ИНТЕЛРОС > №1, 2012 > Этика в университетской традиции в России XVIII-XIX вв. Овчинникова Е.А.
|
Первые представления об этике как определенном знании, науке «ифике», были связаны на Руси с именем Аристотеля, который воспринимался прежде всего как «философ нравоучительны». Его имя встречается в «Изборниках», «Пчеле». Аристотелю часто приписывались нравоучительные высказывания, афористические суждения, вошедшие в обиход народного сознания нравоучительные поговорки и пословицы. В некоторых афоризмах Аристотелю приписывались наставления в христианских добродетелях. В XVI в. упоминание об Аристотеле встречаем у Андрея Курбского, который пишет о своем знакомстве с текстами аристотелевских сочинений: «Прочитах, рассмотрях физические и обучахся и навыкох еттических». Федор Карпов в известном Послании митрополиту Даниилу упоминает Аристотеля и приводит цитату из Десятой книги «Никомаховой этики», называя его «философ нравоучительны», а трактат Аристотеля — «Нравом». Таким образом, можно заметить, что представления об этике как нравоучительной науке в древнерусской книжности связывались с именем Аристотеля. Однако, отношение к наследию Аристотеля в Древней Руси было неоднозначным. К XVII в. четко определились две противоположные позиции. С одной стороны, «афинейская премудрость» рассматривалась древнерусскими книжниками как форма западной рациональности, несовместимая с истинной верой. «Аз бо есмь груб умом и словом невежа, — писал Епифаний Премудрый, — .... Ни Платоновых, ни Аристотелевых бесед не стяжах, ни философиа, ни хитроречиа не навыкох...» Подобные суждения можно встретить у многих древнерусских книжников: Филофея Псковского, Зиновия Отенского, Артемия Троицкого. Вернуться назад |