ИНТЕЛРОС > №4, 2012 > Национальная нравственная культура в семейном воспитании в Узбекистане

Каримахон Нажмидинова
Национальная нравственная культура в семейном воспитании в Узбекистане


14 марта 2013

По инициативе Президента Республики Узбекистан Ислама Абдуганиевича Каримова 2012 год был провозглашён Годом крепкой семьи. И это не случайно. Узбекистан, уже в первые годы своей независимости одной из приоритетных задач наметил воспитание здорового поколения - «...здоровое не только физически, но и со здоровым духом, мыслью, твердой верой, образованное, высоконравственное, смелое и отважное, любящее свою Родину»[1].

Как известно, ребенок в семье впервые знакомится с культурой и бытом, усваивает национальные обычаи и традиции своего народа, родной язык. Семья с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства ребенка, под руководством близких он приобретает свой первый нравственный опыт. Следовательно, ответственность за воспитание подрастающего поколения в первую очередь лежит на семье.

Как показывает социологический анализ, институт семьи играет огромную роль в нашем обществе. Главными приоритетами осуществляемых в Узбекистане под руководством Президента Ислама Каримова масштабных социально ориентированных реформ являются воспитание подрастающего поколения физически здоровым и духовно зрелым, формирование в обществе высокой нравственности на основе национальных и общечеловеческих ценностей в целях ускоренного социально-экономического развития страны. В реализации поставленных задач большая ответственность возлагается на институт семьи, который обладает для этого необходимым потенциалом.

Это еще раз подтвердил проведенный опрос населения[2]. Респонденты определили семью как нравственную основу общества и фундамент воспитания личности. Граждане нашей страны высоко оценивают принимаемые руководством Узбекистана меры по укреплению этого социального института, 85,2 процента из них считают, что государство заботится об их семьях в «высокой» и «достаточной» степени.

Основными факторами формирования нравственности человека они называют семью (80,9 процента), уникальный общественный институт - махаллю (56,5 процента), образовательные учреждения (49,6 процента) и социальную среду (45,8 процента). Довольно заметную роль в жизни современной семьи в нашей стране играет сфера культуры, которая призвана формировать мировоззрение молодежи, ее ценности и вкусы. По данным опроса, важное значение в воспитании нравственности имеет также наличие в семье домашних библиотек.

Характерной особенностью индивидуального и общественного сознания граждан Узбекистана является приоритет духовно-нравственных ценностей. Узбекистанцы гордятся великими предками своего народа, его научным и историческим наследием, гостеприимством и трудолюбием. Образ жизни и культура 49,1 процента респондентов основаны на национальных обычаях и традициях – это укрепляет их национальные чувства.

Фундамент духовности, нравственные качества личности закладывается в раннем возрасте в семье. И от того, насколько родители понимают закономерности усвоения моральных норм на том или ином возрастном этапе, зависит создание благоприятных условий для нравственного развития личности. Поиск путей оптимизации семейного воспитания предполагает определение содержания нравственного воспитания детей в семье. Именно родителям предстоит помочь ребенку преодолевать неизбежные противоречия между личными желаниями и общественными нуждами, между собственными потребностями и ожиданиями окружающих.

Усвоение новыми поколениями общественно выработанных, исторически сложившихся форм регуляции личных и общественных интересов, является одним из важнейших путей достижения человеческого способа жизнедеятельности. Духовное наследие прошлого сохраняется и передается не только в виде памятников, науки и искусства, оно включает в себя разнообразные формы социального управления нравственным развитием человека, среди которых наиболее значимыми являются обычаи и традиции.

Обычаи и традиции нашего народа - это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему наш народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию. «Сохранение, развитие и верность таким, присущим нашему народу и сохраняющимся на протяжении веков традициям, как постоянное проявление уважения к нашим дедам и отцам, получение их благословения, забота о наших малышах - долг и обязанность каждого из нас»[3].

Выдающиеся среднеазиатские мыслители прошлого Абу Наср аль Фараби, Абу Рейхан Бируни, Али Ибн Сина, Юсуф-хас Хаджиб, А.Югнаки, Д.Давани, А.Навои и многие другие внесли неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки, культуры, просвещения. В их трудах красной нитью проходит мысль о необходимости нравственного воспитания подрастающего поколения. Огромное внимание ученые уделяли таким проблемам нравственности как честь, достоинство, добро и зло, справедливость и совесть и др., при этом отмечая, что формирование разносторонней личности может осуществляться лишь путем обучения и воспитания[4].

Понимая всю сложность и трудность воспитания детей, они стремились определить содержание воспитания и обучения (Ибн Сина), дать обоснование методам нравственного воспитания, которые в первую очередь должны осуществляться в семье. Воспитание - есть основная обязанность родителей[5].

Ценной является мысль ученых о том, что надо уважать личность ребенка, изучать его интересы, учитывать их природные возрастные особенности (Ибн Сина, Д.Давани, А.Навои)[6].

Характеризуя традиции и обычаи как факторы воспитания семейного воспитания, необходимо отметить, что традиция- это процесс воспроизводства у новых поколений людей социального и культурного наследия народа, которые были выработаны им в течение длительного времени (веками, столетиями). В качестве традиций выступают определенные обществом установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.п. Традиции прямо обращены к духовному миру человека, они выполняют роль средства стабилизации и воспроизводства общественных отношений не непосредственно, а через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями. Обычай же вводит молодое поколение в русло, проложенное старшими поколениями, через отдельную регламентацию действий в конкретных ситуациях.

Обычаи и традиции - это два рядом идущих канала, по которому старшие поколения передают молодым опыт своего социального поведения, свои нравственные убеждения и чувства, способы и приемы общественной деятельности.

Обычаи и традиции выполняют две общие для них социальные функции - являются средством стабилизации этих отношений в жизни новых поколений. Но эти функции они осуществляют различными путями: обычай - путем детальных предписаний действий в конкретных ситуациях; традиции - прямо обращены к духовному миру человека и выполняют свою роль через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями. Кроме того, каждое из них имеет свое идейное содержание (формулу).

Например, национальная узбекская традиция - уважительное отношение к старшим. Норма (или принцип) этой традиции - всегда, везде с уважением относиться к старшим по возрасту, не зависимо от их положения, звания, должности.

Обычай (детальное предписание) уважительного отношения к старшим - первым приветствовать старших, уступать место в транспорте или в других общественных местах, не перебивать разговор старших, пропускать их вперед и др. Так же к нравственным традициям нашего народа относятся забота о младших, трудолюбие, гостеприимство, уважительное отношение к учению, учителям, ученым. Между обычаями и традициями проходят две главные разграничительные линии. Первая разделяет два вида общественных отношений (социальное и общественное) по степени их простоты и сложности, по частоте повторяемости. Вторая линия проходит через их функциональные признаки.

Нравственность личности определяется через нравственные качества (характер, бесхарактерность, воля, безволие, достоинства и недостатки); нравственные чувства (любовь и ненависть, стыд и бесстыдство, радость, печаль, горе и др.); нравственные принципы (самоотверженность, эгоизм, коллективизм, индивидуализм, гуманизм, правда, ложь и др.); нравственное поведение (слово и дело, обещание и исполнение, помощь, услуга, дар и благодарность, добро и зло, культура поведения, вежливость и грубость, манеры и этикет).

Нравственное воспитание будет эффективным в том случае, если родители будут знать требования, предъявляемые нашим обществом к семье, к воспитанию подрастающего поколения; в процессе нравственного воспитания старших дошкольников будут использованы национальные узбекские традиции с учетом возрастных особенностей детей; родители будут постоянно повышать свое педагогическое образование с учетом современных достижений педагогики, психологии, с использованием богатого духовного наследия мыслителей Востока и Запада по вопросам семейного воспитания.

«Воспитание наших детей в дошкольном возрасте на основе наших традиций и обычаев, оставшихся в наследство от наших предков, в духе уважения к национальным ценностям, с применением современных методов педагогики, ознакомление их с открывающимися для них чудесами мира - все это, - как говорил Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов на торжествах посвященных восьмой годовщине Конституции Республики Узбекистан, - должно быть основной задачей родителей и воспитателей»[7].

Опираясь именно на такие высокие нравственные обычаи и традиции в семейном воспитании возможно формирование гармонично, всесторонне развитой личности.



[1] Каримов И. «Наша высшая цель - независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа».      Т.8 - Т.: «Узбекистан», 2000, с. 94

[2] По материалам Центра «Ижтимоий фикр» («Общественное мнение»)

[3] Каримов И. «Наша высшая цель - независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа», С. 334

[4] Касымова Х.И. Использование национальных традиций в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста в семье. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ташкент, 2000. С. 11

[5] Там же

[6] Там же

[7] Речь Президента Ислама Каримова на торжествах, посвященных восьмой годовщине Конституции Республики Узбекистан. // Народное слово, 2000, 8 декабря

 


Вернуться назад