начала.

Экономические и социальные реформы оказали мощное воздействие на перестройку идеологических установок и моральных ценностей, открыв в начале 1990-х гг. дорогу радикальной либеральной идеологии, одним из положений которой провозглашалась необходимость отказа государственных институтов от функции воспитания личности, ограничение их влияния на личность мерами социально-образовательного характера. Отчасти успех радикальных либералов был связан с тем, что в общественном сознании термин «идеологическое воспитание» был связан исключительно с марксистско-ленинской доктриной и теми негативными моментами, которыми изобиловала система воспитания советского человека нового типа. Восприятие идеологии в целом носило негативный оттенок, поскольку последняя трактовалась как инструмент классовой борьбы, актуальность которой в последнее время существования СССР вызывала обоснованные сомнения.

На этом фоне построение демократического, правового государства и гражданского общества стало первоочередной задачей, стоящей перед народом Узбекистана с первых же дней его независимости. Под термином «гражданское общество» следует понимать определенный тип (состояние, характер) общества, имеющее свою социально-экономическую и правовую природу, степень развитости, завершенности, отвечающее ряду выработанных историческим опытом народа критериев. Это более высокая ступень в социальном развитии общности, мера его зрелости, разумности, справедливости. Подлинного расцвета нации можно добиться только в условиях гражданского общества, где главная задача государства будет - определение стратегии и контроль за его реализацией. Органам государственной власти в условиях существования совершенной системы гражданского общества остается выполнение лишь ключевых общенациональных функций, таких как оборона, государственная безопасность, внешняя политика, формирование валютно-финансовой и налоговой систем, принятие законов.

Для гражданских обществ характерны три особенности.

Во-первых, наличие множества ассоциаций или, в более общем плане, центров социальной власти. В этом смысле гражданское общество несовместимо с жесткой, единовластной государственной машиной.

Во-вторых, относительная независимость этих центров социальной власти. В силу своей способности к самоорганизации эти центры власти противятся контролю со стороны государства.

В-третьих, чувство гражданской ответственности, а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция - все это необходимые элементы подлинно гражданского общества.

Институтами гражданского общества являются органы самоуправления граждан (махалли), партии, движения, профессиональные союзы, общественные объединения и Фонды, негосударственные некоммерческие организации (ННО). Они направлены на содействие росту гражданской активности, национального самосознания, политической культуры и высокой духовности членов общества, чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, желания реализовать свой потенциал, своими руками строить свое будущее.

Основным направлением деятельности институтов гражданского общества является защита демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов человека. Развитые структуры негосударственных и общественных организаций предназначены для обеспечения и поддержки равновесия интересов в обществе, они служат пропорциональным противовесом государственным структурам в политической и социальной сферах. По мере обретения устойчивости и укрепления авторитета в обществе гражданские институты превращаются в важнейший инструмент общественного контроля над деятельностью государственных и правительственных структур.

Наиболее важной составляющей гражданских институтов являются негосударственные некоммерческие организации (далее ННО). Согласно общепризнанным трактовкам данного понятия, ННО – это самоуправляемая организация, созданная на добровольной основе физическими и (или) юридическими лицами, не преследующая извлечения дохода (прибыли) в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученные доходы между ее участниками (членами). ННО создается для защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, других демократических ценностей, достижения социальных, культурных и образовательных целей, удовлетворения духовной и иных нематериальных потребностей, осуществления благотворительной деятельности, в иных общественно полезных целях.

Создание различных ННО не является целью само по себе. Они призваны содействовать развитию институтов гражданского общества, распространению и укреплению их воздействия на население, укреплению многовековых духовно-моральных ценностей, идей компромисса и межрелигиозного согласия.

Ещё раз отметим, что процесс модернизации в Узбекистане немыслим без формирования развитого гражданского общества, основу которого составляет активное включение личности в общественные процессы. Реализация гражданских инициатив, активное включение граждан в процесс формирования социальной политики способствует развитию институтов гражданского общества. К таким институтам относятся все организации и ассоциации, которые существуют вне государства, включая политические партии и рынок. Сегодня сама жизнь, как указывает Глава нашего государства Ислам Абдуганиевич Каримов, все более настойчиво ставит  на повестку дня вопрос  об активизации работы по реализации принципа  «От сильного государства  – к сильному гражданскому обществу» смысл и содержание которого  заключается в том, что по мере осуществления социально-экономических, общественно-политических реформ, избранной нами модели государственного и общественного строительства во главу угла выдвигается задача усиления роли граждан в управлении  страной, что на деле означает дальнейшее развитие всей системы институтов гражданского общества, её гармоничное интегрирование  в процесс управления государством, административно-территориальными образованиями[1].

В Узбекистане после обретения независимости появились ряд таких общественных движений, которые активно влияют на жизнь страны. Это молодежное движение «Камолот», которое выражает интересы молодежи всех возрастов и активно участвует в государственных программах, влияя тем самым на принятие решений; это и Экологическое движение, насчитывающее в своих рядах более 100 экологических ННО.

Идеологические факторы несомненно занимают важное место в развитии гражданского общества. Так например, через различные благотворительные фонды, ННО, общественные жизни освещаются все реформы, проводимые в нашей стране, что бы ни один гражданин не оставался в стороне от изменений, происходящих в обществе и ведущих его к процветанию.

В отличие от государственных и коммерческих организаций, под некоммерческим (третьим) сектором понимается «совокупность (система) групп населения и организаций, не ставящих перед собой целей увеличения личного дохода непосредственно через участие в работе таких групп и организаций или через владение ими»[2].

В законе «О негосударственных некоммерческих организациях» РУз[3] определяется термин неправительственные организации (ННО) как самоуправляемая организация, созданная на добровольной основе физическими и(или) юридическими лицами не преследующая извлечение дохода(прибыли) в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученные доходы (прибыль) между её участниками (членами). В своей деятельности ННО ориентированы на достижение конкретных результатов посредством руководства людей, объединенных общими интересами. Негосударственные  организации решают самые разнообразные задачи и выполняют множество гуманитарных функций, например, доводят до сведения правительств нужды и чаяния людей, удовлетворяют потребности малоимущих, детей-инвалидов, решают молодежные проблемы, ННО обеспечивают анализ и экспертную оценку политических проблем, действуют в качестве механизма «раннего оповещения» и помогают осуществлять контроль за выполнением международных соглашений (составление альтернативных отчетов для ООН). Многие неправительственные организации созданы с целью решения конкретных проблем, например в области прав человека, окружающей среды, здравоохранения, образования, культуры и т.д.

Появление  общественных объединений как формы формирующегося гражданского общества в Узбекистане  сопровождалось процессом смены политического устройства страны. Начало 90-х годов ознаменовалось бурным ростом общественных организаций Узбекистана. Граждане стали создавать спортивные, культурные, социальные, образовательные,  другие общественные организации. В результате к началу 2000 года в Узбекистане было зарегистрировано около 5 тысяч общественных организаций.

Президент Узбекистана реализацию на деле задачи формирования  основ гражданского общества  связывает с постепенным, поэтапным сокращением  ограничением государственных, центральных функций, передачей их обществу, местной власти, органам самоуправления граждан. «Насущные, каждодневные заботы, интересы человека призван обеспечивать,- как отмечает известный в Узбекистане политолог  В.В. Дубков,  – он сам. Как самостоятельный хозяин, независимый потребитель  и свободный гражданин. Создавать же необходимые правовые, политические, экономические, культурные и другие условия для этого призвано государство вместе  с гражданским обществом»[4].

Поэтому существование надежной социальной организации гражданского общества в Узбекистане  без учёта идеологических факторов, помогающих сформировать новое независимое демократическое и гражданское сознание и мышление у личности, а также без независимых, активных и жизнестойких общественных объединений невозможно. Как указывает Глава государства: «Считаю важным направлением законодательной деятельности дальнейшее развитие нормативно-правовой базы  деятельности гражданских и общественных институтов, негосударственных некоммерческих организаций   с тем, чтобы они могли занять свою нишу в системе принятия решений, отстаивания  интересов тех слоёв и структур общества, которые они представляют»[5].



[1] Каримов И.А. Модернизация страны и построение сильного гражданского общества  - наш главный приоритет. Доклад Президента И. Каримова на совместном заседании Законодательной Палаты и Сената Олий Мажилиса РУ. 27 января 2010г.

[2] Сунгуров А. Структуры гражданского общества и становление института Уполномоченного по правам человека в Российских регионах. С.23

[3] Закон Республики Узбекистан «О негосударственных некоммерческих организациях».1999.С.2

[4] Дубков В.В. От сильного государства к сильному гражданскому обществу. // См. в кн. «Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане». Ташкент, 2008. С.120.

[5] Каримов И.А. Модернизация страны и построение сильного гражданского общества  - наш главный приоритет. Доклад Президента  И. Каримова на совместном заседании Законодательной Палаты и Сената Олий Мажилиса РУ. 27 января 2010 г.

 


Вернуться назад